Было бы ошибкой считать, пусть даже на миг, что многочисленные преимущества астральной жизни перед жизнью физической могут оправдать самоубийство или добровольный выбор смерти. Человек воплощается в физическое тело с целью, которая может быть достигнута лишь в физическом мире. Это те уроки, которые должны быть усвоены именно здесь, а не в других местах. И чем быстрее мы их усвоим, тем быстрее избавимся от необходимости возвращаться в низшую и более ограниченную сферу жизни. Эго, или душе, с большим трудом дается воплощение в физическое тело и жизнь на раннем и достаточно тяжелом этапе детства, когда оно постепенно, прилагая неимоверные усилия, устанавливает контроль над новыми телами, поэтому не стоит эти усилия растрачивать самым глупым образом. В этом отношении лучше прислушиваться к природному инстинкту самосохранения, поскольку долг человека – взять из земной жизни все, что только можно, и постараться сохранять ее столько времени, сколько позволят обстоятельства.
Если человека, жившего низменной, брутальной, эгоистической и чувственной жизнью, неожиданно убьют, то он будет пребывать на седьмом астральном подплане в полном сознании и превратится, скорее всего, в ужасное злобное существо. Охваченный вожделением, которое он более не в состоянии удовлетворить, он будет стремиться утолить свою страсть посредством медиума или одного из чувствительных людей, склонных к одержимости. Подобные существа испытывают дьявольскую радость, склоняя других людей с помощью хитрости и обмана к тем же непристойностям, которым подвержены сами. Именно от них и их оживленных оболочек (их мы рассмотрим позднее) и исходят искушения – так называемый дьявол, как его именуют в церковной литературе.
|
Ниже приводятся проникновенные слова из книги А. Безант «Смерть. А после?» – о жертвах внезапной смерти, которые либо совершили самоубийство, либо погибли в результате несчастного случая и которые при жизни были извращенными и грубыми людьми: «Как скорбные тени кружат они вокруг, если грешны и чувственны… пока не приходит их смертный час. Лишенные жгучего пламени земных страстей, привязывающих их к знакомым сценам, они готовы использовать для удовлетворения страсти любую возможность, которую предоставит им медиум в качестве связующего звена. Это и есть средневековые пишачи, инкубы и суккубы – демоны жажды, алчности и сладострастия; это и есть элементалы, источающие порок, зло и жестокость; это они толкают свои жертвы на отвратительные преступления и ликуют, когда те их совершают!»
Солдаты, убитые на войне, не всегда подпадают под эту категорию, потому что верят, что их дело правое, и при этом не важно, является ли война, в которой они участвуют, с объективной точки зрения справедливой или несправедливой. Для них это призвание и долг чести, и они добровольно и бескорыстно жертвуют своей жизнью. Тем не менее, несмотря на все ужасы войны, а возможно, именно по этой причине она выступает на определенном уровне как важный фактор эволюции. Поэтому мусульманские фанатики, верящие в то, что человек, погибающий в борьбе за веру, вступает в мире ином прямо в райскую жизнь, в какой-то мере правы.
Что касается детей, умирающих в юном возрасте, то они, несомненно, еще не успели наработать прочные связи с низшими подпланами астрального мира, поэтому, как показывает опыт, их очень редко можно встретить в этих местах.
|
Некоторые люди столь отчаянно цепляются за материальное существование, что после смерти их астральное тело не полностью отделяется от эфирной материи. Такие люди находятся в крайне плачевном состоянии: мало того, что они отделены от астрального мира эфирной оболочкой, окружающей их, но они, кроме того, оторваны и от обычной физической жизни, поскольку лишены всяких физических органов чувств.
В результате они так и странствуют, одинокие, безмолвные, боязливые, не способные общаться с существами на других планах. Они не могут понять, что стоит им только ослабить свою неразумную привязанность к физической материи, как всего через несколько мгновений бессознательности они вступят в обычную жизнь на астральном плане. Однако, пребывая в жалком состоянии полубеспамятства, они скорее будут цепляться за свой серый мирок, нежели решатся углубиться туда, где, как они считают или как привыкли верить, их ждет полное уничтожение или даже ад.
Со временем, однако, эфирная оболочка разрушается, и, несмотря на всю их борьбу, все возвращается на круги своя, к естественному ходу вещей. Правда, иногда, то ли из-за безрассудства, то ли в совершенном отчаянии, они сами ослабляют свою хватку, поскольку предпочитают полное уничтожение нынешнему существованию, – и вдруг оказываются перед лицом совершенно неожиданных, ошеломляющих результатов.
В некоторых случаях им может помочь какое-нибудь астральное существо, которое убедит их отбросить свою привязанность к тому, что они считают жизнью, и тогда они освобождаются.
|
В других же случаях они могут быть глубоко несчастными существами, ибо находят возможность восстановить через медиума хоть какую-то связь с физической жизнью, а медиумический «дух-связной», как правило, очень быстро эту связь обрывает.
В данной ситуации «дух-связной» прав, поскольку эти существа, под влиянием нужды и страха совершенно потерявшие совесть, могут овладеть сознанием медиума и даже довести его до безумия, ибо борются за свою жизнь с отчаянием утопающего. Если им это и удается, то только в том случае, когда эго, или душа, медиума настолько ослабляет свой контроль над телами, что делается восприимчивым к нежелательным мыслям и страстям.
Иногда астральное существо может овладеть телом грудного младенца и вытеснить слабую личность, предназначавшуюся для него, а иногда может пойти настолько далеко, что вселяется в тело животного; это случается тогда, когда часть групповой души, которая управляет животным наравне с эго, обладает меньшей властью над телом, чем эго. Такое одержание может быть полным или частичным. Таким образом, одержащее существо еще раз входит в соприкосновение с физическим планом, видит его глазами животного и ощущает любую причиняемую ему боль, то есть, с точки зрения его собственного сознания, оно на какое-то время действительно становится животным.
Человек, который подобным образом вселяется в животное, не может сразу и по собственной воле покинуть его тело; это происходит лишь постепенно и после значительных усилий, что требует иногда многих дней. Как правило, он освобождается только после смерти животного, но и после этого в нем остается часть астральной субстанции, от которой необходимо избавиться. После смерти животного подобная душа пытается иногда овладеть телом другого представителя того же стада или, возможно, другой особью, которая оказывается на пути его отчаянных поисков. Обычно животные, подверженные одержанию, являются менее развитыми представителями животного царства – это коровы, овцы и свиньи. Часть души у более развитых животных, таких как собаки, кошки и лошади, вытесняется не так просто, хотя, в сущности, такое тоже случается.
Все одержания, касается ли это тел человека или животного, суть зло и помеха для одержанной души, поскольку они усиливают его одержимость материальным аспектом и таким образом тормозят его естественный прогресс в астральной жизни, не говоря уже о том, что это создает нежелательные кармические связи.
Если речь идет о человеке, который своим извращенным чувством сладострастия или каким-то иным образом оказывается прочно связан с каким-либо животным, то его астральное тело в этом случае обнаруживает ярко выраженные животные качества и внешним видом может напоминать то животное, чьи свойства были одушевлены в процессе земной жизни. В исключительных случаях человек может привязаться к астральному телу животного и, таким образом, стать пленником его физического тела. Такой человек сознает астральный мир и владеет своими человеческими способностями, но не может контролировать тело животного или проявлять себя через него на физическом плане. Животный организм служит скорее как темница, нежели как тело, да и, кроме того, животная душа никогда не вытесняется, а является, что называется, истинным обитателем тела.
Подобные случаи объясняют, по крайней мере хотя бы частично, веру, распространенную в восточных странах, а именно: что человек в определенных обстоятельствах воплощается в тело животного. Подобная участь может стать уделом человека, который возвращается на астральный план на своем пути к повторному рождению. (Этот процесс описан в главе 24 «Повторное рождение».)
Такого рода людей, которых неизменно привязывает к Земле страх, часто называют «связанными с Землей»; как выразился святой Мартин, такие люди «старожилы», а не «гости»: они не в состоянии вырваться из физической материи, пока их сознанием не овладеет та или иная цель, в которой они особо заинтересованы.
Мы уже убедились в том, что собственно человек после смерти постоянно освобождается от своих внешних тел и что манас, или ум, так же постоянно стремится избавиться от камы – желания. В некоторых редких случаях личность, или низший человек, может находиться под таким жестким контролем камы, что низший манас оказывается полностью в ее власти и не способен освободиться. И тогда связь между низшим и высшим ментальными аспектами – «серебряная нить, связывающая человека с Учителем», – рвется. В оккультизме это называется «потерей души». Это потеря личностного «я», которое отделилось от своих «родителей» – высшего эго, или души, и тем самым обрекло себя на погибель.
В таких случаях низший квадрат отделяется – причем даже во время земной жизни – от триады, то есть низшие принципы, где низший манас находится сверху, освобождается от высших принципов – атмы, буддхи и высшего манаса. Человек устраняется, а животное как безумное срывается с привязи и мчится вперед, унося с собой отражение манасического света, который по идее должен быть его поводырем в жизни. В силу того, что это существо наделено умом, оно оказывается гораздо опаснее, чем просто неразвитое животное. Хотя внешне оно напоминает человека, однако наделено животной природой и абсолютно лишено чувства истины, любви или справедливости.
После физической смерти такое астральное тело оказывается существом, наделенным ужасной мощью, и в отдельных исключительных случаях, при наличии редкостных обстоятельств, может воплотиться в мир людей. Не имея никаких других инстинктов, кроме тех, что присущи животному, оно руководствуется только страстью и никогда чувством, причем с такой хитростью и необузданным коварством, которых нет ни у одного животного; оно действует с непередаваемой низостью и является естественным врагом всех нормальных человеческих существ. Такого рода существо – его называют элементарием – с каждой последующей инкарнацией опускается все ниже и ниже, пока не доходит до самого дна, по мере того как его злобная сила истощается, поскольку оторвана от источника жизни. Оно растрачивается попусту, и, таким образом, это конкретное существование проходит зря.
С точки зрения эго, или души, такая личность не пожинает никакого полезного опыта: «луч» никогда не возвращается обратно, а низшая жизнь полностью и всецело загублена.
Слово «элементарий» используется различными писателями в самых разнообразных значениях, однако было бы желательно, чтобы его значение сводилось лишь к тому существу, которое описано выше.
Глава 16. Астральный план
Эта глава будет посвящена описанию природы, внешнего вида, особенностей и прочих свойств астрального плана, или астрального мира, насколько это позволяет столь сложная тема. Дальнейшие главы будут посвящены перечислению и описанию существ, живущих в этом астральном мире.
Разумный читатель поймет, сколь трудно посредством земного языка дать сколько-нибудь приемлемое описание астрального мира. Эту задачу можно сравнить с попыткой путешественника дать исчерпывающее описание незнакомого тропического леса, через который он только что проехал. Проблема описания астрального мира к тому же осложняется двумя факторами: 1) трудностью передачи на физический план знания о том, что предстает взору на астральном плане; и 2) неспособностью выразить земным языком многое из того, о чем необходимо рассказать.
Одной из существенных особенностей астрального мира является то, что он наполнен тенями; мы находим здесь не только мыслеформы, состоящие из элементальной эссенции и оживотворенные мыслью, но и большое количество самой элементальной эссенции, из которой все время возникают тени и где они вновь исчезают. Элементальная эссенция на каждом подплане представлена сотнями вариаций – примерно так, как воздух, если бы он стал виден, – и находится в постоянном волнообразном движении, переливающемся перламутровыми цветами. Через эту зыбкую астральную материю постоянно проносятся потоки мыслей; сильные мысли – словно выносливые существа: они могут действовать долгое время, слабые окутаны элементальной эссенцией и волнообразно колышутся.
Как мы уже знаем, астральная материя представлена семью степенями плотности, которые соответствуют семи состояниям физической материи: твердому, жидкому, воздушному и так далее. Каждая из этих степеней плотности является основой семи уровней, или подпланов, как их часто называют, астрального плана.
Обычно принято описывать эти уровни так, словно они расположены один над другим: самый плотный внизу, а самый тонкий вверху; на многих диаграммах они именно так и представлены. В подобном изображении есть доля истины, но эта не вся истина.
В физическом мире имеется вполне подходящая аналогия взаимосвязей между астральными подпланами. Так, твердая материя в больших количествах пропитана жидкостью: например, в земле имеется вода. Жидкость в свою очередь насыщена воздухом (в воде, как правило, содержится достаточно много воздуха), и так далее. Тем не менее совершенно справедливо и то, что основная масса жидкости на Земле собрана в морях и океанах на твердой земной поверхности. Сходным образом и большая часть воздушной материи находится над поверхностью вод, занимая гораздо большее пространство, чем твердая или жидкая материи.
Точно так же обстоит дело и с астральной материей. Скопление самой плотной астральной материи находится в границах физической сферы. В этой связи стоит заметить, что астральная материя подчиняется тем же законам, что и материя физическая, и тоже притягивается к центру Земли.
На седьмом, или самом низшем, астральном подплане значительная часть материи проникает в Землю, так что существа, живущие на нем, в буквальном смысле обитают под земной корой.
Шестой подплан частично соприкасается с земной поверхностью.
Третий подплан, тот, который спиритуалисты называют Страной Лета, на многие километры уходит в атмосферу.
Внешние границы астрального мира простираются до середины орбиты Луны, так что земной и лунный астральные миры соприкасаются между собой, когда Луна находится ближе всего к Земле, и расходятся, когда Луна отдаляется. (В скобах заметим, что расстояние между Луной и Землей составляет 356000 километров.)
Эти семь подпланов подразделяются, соответственно, на три группы: а) седьмой, самый низший; б) шестой, пятый и четвертый; и в) третий, второй и первый. Разницу между представителями первой и второй групп можно сравнить с двумя твердыми формами – например сталью и песком. А разницу между самими группами можно представить как разницу между твердой и жидкой формами.
Седьмой подплан имеет своей основой физический мир, хотя и выглядит как искаженный образ последнего, поскольку все, что есть в мире светлого, хорошего и прекрасного, здесь предстает невидимым. Тысячелетия лет назад египтянин Ани описал это на папирусе следующим образом: «Что это за место, куда я попал? Здесь нет ни воды, ни воздуха; все кажется глубоким, бездонным и черным, как самая темная ночь, и вокруг ходят беспомощные люди; здесь ни один человек не может жить с миром в сердце».
Доподлинно справедливо, что когда человек несчастен, то для него «весь мир наполнен тьмой и населен жестокими тварями», но эта та тьма, которую он сам излучает: она-то и является причиной того, что его существование проходит посреди непроглядной и ужасной вечной ночи. По сути дела, это самый настоящий ад, хотя он, как и любой другой ад, всецело сотворен самим человеком.
Большинство учащихся относится к исследованию этого подплана как к делу сугубо неприятному, ибо здесь, несомненно, царит атмосфера грубого материализма, которая действует крайне отталкивающе на свободное астральное тело, и человеком владеет ощущение, будто он вынужден прокладывать себе путь через какую-то темную плотную жидкость, да и сами жители и вибрации, с которыми он здесь сталкивается, как правило, тоже на редкость неприятны.
Обычный порядочный человек, безусловно, не найдет здесь ничего такого, что привязывало бы его к седьмому подплану; единственные люди, которые обычно пробуждаются к осознанию этого плана, – это те, чьи желания грубы и жестоки: пьяницы, сластолюбцы, насильники и им подобные.
Шестой, пятый и четвертый подпланы, также имеющие своей основой физический мир, нам известны. Жизнь на шестом подплане напоминает обычную земную жизнь – за вычетом лишь такой насущной необходимости, как физические тела. Пятый и четвертый подпланы менее материалистичны и более отдалены от низшего мира и его интересов.
Как и в случае с физической материей, самая грубая астральная материя в наиболее плотном состоянии представлена в обычных формах астральной жизни, однако в астральном мире есть и свои собственные формы, совершенно неизвестные учащимся.
На пятом и четвертом подпланах чисто земные мысленные ассоциации становятся все менее и менее важными, а здешние обитатели скорее склонны создавать свое собственное окружение, более соответствующее их самым настойчивым мыслям.
Третий, второй и первый подпланы, хотя они занимают то же пространство, создают впечатление еще большей удаленности от физического мира и, соответственно, менее материальны. Существа на этих уровнях полностью теряют обзор Земли и всего, что на ней происходит; как правило, они всецело погружены в себя и создают исключительно свою собственную среду, хотя она достаточно объективна и может восприниматься другими существами.
Они знают очень немного о реалиях этого плана и вместо этого живут в созданных собственным воображением городах, которые они частью создают своими мыслями, а частью наследуют, добавляя что-то свое в структуры, созданные их предшественниками.
Здесь находятся счастливые поля охоты краснокожих индейцев, Валгалла северных народов, хури-рай правоверных мусульман (хури – это лучистые глаза женских существ, населяющих этот рай), золотой и украшенный бриллиантами Новый Иерусалим христиан и небеса реформаторов материалистического толка, где полно залов для чтения проповедей. Здесь также находится Страна Лета спиритуалистов, с домами, школами, городами и тому подобным. Хотя все это выглядит достаточно реалистично, однако для более проницательного взгляда кажется иногда слишком жалким по сравнению с тем, как это задумали восхищенные создатели. Тем не менее многие из этих временных творений действительно красивы, и случайный гость, не знающий ничего более возвышенного, может бродить, удовлетворенный, среди созданных мыслью природных пейзажей, которые в любом случае гораздо лучше, чем их подобия в физическом мире, или же предпочитает создать собственный пейзаж, более соответствующий его идеям и представлениям.
Второй подплан в основном населен эгоистическими и бездуховными идолопоклонниками. Здесь они носят золотые короны и поклоняются собственным материалистическим представлениям о специфических богах своих стран и эпох.
Первый подплан специально предназначен для тех, кто посвятил свою земную жизнь решению материалистических, но в то же время интеллектуальных задач и осуществил их – но не ради своих ближних, а руководствуясь эгоистическими, амбициозными мотивами или просто чисто интеллектуальными соображениями. Такие люди могут пребывать на этом подплане многие годы, счастливые тем, что работают над собственными проблемами, но при этом не делая никому ничего хорошего, поэтому их прогресс на пути к небесному миру очень и очень незначителен.
На этом подплане люди не строят воображаемые миры, как на более низких подпланах. Мыслители и ученые часто используют для своих исследований почти все энергии астрального плана, ибо порой способны спускаться определенными, хотя и весьма ограниченными путями почти до самого физического плана. Подобным образом они могут добывать астральную копию физической книги и извлекать оттуда нужную информацию. Они могут мгновенно войти в соприкосновение с мысленным миром того или иного писателя и передать ему свои идеи, взамен получив его. Иногда они надолго откладывают свой уход в небесный мир из-за той одержимости, с какой предаются своим исследованиям и экспериментам на астральном плане.
Хотя мы говорим об астральном плане как о чем-то плотном, в действительности он плотен лишь относительно. Одной из причин того, что средневековые алхимики символически соотносили астральную материю с водой, является то, что эта материя, как и вода, текуча и переменчива. Частицы самого плотного астрального вещества более отдалены друг от друга, с учетом их размеров, чем частицы воздуха. Поэтому двум самым плотным астральным телам гораздо легче пройти одно через другое, чем бесплотному газу – рассеяться в воздухе.
Люди на астральном плане могут постоянно проходить как друг через друга, так и через плотные астральные предметы. Того, что мы называем столкновением, здесь никогда не происходит, и в обычных условиях два тела могут пройти одно через другое, даже не заметив этого. Если же взаимное проникновение длится какое-то время, например,. когда два человека сидят рядом друг с другом в церкви или театре, то возникают ощутимые последствия.
Если человек думает, что гора является для него препятствием, он не пройдет через нее. Научиться думать о ней как о беспрепятственной как раз и является целью тех задач, которые называют «земной проверкой».
Между тем взрыв на астральном плане может иметь такие же катастрофические последствия, как и взрыв динамита на физическом плане, однако астральные частицы очень быстро соберутся снова. Поэтому на астральном плане не может быть несчастий, в нашем понимании этого слова, поскольку текучее астральное тело невозможно надолго разрушить или повредить так, как на физическом плане.
При желании астральной рукой можно переместить чисто астральный предмет, но только не астральную копию физического предмета. Если человек хочет переместить астральную копию, ему необходимо материализовать руку и переместить физический предмет, а за ним, естественно, последует и астральная копия. Раз есть физический предмет, есть и его астральная копия, подобно тому, как аромат розы наполняет комнату, потому что есть сама роза. С другой стороны, невозможно переместить физический предмет, перемещая его астральную копию, как невозможно переместить розу, перемещая ее аромат. На астральном плане, если прикоснуться к какой-либо поверхности, невозможно определить, твердая она или мягкая, неровная или гладкая, теплая или холодная. Однако, прикасаясь к субстанции, которая ее пронизывает, можно определить частоту ее вибраций, которая, естественно, может быть приятной или неприятной, возвышенной или удручающей.
Если человек стоит на земле, ноги и часть его астрального тела проникают в землю, но само астральное тело никак это не фиксирует посредством того, что у нас соответствует ощущению плотности или разнице в силе сопротивления материала.
Если человек на астральном плане должен перебраться через пропасть, у него не возникает ощущение прыжка – он просто переносится через нее.
Хотя свет на всех планах исходит от Солнца, воздействие, которое оно производит на астральном плане, совершенно отличается от воздействия на плане физическом. В астральном мире хотя и происходит распределение силы света, но сам свет не кажется исходящим из какого-то определенного места. Вся астральная материя как бы светится изнутри, хотя астральное тело скорее напоминает не живописную сферу, а сферу из живого огня. В астральном мире никогда не бывает темно. Когда на физическом плане туча затмевает солнце, на астральном плане это никак не сказывается, и, естественно, той тени на земле, которую мы называем ночью, здесь тоже не существует. Поскольку астральные тела прозрачны, они не отбрасывают тени.
Атмосферные и климатические условия практически не влияют на работу на астральном и ментальном плане. Однако пребывание в большом городе вносит существенную дисгармонию по причине большого количества скапливающихся там мыслеформ.
На астральном плане очень много мысленных потоков, которые буквально увлекают за собой людей безвольных или тех, которые обладают волей, но не знают, как ею распорядиться.
Нет в астральном мире и того, что мы называем сном.
Обитателям астрального плана свойственна забывчивость так же, как и обитателям плана физического. Но здесь что-то забыть гораздо легче, поскольку план перенаселен и суматохи здесь гораздо больше.
Знакомство с человеком в астральном мире вовсе не подразумевает обязательного знакомства с ним в физическом мире.
Астральный план часто называют «миром иллюзий» – не потому, что здесь больше иллюзий, чем в физическом мире, а по причине полной неуверенности, которую вызывают у неопытного наблюдателя здешние впечатления. Это можно объяснить двумя примечательными особенностями астрального мира: 1) тем, что многие его обитатели обладают чудесной способностью с непостижимой быстротой менять свои формы, а также насылать практически неограниченные чары на тех, над кем они решили подшутить; и 2) тем, что астральное зрение совершенно иной природы и его диапазон гораздо шире, чем у физического глаза.
Так, с помощью астрального зрения можно увидеть предмет, так сказать, сразу со всех сторон; каждая частица внутри плотного существа видна столь же отчетливо, как и снаружи, и все абсолютно свободно от искажающих рамок перспективы.
Если человек на астральном плане смотрит на часы, он не видит циферблата, зато все шестеренки видны по отдельности, каждая сама по себе, а не только те, что сверху. Если человек смотрит на закрытую книгу, он видит каждую страницу – не сквозь все другие страницы до или после, а видит каждую так, словно это единственная страница, которая доступна его зрению.
Отсюда легко понять, что в таких условиях даже самый знакомый предмет на первый взгляд кажется совершенно незнакомым и что неопытный посетитель на астральном плане с большим трудом понимает, что именно он видит, и с еще большим трудом способен передать увиденное на крайне несовершенном языке обычной речи. Однако, поразмыслив минуту, он поймет, что астральное зрение больше соответствует истинному познанию, чем физическое, которое ограничено искажающими рамками перспективы.
Помимо этих двух источников ошибок дело осложняется еще и тем, что астральное зрение воспринимает формы самой материи, которые, несмотря на то что они чисто физические, тем не менее не видимы в обычных условиях. Таковы, например, частицы, составляющие атмосферу; таковы все излучения, непрерывно исходящие от всего живого; и таковы четыре уровня эфирной материи.
Кроме того, астральное зрение позволяет видеть совершенно иные цвета, нежели те, что находятся в границах обычного спектра зрения. Так, астральным зрением можно ясно видеть ультракрасные и ультрафиолетовые лучи, регистрируемые физической наукой.
Чтобы привести конкретный пример, возьмем скалу, которая, если смотреть на нее астральным зрением, вовсе не представляет собой инертную массу камня. Астральным зрением можно видеть: 1) все физическое вещество, а не только часть его поверхности; 2) вибрации всех физических частиц; 3) астральную копию, слагающуюся из всех уровней астральной материи, находящихся в непрестанном движении; 4) универсальную жизнь (прану), которая циркулирует в скале и излучается из нее; 5) ауру, которая ее окружает; 6) соответствующую элементальную эссенцию, постоянно активную и постоянно текучую, которая ее пронизывает. Если речь идет о растительном, животном или человеческом царстве, то эти сложности еще многочисленней.
Прекрасным примером ошибок, которые легко случаются на астральном плане, является часто встречающаяся перестановка цифр в числе, которое должен сосчитать наблюдатель, поэтому он вынужден сначала переставить цифры в обратном порядке: скажем, 139 перевести в 931, и так далее. В случаях, если эзотерик прошел обучение под руководством опытного наставника, подобная ошибка может произойти лишь по причине небрежности или большой спешки, поскольку такому ученику был преподан долгий и разнообразный курс обучения в искусстве правильного видения. Тренированный наблюдатель с течением времени приобретает уверенность и умело обращается с феноменами астрального плана, которые намного превосходят все что ни есть в физической жизни.
Глубоко ошибочно отзываться об астральном плане с презрением и считать, что он не заслуживает внимания. Бесспорно, что для любого учащегося очень вредно начать игнорировать свое высшее развитие, удовлетворившись исключительно достижением астрального сознания. В некоторых случаях вполне возможно развить вначале высшие ментальные способности и, так сказать, временно перепрыгнуть через астральный план. Но этот метод, применяемый мудрыми учителями при обучении учеников, не является обычным. Для большинства столь форсированный прогресс попросту недостижим, поэтому им необходимо продвигаться вперед шаг за шагом.
В книге «Голос молчания» говорится о трех залах. Первый – зал неведения – это физический план. Второй – зал обучения – это астральный план; он называется так потому, что с открытием астральных чакр становится видным многое из того, что было невидимо на физическом плане, так что человеком овладевает чувство, будто он гораздо ближе к сути вещей; тем не менее это всего лишь место, где он подвергается испытанию. И, наконец, в зале мудрости, который суть ментальный план, приобретается еще большее, определяющее знание.