Понятие и виды пенсионных систем




Частное учреждение профессиональная

Образовательная организация

«Русско-Азиатский экономико-правовой колледж»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: право социального обеспечения

 

На тему: Негосударственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации

 

 

Выполнено студентом: Ерофеевым А.А.

 

___ЮК/-14____

(номер группы)

 

 

Основная профессиональная образовательная программа по специальности

Право и организация социального обеспечения»

 

Форма обучения: Очная

 

Руководитель: преподаватель юридических дисциплин, Федоренко К.А.

 

______________________________________________________________

(подпись, дата)

 

г. Иркутск 2015 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc437706685 \h 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОНОЙ СИСТЕМЫ PAGEREF _Toc437706686 \h 4

1.1. Понятие и виды пенсионных систем PAGEREF _Toc437706687 \h 4

1.2. Сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования PAGEREF _Toc437706688 \h 10

1.3. Правовые основы функционирования пенсионной системы России PAGEREF _Toc437706689 \h 14

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ PAGEREF _Toc437706690 \h 16

2.1 Анализ развития негосударственного пенсионного обеспечения в России PAGEREF _Toc437706691 \h 16

2.2 Анализ роли негосударственных пенсионных фондов в реализации задач государственного пенсионного страхования PAGEREF _Toc437706692 \h 18

2.3 Перспективы развития деятельности негосударственных пенсионных фондов в России PAGEREF _Toc437706693 \h 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc437706694 \h 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ PAGEREF _Toc437706695 \h 27

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность курсовой работы обуславливается тем, что рыночные отношения по мере своего развития порождают собственную противоположность - гарантированную социальную защиту нетрудоспособных категорий населения.

Пенсионная система является необходимым механизмом в рыночных отношениях, гарантирующим постоянную стабилизацию социальных балансов в обществе, способствующим стабильному экономическому развитию государства.

В научной литературе недостаточно уделено внимания таким понятиям, как «пенсия», «пенсионное обеспечение», «пенсионная система». Во многих случаях они приводятся как идентичные по содержанию[1].

Разумеется, с этим нельзя согласиться, потому что материальная поддержка в денежной форме может быть оказана любому лицу, потерявшему трудоспособность, любым другим лицом, желающим это сделать. Но это уже не пенсионное обеспечение, а разовая, гуманитарная или спонсорская материальная поддержка.

Пенсионное обеспечение - это непосредственно связанный с трудовой деятельностью индивида процесс материальной поддержки, размеры, сроки и условия которого являются производными от размера заработной платы, условий труда, стажа работы и др. Более того, пенсионное обеспечение базируется на экономических интересах разных поколений с разными уровнями доходов и разными уровнями экономического развития.

Объектом исследования курсовой работы является негосударственные пенсионные фонды. Предметом исследования – деятельность негосударственных пенсионных фондов. Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть негосударственные пенсионные фонды и их роль в реализации задач пенсионного страхования в России.

В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи:

· определить понятие и виды пенсионных систем;

· охарактеризовать сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования;

· рассмотреть правовые основы функционирования пенсионной системы России;

· проанализировать развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России;

· проанализировать роль негосударственных пенсионных фондов в реализации задач государственного пенсионного страхования;

· охарактеризовать перспективы развития в деятельности негосударственных пенсионных фондов в России.

Структурно курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Для написания работы использовались нормативные акты Российской Федерации, научно-практические комментарии к нормативным актам, специальная литература и периодика.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Понятие и виды пенсионных систем

В «Новом энциклопедическом словаре» дается такое определение: «Пенсия - денежное обеспечение, получаемое гражданином из пенсионных и иных фондов по окончании работы, при достижении пенсионного возраста или в иных случаях, предусмотренных законом» [2].

Это понятие неопределенное во времени и пространстве, оно не связано с трудовым началом содержания и происхождения пенсии. Оно сформулировано или, что еще хуже, механически переписано из советских источников, которые отождествляют пенсию с некоей «подачкой» государства после выхода работника по возрасту или по другим причинам на пенсию.

Исходя из этого понятия, можно определить сущность самого понятия «пенсионная система» и «пенсионное обеспечение», которые не являются тождественными по значимости.

Понятие «пенсионная система государства» - это экономический механизм страхования гарантированного и стабильного уровня жизни людей пожилого возраста и лиц, потерявших трудоспособность[3]. Основной смысл функционирования этой системы осуществляется через государственные механизмы регулирования. Поэтому было бы целесообразно, констатировать исходя из этого более правильное определение понятия «пенсионное обеспечение», которое нельзя понимать идентично понятию «пенсионная система».

Итак, пенсионное обеспечение - это государственная система правовых, экономических и организационно-административных мер по поддержке и защите лиц от материальной необеспеченности вследствие наступления старости, инвалидности или потери кормильца. Посредством этой государственной системы действительно обеспечиваются (а не устанавливаются) выплаты пенсий, условия их исчисления исходя из полученных в период трудовой деятельности реальных размеров отчислений обязательных или добровольных пенсионных взносов. А в накопительных пенсионных системах могут применяться еще и условия продолжительности страхового стажа, то есть продолжительности периода накоплений страховых взносов, которые также существенно влияют на размер пенсий [4].

Структурная и функциональная характеристики пенсионного обеспечения государства принципиально отличаются друг от друга только источниками финансирования. В этом аспекте солидарная система, являющаяся государственной, в сущности, имеет три основных источника[5]:

· отчисления работников;

· обязательное отчисление от фонда заработной платы;

· государственные дотации.

В накопительной системе два источника:

· обязательные или добровольные взносы работников;

· проценты от инвестиции накоплений.

В частных накопительных пенсионных фондах:

· отчисления в виде взносов работников;

· проценты от капитализации взносов;

· переброска дополнительных средств из других социальных фондов по просьбе работников.

Останавливаясь на сущности пенсионного обеспечения как на экономической категории, можно его квалифицировать как обособленную часть национального дохода, которая имеет свою специфику в отличие от других разделов - тем, что оно направляется на создание нормальных жизненных условий для нетрудоспособных членов общества[6].

Объектом отношений между ними является часть созданного продукта, которая выделяется из общей структуры национального дохода и направляется на покрытие нужд нетрудоспособных. На эту часть национального дохода, именуемого финансовым активом Пенсионного фонда, претендуют различные категории нетрудоспособных, которых по их трудовому вкладу можно разделить на три группы[7]:

1. лица, которые производительно отработали требуемый трудовой стаж и благополучно дожили до пенсионного возраста;

2. лица, которые потеряли свою трудоспособность в процессе трудовой деятельности;

3. лица, не работавшие по различным причинам (инвалиды с детства, дети, потерявшие кормильцев).

Общее между ними - это то, что они все нуждаются в пенсионном обеспечении как субъекты. Различия между ними - представитель каждой группы имеет разную долю в общем объеме пенсионного обеспечения, которая предопределяется долей его участия в создании национального продукта. Это противоречие между различными группами субъектов путем дифференциации в распределении пенсионных выплат осуществляет пенсионное обеспечение. Причем каждая группа субъектов пенсионного обеспечения должна получить от общества то, что предопределяется в общем объеме средств, а именно:

Определяющим инструментом в распределении и перераспределении денежных средств между различными категориями населения являются разного рода фонды, которые созданы для этих целей. Фонды образуются в процессе перераспределения национального дохода как самостоятельная финансовая или общественная структура[8].

При рассмотрении теоретических аспектов пенсионного обеспечения важное место занимает вопрос о том, как распределяется пенсионное обеспечение. Здесь главенствуют два направления[9].

Первое - это когда пенсионное обеспечение распределяется на трудовой основе, а размеры и условия пенсий полностью являются производными от заработной платы будущего пенсионера.

Второе направление - когда пенсионные обеспечения строятся на потребности нетрудоспособных.

В этом проявляется двойственность характера пенсионного обеспечения, которая состоит в том, что наряду со свойствами продукта, распределяемого в соответствии с количеством и качеством прошлого труда, оно обладает и свойствами продукта, распределяемого в соответствии с потребностями трудоспособных. Поэтому пенсионное обеспечение, базируясь на законе о труде, несет в себе характер распределения по затратам за прошлый труд.

Что касается пенсии по инвалидности, то она носит, скорее всего, характер страхования возможных потерь и должна исходить из того, сколько мог бы получать работник, если бы он не потерял трудоспособности. И эту часть страховой возможности должно платить не общество, а конкретный виновный (предприятие или лицо, виновные в этом).

Пенсии для лиц, не имеющих трудового стажа, являются той частью общественного продукта, которая имеет характер обеспечения минимальных потребностей, и они должны расти по мере роста экономических возможностей государства.

Исходя из двойственного характера пенсионного обеспечения, можно сделать вывод, что есть отличия пенсий от других выплат социального характера.

Во-первых, пенсии предусматриваются исключительно для нетрудоспособных и устанавливаются строго при наступлении условий, дающих право получать пенсию.

Во-вторых, пенсия базируется на трудовом вкладе будущего пенсионера и строго регламентируется исходя объема и качества этого вклада.

В-третьих, пенсии назначаются только в денежной форме, что подтверждает мнение о том, что пенсия - это часть отложенной заработанной платы.

В-четвертых, пенсии выплачиваются для индивидуальных целей конкретному пенсионеру.

В-пятых, пенсия выплачивается пожизненно и носит постоянный характер. Она может пересматриваться только в тех случаях, когда появляются основания или дополнительные сведения об участии или неучастии в трудовой деятельности пенсионера.

Подводя итоги данному разделу исследования, можно сделать вывод о том, что пенсионное обеспечение как экономическая категория - это совокупность экономических отношений по поводу производства и распределения в денежной форме части вновь созданного продукта, необходимого для удовлетворения потребностей нетрудоспособных категорий населения общества.

1.2. Сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования

Одной из составляющих комплекса проводимых в настоящее время экономических реформ является пенсионная реформа. В настоящее время пенсионная реформа направлена на изменение распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему[10].

Цель реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Одной из основных задач, которую должна решить данная реформа – обеспечить прозрачность пенсионной системы. Первые его результаты россияне смогли оценить уже в 2003 году. Год от года застрахованные смогут отслеживать и результаты накопительного финансирования пенсий - точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы[11].

С 2002 года, когда был дан старт пенсионной реформе, каждый может решить, куда направить накопительную часть – в частную или государственную управляющую компанию. Для тех, кто не знает о выборе или не решается его сделать, принимает решение государство, т.е. автоматически отправляет деньги в государственную компанию Внешэкономбанк. Однако в Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании» указано, что страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты, поэтому любой гражданин России, может перевести свою накопительную часть по собственному желанию из Внешэкономбанка в любой негосударственный пенсионный фонд и частную управляющую компанию, независимо от их местоположения. Для этого необходимо заключить договор об обязательном пенсионном страховании с НПФ и подать в пенсионный фонд заявление о переходе[12].

Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая финансовая организация социального обеспечения, действующая по сберегательно-накопительной схеме, когда размер пенсии пропорционален накопленной сумме, либо по принципу фиксированной выплаты пенсии по достижению гражданином пенсионного возраста. Деятельность Негосударственного пенсионного фонда очень похожа на деятельность пенсионного фонда. Также как и пенсионный фонд НПФ аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Целью создания НПФ являются:

· повышение качества обслуживания застрахованных лиц и пенсионеров;

· повышение эффективности пенсионной системы.

Под деятельностью негосударственного пенсионного фонда понимается некоммерческая деятельность по формированию активов, путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передаче этих средств компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению обязательств перед гражданами[13].

По данным Федеральной службы по финансовым рынкам, в настоящее время в России зарегистрировано 247 негосударственных пенсионных фондов (далее – НПФ), причем лишь 218 фондов реально осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Только 187 фондов имеют численность участников, превышающую 1000 чел. 127 фондов зарегистрировали заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика и в соответствии с заявительным порядком вправе осуществлять эту деятельность. Однако реально функции страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, т.е. заключение соответствующих договоров, аккумулирование и инвестирование средств пенсионных накоплений, ведение пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и т.п., выполняют лишь 106 фондов, причем только у 72 из них численность застрахованных лиц превышает 1000 чел [14].

Объем собственных средств, которыми располагает система НПФ, составляет 628,5 млрд. руб., причем средства имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, составляют 96,1 млрд. руб., средства пенсионных резервов - 484,9 млрд. руб., средства пенсионных накоплений - 42,6 млрд. руб. Объемы этих средств в сравнении с показателями бюджета Пенсионного фонда РФ, только доходная часть которого в 2008г. предполагалась в размере 2,6 трлн. руб., представляются явно недостаточными. Очевидно, что говорить о паритетном формировании пенсии граждан из государственных и частных источников пока еще рано [15].

Проблематичность увеличения вкладов учредителей в НПФ связана еще и с тем обстоятельством, что в соответствии с законом эти вклады передаются в НПФ без права отзыва и без возможности их компенсирования учредителям в какой-либо иной форме (в отличие от управляющих компаний, которые являются коммерческими организациями и в качестве таковых учреждаются именно с целью извлечения прибыли)[16].

Неразрешимость этой проблемы при создании новых и усилении ресурсной базы действующих фондов настолько очевидна и значима, что в связи с ее существованием в среде специалистов пенсионной сферы возникло мнение о допустимости коммерциализации деятельности НПФ, необходимости изменения организационно-правовой формы организаций пенсионного обеспечения и страхования и т.д. Эта позиция, безусловно, отражает интересы юридических лиц - учредителей фондов, и реализация этих идей могла бы способствовать дальнейшему развитию негосударственной пенсионной системы, но в совершенно ином качестве. С учетом изначально социальной направленности создания и деятельности НПФ вопрос об их коммерциализации является чрезвычайно спорным. Гораздо более целесообразным представлялось бы применение более гибкого подхода при предъявлении формальных требований к финансовым показателям фондов, введение различных уровней этих требований к НПФ различного назначения, усиление устойчивости негосударственной пенсионной системы в большей мере за счет повышения надежности управляющих компаний и т.д.

И, наконец, нельзя не отметить, что наращивать ресурсную базу системе НПФ приходится в условиях мирового финансового кризиса. В связи с экспортной ориентацией российской экономики и недостаточной развитостью ее финансовых рынков состояние экономик ведущих государств мира не могло не оказать сильного влияния на Россию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: