Планирование проекта
Социальное проектирование представляет одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию кардинально преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и социальном управлении.
22)Этнологические аспекты теории СР. Под этноцентризмом понимается такая система взглядов, согласно которой ценности, культура, образ жизни, традиции одной этнической группы являются основным критерием для восприятия и оценки других этнических общностей.Практика с.р. с этночувствительными группами клиентов предполагает наличие определенных знаний у с.р-ка, таких, как знание культуры клиента, особенности соц. ценностей и ориентаций и тд.В процессе взаимодействия с такими клиентами с.р-к должен придерживаться следующих принципов: осуществлять поддержку на основе понимания социокультурного своеобразия клиента; оказывать помощь клиентам без предубеждений по отношению к ним; планировать совместно с клиентами решение их проблем, чему должна способствовать система административных действий;
23. История становления социальной работы за рубежом. В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику: Архаический период.Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в помощь членам своей общины.Период общественной. Характеризуется отсутствием государственной систему социальной помощи населению.Преобладание церковной благотворительности. Самая распространенная форма помощи подача милостыни. Бесконтрольное подаяние приводит к формированию профессионального нищенства. Период церковно-государственной благотворительности. Постепенно начинает формироваться первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищим.
|
22."Этнологические аспекты теории социальной работы" Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры.Социальная работа с социально-этническими группами имеет два аспекта:
1) во-первых, это использование технологий по предотвращению, недопущению конфликтных ситуаций, кризисных явлений в межэтнической среде;2)во-вторых, решение проблем, изменение среды обитания социально-этнических общностей, групп с целью достижения уровня жизнедеятельности других проживающих на данной территории социально-этнических общностей, групп.
24." Понятия СР.
Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.специфические понятия социальной работы.
25."Основные понятия и категории в теории социальной работы"
В целях упорядочения многообразия категорий социальной работы, структурируя их ученые чаще всего выделяют следующие группы понятий и категорий:собственные категории социальной работы:социальный работник, социальная работа, социальное обслуживание, социальная защита, адресная социальная помощь; специалист по социальной работе, клиент, социальные службы, социальное обеспечение и др. категории, относящие к социальной работе по преимуществу, но используемые также другими отраслями знания: социальная реабилитация, психосоциальная работа, семейный конфликт; социальная адаптация; социально-медицинские услуги, социально правовые услуги и др. категории не являющиеся специфическими для социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются другими науками: социальные отношения, социальное пространство, общество, государство, социальная стратификация, социальные процессы, социум.
|
26."Основные закономерности принципы теории СР". Закономерности социальной работы можно разделить на: Объективные закономерности - присущие социальной работе
как процессу, по его сущности, неизбежно проявляющиеся, как только он возникает в какой либо форме, независимо от способа, содержания деятельности социального работника.
В качестве объективных закономерностей выделяют закономерности отражающие зависимость содержания социальной работы от целей социальной политики государства.Субъективные закономерности – проявляющиеся в зависимости от деятельности, средств предпринимаемых социальным работником и клиентом.Принципы теории социальной работы — важнейший структурный компонент форм научной теории.Выделяют следующие группы принципов социальной работы:общефилософские, социально-педагогические, организационно-распределительные, психолого-педагогические принципы.
|
27." СР как наука. Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов.
28."социальная работа как учебная дисциплина" Социальная работа как учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основной теории и практики социальной работыприменительно к профилю учебного заведения. Задачи учебных дисциплин — донести добытые наукой знания до обучающихся в наиболее приемлемой и доступной форме.
29."Социальная работа как вид профессиональной деятельности"
Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.... Принципы прав человека и социальнойсправедливости являются фундаментом социальной работы.
30." Принципы СР"
Специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению: принципуниверсальности (отсутствие дискриминации клиентов по каким-либо признакам)... принцип социальногореагирования принциппрофилактической направленности
31)"уровни ср". 1)Федеральный уровень составляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональном масштабе.2)Региональный уровень определяется спецификой региона его природными, климатическими, экономическими, демографическими и другими показателями.3)Муниципальный уровень отражает прежде всего специфику разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне4)4. Локальный уровень связан с особенностями конкретного микросоциума, его социально-культурного своеобразия.
32)"Индивидуальный метод ср" Метод индивидуальной социальной работы, или социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работник совместно с клиентом решает его личностные и социальные проблемы. Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т.п.
33)"Групповой метод ср" Социальная работа с группой – метод, который используется целью оказания человеку помощи через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения.Под методом групповой работы (далее: МГР) будем понимать совместную деятельность людей, которые, работают в группах по 2- 10 чел. над определенными задачами и проблемами, самостоятельно направляют свою деятельность, избирают средства своей работы и устанавливают нормы взаимодействия.
34)"общинный метод ср"
Метод общинной социальной работы основан на взаимодействии социальных служб или социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общегосударственном уровне
35)"системный подход в соц р"
Системно-структурный подход к СР заключается в том, что теория СР как прикладная наука изучает систему СР и социального обслуживания населения, их возникновение, становление, функционирование и развитие.Системный подход предполагает применение системного метода, т.е. набора правил, принципов, процедур, стандартов, приемов и инструкций, технологий и методик подготовки и принятия программ действий с учетом специфики объектов и субъектов социальной работы.
36)"человек как объект и субъект соц р"
Главным объектом и одновременно субъектом социальной работы является человек. Однако не всегда человек может быть субъектом, а объектом выступает постоянно. Это связано с разными этапами его возрастного развития: ребенок, юноша (девушка), взрослый человек, пожилой человек. Ясно, что на первом и последнем этапах он выступает прежде всего в качестве объекта социальной работы, хотя в определенной ситуации и на разных этапах старости он может также быть субъектом.
37)"понятие объект в практике соц р"
Объект – это часть объективной реальности, которая взаимодействует с субъектом.Это люди, нуждающиеся в помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и др..Таким образом, объектом социальной работы являются все люди.
38)"понятие субъект в практике соц р"
Субъекты социальной работы – это люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею.Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся социальной работой профессионально и на общественных началах.
39)"многосубьективность соц р"
Принципом социальной работы является ее многосубъектность.Социальная работа существует и реализуется в обществе на профессиональном и непрофессиональном уровнях. В России, принимая во внимание экономическое, политическое и социально-психологическое состояние общества, важной задачей является соединение всех форм и направлений как профессиональной, так и непрофессиональной социальной работы в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям в интересах людей.
40. Эффективность социальной работы: общее понятие, составляющие, показатели и индикаторы. Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
Нас интересуют, конечно же, в первую очередь социальные показатели как качественные и количественные характеристики состояния социальных объектов и процессов. Применительно к социальной работе социальными показателями являются материальное положение семьи, состояние здоровья, семейное положение клиента, зависимость его от алкоголя, наркотиков и т. д.
Поскольку показатели могут быть достаточно общими, то используют индикаторы, т. е. простые свойства, образующие социальные показатели, доступные наблюдению иизмерению характеристики социальных объектов.
41. Методы оценки эффективности в соц. Работе. Методика — это описание некоего порядка, определенной последовательности, в частности оценки ЭСР. Наиболее типичными разделами методики являются1) назначение;2) контур и предмет оценки эффективности;3) рекомендуемые методы оценки эффективности, их характеристика;4) порядок определения эффективности;5) пример расчета эффективности;6) приложения.Основу методик составляет конкретный оценочный метод или группа методов.Во-первых, оценочные подходы к определению эффективности социальной работы могут быть самыми разными.
Во-вторых, различие контуров и предметов оценки эффективности определяет, соответственно, различие оценочных методик.Существует два определения понятия «эффективность социальной работы» (ЭСР):1) ЭСР — это соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов.2) ЭСР — это фактически достигнутые и необходимые результаты.
42.Социальные проблемы и роль социальной работы в их разрешении. Социальная проблема - это проявление разрыва социальных отношений или нарушение их нормального функционирования вследствие обострения существующих противоречий, которые меняют нормы поведения и ведут к социальным откликам и реакциям. Для социальной работы особую значимость имеют жизненные, личностные проблемы человека. Ведь именно в социальной сфере возникают факторы, которые ведут к неудовлетворению социальных потребностей, Факторы, которые мотивируют или блокируют защиту социальных интересов личности, реализацию ее потребностей. Для правильного понимания роли социальной работы в решении социальных проблем следует обратиться к объективно-субъективной сущности социальной проблемы. Существенное содержание социальной работы включает следующие аспекты: 1)оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, попавшим в трудную жизненную ситуацию путем поддержки и консультирования, реабилитации и тд; 2)актуализации потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложных жизненных условиях;
3)целенаправленную привентивную деятельность в социальной сфере; 4)активное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях с целью обеспечения социально здоровой сферы жизнедеятельности человека. Для реализации этих задач формируется система мер по социальной защите, поддержке и помощи населению.
Проф. требования к соц. работнику
Современный социальный работник - это специалист в области социальной инженерии и социальных технологий.
Независимо от конкретных условий профессиональной деятельности специалист по социальной работе должен:
- Знать теоретические и методологические основы социальной работы, ее исторические корни, традиции и тд;
- Иметь навыки социально-психологического и ситуационного анализа;
-Уметь проводить социологические исследования, прогнозировать развитие социальных процессов и учитывать их результаты в своей работе;
- Обладать организаторскими способностями, высокой общей культурой, педагогическим талантом;
- Иметь необходимое методико-психологическую подготовку, быть наблюдательным, внимательным,и т.п.;
- Быть готовым оказывать квалифицированную юридическую помощь в защите прав клиентов.