Глава 8. Физическая жизнь 11 глава




в) Представитель. Руководители этого типа олицетворяют скорее традиционно сложившиеся, нежели индивидуальные силы. Типичными примерами таких людей являются конституционный монарх, консул, посол, судья (во всяком случае, в Северной Европе). Эти люди являются персонификацией народа, «общественного мнения»; они говорят и действуют от имени народа и представляют его в глазах мировой общественности. Они вынуждены подавлять или скрывать собственные индивидуальные мнения и делать вид, что чувствуют то же, что и народные массы, то есть действовать в соответствии с желаниями и чувствами общественности.

Все сказанное выше – это лишь общие наметки тех ведущих принципов, которые представлены в названной и очень грамотно написанной книге, поэтому мы рекомендуем учащемуся самому тщательно изучить эту работу. Это поможет ему не только лучше оценить те силы, которые оказывают влияние на общество, но и распознать ценность собственной веры, собственных мнений и позиций по поводу многих вопросов повседневности.

Не менее важно и то, чтобы учащийся мог свободно и сознательно выражать все свои чувства и мысли. Греческие слова gnothi seauton («познай самого себя») являются в этом смысле наилучшим советом, поскольку самопознание совершенно необходимо каждому развивающемуся аспиранту. Учащийся не должен идти на поводу коллективных эмоций или растворяться в коллективных мыслеформах, ибо они образуют вокруг него некую атмосферу, которая окрашивает и через которую видится любое явление, а ведь именно она, как это очевидно, является доминирующей и господствующей в тех многочисленных группах или массовых объединениях, среди которых ему приходиться вращаться. И хотя очень нелегко противостоять мощным пристрастиям народных масс, порождаемым мыслеформами и потоками мыслей, которые наполняют атмосферу и постоянно бомбардируют нас, тем не менее учащийся должен научиться этому.

Кроме того, он должен уметь разбираться в различных типах руководителей и не позволять им доминировать над собой, не давать им себя убедить или уговорить стать на их сторону, приняв их мысли или поступая так, как они считают нужным, а если он все же решится на это, то не иначе как по зрелом размышлении – он должен быть на своем месте во всеоружии всех своих способностей.

Психологическое влияние народных масс и групповых руководителей в современном мире, как и в любую другую эпоху, поистине огромно, а эманируемые ими силы очень субтильны и долговечны; поэтому учащийся, стремящийся к господству над самим собой и желающий жить собственной эмоционально-интеллектуальной жизнью, должен постоянно быть настороже в отношении этих коварных влияний.

Изучение книг «Наука эмоций» и «Толпа в дни мира и войны» явится для всякого человека бесценной подготовкой, если только он хочет упражнять и развивать свое астральное тело до состояния, когда оно станет полезным и послушным проводником суверенной воли его эго, или души.

Другая тема, которую также полезно изучить, – это подсознательный ум, который в наши дни часто называют бессознательным. С этой целью в качестве введения в тему рекомендуется книга Т.Дж. Хадсона «Закон психических феноменов».

Изучая эту книгу, необходимо, однако, помнить, что она написана в 1892 году, поэтому в свете современных знаний нет нужды всецело и полностью принимать анализы, классификации или выражения Хадсона. Кроме того, мое авторское мнение таково, что Хадсон большую часть материала строит на собственных предпосылках и слишком строго придерживается своих теорий. Тем не менее эта книга представляет собой большую ценность, прежде всего потому, что она воспитывает здравый научный скепсис в отношении слишком быстрого восприятия очевидных и гладких объяснений многих психических феноменов. А кроме того, еще и потому, что с большой силой и убедительностью показывает те многочисленные возможности, которые таятся в латентном виде в недрах подсознания природы человека; поэтому предусмотрительный и осторожный учащийся может использовать их с большой эффективностью как для подчинения собственной астральной природы, так и для обычного очищения и формирования своего характера. Разумеется, кроме указанных, есть масса других, более современных книг, которые также могут быть полезны в этом отношении.

Хадсон кратко и ясно утверждает:

1) что ментальность человека можно четко разделить на две части, причем каждая обладает собственными специфическими силами и функциями, которые он называет объективным и субъективным мыслеразумом;

2) что объективный мыслеразум – это разум, познающий объективный мир и использующий физические органы чувств в качестве средства для наблюдения, где рассудок выступает в качестве высшей функции;

3) что субъективный мыслеразум – это разум, познающий окружающую среду путями, независимыми от физических органов чувств. Он является вместилищем чувств и хранилищем памяти. Он осуществляет свои высшие функции, когда объективные чувства успокаиваются, то есть в медитативном состоянии и, соответственно, в состоянии гипноза или сомнамбулизма. Многие же из так называемых нечувственных способностей, согласно Хадсону (он прежде всего имеет в виду способность путешествовать в отдаленные места, умение читать мысли и так далее), обусловлены тем, что субъективный мыслеразум представляет собой астральное тело.

В то время как объективный мыслеразум не подвластен внушению, влияющему на рассудок, позитивное знание или чувственное восприятие, субъективный мыслеразум, напротив, всегда очень восприимчив к власти внушения, откуда бы оно ни исходило – от людей или от собственного объективного мыслеразума.

В свете современных знаний об астральных и ментальных телах, о характере и использовании мысленных и эмоциональных форм учащемуся откроется множество интересных и независимых подтверждений того, что он уже усвоил из теософских источников, поэтому он, как уже говорилось выше, сможет лучше понять безграничные силы, таящиеся в латентном виде в недрах его психики. Он сможет еще лучше понять, каким образом кама (желание) и манас (ум) взаимно проникают друг в друга и как их можно отделить друг от друга на благо и для усиления обоих.

Необходимо постоянно помнить о том, что желание можно изменить и в конечном счете подчинить с помощью мысли. По мере того как мыслеразум учится осуществлять контроль, желание преобразуется в волю, после чего больше не остается каких бы то ни было внешних объектов, которые притягивают или отталкивают, ибо не они обладают властью над человеком, а его дух, эго, или душа, – его внутренний властитель.

Давайте теперь обратимся к теософским авторитетам и рассмотрим некоторые другие факторы, связанные с развитием и тренировкой астрального тела.

Учащийся, несомненно, должен всячески стремиться исправить и навсегда исключить из своей жизни малые ошибки и промахи, как, например, эмоциональные слабости или пороки. В этом смысле очень важно помнить, что любая слабость, например раздражительность, превратившаяся после многократного повторения в привычку, сохраняется в качестве сущностного свойства не в эго, а в астральном постоянном атоме. Сколь бы ни была велика временно скопившаяся здесь сила, однако с научной убежденностью можно сказать, что терпение и выдержка с течением времени обязательно приведут к победе. Это возможно потому, что на стороне эго, или души, всегда стоит его собственная сила воли, а за Логосом – его собственная бесконечная сила, ибо прогресс путем эволюции – это выражение воли Логоса. Именно это понимание идеи целого побуждает человека браться за трудную и порой неприятную работу по формированию характера. Какой бы суровой ни была эта борьба, силы вечности всегда на его стороне, если он в конце концов твердо решит одержать победу над ограниченными силами зла, накопленными им в процессе предыдущих жизней.

Человек, пытающийся искоренить желания, чтобы полностью сбалансировать свою карму и тем самым обрести свободу, возможно, и сумеет достичь своей цели, но при этом не сможет избежать действия закона эволюции: рано или поздно его увлечет неумолимая сила этого потока, принудив к повторному рождению. Искоренение желаний – это не путь для истинно духовного человека, подлинного оккультиста.

Желание личной любви не следует искоренять, а нужно расширять, пока она не станет универсальной; любовь должна нивелироваться не снизу, а сверху. Если этого не понимать, если не сознавать величайшей сложности этой задачи, то в некоторых случаях это приводит к подавлению любви, а не к ее росту. А ведь именно избыток любви, а не ее полное отсутствие в конце концов спасет мир. Махатма, или Учитель, – это океан сострадания, а не айсберг. Поэтому попытка искоренить любовь – это не что иное, как левый путь.

С другой стороны, низменные и грубые желания необходимо искоренить целиком и полностью, а оставшиеся – очистить и преобразовать в надежду и результат. Желать или жаждать – напрасная трата сил; оккультист вместо этого волит. Ибо воля – высший аспект желания.

Часто встречающиеся слова о том, что мы должны «убить лунную форму», то есть астральное тело, следует воспринимать не в том смысле, что нужно уничтожить все чувства и эмоции, а скорее в том смысле, что нужно всецело и полностью взять под контроль астральное тело. По мере развития человека он делает свою волю единой с волей Логоса и эволюцией, которая тоже суть выражение воли Логоса. Нет необходимости говорить, что подобное стремление-к-единству в процессе движения вперед устраняет ipso facto[8] желания, амбиции и тому подобное.

В «Голосе безмолвия» есть предостерегающие слова по поводу скрученной кольцами змеи желания, таящейся в астральном мире под каждым цветком, сколь бы красив он ни был. Если речь, например, идет о преданности, то каждый собственнический менталитет должен быть возвышен, в то время как высокую, чистую и бескорыстную преданность возвышать нет надобности, поскольку она является непременным свойством Логоса и необходимой предпосылкой прогресса на том Пути, который ведет к Учителям и Посвящению.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: