Кап. Кап, кап. Кап, кап, кап. | Буль. Буль, буль. Буль, буль, буль. |
8. Итог занятия. На дом: задание 101.
Занятие 102 Тема: «Птицы (знакомство)»
Цели:
1. Уточнить и расширить словарь по теме.
2. Формировать понятие «птицы».
3. Учить согласовывать существительные мужского и женского рода с глаголами прошедшего времени.
4. Формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
5. Развивать внимание, память, мышление.
6. Воспитывать желание помогать птицам, слушать логопеда и товарищей, навыки организованного поведения.
Оборудование: предметные картинки - воробей, голубь, ворона, сюжетная картинка «Птицы в городском дворе», фланелеграф, вырезанные по контуру изображения вороны, воробья и голубя.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Кто прилетает к нам во двор?».
На фланелеграфе картинка с изображением городского двора. Прочитать стихотворение и по мере ответов детей выставлять на фланелеграф вырезанные по контуру изображения птиц.
Это дом. Это двор. Мы идем гулять во двор. — Чик-чик, чик-чирик... Кто во двор к нам летит? По дорожке скачет, Крылышками машет?
(Воробей.)
Это дом. Это двор.
Мы идем гулять во двор.
Уль, уль, уль...
Кто к нам летит,
По дорожке спешит?
(Голубь.)
Это дом. Это двор. Мы идем гулять во двор. — Кар-кар-кар... Кто к нам летит, К нам во двор спешит? (Ворона.)
— Кто во двор к нам прилетел, на ребяток посмотрел? (Во двор прилетел (а) воробей (голубь, ворона).)
— Кто знает, кто они все вместе? (Птицы.)
— Кто прилетел во двор? (Во двор прилетели птицы.)
3. Упражнение «Покажи и назови».
Предложить детям ответить на вопросы и показать птиц. При затруднениях помогать вызванному ребенку.
— Где воробей? (Вот воробей.)
|
— Где ворона? (Вот ворона.)
— Где голубь? (Вот голубь.)
— Где птицы? (Вот птицы.) (Ребенок обводит рукой все изображения птиц на фланелеграфе.)
4. Подвижная игра «Веселые птицы». Дети выполняют инструкции логопеда:
Вокруг себя перевернитесь, в воробьев все превратитесь. Воробьи летают, песни распевают: «Чик-чик, чик-чирик!» Раз, два, три — замри.
Вокруг себя перевернитесь, в голубей все превратитесь. Голуби летают, песни распевают: «Уль, уль, уль!» Раз, два, три — замри.
Вокруг себя перевернитесь и в ворон все превратитесь. Вороны летают, песни распевают: «Кар, кар, кар!»
Раз, два, три — замри.
Раз, два, три - на место тихонько, спокойно лети.
5. Упражнение «Покажи и скажи».
Предложить детям дать полные ответы на вопросы:
— Где у вороны голова (клюв, крылья, лапы, хвост)? Так же спросите про голубя и воробья.
Попросить детей подумать и ответить на вопрос:
— Что умеют делать все птицы? (Птицы умеют летать.) Предложить ребенку:
— Покажи, как летает воробей. (Ребенок выполняет заданное действие.)
— Что делает воробей? (Воробей летает.) Так же про голубя и ворону.
6. Итог занятия. Игра «Кто улетел?».
На фланелеграфе картинки с изображениями воробья, вороны, голубя.
— Погостили птицы в нашем дворе и стали улетать домой. Закройте глаза. (Убрать одну картинку.) Откройте глаза. Кто улетел? (Голубь улетел.)
И т.д.
На дом: задание 102.
Занятие 103 Тема: «Птицы. Величина»
Цели:
1. Формировать понятие «птицы» и расширять словарь по теме.
2. Закрепить понятия «большой», «поменьше», «маленький» и «маленький», «побольше», «большой».
3. Формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
|
4. Формировать навыки диалогической речи.
5. Развивать внимание, память, мышление, зрительный гнозис, моторику.
6. Воспитывать любовь к живой природе, умение слушать логопеда и товарищей, навыки организованного поведения.
Оборудование: сюжетная картинка «Во дворе», фланелеграф, предметные картинки и вырезанные по контуру изображения воробья (маленький), голубя (побольше), вороны (большая), ветки и забора, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Кто во двор к нам прилетел?».
Выставить на наборном полотне картинку с изображением двора, а на фланелеграфе - вырезанные по контуру изображения птиц
и задать вопросы:
- Кто прилетел к нам во двор? (Во двор прилетел воробей.)
И т.д.
- Кто это все? (Это птицы.)
3. Упражнение «Кто как кричит?».
Птицы проголодались, Расшумелись, раскричались, Из-за корочки подрались. Надо птиц нам помирить, Надо птиц нам покормить. Чив-чив-чив да чик-чирик. Кто к нам за крошками летит?
(Воробей. За крошками летит воробей. К нам летит воробей.)
- Коля, угости воробья крошками.
- На, воробей, крошки. (Клюй, воробей, крошки.)
- Что тебе скажет воробей? (Спасибо.)
- Как он тебе это скажет? (Чик-чик, чик-чирик.)
- Когда воробей говорит чив-чив, чик-чирик, что это он делает? (Воробей чирикает.)
Так же про голубя (уль-уль-уль — воркует) и про ворону (кар-кар-кар — каркает).
4. Подвижная игра «Летают — прыгают — ходят».
По команде логопеда дети выполняют соответствующие инструкции:
— Воробьи прыгают.
— Вороны ходят.
— Голуби летают. И т.д.
|
5. Игра «Большой — поменьше — маленький».
— Птицы наши веселились и на ветке разместились. Сначала села большая птица, потом птица поменьше и маленькая птичка. На птиц внимательно посмотрите, их на ветке разместите.
Вызванный ребенок прикрепляет на фланелеграф изображения птиц в заданном порядке и отвечает на вопросы:
— Какая ворона? (Ворона большая.)
— Какой голубь? (Голубь поменьше.)
— Какой воробей? (Воробей маленький.)
6. Игра «Маленький — побольше — большой».
— Птицы с ветки улетели, на забор все вместе сели. Сначала села маленькая птичка, потом птица побольше, а потом большая. На птиц внимательно посмотрите, на заборе правильно их разместите.
Вызванный ребенок прикрепляет на фланелеграф изображения птиц в заданном порядке и отвечает на вопросы:
— Какой воробей? (Воробей маленький.)
— Какой голубь? (Голубь побольше.)
— Какая ворона? (Ворона большая.)
7. Итог занятия.
Игра «Кто улетел?» (см. занятие 102).
На дом: задание 103.
Занятие 104 Тема: «Птицы. Предлоги НА, С»
Цели:
1. Закрепить понятие «птицы».
2. Учить понимать предложные конструкции и употреблять в речи предлоги НА, С.
3. Формировать умение давать полный ответ на поставленный
вопрос.
4. Развивать внимание, память, моторику, пространственное восприятие.
5. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к живой природе, умение слушать логопеда и товарищей.
Оборудование: сюжетная картинка «Во дворе», фланелеграф, предметные картинки и вырезанные по контуру изображения воробья, голубя, вороны, дерева, пенька, забора.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Посмотри и назови». Перед детьми картинка с изображением двора и предметные картинки с изображением птиц.
— Во двор прилетели птицы. Покажите и назовите их. (Это ворона. Это голубь. Это воробей.)
— Кто это все вместе? (Это птицы.)
3. Упражнение «Кто прилетел и куда сел?».
К фланелеграфу прикреплены изображения забора, дерева, пенька с прорезями для вставки вырезанных по контуру изображений птиц. Прикрепить на дерево изображение воробья и спросить:
— Кто к нам прилетел? (К нам прилетел воробей.)
— Кто сел на дерево? (Воробей сел на дерево.)
— Куда сел воробей? (Воробей сел на дерево.) Прикрепить на пенек изображение голубя и спросить:
— Кто еще к нам прилетел?
— Кто сел на пенек?
— Куда сел голубь?
Прикрепить на забор изображение вороны и спросить:
— Кто еще к нам прилетел?
— Кто сел на забор?
— Куда села ворона?
4. Подвижная игра «Птицы во дворе».
Дети выполняют инструкции логопеда.
— Вокруг себя перевернись, в птицу нашу превратись. Катя, ты какая птица?
И т.д.
— Птицы летают, прыгают, отдыхают.
5. Упражнение «Кто откуда улетел?».
— Птицы наши отдыхали, а теперь решили полетать. Убрать с дерева воробья (см. пункт 3).
— С дерева кто улетел? (С дерева улетел воробей.)
— Откуда улетел воробей? (Воробей улетел с дерева.) И т.д.
6. Итог занятия.
Игра «Ктоулетел ?» (см. занятие 102). На дом: задание 104.
Занятие 105 Тема: «Звук „В"»
Цели:
1. Уточнить артикуляцию звука «В».
2. Активизировать звук в слогах, словах, фразах.
3. Формировать навыки диалогической речи, учить передавать вопросительную и утвердительную интонации.
4. Развивать внимание, память, длительный речевой выдох, арти-куляторную моторику.
5. Воспитывать навыки организованного поведения, желание правильно выполнять задания логопеда.
Оборудование: предметные картинки — волк, валенки, варежки, совок, сова, Ваня, ванна, вата, вода, воротник, ворота; кукла Валя, машина, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика (см. занятие 99).
3. Упражнение «Машина».
— Послушайте: «В-в-в-в-в-в-в-в-в-в». Что это едет? (Это едет
машина.)
Вот едет машина, машина гудит. А в этой машине Валя сидит.
К детям «приезжает машина», в которой сидит кукла Валя. Предложить детям покатать Валю в машине и погудеть.
4. Упражнение «Посмотри и назови». Валя привезла нам картинки.
Выставлять на наборное полотно по одной картинке, называть изображенный на ней предмет, а затем просить детей хором и индивидуально повторить это название.
— Вода, вата, сова, Ваня, ворота, совок, валенки, волк, ванна,
варежки, воротник.
5. Подвижная игра «Хоровод».
Дети выполняют движения по тексту.
Мы гулять идем,
Хоровод ведем.
Хоровод ведем,
Тихим голосом поем: «В-в-в-в-в-в-в-в-в-в».
Дальше хоровод ведем,
Громким голосом поем: «В-в-в-в-в-в-в-в-в-в».
Мы не просто так гуляем,
Взрослым все мы помогаем.
Ву-ву-ву — мы посеяли траву.
Ва-ва-ва — ты расти, моя трава.
Вы-вы-вы — много выросло травы.
6. Игра «Отгадай-ка».
Загадать детям загадки и предложить найти картинку-отгадку
(см. пункт 4): — Кто воет в лесу?
— Кто летает в лесу?
— В чем моется Ваня?
— Что льется в ванну? И т.д.
7. Итог занятия. На дом: задание 105.
Занятие 106
Тема: «Дом (знакомство)»
Цели:
1. Расширить знания об окружающем.
2. Уточнить и расширить словарь по теме.
3. Учить давать полный ответ на поставленный вопрос.
4. Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
5. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к занятию.
Оборудование: кукла, игрушечный дом, разрезные картинки из 4 частей, игрушечный молоток, изображения солнышка и тучи с дождем (приклеенные к туче ленточки).
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Игра «Молоток».
— К нам в гости пришел волшебный молоток. Он очень хочет построить для наших кукол новый дом.
Молоток с тобой возьмем,
Будем строить новый дом.
Тук-тук молотком,
На первое слово дети ставят ладони на ребро, на второе (с предлогом) - на ладонь, на третье слово - на ладонь.
На каждое слово кулачок ударяет о кулачок: сверху то правый кулачок, то левый.
Большой палец ударяет по кулачку правой руки на каждое слово.
Тук-тук молотком - | Большой палец ударяет по кулачку левой руки на каждое слово. |
Строим, строим новый дом! | Большие пальцы ударяют по кулачкам обеих рук на каждое слово. |
3. Упражнение «Покажи и назови».
— Посмотрите, какой дом построил наш волшебный молоток! (Показать дом.) Посмотрите, что есть у нашего дома (показать и назвать части дома): стена, крыша, окно, труба, дверь.
Предложить детям показать и ответить:
— Где стена? (Вот стена.)
И т.д. про крышу, окна, трубу, дверь.
4. Подвижная игра «Дождик».
— Когда светит солнышко (поднять его изображение), дети гуляют. Когда начинается дождик, дети прячутся в домики (приседают и над головой соединяют кончики пальцев рук — делают «крышу»).
5. Упражнение «Что это?». Поставить около дома куклу и сказать:
Домик кукла увидала, К дому быстро прибежала. Смотрит на него, вздыхает, Что и как назвать, не знает. Дети, кукле помогите: Части дома назовите.
Показать на дом и его части и индивидуально спросить:
- Что это? (Это дом (стена, окна, дверь, крыша, труба).)
6. Игра «Собери картинку».
Предложить детям собрать разрезные картинки из четырех частей горизонтально-вертикального разреза и задать вопрос:
— Что это? (Показать на части дома или дом в целом.)
7. Итог занятия. На дом: задание 106.
Занятие 107
Тема: «Дом. Рисование»
Цели:
1. Активизировать словарь по теме.
2. Закрепить названия изученных геометрических фигур и цветов.
3. Формировать связную речь: учить пересказывать простой"описательный рассказ.
4. Формировать сенсомоторные навыки.
5. Развивать внимание, память, мышление.
6. Воспитывать аккуратность, желание выполнить работу до конца, порадовать своими делами друзей.
Оборудование: кукла, плоскостные геометрические фигуры, счетные палочки, фланелеграф, цветные карандаши, бумага, цветные мелки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Игра «Помогите кукле».
— К нам в гости пришла кукла, она принесла несколько геометрических фигур и счетные палочки.
— Что это? (Это большой квадрат. Это маленький квадрат. Это треугольник.)
— Кукла просит сделать для нее дом. Помогите ей.
Логопед на фланелеграфе (а дети — на столах) выкладывает из геометрических фигур дом. Дети показывают и называют его части:
— Большой квадрат - это стена. Треугольник - это крыша. Маленький квадрат — это окно.
— А теперь давайте выложим дом из палочек.
Дети выполняют задание по инструкции логопеда, отвечая на его вопросы в процессе деятельности.
3. Подвижная игра «Дождик» (см. занятие J06).
4. Рисование «Дом для куклы».
Раздать детям бумагу и карандаши. Предложить нарисовать в подарок кукле дом. Нарисовать дом на доске цветными мелками, объясняя порядок
действий:
— Сначала внизу я нарисую стену - большой квадрат. Вот так. Потом наверху крышу — треугольник. Вот так. А потом посередине дома окно - маленький квадрат. Вот так.
Дети выполняют задание поэтапно по показу и инструкции логопеда, а затем самостоятельно раскрашивают дом.
5. Упражнение «Посмотри и расскажи».
Сказать кукле:
— Это дом. У него желтая стена и красная крыша. У дома белое окно. Возьми мой рисунок.
Затем попросить детей подарить свои рисунки кукле и рассказать о доме, который нарисовали.
6. Итог занятия. На дом: задание 107.
Занятие 108 Тема: «Дом (продолжение)»
Цели:
1. Закрепить словарь по теме.
2. Продолжать учить давать полный ответ на поставленный вопрос.
3. Формировать фонематическое восприятие.
4. Развивать внимание, память, артикуляторную и мелкую моторику кистей рук.
5. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: предметные картинки -дом, молоток, пила; игрушки — зайчонок, лисенок, медвежонок, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Подумай и скажи».
Рассмотреть картинку дома. Попросить детей назвать его части.
— Это стена (крыша, окно, дверь, труба).
3. Артикуляционная гимнастика.
— Язычок хочет построить себе красивый дом. Сегодня мы помо жем ему в этом.
— Покажите свой язык, который будет строить себе красивый дом. (Показать длинный язык — убрать.)
— У дома будут крепкие стены. (Надуть и сдуть щеки.)
— У дома будет высокая крыша. (Провести языком по небу взад-вперед.)
— У дома будет большая дверь. (Широко открыть рот -закрыть.)
— На двери повесим замок. (Плотно сомкнуть губы и посидеть тихо, спокойно.)
— Замок открывает и закрывает ключ. Поверни ключ вправо-влево. (Язык бегает вправо-влево.)
— На двери круглая ручка, как колечко, чтобы ее открывать. (Сделать губы колечком, а потом закрыть рот.)
— На крыше дома труба. (С напряжением вытянуть вперед губы, зубы сомкнуты.)
— Вокруг дома забор. (Показать и спрятать зубы.)
— В доме лесенка. (Кончиком языка сильно упереться в бугорочки за нижними зубами, удержать язык 5— 7 секунд, расслабить.)
— Перед дверью крылечко. (Положить широкий язык на нижнюю губу на 5—6 секунд.)
— Над крылечком крыша. (Рот открыть, широкий язык положить на верхнюю губу, подержать 5—6 секунд.)
— Покрасим дверь. (Медленно облизать губы круговыми движениями сначала в одну, а затем в другую сторону.)
— Красивый дом получился. Рад язычок. Улыбается. (Растянуть губы в улыбке.)
4. Подвижная игра «Дождик» (см. занятие 107).
5. Пальчиковая гимнастика.
— Хороший дом получился для язычка. Но вот наши гости — зайчонок, лисенок и медвежонок — тоже хотят иметь домики. Поможем
им построить домики. Возьмем молоток и. пилу. (Поставить картинки на наборное полотно.)
Тук, тук, тук, тук! Молоточки стучат, Строим домик для зверят.
Тук, тук, тук, тук! Молоточки стучат, Строим домик для зверят. | На каждое слово большие пальцы рук стучат по кулачкам. |
Пили, пила. Пили живей! | Дети проводят ребром ладони вперед-назад при произнесении каждого слова. |
Строим домик для зверей. | Кулачок ударяет по кулачку. |
6. Итог занятия.
- Мы построили дом вот с такой крышей. Вот с такими стенами. Вот с таким окном. Вот с таким замком.
Дети повторяют слова и движения за логопедом. На дом: задание 108.
Занятие 109
Тема: «Транспорт (знакомство)»
Цели:
1. Расширить знания об окружающем.
2. Формировать понятие «транспорт».
3. Уточнить и расширить словарь по теме.
4. Учить пользоваться фразой с прямым дополнением во множественном числе и с существительными в предложном падеже.
5. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: автобус, поезд, грузовик, машина — игрушки и предметные картинки, кукла, кубики, светофор, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Беседа.
— На чем можно приехать в детский сад? (На автобусе, на машине.) На наборное полотно поставить предметные картинки с изображением автобуса и легковой машины.
— Где автобус (машина)?
3. Игра «Построим дом».
— Маша хочет построить дом в деревне. Нам надо привезти для строительства кубики.
— На чем мы повезем кубики? (Мы повезем кубики на грузовике.) Загрузить в кузов грузовика кубики, затем выгрузить и построить
из них дом.
— Что еще можно перевозить на грузовике? (Песок, столы, шкаф.)
4. Игра «Маша едет в новый дом».
— Теперь у куклы Маши есть дом в деревне. Она собирается там жить. Как ей доехать до дома?
— В машине она доедет до станции. На станции сядет в поезд и поедет на поезде. А потом пойдет пешком к дому. (Показать все это на игрушках или предметных картинках.)
— На чем ехала Маша? (Маша ехала на машине. Маша ехала на поезде.)
5. Подвижная игра «Светофор». У детей предметные картинки с изображением машин, автобусов
и грузовиков. Они — транспорт. Зеленый свет — машины едут, красный — останавливаются.
6. Упражнение «Что это?». На наборном полотне предметные картинки. Показать на каждую
картинку и спросить:
— Что это? (Это автобус (грузовик, машина, поезд).)
— Посмотрите. Машина, автобус, поезд, грузовик - это транспорт.
7. Упражнение «Подумай и скажи».
— Мы с вами строили дом для Маши. Что делал грузовик? (Грузовик вез, перевозил кубики и т.д.)
— Как Маша добиралась до дома? (Она ехала на машине,
на поезде.)
— А теперь подумайте и скажите:
— Что делает машина? (Машина перевозит людей.)
— Что делает грузовик? (Грузовик перевозит грузы.)
— Что делает автобус? (Автобус перевозит людей.)
— Что делает поезд? (Поезд перевозит людей. Поезд перевозит грузы.) При необходимости уточнить и исправить ответы детей.
8. Итог занятия. На дом: задание 109.
Занятие 110 Тема: «Транспорт (продолжение)»
Цели:
1. Закрепить понятия «длинный», «короткий».
2. Развивать внимание, память, мышление, зрительный гнозис, общую и мелкую моторику.
3. Активизировать словарь по теме.
4. Учить давать полный ответ на поставленный вопрос.
5. Воспитывать интерес к занятию, желание выполнять инструкции логопеда.
Оборудование: автобус, поезд, грузовик, машина— игрушки и предметные картинки, светофор, длинные и короткие полоски плотной бумаги на каждого ребенка, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Подумай и скажи».
На наборном полотне предметные картинки с изображением автобуса, легковой машины, поезда, грузовика. Задать детям вопросы, добиваясь полных ответов:
— Что это? (Это транспорт.)
— Что делает автобус? (Автобус перевозит людей.)
— Что делает машина? (Машина перевозит людей.)
— Что делает грузовик? (Грузовик перевозит грузы.)
— Что делает поезд? (Поезд перевозит людей. Поезд перевозит грузы.)
3. Подвижная игра «Светофор» (см. занятие 105).
4. Игра «Ехали мы, ехали».
У детей длинные и короткие полоски плотной бумаги и маленькие машины.
Предложить детям ответить на вопросы:
— Где длинная дорога?
— Где короткая дорога?
Затем предложить детям проехать подлинной дороге: «Раз два, три! По длинной дороге машину кати!» — и спросить каждого ребенка:
— По какой дороге едет твоя машина? (Моя машина едет подлинной дороге.)
Также прокатить машины по Корсикой дороге
5. Итог занятия. На дом: задание 110.
Занятие 111
Тема: «Транспорт (продолжение)»
Цели:
1. Формировать фонематическое восприятие.
2. Учить давать полный ответ на поставленный вопрос.
3. Развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук, слуховое внимание, артикуляторную моторику, просодическую сторону речи.
4. Воспитывать интерес к занятию, умение слушать логопеда и товарищей, навыки организованного поведения.
Оборудование: предметные картинки - машина, поезд, самолет, разрезные картинки из 3 частей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика (см. задание на дом 11]).
3. Упражнение «Подумай и скажи».
Рассмотреть с детьми предметные картинки: машина, поезд, самолет.
Спросить детей:
- Где машина (поезд, самолет)?
Затем про каждый из изображенных предметов спросить:
— Что делает? (Машина едет. Поезд едет. Самолет летит.)
4. Игра «Самолет».
Предложить детям полетать, как самолет. Произнести текст, в соответствии с которым дети выполнят движения. Затем этот текст проговорить вместе с детьми.
Самолет летит,
В нем мотор гудит:
У-у-у!
Высоко лечу! Высоко лечу!
И домой прилечу!
Дети разводит руки в стороны, пальчики вместе
Руки, согнутые в локтях, перед собой. Круговые
движения.
Руки прикладывают к уголкам губ рупором.
Поднимают руки вверх, тянут их повыше.
Приседают на корточки.
5. Подвижная игра «Светофор» (см. занятие 109).
6. Упражнение «Повтори, не ошибись».
Предложите детям (хором и индивидуально) спеть песенки самолета, поезда, машины с различной интонацией, обычным голосом, тихо, громко.
7. Игра «Угадай, что гудит?».
Произнести звукоподражание «Би-и-и-и-и-и» и спросить:
— Что так гудит? (Так гудит машина.)
Так же про самолет и поезд. (У-у-у-у-у-у-у. Ту-у-у-у-у-у.)
8. Игра «Долго — коротко».
Предложить произнести, как гудят машина, поезд, самолет, сначала долго, затем коротко (по образцу логопеда).
9. Игра «Собери картинку».
Предложить собрать разрезные картинки и ответить на вопрос: — Что это? (Это машина (поезд, самолет).)
10. Итог занятия. На дом: задание 111.
Занятие 112
Тема: «Насекомые (знакомство)»
Цели:
1. Формировать понятие «насекомые».
2. Уточнить и расширить словарь по теме.
3. Формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
4. Развивать внимание, память, мышление, дыхание.
5. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к живой природе, умение слушать логопеда и товарищей, навыки организованного поведения.
Оборудование: предметные картинки (или игрушки) — жук, бабочка, муха, сюжетная картинка «Садик около дома», зонтик, игруш-ки-поддувалочки жук и бабочка, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Найди, покажи, назови».
Раз, два, три, четыре, пять. В сад мы все пойдем гулять. Здесь, в саду, растут цветы Небывалой красоты. Кто-то спрятался в саду. Поищу я их, найду. Вы мне, дети, помогите. Кто тут спрятался, скажите.
— Где жук? (Вот жук.)
— Где муха? (Вот муха.)
— Где бабочка? (Вот бабочка.)
— Бабочки, жуки и мухи — это насекомые. Кто такие бабочки, жуки и мухи? (Насекомые.)
3. Упражнение «Кого ты видишь?».
Предложить детям посмотреть на картинки и ответить на вопрос:
— Кого ты видишь? (Я вижу муху. Я вижу жука. Й т.д.)
4. Подвижная игра «Насекомые и дождик».
Хорошо, когда тепло, Светит солнышко в окно. На полянке, на лугу, Насекомых я найду. Вокруг себя перевернись, В насекомого превратись.
— Таня, ты кто? (Я бабочка.) И т.д.
— Насекомые летают... ползают... порхают... (дети выполняют соответствующие действия).
Раскрыть и поднять над собой зонтик.
— Дождь пошел. Ко мне бегите, под грибочком отдохните.
5. Спектакль «Жук и бабочка».
Перед детьми поставить предметные картинки (или игрушки): жука и бабочку. Разыграть сценку.