Экономика Челябинской области как система: состояние и развитие




 

В настоящее время становление нового привлекательного имиджа отражающего конкурентные преимущества Челябинска и области становится необходимым для инвестиционного развития. Это будет знаком начала нового этапа становления нашего края, выхода из тени на первый план. Путей подобного становления много. Большинство путей связаны с более полной дальнейшей интеграцией экономики региона в национальную и мировую экономику. Все это должно быть направленно на возможно большую региональную и даже международную кооперацию. Ведь наши соседи (они же — региональные конкуренты) шли вперед. Многим, бывающим в Екатеринбурге, эта разница в динамике развития видна невооруженным глазом. Важную роль здесь занимает организация интенсивного взаимовыгодного сотрудничества с соседними городами и регионами, среди которых на первом месте стоит уже отмеченный Екатеринбург.

Потерянная точка отсчета

Основные данные экономической статистики России приводятся начиная лишь с 1995 года. Это вполне объяснимо. В момент развала СССР и революционных преобразований в общественном укладе, при стократном изменении цен, было не до точных статистических подсчетов.

Тогда, порой в течение одного дня было сложно понять, что можно купить на деньги в своем кошельке, а люди верили больше впечатлениям и соседям. Слова предвыборного лозунга Бориса Ельцина того времени — «Голосуй сердцем», по сути, означали — верь впечатлениям и интуиции, а противоречивым фактам и цифрам, особенно исходящим от власти. Но постепенно цифры отчетов (как правило, об успехах) стали снова входить в наш обиход, хотя их сложно назвать точными — все оценить сложно.

Потери Челябинской области после приватизации и структурной перестройки экономики к 1995 году были значительными, объем промышленного производства рассчитанный тогда в сопоставимых ценах упал почти наполовину (впрочем, о точности оценок тогда говорить не приходилось). Однако основной социально-экономический потенциал области был сохранен, как и все ведущие предприятия базовых отраслей: ММК, ЧТЗ, ЧМК, ЧТПЗ, ЗСО, Урал АЗ, АМЗ и другие.

Кризис 1998 года не привел к разрушительным последствиям. Как оказалось, промышленность области имела достаточно резервов развития. Экономика Челябинской области в 1998 году оказалась достаточно сбалансированной и устойчивой. Кризисный спад объема промышленного производства в 13% был преодолен практически за год.

Существенные проблемы у многих предприятий возникли позже. Некоторые из них практически исчезли в более спокойное время начала «нулевых», когда все ждали успеха, восстановления и развития. Пик падения рентабельности и развала предприятий пришелся уже на 2002 год. Доля убыточных предприятий в этом году по данным Росстата превысила 47%, а объем прибыли предприятий даже от показателей не лучшего 2000 года упал до уровня 30%. По сути это были масштабы кризиса, правда локального, затронувшего, прежде всего, Челябинскую область.[6]

В результате в Челябинской области существенно изменилась структура экономики, пришла в упадок и практически «растворилась» вторая базовая отрасль региона — машиностроение. Именно в этой отрасли работала наибольшая по численности часть работников. Особо следует отметить, что в успешные для возрождения «нулевые» годы падение объемов производства машиностроении Челябинской области продолжалось.

За первое полугодие 2001 года ЧТЗ произвел 1620 единиц техники, а за аналогичный период 2009 — 524 единицы. Падение объемов производства — в 3 раза (или иначе — до уровня почти в 25 раз ниже максимально возможного в 25 тыс. единиц).

Автозавод «Урал» (УралАЗ) в 2000 году произвел 8,5 тысяч грузовиков, а за первое полугодие 2011-го — 3085 грузовиков. Роста выпуска нет — объем выпуска на уровне в четыре-пять раз ниже максимально возможного в 28 тысяч грузовиков!). А ведь это лидер машиностроения области.

Таких примеров можно привести много не только из машиностроения, но даже из более прeуспевающей металлургии. О разумном использовании потенциала предприятий и показателях эффективности в подобных случаях можно не уже говорить.

Реально в Челябинской области на протяжении десятилетия наблюдался один из самых неудачных вариантов развития рыночной экономики. Как результат наблюдался постепенный упадок во многих сферах экономики вместо объявленного возрождения. Весь экономический комплекс по сути был предоставлен сам себе и «плыл» в экономический тупик. Преимущественное развитие получили экспортно-ориентированные производства. При этом, даже развитие усеченной «моно»-экономики со стороны руководства области было оставлено практически на самотек.

Серьезных попыток расширения спектра выпуска продукции и углубления степени переработки, внедрения новых технологий со стороны областных властей на протяжение десятка лет замечено не было. А остальные носили, прежде всего, косметический и пропагандистский характер. Наиболее известный и практический единственный крупный проект внутрирегиональной кооперации «Магнитогорский металлургический комбинат — Челябинский трубопрокатный завод» был реализован практический без участия местных властей.[7]

Однако еще долго на время перестройки «списывались» многие из последующих проблем, а афишируемое положение в дел Челябинской области все более отличалось от реального.

Вопрос формирования новой многопрофильной структуры экономики оптимальной для Челябинской области, основанной на современных технологиях и инвестиционных проектов, остался отложенным более чем на десять лет. Его еще предстоит решать, одновременно разбирая достаточно «мутное», во многом сомнительное и коррупционное наследство «лихих нулевых».

Вопрос качества экономических обоснований, достоверности прогнозов и отчетов развития региона, точного отражения реальной экономической ситуации, выделения отражения наиболее интересных и перспективных моментов — то есть формирования «информации к размышлению» для бизнеса, еще требует своего решения.

 

Заключение

 

Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории, на которой развивается система связей и зависимостей между предприятиями и организациями. Основным объектом хозяйственного регулирования в условиях перехода к рыночной экономике и многообразия форм собственности выступает область (край, республика, автономная область и т.д.). Именно это звено обладает всеми признаками системы, в первую очередь свойством целостности. Область в качестве звена региональной экономики является субъектом федерации, т.е. обладает такими полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах, которыми не располагают звенья более низкого уровня иерархии - город, район, сельский населенный пункт. Эти права предоставлены отнюдь не формально, они лишь закрепляют те особые свойства, которые приобретает область в качестве хозяйственной системы.

Региональная экономика как мезоуровень - среднее звено между макро- и микроуровнем - обладает характерными особенностями.

- Будучи подсистемой народного хозяйства региональная экономика не может рассматриваться как изолированная ее часть, соответственно неправомерно возводить в абсолют экономическую самостоятельность регионов - она имеет вполне определенные границы.

- Региональная экономика в большей степени связана с природно-климатическими факторами - наличием полезных ископаемых, других природных ресурсов, благоприятных условий географической среды. Это обусловливает более сильную зависимость уровня развития региона от природных факторов и состояния окружающей среды.

Региональное хозяйство, являясь комплексным по сути, т.е. имея в наличии многие отрасли и производства, определенным образом связанные между собой, не обладает, как правило, гармоничной структурой. Многие регионы узко специализированы на тех или иных сферах деятельности.

Регионы как низовая сфера жизнедеятельности непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства, через регионы осуществляется управление всей страной, в регионах находит воплощение государственная стратегия.

Соответственно региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом, разумеется, специфики региона. Это не исключает особых аспектов управления. Наоборот, учет особенностей позволяет избежать жесткой централизации и бюрократизации хозяйственной жизни. Эффективность управления тем выше, чем свободнее в рамках единого экономического механизма субъект хозяйствования может распоряжаться своими ресурсами.

Иначе говоря, жесткая система управления менее эффективна, ибо ограничивает свободу низовых органов управления, нарушает закон обратной связи и в конечном счете ведет к нарушению саморегуляции. Региональное управление как раз и призвано устранить недостатки жесткой централизации.


[1] См.: Шароков А.Е, Подходы к определению понятия регион и совершенствование региональной социально-экономической системы // Регионы: управление и развитие. 2011. №2. С. 15.

[2] Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов. М., 2010. «Tacis», С. 111.

[3] Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. Учебник. М., 2006. С. 87.

[4] См.: Шароков А.Е, Подходы к определению понятия регион и совершенствование региональной социально-экономической системы // Регионы: управление и развитие. 2011. №2. С. 16.

[5] Дорогов Н. Е. Региональная экономика в системе рыночных отношений (методологические аспекты управления) // Регионы: управление и развитие.2010. №12. С. 31.

[6] Гордеев С.С. Челябинская область: экономика миражей и новый имидж региона // https://www.vip74.ru/ekonomika.ru

[7] Климов А.Е. Власти Челябинской области прогнозируют рост региональной экономики до докризисного уровня в 2011 году // Вечерний Челябинск. 2010. № 12. С. 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: