ПРОФЕССИЯ АКТЁР
Актер (артист) – это профессиональный исполнитель ролей в театре, опере, кино, балете. В основе профессии лежит искусство перевоплощаться из одного образа в другой и таким образом воздействовать на зрителя - вызвать в нем переживания и эмоции, подталкивать к размышлениям. Актер - это универсальный творческий специалист, который умеет петь, танцевать и даже выразительно молчать на сцене.
Актёр - тот же артист. Это необыкновенная профессия! Знаменитых артистов знают миллионы людей во всем мире, ими восхищаются, им хотят подражать. Их фотографии украшают обложки журналов, а в жизни этим счастливцам сопутствуют цветы и аплодисменты.
Все так. Но это только одна сторона жизни артиста, которая на виду у всех.
А есть и другая, скрытая от глаз публики, наполненная неустанным трудом, многочасовыми репетициями, ежевечерними спектаклями, переездами из города в город, многодневными съемками в театре, кино и т.д.
Давайте поговорим о профессии артиста более подробно.
Представьте, что вы с мамой собрались в театр на спектакль «Золушка».
Открывается занавес, и вы видите комнату в небогатом доме, где мать собирает своих капризных дочерей на королевский бал.
Ей помогает юная, прелестная Золушка. Она не родная дочь, а падчерица. Поэтому, бедняжка, на бал не поедет, одета она в лохмотья.
И мачеху, и ее дочерей, и Золушку играют артисты, но вы забываете об этом!
Ведь основа профессии артиста в том и состоит, чтобы ему поверили зрители, чтобы им казалось, будто перед их глазами проходит самая настоящая жизнь.
Когда разряженные сестры уезжают в карете на бал, Золушка остается на кухне одна перебирать бобы и горох. У многих ребятишек на глаза навертываются слезы! Им жалко бедную девушку!
|
Попытайтесь вспомнить, что же произошло дальше. Чем заканчивается эта сказка?
Зрители выходят из театра взволнованными! Кудесники-артисты подарили им прекрасную сказку, заставили задуматься о добре и зле.
Что же главное в работе артиста?
Артист на время спектакля перевоплощается в другого человека. У него изменяется походка, голос, манера держать себя.
Посмотрите на мачеху Золушки: голос у нее визгливый, движения резкие. А дочери? Жеманные, плохо воспитанные, грубые. Вжиться артистам в роль помогает и соответствующий грим, который наложил им на лица гример, и костюмы, подобранные для спектакля театральным художником. Искусство перевоплощения — очень сложное дело!
Играя того или другого героя, артист должен понимать, почему этот герой ведет себя так, а не иначе, говорит именно эти слова, то есть актер должен понять характер своего героя.
У артиста должна быть великолепная память! Ведь ему нужно запомнить не только произносимые слова, реплики, но и весь рисунок роли.
Играя на сцене, актер забывает о технике, слова его льются свободно, словно их «рождает не память рабская, но сердце» (А.С. Пушкин).
Настоящий артист полностью отдается вдохновению, он не думает о том, правильно ли стоит на сцене, красива ли поза, те ли интонации голоса.
Все это остается, если можно так сказать, «за кадром», когда артист долгими часами занимается пением, танцем, ритмикой, фехтованием, учится носить тот или иной костюм.
В детском саду или в школе под руководством воспитателя или учителя ребята сами ставят спектакли по известным сказкам и пьесам.
|
Послушайте стихотворение.
Трудная роль
Хоть я маленький пока,
Роль мне дали старика.
А ведь я совсем иной —
Беззаботный, озорной.
Прыгать, бегать я привык,
Никакой я не старик!
Чтобы лучше роль сыграть,
Стал за дедом наблюдать:
Ходит старичок, кряхтит,
У него усталый вид,
Опирается на палку —
Мне дедулю очень жалко!
Стал и я ходить, сгибаться,
Стал на палку опираться
И ворчать на всех домашних,
Будто в доме самый старший.
Стал я охать: «Ой, ой, ой,
Чувствую в колене боль».
Все спросили: «Что с тобой?» —
Я войти пытаюсь в роль!
А бывали вы когда-нибудь на спектаклях кукольного театра?
Кукольный театр пришел к нам из глубокой древности.
Кукольные театры в разных странах были разные. В Китае и Японии использовались куклы-марионетки, которые подвешивались и двигались с помощью нитей или тонкой проволоки, а артисты, их ведущие, находились над сценой.
Перчаточные куклы потому так и называются, что надеваются на руки, как перчатки.
Есть еще и тростевые куклы. Актеры, находящиеся за ширмой управляют ими с помощью тростей — прямых тонких палок.
Особенность творчества актеров в кукольном театре состоит в том, что сам он на сцене не появляется (его лицо зрителям незнакомо), но на сцене действует, двигается, танцует, прыгает кукла, им управляемая.
Даже свой естественный голос актер изменяет с помощью особой мембраны, делающей его «кукольным».
Самое главное для артиста-кукольника — руки! Они должны быть пластичными, гибкими. Работа с куклой требует ловкости, виртуозности2 и силы рук.
|
Знаете ли вы, кто создал самый известный кукольный театр в России?
Замечательный театр кукол в России создал актер, драматург и режиссер Сергей Владимирович Образцов.
А кто из вас, ребята, видел балет? Сочетание прекрасной музыки, отточенных движений создает впечатление дивной гармоничности3 этого вида искусства.
Балет
Гаснут яркие лучи,
Тихо музыка звучит.
Скрипки и виолончели
Нежно менуэт запели.
Под напев его старинный
Закружились балерины,
Словно сказочные феи.
Скрипок сладостное пенье,
Грациозный пируэт,
Красоту и вдохновенье
Дарит зрителям балет!
Кажется, что без малейшего усилия плетут балерины кружево танца.
Но так ли это на самом деле?
Искусству балета учат детей с десятилетнего возраста.
Жизнь артиста балета — беспрерывный изнуряющий труд, труд физический и духовный.
Стать артистом балета может далеко не каждый! Валены и рост, и телосложение, и чувство ритма, и музыкальный слух, и координация движений, и очень крепкое здоровье! Ведь тело балерины должно стать гибким, чутким, способным выполнить любое движение легко и красиво!
Очень многие дети, да и взрослые, любят яркие, эффектные цирковые представления! Звучит веселая зажигательная музыка, сияют разноцветные огни прожекторов. Все блестит, сверкает позолотой и блестками! В центре любого циркового представления — артист цирка. Он главное лицо сложного циркового искусства. Это и ловкий жонглер, подбрасывающий сразу несколько предметов и успевающий подхватить их на лету. Предельная ловкость, мгновенная реакция, развитое чувство ритма — вот качества, необходимые жонглеру. Это и акробат — физически сильный, бесстрашный, с развитой мускулатурой, он восхищает зрителей полетами под куполом цирка.
Давайте вспомним, какие еще есть артисты в цирке.
ВерноI Дрессировщик, клоун, фокусник...
Дрессировщик занимается с различными животными. Он учит их танцевать, прыгать через обручи, возить повозку, играть в футбол.
Многие дрессировщики работают с собаками. Собаки понятливы, не боятся ни яркого света, ни громких аплодисментов. Другие дрессировщики работают с крупными хищниками — львами, тиграми, третьи — с птицами и даже с обитателями морей — дельфинами, моржами, морскими котиками.
Цирковые собачки
Собачка цирковая —
Веселая, живая.
В голубой кафтан одета,
Пышную везет карету,
А каретой правит кот,
Кошку он на бал везет.
С ними рядом две болонки
В желтых шляпах из соломки.
Ловко поправляя шляпки,
Кружатся на задних лапках,
Забавляя в цирке нас,
Весело танцуют вальс.
А что делают на арене клоуны?
Правильно! Они нас смешат, развлекают, то подражая другим артистам, то отпуская остроумные реплики. Нескладная фигура клоуна среди стройных и ловких артистов уже сама по себе вызывает смех.
Попробуйте рассказать, как выглядит клоун.
Верно! У него рыжий или малиновый парик, красный нос, нелепая шляпа, огромные башмаки с загнутыми носами.
А теперь давайте вспомним фокусника.
Его трюки так загадочны!
То он вытягивает из кармана целую сотню шелковых платков, то выпускает из рукава стаю голубей.
Вот с какими разными артистами мы с вами познакомились, ребята!
Но все они способны доставить нам радость своим творчеством, оставить незабываемые впечатления.
Блиц-опрос по теме занятия
· Хотите ли вы стать артистом?
· Почему? Что привлекает вас в этой профессии?
· Как вы думаете: когда артист исполняет какую-либо роль, он играет самого себя или другого человека?
· Что помогает артисту перевоплощаться?
· Расскажите о кукольном театре. Какие бывают куклы?
· Ставили ли вы в детском саду или в школе какой-либо спектакль? Участвовали ли вы в нем?
· Расскажите, что вам особенно запомнилось, когда вы были в цирке.