Этапы реализации программы




Рабочая программа работы педагога-психолога

Подготовительная группа

группа № _________

 

Составлена психологом: Халиковой Венерой Фяритовной

Актуальность использования в этой группе:

Период дошкольного детства является самым чувствительным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Для взрослых работающих с детьми 6-7 лет актуальным становится вопрос психологической подготовки детей к школе. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных психических процессов.

Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире, но и уметь применять их, устанавливать зависимости между причиной и следствием, обладать достаточно хорошо развитой памятью, произвольным вниманием и др.

На данных занятиях дети:

1. Учатся применять имеющиеся у них знания;

2. Ставятся перед необходимостью поиска новых решений;

3. Учатся взаимодействию друг с другом;

Кроме того, в игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, воображение, речь.

3. Цель: интеллектуальная и мотивационная подготовка детей к школе, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений.

Задачи:

Активизация имеющихся у детей знаний об окружающем мире;

Развитие познавательных психических процессов;

Развитие волевых качеств личности;

Развитие произвольности поведения умения считаться с мнением других, и вести продуктивный диалог;

Развитие мелкой моторики рук;

Повышение мотивационной готовности детей к школе.

Разработка системы работы, с родителями в данном направлении.

Этапы реализации программы

Данный цикл занятий рассчитан для работы с детьми подготовительной к школе группы 6-7 лет. Он состоит из двух блоков занятий «Интеллектуально-познавательного» и «Мотивационно-личностного» и включает в себя 16 занятий, которые могут проводиться, как фронтально со всеми детьми группы, так и по подгруппам, один раз в неделю. Длительность занятия 30-35 минут. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и задания на развитие мелкой моторики. Занятия имеют четкую структуру:

1. Разминка (дидактические игры на развитие внимания и скорости мышления) (5 мин.)

2. Основная часть занятия (20 мин.)

- 1-2 дидактических и развивающих игр, упражнений на развитие познавательных психических процессов;

- динамическая пауза (физминутка или малоподвижная игра);

- пальчиковая гимнастика;

- работа в тетради;

- игра (задание) на развитие речи

3. Заключительная часть (рефлексия) (5 мин.)

Некоторые занятия носят тематический характер и построены в виде «Путешествий».

Цикл занятий «Интеллектуально-познавательного блока» завершает интеллектуальная викторина «Умники и умницы».

При проведении занятий целесообразно использовать соревновательный компонент – за каждый правильный ответ детям выдавать фишки. Это позволяет вести диагностику и выявлять лидеров на занятии.

Для проведения занятия каждому ребенку необходимо было иметь тетрадь в клетку, простой карандаш, набор цветных карандашей.

С детьми имеющих низкий уровень развития тех или иных познавательных психических процессов велись дополнительные коррекционно-развивающие занятия.

Тематическое планирование

Тема Цель Материал Структура
  Тема: «Путешествие в лето»   § Активизация знаний детей; § Развитие мышления, речи; § Развитие воображения, пластичности движений; § Развитие памяти; Развитие творческого воображения, мелкой моторики, словотворчества Картина о лете, аудио - кассета «Волшебство природы», магнитофон, цветные карандаши. 1. Беседа с детьми о лете: 2. Разминка 3. Игра «Что может делать?...» 4. Психогимнастика. 5. Игра «Слово за слово».  
  «Домашние и дикие животные»   Активизация знаний детей, развитие скорости мышления, внимания; Развитие мыслительных процессов; Смена деятельности, развитие воображения; Развитие воображения, умение создавать образы на основе схематического изображения предметов, развитие мелкой моторики тетради, простые карандаши, картинки с изображениемживотных, мяч.   1.Беседа с детьми о домашних и диких животных. 2. Разминка: «Словесный волейбол» Тема: «Животные и их детеныши». 3. Игра «Чем похожи – непохожи?» 4. Подвижная игра «Сова» 5..Работа в тетрадях: «На что похоже»    
  «Домашние и дикие животные»   Развитие скорости мыслительных процессов; Активизация знаний; Развитие внимания, кратковременной зрительнойпамяти; Развитие слуховой памяти, мелкой моторики; Развитие воображения и речи 4 карточки к игре «Внимание», тетради, карандаши.   1. Разминка: «Что может делать?...» 2.Пальчиковая гимнастика. 3. «Продолжи узор» работы в тетрадях. 4. Игра «Внимание» 5. Мысленная картинка    
  Жители леса Развитие мышления, образного воображения; Развитие общей эрудиции; Развитие памяти; Развитие мелкой моторики, творческого воображения.   картинки с изображением зайца, волка, медведя; текст сказки Д. Храмса «Храбрый еж»; тетради, карандаши 1. «Отгадай загадку» 2. Игра «Слово за слово» 3. Игра «Пантомима 4. Чтение сказки: Д. Хармса «Храбрый еж» 5. Рисунок на тему:«Что приснилось Ежу в зимнюю ночь?»  
  «Путешествие в осенний лес» Развитие мышления и активизация знаний детей; Развитие внимания и памяти; Активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи; Развитие воображения и детского словотворчества; Совершенствование коммуникативных умений и навыков Тетради карандаши     Игра «Тропинка» Игра «Слово за слово» Графический диктант «дерево» Физминутка 5.Разучивание стихотворения Придумай и расскажи рассказ
    Развитие скорости мышления, активизация словаря(антонимы); Рзвитие зрительной памяти и внимания; Развитие детского словотворчества; Совершенствование коммуникативных умений инавыков; Развитие мелкой моторики; 7Развитие конструктивного мышления.     Материалы: лото «Для малышей», тетради, простые карандаши   Разминка «Рассуждалочки». Игра «Запомни картинку» Сочиним сказку вместе. Физминутка. Упражнение «Продолжи узор» - работа в тетрадях. Упражнение «Что получится?  
    Развитие мышления, умение применять обобщающие слова; развитие мелкой моторики; развитие зрительного внимания.   Тетради простые карандаши 1.Разминка: «Назови, одним словом»: 2.«Смешная история» 3. Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте» 4«Что получится?» (работа в тетради). 5Дорисуй узоры, не нарушая последовательность».  
    развитие скорости мышления, умение употреблять обобщающие слова; развитие умений сравнивать предметы друг с другом;развитие кратковременной зрительной памяти, внимания;развитие мелкой моторики.   картинки с изображением шкафа и холодильника, магнитофонная запись песни «Чунга-чанга»; тетради, карандаши, набор карточек для игры «Внимание».     1.Разминка: «Назови лишнее слово»: 2.Игра «Найди сравнения» 3. Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте» (см. занятие № 3) 4..Игра «Внимание». 5..«Дорисуй узор не нарушая последовательности». 6. Игра «Зеваки»
    активизация знаний детей о зиме; развитие скорости мышления;развитие воображения, умения перевоплощаться;развитие памяти; мелкой моторики руки. картинки с изображением сосульки, снежинки, снеговика; релаксационная музыка; магнитофон; пиктограммы к стихотворению; тетради, карандаши.     Беседа с детьми о зиме: Отгадай загадку. Игра «Что может делать?...» Психогимнастика «Снежинки» Разучивание стихотворения.  
    Развитие внимания, умения подчиняться правилам игры;Развитие памяти, речи, воображения; Развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики руки.   мяч, пиктограммы к стихотворению, карандаши, тетради, рисунки снеговиков для игры «Найди отличия». 1.Разминка. Игра «“да”и “нет” не говорить». 2.Задание «Вспомним стихотворение по картинкам». 3.Психогимнастика «Снеговик растаял». 4.Игра «Слушаем и рисуем 5.Игра «Найди отличия»  
    Развитие мышления и речи,Развитие воображения, Развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки, умение ориентироваться на листе бумаги Тетради карандаши 1.Разминка. «Один – много». 2.Игра «Где мы были - вам не скажем, а что делали, покажем». 3. Физкультминутка. «Царь Горох». 4.Графический диктант.  
  «В стране геометрических фигур» Активизация знаний детей, развитие скорости мышления;Развитие зрительной памяти, внимания; Развитие логического мышления, зрительного внимания;Развитие мелкой моторики руки, творческого воображения.   набор геометрических фигур разного цвета, песочные часы, наборное полотно для задания «Расставь фигуры...». тетради с заданием, карандаши.     Игра «Кто ушел кто пришел». Задание «Назови предметы похожие на квадрат,круг, треугольник». Задание «Расставь фигуры в ряду так, чтобыряды не повторялись». 4.Физкультминутка. Рисование портрета тетушки Стёрки.  
  В загадочной Циферии» развитие внимания, памяти, мышление; закрепление знаний числового ряда, состава числа 4, 5, 6.   фишки по 6 на каждого ребенка, тетради с заданием, карандаши, картина к заданию №3, набор цифр, наборное полотно.     Игра «Счет по цепочке». Задание «Расставь цифры в правильном порядке». 3.Игра «Найди цифры на картине» 4.Физминутка. 5.Игра «Веселый счет». 6.Игра «Кто в домике живет?»
  «Транспорт»   активизация знаний детей о различных видахтранспорта; развитие мышления, речи, воображения; тренировка мышц рук, развитие памяти и глазомера.   Тетради карандаши «Попробуй, повтори». 2.Веселые задачки на сообразительность от греки. Физминутка. 4.Отгадай загадку. Графический диктант. «Поезд» 6.Игра «Хорошо и плохо».    
  «Пришла Весна».   Развитие речи, мышления, активизация знаний; Развитие памяти, внимания, тренировка мышц рук;Развитие воображения магнитофон, аудиозапись плавной музыки, тетради, карандаши. 1.Беседа о весне: 2. Игра «Закончипредложение» 3. Задание «Скажи ласково». 4.Физминутка. Звучит музыка. 5.Графический диктант.«Бабочка».    
  Весна, красна развитие познавательных психических процессов, активизация знаний детей картинки для игры «найди сравнения, магнитофон, кассета с записью веселой музыки, тетради, карандаши для каждого ребенка, текст графического диктанта «заяц – робот».     Разминка «Кто это? Что это?» Игра «Кто больше найдет отличий?» Игра «Шифровщики» 4.Игра «Будьвнимателен». 5.Графический диктант «Заяц робот»  

 

 

Дата составления сентябрь 2015 г. (подпись психолога)

Список используемой литературы:

1. Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М., 2004.

2. Арнаутова Е.П.Об игровой компетентности родителей дошкольников//Детский сад от А до Я №5/2006

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М., 1985

4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О.Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста, - М.,1991.

5. Беженова М.А. Веселая математика. – Д.: Сталкер,1998.

6. Винокурова Н. Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения. Задания. Книга 1. - М.: РОСТ, Скрин, 1997.

7. Волкова Б.С., Волков Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии.

8. Голубь В.Т. Графические диктанты: Пособие для работы с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО,2004.

9. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М., 1981.

10. Житникова Л. Учите детей запоминать. – М.1978.

11. Закутько В.И. Родители ваши союзники в воспитании: учебно-методическое пособие для студентов, учителей, социальных педагогов. Армавир,2000.

12. Захарюта Н.В. «Психология детства» с основами «Психологии человека» в тематических понятиях. Армавир, 2000.

13.Иванова В. Игры с Бабой Ягой. Кроссворды, ребусы, головоломки. М.: ЗАО «Премьера», 1999

14. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, - М.,1989

15. Ковалева Е.С., Синицына Е.И. Готовим ребенка к школе. – М.: Лист Нью, Вече, КАРО 2001.

16. Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. – М., 1995.

17. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: кн. Для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1990.

18.Педсовет: газета для педагогов начальной школы. № 12,2000; № 12, 2002; № 5, 1999.

19. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников.(Программа «Я – человек»). Кн. 2. Старшая группа. – М.: Школьная пресса, 2004.

20. Тихомирова Л.Ф.Упражнения на каждый день: развитие внимания и

воображения дошкольников.- Ярославль: «Академия развития», 1998.

21. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль,1996.

22. Усова А.П. Обучение в детском саду, под ред. А.В.Запорожца: 3-е изд. – М.,1981.

23.Чего на свете не бывает / под ред. О.М.Дьяченко, - М., 1991.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: