Интеллектуальный марафон
«1917 год»
Сроки заочного тура: 07 октября по 27 октября
Ответы направлять по адресу: mgosgi-ist@mail.ru
Вариант - 9 - 11 класс
Вопросы, оцениваемые в 1 балл:
1. Ниже приведен ряд имен и черт, связанных с революционными органами власти (период с марта по октябрь 1917 г). Все они, за исключением двух относятся к Временному правительству. Найдите и запишите цифры тех вариантов ответа, которые не относятся к нему:
А) Создан бывшими депутатами Государственной Думы.
Б) Председатель Чхеидзе.
В) Легитимный орган.
Г) Должен был существовать до созыва Учредительного собрания.
Д) Состоял из эсеров, меньшевиком и небольшой части большевиков.
Ответ:
2. О какой идеологии идет речь?
Идейно-политическое мелкобуржуазное течение в рабочем движении в начале 20 века. Названо по фамилии его идеолога. В основе идеологии и практики лежит теория «перманентной революции». Она направлена против ленинского учения о социалистической революции. Отрицает возможность победы социалистической революции и построения социализма в одной стране, необходимость создания идейно и организационно единой марксистской пролетарской партии, руководящую роль в революции рабочего класса, отвергает марксистско-ленинскую стратегию классового союза пролетариата с крестьянством.
Ответ:
3. Мелодия, которая использовалась в качестве гимна в первые месяцы после Февральской революции.
А) Интернационал
Б) Марсельеза
В) Гимн народной России
Г) Патриотическая песня
Ответ:
4. Рассмотрите карикатуру. Запишите в ответе цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1 2 3
А) Диктатор
Б) Искушение
В) Народный вождь
А | Б | В |
Ответ:
5. В июле 1917 года взбунтовался первый пулеметный полк, к которому вскоре примкнули солдаты Павловского полка, анархисты и уголовные элементы. Такой удачей непременно решили воспользоваться большевики с целью захвата власти. Эту работу возглавило радикальное крыло большевиков, которое в обиходе называли:
А) «Военщина».
Б) «Военка»
В) «Воленка»
Г) «Воензаг»
Ответ___________________
Дайте полное название данной организации.
Ответ:
Вопросы, оцениваемые в 3 балла.
1. Назовите первые декреты, принятые на II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917г.
А) о мире
Б) об отделении церкви от государства и школы от церкви
В) о власти
Г) о печати
Д) о земле
Г) о национализации банков
Ответ:
2. Рассмотрите фото и выполните задания
Какое событие изображено на фото? Назовите дату и место события?
Ответ:
3. Прочтите высказывание доктора исторических наук профессора Ю. И. Кораблева. Определите, о каком политическом деятеле идет речь.
"Статьи и выступления его сыграли немалую роль в революционизировании рабочих, солдат и матросов. Он становится популярнейшим митинговым оратором. Растет его авторитет в партийных кругах. Ходом событий снимается проблема разногласий с большевиками по теоретическим вопросам. 25 сентября по предложению большевистской фракции Петроградского Совета РСД он был избран его председателем. В этом качестве он играл руководящую роль в подготовке и проведении Октябрьской революции. Он голосовал за ленинскую резолюцию о вооруженном восстании на заседании ЦК 10 октября"
Ответ:
4. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1. Корниловское выступление
2. Февральская революция
3. Июльские дни
4. Арест отрекшегося Николая II в Царском Селе
5. Октябрьская революция
Ответ:
5. Рассмотрите изображение и выполните задание.
1) Вставьте пропущенные слова (подсказки в таблице)
Летом 1917 года _________________ прятался от Временного правительства. Его объявили немецким шпионом, а ему нужно было окопаться в окрестностях Петрограда. Нашли место в сарае у рабочего-революционера _____________________, но жизнь в поселке была небезопасной. Поэтому через разлив на лодке он и _____________ были вывезены на поляну с некошеной травой, на которой для них был возведен шалаш. Они изображали финов, которые занимаются заготовкой травы. С 10 июля по 8 августа он жил под Сестрорецком, у него было место с двумя пнями в лесу, которое назвали _________________. За время работы в нем, он написал часть текста книги _______________.
А. | Б | В | |||
Г | Д | Е |
Ответ:
2) Какое изображение в таблице является лишним и почему?
Ответ:
6. Прочтите отрывок из исторического документа. О каком событии идет речь и когда оно произошло? (Укажите число, месяц и год). Какое юридическое нарушение в своем поступке допустил автор документа?
«Петроград. Его Императорскому Величеству Михаилу Второму.
События последних дней вынудили меня решиться бесповоротно на этот крайний шаг. Прости меня, если огорчил тебя и что не успел предупредить. Остаюсь навсегда верным и преданным братом. Горячо молю Бога помочь тебе и твоей Родине. Ники.»
Ответ:
7. На фото казначейские знаки образца 1917 года — бумажные денежные знаки, выпуск которых был организован Временным правительством с 18 сентября 1917 года и продолжен в 1918—1919 годах Народным банком РСФСР.
В народе они получили название:
А) «Мотыльки» Они были маленького размера и быстро изнашивались. Бывало, что при попытках расплатиться ими на базаре, порывы ветра уносили пестрые «марки» прочь с прилавка.
Б) «Керенки» по фамилии последнего председателя Временного правительства А. Ф. Керенского
В) «Пятаковки» были подписаны управляющим Госбанка РСФСР Г.Л. Пятаковым.
Г) «Думки» банкноты с изображением здания Государственной Думы России (Таврического дворца в Санкт-Петербурге)
Ответ:
8. Министр иностранных дел П. Н. Милюков называл его «шляпой», а управляющий делами Временного правительства В. Д. Набоков, сравнивал его с человеком, сидевшим на козлах, но даже не пробовавшим "собрать вожжи".
Как вы думаете, о ком речь? Назовите должность, которую он занимал на пике своей карьеры.
Ответ:
Вопросы, оцениваемые в 5 баллов.
1. В 1917 г, благодаря началу Великой Российской революции, Русская православная церковь (РПЦ) освободилась от опеки самодержавия и получила возможность организовать основы своего управления по собственному усмотрению. Эти задачи 15 августа 1917 г. в Москве решил:
А) Поместный совет РПЦ, который принял Общие положения о высшем управлении Православной Российской Церкви и восстановил Патриаршество.
Б) Поместный собор РПЦ, который принял Общие положения о высшем управлении Православной Российской Церкви и восстановил Патриаршество.
В) Синод, который принял Общие положения о высшем управлении Православной Российской Церкви и упразднил Патриаршество.
Ответ:
2. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Первый состав Временного правительства (март—май 1917 года) В состав правительства вошло 11 министров (5 из них в таблице)
Личность | Партия/группа | Пост |
П. Н. Милюков | _______ (А) | _______________(Б) |
А. И. Коновалов | _______(В) | министр торговли и промышленности |
_________________(Г) | октябрист | государственный контролёр |
А. И. Гучков | ________________(Д) | _______________(Е) |
_________________(Ж) | «трудовик» | министр юстиции |
Пропущенные элементы:
1. военный и временно морской министр
2. кадет
3. А. Ф. Керенский
4. прогрессист
5. И. В. Годнев
6. октябрист
7. министр иностранных дел
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
Ответ:
3. Черно-белый фильм «Ленин в Октябре» дважды редактировали. Ответьте на вопросы, связанные с этим фильмом:
А) в каком году фильм вышел в прокат
Б) кто является его режиссером
В) что такое «летающая лампа» и как она связана с этой картиной
Г) почему в фильм были внесены изменения
Ответ:
4. Рассмотрите изображение. Какие суждения, относящиеся к событию, которому посвящена данная марка, являются верными? Выберите три верных суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.
А) Данное событие произошло в ночь со 2 на 3 апреля 1917 года.
Б) После изображенного события днём В. И. Ленин выступил в Таврическом дворце с «Апрельскими тезисами».
В) С данным событием связано выражение У. Черчиля, что В. И. Ленин был ввезен «как чумная бацилла».
Г) Марка посвящена возвращению В. И. Ленина в Россию из Разлива.
Д) Данное событие нашло отражение в фильме «Октябрь», кинокадр из которого и изображен на марке.
Е) В. И. Ленин произнес свою речь на броневике.
Ответ:
5. Прочтите документ:
«…Вынужденный выступить открыто, я, _________, заявляю, что Временное правительство под давлением большевистского большинства Советов действует в полном согласии с планами германского Генерального штаба, одновременно с предстоящей высадкой вражеских сил на Рижском побережье, убивает армию и потрясает страну внутри. Тяжелое сознание неминуемой гибели страны повелевает мне в эти грозные минуты призвать всех русских людей к спасению умирающей родины. Я, _________, сын казака-крестьянина, заявляю всем и каждому, что мне ничего не надо, кроме сохранения Великой России, и клянусь довести народ — путем победы над врагами — до Учредительного собрания, на котором Он сам решит свои судьбы и выберет уклад своей новой государственной жизни...».
27 августа 1917 года
Выберете правильные утверждения:
А) Эти слова принадлежат А. Ф. Керенскому
Б) Эти слова принадлежат Л. Г. Корнилову
В) Последующие события привели к тому, что большевики получили возможность легально вооружаться
Г) Автору этих слов удалось добиться своего
Д) Автор этих слов умер в эмиграции
Е) Автор этих слов погиб в 1918 г.
Ответ:
6. Рассмотрите карту и ответьте на следующие вопросы.
1. На карте изображено событие, которое вошло в историю как ____________________ – попытка установить военную диктатуру. Данное событие проходило в период ______________ кризиса власти.
2. Некогда союзник ______________ без объяснения причин разорвал договор с ____________ и объявил его вне закона.
3. Движение войск в конце __________ (месяц) было остановлено, генерал ____________ застрелился, а генерал от инфантерии __________ был арестован.
Ответы:
7. Прочтите отрывок из исторического документа. Заполните пропуски и ответьте на вопросы.
«Заняты все вокзалы, телеграф, телефонная станция, почтамт…
… Единодушно восставшие солдаты и рабочие победили безо всякого кровопролития. Правительство 1)_____________ (Фамилия) низложено. Комитет обращается с призывом к фронту и тылу не поддаваться провокации, а поддерживать Петроградский Совет и новую революционную власть, которая немедленно предложит справедливый мир, передаст землю крестьянам, созовет 2)____________________. Власть на местах перешла в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.»
1)
2)
Вопросы:
1. О каком событии идет речь?
2. Правда ли, что «восставшие солдаты и рабочие победили безо всякого кровопролития»? Укажите число погибших в ходе данного события.
Ответы:
Вопросы, оцениваемые в 7 баллов.
1. Этот человек сразу же стал народным героем: «революционный» унтер-офицер, которого А.Ф. Керенский пафосно назвал «солдатом революции номер один». Используя фото и знания по истории заполните пропуски:
А) _________________поднял восстание учебной команды запасного батальона лейб-гвардии _________ полка. Солдаты прозвали его «_________________». Кирпичников и его солдаты, пришедшие в ______________ дворец днем 27 февраля 1917 года, объявили себя «Армией ______________». Из рук «первого генерала революции» ____________________ получил _______________ крест 4 степени на красном банте.
Ответ:
2. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) На схеме обозначены боевые действия на Юго-Западном фронте в августе 1917 года.
2) События, обозначенные на схеме, явились последним наступлением русских войск во время Первой мировой войны
3) На схеме обозначены боевые действия Русской армии в ходе «наступление Керенского»
4) Участником событий, обозначенных на схеме, являлся сам Николай II.
5) Наступление было выиграно из-за высокого уровня дисциплины в русских войсках.
6) Благодаря этому наступлению произошёл резкий карьерный взлёт генерала Корнилова.
Ответ:
3. Рассмотрите изображения и выполните задания:
1. Найдите лишнее изображение и обоснуйте свой выбор.
2. С каким событием 1917 года связаны оставшиеся три изображения.
1. | 2. |
3. | 4. |
Ответы:
Вопросы, оцениваемые в 9 баллов.
1.«Начальник штаба Верховного главнокомандующего «генерал Алексеев запросил телеграммой всех главнокомандующих фронтами. Телеграммы эти запрашивали у главнокомандующих их мнение о желательности при данных обстоятельствах отречения государя императора от престола в пользу сына. К часу дня второго марта все ответы главнокомандующих были получены и сосредоточились в руках генерала Рузского. Все пять главнокомандующих фронтами и генерал Алексеев высказались за отречение Государя императора от престола». (Василий Шульгин «Дни»)
А | Б | В |
Г | Д | Е |
Запишите в ответ буквы, расположив их в порядке, соответствующем цифрам.
1) От великого князя Николая Николаевича – главнокомандующего Кавказским фронтом.
2) От генерала Сахарова – фактического главнокомандующего Румынским фронтом (собственно главнокомандующим был король Румынии, а Сахаров был его начальником штаба).
3) От генерала Брусилова – главнокомандующего Юго-Западным фронтом.
4) От генерала Эверта – главнокомандующего Западным фронтом.
5) От генерала Рузского – главнокомандующего Северным фронтом.
6) генерал Алексеев
Ответ:
Вопросы, оцениваемые в 10 баллов.
Рассмотрите изображения, прочитайте текст и выполните задания.
1 2
Газета «Петроградский листок» писала об этом событии: «…медленно со всех концов города движутся процессии с гробами жертв, с развевающимися флагами, с несметной толпой народа. Медленно, торжественно раздается в воздухе согласное пение тысячи голосов: «Вы жертвою пали в борьбе роковой…».
1) О каком событии идет речь?
Ответ:
2) Напишите дату и место событий.
Ответ:
3) Кому принадлежит надпись «Против богатства, власти и знанья для горсти вы войну повели и с честию пали за то, чтоб богатство, власть и познанье стали бы жребием общим»?
Ответ:
4) Какое произведение прозвучало впервые легально на месте событий?
Ответ:
5) Что впервые в СССР смонтировали в октябре 1957 года на месте этих событий?
Ответ:
2. 29 января 1943 года выходит серия марок, посвященная 25-летию Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года). В серии было выпущено 8 марок. На всех миниатюрах присутствует цифра «XXV» и юбилейные даты «1917–1942».
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Что иллюстрирует данная миниатюра (кто изображен)?
С какой целью была выпущена эта серия марок? Дайте развернутый ответ на вопрос, приведите не менее 3-х аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.
Ответ:
3. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие памятники на изображениях, представленных ниже, связаны с событием, изображенным на монете? В ответе запишите цифры, под которыми они указаны. Кому посвящены выбранные вами памятники?
1. | 2. |
3. | 4. |
Ответы:
4. Александр Солженицын был убежден, что даже в эти дни можно было спасти монархию:
«Не Россия отреклась от Романовых, но братья Николай и Михаил отреклись от нее за всех Романовых - в три дня, от первых уличных беспорядков в одном городе, не попытавшись даже бороться, предавши всех - миллионное офицерство! - кто им присягал».
Согласны ли вы с высказыванием А. Солженицына? Аргументируйте свой ответ. Приведите аргумент за и против.
Ответ за:
Ответ против: