Разнообразные социальные проблемы требуют от социального педагога предоставления помощи с целью достижения социальной адаптации детей, молодежи, отдельных личностей разного возраста, групп, социальных слоев населения. Выделяют четыре вида адаптации:
1) биологическую, которая характеризует процессы приспособления человека к природной среде. 2) физиологичную – оптимальное приспособление человеческого организма к окружающему миру.
3) психологическую – психическая организация, индивидуально-личностное приспособление;4) социальную – приспособление к социальным отношениям, требованиям, нормам социального уклада. Адаптация социальная – это процесс и результат приспособления человека, группы к среде, которая изменяется, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий.
53) Социальная реабелитация как технология социальной работы и ее методы. Социальная реабилитация как технология социальной работы — это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию.Виды реабилитации: медицинская, профессионально-трудовая, социально-средовая, социально-психологическая, социально-правовая и др.
Социально реабилитировать человека означает выполнить систему действий по восстановлению или обретению им определенных прав, привилегий и обязанностей.В зависимости социальных или личностных проблем людей, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:Социально-медицинская; Социально-психологическая;Социально- педагогическая; Профессиональная и трудовая
54) Социальная работа в системе социального обслуживания. Социальная служба - предприятия и учреждения, независимо от форм собственности предоставляющие социальные услуги.
|
Социальное обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию соц-бытовых, соц-мед, психолого-педагогических, соц-правовых услуг и материальную помощь, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Виды социального обслуживания:1) материальная помощь,2) социальный патронаж,3) социальное обслуживание в стационарных условиях,4) предоставление временного приюта,5) организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания,6) консультативная помощь,
7) реабилитационные услуги.
55) Нормативно-правовые основы социальной работы. Нормативно - правовую базу, имеющую отношение к соц.работе можно разделить на 3 уровня правовой системы: международный, федеральный и уровень субъектов РФ.
На федеральном уровне существует два типа документов: законы как акты, обладающие высшей юр.силой;подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, приказы министерств и ведомств). Кроме основополагающих, есть также правовые нормативные акты, имеющие программный характер.
Есть также общесоц.-ые, относящиеся ко всему населению, и «адресные», направленные на конкретные «слабые» слои, правовые нормативные акты.
56. Практика СР с детьми и подростками. Основные социальные проблемы детей и подростков вызваны их объективным психофизиологическим, интеллект и социальным статусом, состоянием общества, в котором они живут.
|
Всё множество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети, можно с определённой степенью условности разделить на следующие группы:1.Порождённые возрастными особенностями детей
.2.Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка 3.Порождённые деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми
4.Порождённые особенности социально-экономического и социально политического развития общества
Основные методы социальной работы с детьми и подростками сводятся к следующим:
1.Социально-психологические
2.Социально-педагогические
3.Социально-медицинские
4.Социально-правовые
5.Социально-экономические
6.Социально-групповые
Создаются системы органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
57. Практика с неблагополучными семьями. Социально - неблагополучная - это семья: 1) педагогически несостоятельная; 2) аморальная; 3) конфликтная; - 4) семья, где родители злоупотребляют алкоголем; 5)семья, где люди страдают наркотической зависимостью.Социальная работа с семьей направляется на реализацию семейной политики государства, разработку механизмов обеспечения жизнедеятельности и защиты семьи.Социальный работник, осуществляющий социальную работу с проблемной семьей, выступает в трех основных ролях: советника, консультанта, защитника.
58) Практика социальной работы с инвалидностью. Основная цель социальной работы с инвалидами - ликвидация социальных барьеров инвалидности. Организация системы социальной помощи, поддержки и защиты инвалидов требует учёта «внутренних» особенностей этой категории людей: возраста, возможности трудиться, способности к передвижению и т.п. Этим определяются основные виды инвалидности, ставящие перед социальными работниками, медиками, педагогами и другими специалистами достаточно специфические задачи.К основным принципам реализации социальной политики в отношении инвалидов относятся:
|
- социального партнёрства, совместная деятельность по социальной поддержке и защите инвалидов;
- социальной солидарности;
- участия, направленный на привлечение самих инвалидов к разработке соответствующих социальных и государственных программ, к решению собственных проблем;
- социальных компенсаций, создание доступной и комфортной для инвалидов среды жизнедеятельности;
- государственных и общественных гарантий, предполагающий, что независимо от своего экономического, социально-политического состояния, общество и государство никогда не бросят инвалидов на произвол судьбы.
59) Практика социальной работы с пожилыми. Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь. И это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся. Органам же государственной власти в области социальной поддержки пожилых людей необходимо:1) способствовать повышению качества социально-медицинских услуг;2) обеспечить достаточный размер пенсий и уровень монетизации льгот для достижения достойного уровня жизнедеятельности;3) повысить качество жизни в специализированных учреждениях для престарелых;4) обратить внимание общества к проблемам пожилых людей таким образом.
60) Теория и практика социальной работы за рубежом. В настоящие время во многих странах используется смешанная модель социального благосостояния: в Германии, Франции, Швеции, Канаде, Бразилии функционируют, дополняя друг друга, государственные, неправительственные, некоммерческие и частные социальные службы; в США и Великобритании приоритет в области социального обслуживания отдан общественным, частным и коммерческим социальным службам, число которых постоянно возрастает в последние годы.Социальный работник как субъект специфической деятельности должен владеть немалым арсеналом умений и навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права.Поэтому для социального работника важно знать опыт социальной работы зарубежных стран