Законы диалектики
Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через ее основные законы и категории.
Законы диалектики в стихийной форме были известны в Древней Греции, теоретически разработаны в философии Г. Гегеля.
Законы диалектики – основные законы развития, каждый из которых отражает процесс развития в целом.
- Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений дает ответ на вопрос – как происходит развитие, вскрывает «механизм» развития.
- Закон единства и борьбы противоположностей дает ответ на вопрос, почему происходит развитие, вскрывает источник развития.
- Закон отрицания отрицания дает ответ на вопрос – какова тенденция развития, вскрывает общую тенденцию развития.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
Закон показывает, как, каким путем возникает новое. Согласно диалектической концепции развития, все предметы и явления беспрестанно изменяются. И в то же время они обладают относительной устойчивостью.
Что же позволяет судить об устойчивости предметов и явлений? Прежде всего, их качественная определенность. В обыденном представлении качество ассоциируется с определенными свойствами и оценками предмета. Например, «эта продукция обладает высоким или низким качеством».
Философское понятие качества предполагает способность предметов и явлений иметь свои границы, так как любой предмет отличается от другого предмета качеством. Качество есть то, что делает предмет быть тем, чем он является. Качество есть определенность предмета, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфических свойств, характеристик, черт сходства с другими предметами. Предмет может изменять свои свойства, терять их, но оставаться в данном качестве.
|
Количество – это степень развития данного качества, это такая определенность предмета, которая в известной мере безразлична данному качеству. Количественно мы можем сравнивать качественно однородные предметы. Количество находит свое воплощение в величине – числе, объеме интенсивности развития.
Количество характеризует различия внутри данного качества. До какого предела могут происходить количественные изменения внутри одного качества? Такой предел существует, он связан с понятием меры.
Мера – это допустимый интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется данное качество. Мера выражает внутреннюю связь качества и количества, где количественные различия внутри данного качества не могут превысить определенных границ. В отдельных случаях этот интервал не имеет строгих, точных границ. Это заметили еще древние. В софизме «Лысый» говорится, что, потеряв один волос, человек, лысым не становится, потерявшего два волоса лысым не назовешь, теряя по одному волосу, человек становится лысым. Качественное различие между пышной прической и лысиной несомненно.
Категории качества, количества, меры выступают не только как определенные характеристики предметов, явлений, процессов, но и как логические формы познания мира.
В природе, обществе и мышлении развитие происходит не иначе как путем количественного прибавления либо убавления материи или движения. Эти количественные изменения, переходя границы меры (скачкообразно), приводят к появлению нового качества.
|
Скачок – это момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение, прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений.
Не всякая произвольная сумма денег или величина стоимости может быть превращена в капитал, необходим определенный минимум денег или меновых стоимостей в руках отдельного владельца денег. Этот факт подтверждает закон перехода количественных изменений в качественные. Однако качественные изменения, вызванные количественными, оказывают обратное воздействие на количественные характеристики предметов, явлений, процессов. Например, знание одного иностранного языка облегчает изучение других иностранных языков.
Закон единства и борьбы противоположностей
Этот закон называют ядром диалектики, так как именно он указывает причину, источник диалектического изменения, развития. Каждому предмету, явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира.
Исходными категориями этого закона являются тождество, различие, противоположность, противоречие.
Тождество– это понятие, которое отражает постоянство предмета, его относительную устойчивость, совпадение его сторон, тенденций. Однако предмет постоянно изменяется, т. е. нарушает установившееся равенство самому себе. Различие– это понятие, которое отражает изменчивость предмета, несходство его сторон, тенденций.
|
Тождество и различие не существуют друг без друга. В тождестве есть всегда различие, а различие предполагает тождество. Тождество конкретно. Тождество содержит различие, а различие основано на сравнении. Сравнение предполагает уравнивание предметов в каком-то отношении. Например, два атома одного элемента тождественны и в то же время различны (изотопы, ионы, энергетические уровни). Чем сложнее форма движения материи, тем большую роль играют различия. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве.
Противоположности– это различия в явлениях, предметах, сторонах, которые в определенной целостности взаимно исключают друг друга. Например, в атоме существуют положительно и отрицательно заряженные частицы, в живой природе – наследственность и изменчивость, в общественной жизни –имущие и неимущие.
Отношение между противоположностями есть противоречие. Противоречие есть понятие для обозначения отношения между сторонами, тенденциями целого предмета, при котором они взаимополагают, взаимообусловливают, взаимоотрицают друг друга.
Противоречия можно классифицировать по характеру возникновения (необходимые – случайные), по месту в системе (внутренние – внешние), по роли в развитии (основные – не основные), по типу (антагонистические – неантагонистические).
С точки зрения диалектики источником развития являются внутренние противоречия (обусловленные внутренними противоречиями системы). Внутренние противоречия служат источником самодвижения вещей. Мир предстает перед нами как единый, состоящий из двух противоположностей (материальное и идеальное). Противоположности, составляющие противоречия, стремятся преодолеть друг друга. Между ними существует натяжение, борьба, преодоление друг друга. Борьба противоположностей в едином и есть та сила, которая заставляет развиваться природу, общество и мышление. Противоречие и есть источник развития.
Относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей проявляется в следующем:
1. Если речь идет о единстве противоположностей и борьбе между ними, то имеются в виду только такие противоположности, которые внутренне присущи предмету, явлению, процессу.
2. Противоположности не могут существовать друг без друга, однако их единство условно, временно, преходяще, относительно.
3. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение. Новое возникает в результате борьбы, а не благодаря единству противоположностей.
4. В процессе борьбы противоположности могут превращаться друг в друга. Нет ни одного явления, которое бы не могло при известных условиях превратиться в свою противоположность.
5. Борьба противоположностей и их единство обусловливают в определенных ситуациях возможность временного равнодействия противоположностей, устойчивости предметов, равновесия сил.
Закон единства и борьбы противоположностей в неорганической природе проявляется в виде борьбы между притяжением и отталкиванием. В органической природе закон проявляется как единство и борьба двух противоположных процессов – ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости. В обществе – во взаимодействии производительных сил и производственных отношений, борьбе старого и нового и т.д.