ЗАНЯТИЕ 1.1.5
Физиология микробов. Бактериологический метод диагностики(продолжение).Методы культивирования облигатных внутриклеточных паразитов
Цель занятия:
изучить условия и методы культивирования анаэробных микроорганизмов, методы культивирования облигатных внутриклеточных паразитов.
Студент должен знать:
- Способы получения энергии бактериями (дыхание, брожение).
- Методы культивирования анаэробов.
- Методы культивирования риккетсий, вирусов.
- Типы взаимодействия вируса с клеткой, стадии репродукции вируса.
Студент должен уметь:
применять бактериологический метод диагностики для идентификации бактерий.
Студент должен владеть:
· алгоритмом лабораторной диагностики инфекционных болезней;
· методами анализа и оценки результатов лабораторной диагностики по выявлению возбудителей.
Работа№1. Схема бактериологического метода диагностики анаэробных инфекций
Цель: выявить особенности бактериологического метода диагностики для анаэробных инфекций.
Самостоятельная работа: разобрать схему выделения и идентификации микроорганизмов с анаэробным типом дыхания.
Алгоритм выделения чистых культур анаэробных микроорганизмов
1 этап
2 этап
3 этап |
а) г)
4 этап |
б) |
д)
в)
2 этап.Посев материала на питательные среды с целью получения изолированных колоний
(среды обогащения: сахарный бульон, тиогликолевая среда, железосульфитная среда)
3 этап.Накопление чистой культуры
4 этап.Идентификация выделенной чистой культуры:
а) изучение морфологических и тинкториальных свойств;
б) изучение культуральных свойств;
в) изучение биохимических свойств;
г) биопроба на лабораторных животных – изучают клинику и патогенез заболевания,реакция нейтрализации токсина на лабораторных животных;
д)определение чувствительности микробов к антибиотикам диско-диффузионным методом (метод бумажных дисков).
Вывод: ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работа №2. Методы создания анаэробных условий
Цель: изучить методы создания анаэробных условий (см.теоретическую справку).
Самостоятельная работа: рассмотреть предложенные питательные среды и оборудование для культивирования анаэробов, назвать метод создания анаэробных условий.
Метод | Рисунок | Результат |
1) Вейнберга (сахарный агар) | ||
2) анаэростат, эксикатор | ![]() | |
3) тиогликолевая среда | ||
4) метод Фортнера |
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа №3. Биохимическая активность анаэробов
Цель: изучить биохимическую активность анаэробных бактерий.
Самостоятельная работа: указать, какая биохимическая активность анаэробов проявляется на демонстрационных средах.
Среда | Рисунок | Результат |
1) Вильсона - Блера | ||
2) молоко | ||
3) Цейсслера (кровяно-сахарный агар) |
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа № 4.Методы культивирования риккетсий, хламидий, вирусов
Цель: разобрать основные принципы выделения и индикации облигатных внутриклеточных паразитов.
Самостоятельная работа: описать основные живые модели для культивирования внутриклеточных паразитов.
Внимание! Заражение эмбриона происходит в асептических условиях, а вируссодержащий материал должен быть освобожден от бактерий путем добавления антибиотиков.
Куриный эмбрион
1. Воздушное пространство
2. Отверстие в скорлупе
3. Скорлупная оболочка
4. Хорионаллантоисная оболочка
5. Желточный мешок
6. Белок
7. Амнион
8. Плод
9. Аллантоисная полость
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Культура тканей
Нормальная культура ЦПД ЦПД
(очаговая гибель) (образование симпластов)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторные животные
Вывод: _______________________________________________________________________
Подпись преподавателя___________________________________________________
Самостоятельная работа во внеурочное время
Ответить на вопросы:
1) Что изображено на фотографии? Цель применения устройства? Какие дополнительные технические средства и среды нужно использовать?