— Что у Тани? (У Тани листочек.)
— Какой у Тани листочек? (Красный листочек.)
— Что у Вани? (У Вани тоже листочек.)
— Какой у Вани листочек? (У Вани желтый листочек.)
— Правильно. Холодно. Листочки стали красными и желтыми. Это наступила осень.
— Какое время года наступило? (Осень.)
Рассмотреть сюжетную картинку «Осень», на которой изображены признаки этого времени года.
— На небе тучи. Дует холодный ветер, падают листочки. Идет холодный дождь. Какое это время года? (Осень.)
— Посмотрите внимательно. Где Таня? (Нет Тани.) Где Ваня? (Нет Вани.)
— Они дома. Почему? (Холодно. Идет дождь.)
4. Физкультминутка «Солнышко и дождик».
Равномерный звон бубна — «солнышко», дети гуляют; удары в бубен в такт со звукоподражанием: «Кап-кап-кап» — «дождь», дети бегут на стульчики. '
5. Работа с сюжетной картинкой.
Обратить внимание детей на картинку с изображением осени, задать вопросы:
— Какое это время года? (Осень.)
— Как вы угадали? (Холодно. Листочки желтые, красные. Тучи. Дождь идет.)
6. Итог занятия. На дом: задание 12.
Занятие 13 Тема: «Осень. Один - много»
Цели:
1. Закрепить понятия «один» — «много».
2. Закрепить понятия «красный цвет», «желтый цвет».
3. Учить слышать и использовать в речи согласования «желтые листочки», «красные листочки».
4. Учить строить фразу с числом «один» и словом «много».
5. Воспитывать вежливость, умение слушать логопеда.
Оборудование: картинка с изображением осени, куклы — девочка и мальчик, желтые и красные листья.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Работа с сюжетной картинкой.
— Посмотрите, к нам пришли Таня и Ваня.
— Здравствуйте, дети! (Куклы здороваются с детьми.) Дети отвечают:
— Здравствуй, Таня! Здравствуй, Ваня!
|
Таня и Ваня показывают детям картинку «Осень», просят рассказать, что на ней нарисовано. (Ответы детей, уточнение изображенного на картинке времени года.)
3. Упражнение «Сосчитай».
На полу (ковре) разложены желтые и красные листочки. Куклы «читают» стихотворение:
■
Осень хмурая пришла, Все листочки сорвала. На земле они лежат, С нами поиграть хотят. Мы их будем собирать И листочки считать.
Предложить детям поднять по одному листочку и попросить каждого ребенка ответить на вопрос:
— Сколько у тебя листочков? (У меня один листочек.) Сложить все листочки в букет, спросить:
— Сколько у нас листочков? (У нас много листочков.)
4. Физкультминутка.
У детей в руках листочки.
Дует, дует ветер, Дует, задувает,
Дети поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону.
Желтые листочки С дерева срывает. | Опускают руки вниз. |
И летят листочки С ветки на дорожку, | Кружатся. Бросают листочки на пол. |
И бегут по листьям Маленькие ножки. | Бегут по кругу на носках. |
Дети прибежали, Листочки все собрали. | Собирают листочки. |
Вот какой у нас букет! | Отдают все листочки логопеду. |
5. Игра «Подарки».
Предложить детям подарить желтые листочки Тане.
— На, Таня, желтый листочек.
— Сколько ты дал(а) Тане листочков? (Один.) Когда все дети отдадут Тане листочки, спросить:
— Сколько у Тани листочков? (У Тани много листочков.)
— Какие у Тани листочки? (У Тани желтые листочки.) Затем подарить красные листочки Ване.
— Когда бывают листочки красными и желтыми? (Осенью.)
6. Итог занятия. На дом: задание 13.
Занятие 14 Тема: «Осень. Счет до двух»
|
Цели:
1. Учить считать до 2, соотносить количество предметов с числом.
2. Закрепить понятия «красный цвет», «желтый цвет».
3. Продолжать учить слышать и использовать в речи согласования «желтые листочки», «красные листочки».
4. Учить строить фразу с числами «один», «два» и предлогом У.
5. Воспитывать вежливость, умение слушать логопеда.
Оборудование: натуральные листочки, листочки из бумаги, картинка «Осень».
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Работа с сюжетной картинкой.
Рассмотреть с детьми картинку осени и прочитать им стихотворение:
Осень хмурая пришла, С ветки листья сорвала. Листочки упали, К деткам попали. Будем листья собирать И листочки считать.
3. Упражнение «Сосчитай». Рассмотреть желтый и красный листочки.
— Какой это листочек? (Показать детям желтый листочек.) (Это желтый листочек.)
— Какой это листочек? (Показать детям красный листочек.)
(Это красный листочек.) Раздать детям по одному листочку, спросить:
— Сколько у тебя листочков? (У меня один листочек.) Раздать еще по одному листочку, сосчитать их вместе с детьми:
— Один, два. Всего два листочка.
— Сколько всего у тебя листочков? (У меня два листочка.) Предложить детям взять листья по одному в руку. На счет «один»
поднять одну руку с листочком, на счет «два» — другую. Затем на счет «один» опустить одну руку, на счет «два» — другую.
4. Физкультминутка (см. занятие 13).
5. Игра «Мы считаем».
Прочитать детям стихотворение:
Осень в гости к нам пришла, Осень листья принесла.
Раздать детям кому по 2 желтых листочка, кому по 2 красных.
— Какие у тебя листочки? (У меня красные (желтые) листочки.)
|
— Сколько красных (желтых) листочков? (Один, два. Два красных (желтых) листочка.)
— Сколько у тебя листочков? (У меня два листочка.)
6. Итог занятия. На дом: задание 14.
Занятие 15 Тема: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика»
Цели:
1. Развивать артикуляторную и мелкую моторику кистей рук.
2. Развивать слуховое и зрительное внимание.
3. Воспитывать умение выполнять инструкции логопеда.
Оборудование: еж - кукла бибабо, муляж гриба.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Давайте познакомимся».
Логопед незаметно стучит и спрашивает:
— Кто там? Это ты стучал (а)? (Обращается к ребенку.) (Нет.) Давайте спросим:
— Кто там? (Достать ежа.)
— Кто это? (Это еж.)
— Давайте с ним познакомимся.
Еж спрашивает каждого ребенка, как его зовут. Ребенок отвечает:
— Меня зовут...
— А меня зовут Ежик - ни головы, ни ножек.
3. Игра «Угощение».
— Дети, еж пришел к нам в гости. Давайте его угостим — дадим ему гриб. Скажем: «Ешь, еж!»
Прочитать стихотворение:
У меня колючий ежик, Я грибом его кормлю. В лапки ежик гриб берет, Но открыть не может рот. Ежика я угощу, Открывать рот научу.
4. Артикуляционная гимнастика (5 раз каждое упражнение):
• открыть широко рот — закрыть;
• показать длинный язык — убрать;
• язык бегает вправо-влево;
• показать зубы;
• улыбка (произносить «И») — трубочка (произносить «У»).
5. Физкультминутка.
Выполнять действия по тексту стихотворения:
Ходит, бродит ежик, Маленькие ножки, Маленькие ножки, На ногах сапожки. Ножками: топ-топ-топ, Сапожками: топ-топ-топ. Как свернется в клубок, Не видать в сапожках ног.
6. Пальчиковая гимнастика:
• иголки ежа (растопырить пальцы). Еж испугался лису, сложил колючки (соединить пальцы) и свернулся в клубок (сжать пальцы в кулачок).
Все движения выполняются сначала одной рукой, потом другой. Повторить несколько раз;
• голова ежа (большие пальцы рук соединить кончиками) и туловище ежа (остальные пальцы переплетены: пальцы одной руки между пальцами другой);
• еж расправил иголки (выпрямить пальцы), свернулся в клубок (прижать пальцы к тыльной стороне ладони).
7. Итог занятия. На.дом: задание 15.
Занятие 16 Тема: «Осень. Рисование. Счет до двух»
Цели:
1. Закрепить понятие «осень».
2. Уточнить и расширить словарь по теме.
3. Формировать фразовую речь.
4. Учить считать до 2.
5. Развивать сенсомоторные навыки, внимание, память.
6. Воспитывать вежливость, умение слушать логопеда.
Оборудование: сюжетная картинка «Осень», карандаши, бумага, бубен, куклы, фланелеграф или магнитная доска, вырезанные изображения желтых и красных листочков, луж, туч, солнышка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Посмотри и скажи».
— Посмотрите, к нам в гости пришли куклы. Предложить детям поздороваться и познакомиться с гостями.
- Что они нам принесли? (Желтые и красные листочки, картинку.)
3. Беседа про осень.
Рассмотреть с детьми листочки и картинку, задать вопросы:
- Что это? (Красные листочки. Желтые листочки. Тучи. Дождь. Лужи.)
— Какое это время года? (Осень.)
4. Физкультминутка «Солнышко и дождик» (см. занятие 12).
5. Упражнение «Картинка за картинкой».
Прочитать и повторить с детьми стихотворение:
Хмурая, дождливая Осень наступила. Очень холодно гулять, Будем осень рисовать.
Выложить на фланелеграфе или магнитной доске 2 тучи, 2 лужи, между ними полоски дождя. Рассмотреть получившуюся картинку.
6. Упражнение «Сосчитай».
Предложить детям сосчитать тучи и лужи. Следить за тем, чтобы ребенок считал слева направо, показывая на каждый предмет пересчета, соотнося число и изображение на картинке.
— Сосчитай тучи (лужи).
После каждого пересчета спрашивать:
— Сколько всего? (Две тучи. Две лужи.)
7. Рисование «Осень».
Раздать детям бумагу, простые карандаши и предложить нарисовать 2 тучи.
Дети с помощью логопеда рисуют тучи круговыми движениями от центра.
Затем синими карандашами нарисовать прямыми линиями дождь и 2 лужи — круговыми движениями от центра.
8. Беседа по рисункам детей. Предложить детям ответить на вопросы:
— Что это? (Обвестирукой тучи.) (Это тучи.)
— Что это? (Обвести рукой лужи.) (Это лужи.)
— Что это? (Обвести рукой дождик.) (Это дождик.)
— Что все это? (Обвести рукой весь рисунок.) (Это осень.)
9. Итог занятия. На дом: задание 16.
Занятие 17
Тема: «Грибы. Один, два, много»
Цели:
1. Закрепить понятия «один», «много».
2. Учить считать в пределах 2.
3. Закрепить признаки осени.
4. Формировать фразу с предлогом У и словами «один», «два», «много».
5. Развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук.
6. Воспитывать навыки культуры общения.
Оборудование: листочки из бумаги, корзинка, муляжи грибов, два ежа, картинка «Осень. Грибы».
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Посмотри и скажи».
— Посмотрите, к нам в гости пришли ежи. Предложить детям поздороваться с гостями.
— Что они нам принесли? (Корзинку с грибами, картинку.)
3. Работа с сюжетной картинкой.
Рассмотреть с детьми картинку «Осень. Грибы», задать вопросы:
— Какое это время года? (Это осень.)
— Что делают Таня и Ваня? (Таня и Ваня собирают грибы.)
— Сколько грибов собрали дети? (Дети собрали много грибов.)
4. Упражнение «Один — много».
Раздать детям по одному грибу, спросить каждого:
— Сколько у тебя грибов? (У меня один гриб.) Предложить детям сложить все грибы в корзинку.
— Сколько у нас грибов? (У нас много грибов.)
5. Физкультминутка (см. занятие 13).
6. Игра «Угощение».
— Ежи готовятся к зиме. Они хотят есть. Угостим ежей грибами. Попросить двух детей дать каждому ежу по одному грибу.
— Сколько грибов, Ваня, ты дал ежу? (Я дал один гриб.)
Так же спросить второго ребенка. Затем попросить детей дать ежам еще по грибу и снова сосчитать грибы. Следить за тем, чтобы дети считали грибы слева направо, показывая на каждый гриб, соотнося число и предметы.
При необходимости помогать детям. После пересчета обвести грибы одного ежа рукой и спросить:
— Сколько всего? (Два гриба.)
7. Итог занятия. На дом: задание 17.
Занятие 18 Тема: «Фрукты (знакомство)»
Цели:
1. Уточнить и расширить словарь по теме.
2. Формировать обобщающее понятие «фрукты».
3. Учить строить фразу из 2 слов по заданному вопросу.
4. Развивать внимание, память, мелкую и общую моторику, тактильные ощущения.
5. Воспитывать умения слушать логопеда, выполнять простые инструкции, навыки культуры поведения.
Оборудование: корзинка, муляжи фруктов (яблоко, груша, лимон, банан), бабушка — кукла бибабо, мешочек.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Покажи и скажи».
Сообщить, что в гости к детям приехала бабушка. Предложить поздороваться с ней.
— Бабушка привезла вам гостинцы.
— Покажи, где у бабушки в корзинке яблоко? (Вот яблоко.)
— Где груша (лимон, банан)? (Вот груша (лимон, банан).)
3. Упражнение «Что это?».
Педагог достает из корзинки по одному фрукту и спрашивает:
— Что это? (Это яблоко. Это груша. Это лимон. Это банан.)
4. Физкультминутка.
Мы по садику гуляем, | Дети водят хоровод. |
Фрукты с дерева срываем. | Сжимают и разжимают пальчики. |
К дереву мы подойдем, Фрукты с дерева сорвем. | Поднимаются на носки и тянут руки вверх. |
Фрукты с дерева сорвем | Сжимают пальчики. |
И в корзинку отнесем. | Наклоняются вниз. |
Все домой мы отвезем. | Топают ногами. |
Едем, едем мы домой На машине грузовой, | Изображают шоферов, топают ногами. |
Урожай везем большой. | Образуют большой круг, поднимают руки вверх. |
5. Игра «Чудесный мешочек».
Спрятать в мешочке яблоко (грушу, лимон, банан). Попросить детей на ощупь угадать, что в мешочке. — Что тут? (Тут яблоко.) И т.д.
6. Итог занятия. На дом: задание 18.
Занятие 19 Тема: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика»
Цели:
1. Формировать навыки диалогической речи.
2. Развивать внимание, память, артикуляционный аппарат и мелкую моторику кистей рук.
3. Воспитывать навыки культуры поведения, умение слушать логопеда и точно выполнять его инструкции.
Оборудование: еж — кукла бибабо, муляж яблока.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Игра «Кто там?».
Незаметно постучать и спросить: «Кто там? Дети! Это вы стучали?»
— Нет.
— Давайте спросим: «Кто там?» (Достать ежа.)
— Это я — ежик, ни головы, ни ножек.
— Здравствуй, ежик!
3. Упражнение «Научи ежика».
— Дети, ежик пришел к нам в гости. Давайте его угостим. Дадим ему яблоко. Скажем: «Ешь, ежик, яблоко!»
Прочитать детям стихотворение:
Мой колючий, серый ежик В лапки яблоко берет, Но открыть не может рот. Ежика я угощу, Открывать рот научу.
Выполнить с детьми артикуляционную гимнастику (5 раз каждое упражнение) (см. занятие 15).
4. Физкультминутка (см. занятие 15).
5. Пальчиковая гимнастика.
Все движения выполняются сначала одной рукой, потом другой.
— Сложите пальчики так, чтобы получился ежик.
— Прижмите и выпрямите его колючки.
6. Итог занятия. На дом: задание 19.
Занятие 20
Тема: «Фрукты. Словоизменение»
Цели:
1. Закрепить и расширить словарь по теме.
2. Закрепить обобщающее понятие «фрукты».
3. Формировать понимание и правильное употребление единственного и множественного числа имен существительных в именительном падеже.
4. Учить строить фразу из 3 слов с предлогом У.
5. Развивать внимание, память.
6. Воспитывать умение слушать логопеда.
Оборудование: кукла, картинки и муляжи фруктов, тарелки, картинка «Сад», корзинка, рули.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Работа с сюжетной картинкой.
Рассмотреть картинку. Сказать детям, что это сад, в котором растут фрукты.
Мы по садику гуляли, Фрукты с дерева срывали, Поскорее посмотри, Что сорвали, назови.
Показать по очереди яблоко, грушу, лимон, банан.
- Что это? (Это яблоко (груша, лимон, банан).)
- Что это все вместе? (Это фрукты.)
3. Упражнение «Покажи и скажи».
Попросить детей рассмотреть предметные картинки, показать и дать полные ответы:
- Где яблоко? Где яблоки? (Вот яблоко. Вот яблоки.)
- Где груша? Где груши? (Вот груша. Вот груши.)
- Где лимон? Где лимоны? (Вот лимон. Вот лимоны.)
- Где банан? Где бананы? (Вот банан. Вот бананы.)
4. Физкультминутка.
По тропинке в сад пойдем, В сад пойдем, в сад пойдем. | Дети водят хоровод. |
В саду фрукты соберем, Соберем,соберем. В саду фрукты соберем, | Сжимают и разжимают пальчики. |
В магазин их отвезем. Отвезем, отвезем, отвезем. | Дети берут в руки рули и изображают шоферов, которые ведут машины. |
5. Игра «Попроси фрукты».
У куклы корзинка с фруктами. Предложить детям попросить у нее одинаковые фрукты и положить их на свою тарелку. Например:
— Дай, пожалуйста, яблоки (груши и т.д.).
6. Упражнение «Что у тебя?».
— Что у тебя, Катя? (У меня яблоки.) И т.д.
7. Упражнение «Чтоэто?».
Показать на каждую картинку с фруктами и спросить:
— Что это?
Ребенок должен ответить:
— Это яблоко. Это яблоки.
— Это груша. Это груши.
— Это лимон. Это лимоны.
— Это банан. Это бананы.
8. Итог занятия. На дом: задание 20.
Занятие 21 Тема: «Фрукты. Счет до двух»
Цели:
1. Закрепить обобщающее понятие «фрукты».
2. Формировать навыки счета до 2.
3. Учить давать полный ответ на поставленный вопрос.
4. Развивать внимание, память.
5. Воспитывать навыки культуры поведения.
Оборудование: муляжи фруктов (яблоки, лимоны, бананы, груши), предметные картинки с изображением фруктов и животных (еж, заяц, слон, белка), кукла Осень, корзинка, тарелки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Игра «Подарки Осени».
Прочитать детям стихотворение:
Осень в гости пришла, Урожай нам принесла. Фруктами нас угощает, Сосчитать их предлагает.
Предложить поздороваться с куклой Осенью и рассмотреть подарки, которые она принесла.
- Что это в корзинке? (Это фрукты.)
3. Упражнение «Что это?».
Достать из корзинки по одному фрукту и спросить каждого
ребенка:
- Что это? (При правильном ответе ребенок получает фрукт.) Задать вопрос каждому ребенку:
- Что у тебя, Петя (Катя, Ваня)? (У меня яблоко (лимон, банан, груша и т.д.).)
4. Упражнение «Сосчитай». Задать вопрос каждому ребенку:
- Катя, сколько у тебя яблок (лимонов, бананов, груш)? (У меня одно яблоко (один лимон и т.д.).)
Раздать еще по одному фрукту, чтобы у ребенка было два яблока, две груши и'т.д.
Задать вопросы:
— Петя, сколько у тебя яблок? (У меня два яблока.)
— Катя, сколько у тебя лимонов? (У меня два лимона.) И т.д.
5. Игра «Слушай внимательно, выполняй старательно».
Попросить детей на счет «один» поднять одну руку с фруктом, на счет «два» — другую. Затем на счет «один» опустить одну руку, на счет «два» — другую.
6. Физкультминутка (см. занятие 21).
7. Упражнение «Сосчитай» (продолжение).
Попросить детей положить свои фрукты на тарелки и сосчитать
: • •. ■ ИХ.
— Петя, сколько у тебя яблок?
— Катя, сколько у тебя лимонов? И т.д.
Следить, чтобы дети считали слева направо: «Один, два».
— Сколько всего? (У меня два яблока. У меня два лимона.) И т.д.
8. Игра «Помоги ежу, белке, зайцу, слону».
Попросить детей рассмотреть картинки и сосчитать фрукты у ежа, белки, зайца, слона.
— У ежа два яблока. У белки две груши. У зайца два лимона. У слона два банана.
9. Итог занятия. На дом: задание 21.
Занятие 22 Тема: «Фрукты. Рисование»
Цели:
1. Закрепить понятие «фрукты».
2. Учить составлять описание яблока.
3. Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными среднего рода.
4. Развивать сенсорное восприятие и моторные навыки.
5. Воспитывать вежливость, умение слушать речь логопеда.
Оборудование: еж, корзинка, муляжи яблок, натуральные желтое и красное яблоки, бумага, фломастеры.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Что это?».
Предложить детям отправиться в гости к ежику и взять с собой гостинцы.
- Что можно подарить ежику? Выслушать ответы детей.
Взять корзинку и класть туда фрукты, спрашивая про каждый:
- Что это? (Это яблоко. Это банан. Это груша.)
- Что мы подарим ежику? (Мы подарим ежику фрукты.)
3. Физкультминутка.
Хоровод с проговариванием стихотворения:
Солнышко во дворе, А в саду тропинка. Мы за фруктами пойдем, Сложим их в корзинку. В гости к ежику идем, Фрукты ежику несем.
4. Игра «Угости ежика».
Предложить детям поздороваться с ежиком и угостить его фруктами.
— На, ежик, яблоко.
— На, ежик, грушу. И т.д.
5. Упражнение «Скажи, какое?». Ежик тоже приготовил нам угощение.
— Что это? (Это яблоки.)
— Какое это яблоко? (Это красное яблоко.)
— Какое еще это яблоко? (Обратить внимание детей на форму яблока.) (Это круглое яблоко.)
Дать детям попробовать по кусочку яблока.
— Какое яблоко? (Яблоко вкусное.) Обобщить ответы детей:
— Это яблоко красное, круглое, вкусное.
Так же рассмотреть и попробовать желтое яблоко. После чего обобщить ответы детей:
— Это яблоко желтое, круглое, вкусное. Поблагодарить ежика за угощение.
6. Рисование «Яблоки».
Раздать детям листочки с контурным изображением 2 яблок, желтые и красные фломастеры.
Предложить нарисовать для ежика красное и желтое яблоки. На листочке, прикрепленном к доске, нарисовать красное яблоко. Попросить детей нарисовать такое же на своих листочках.
Прием рисования — круговые движения руки. При необходимости логопед помогает детям.
Так же нарисовать желтое яблоко.
7. Упражнение «Скажи, какое?».
Попросить детей рассказать о том, что они нарисовали.
— Какое это яблоко? (Показать на яблоко, нарисованное ребенком.) (Это красное, круглое, вкусное яблоко. Это желтое, круглое, вкусное яблоко.)
8. Итог занятия.
Подарить ежику рисунки и попрощаться с ним. На дом: задание 22.
Занятие 23
Тема: «Фрукты (продолжение)»
■ Цели:
1. Закрепить словарь по теме и обобщающее понятие «фрукты».
2. Формировать диалогическую речь, учить давать полный ответ на поставленный вопрос.
3. Развивать тактильные ощущения, внимание, память, артикуля-торную моторику.
4. Воспитывать навыки культуры поведения.
Оборудование: кукла, зайка, предметные картинки, муляжи фруктов, мешочек, тарелки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Посмотри и назови».
Предложить детям назвать фрукты, «купленные» в магазине.
Мы ходили в магазин И купили фрукты. На картинки посмотри, Что купили, назови.
— Мы купили яблоки.
— Мы купили груши.
— Мы купили лимоны.
— Мы купили бананы.
3. Игра «Чудесный мешочек».
— Что узнаешь, то достанешь!
Предложить детям на ощупь угадать фрукты, которые лежат в мешочке.
Если ребенок, ощупав фрукт, угадал, то берет его себе и кладет на тарелку.
4. Физкультминутка (см. занятие 20).
5. Игра «Давайте познакомимся».
В гости к детям приходят кукла и зайка. Они здороваются и знакомятся с детьми.
— Здравствуйте, ребята!
— Здравствуйте!
- Меня зовут кукла Аня, а я - зайка. А как вас зовут? (Зайка и кукла обращаются поочередно к каждому ребенку.)
— Меня зовут Саша.
— Меня зовут Катя. И т.д.
6. Игра «Угощение».
— Для гостей у нас готово угощение. Угостите зайку и куклу. Скажите: «На, зайка, грушу», «На, кукла, яблоко». И т.д.
Дети угощают гостей фруктами, которые лежат у них на тарелках. Предложить ребенку дать полные ответы на вопросы:
— Что ты дал(а) зайке? (Я дал(а) зайке грушу.)
- Что ты дал(а) кукле? (Я дал(а) кукле яблоко.)
7. Артикуляционная гимнастика (5 раз каждое упражнение).
- Кукла и зайка не умеют открывать рот, давайте их научим (см. занятие 15).
8. Игра «Угощение» (продолжение). Предложить детям ответить на вопросы:
- Что делает зайка? (Зайка ест грушу.)
- Что делает кукла? (Кукла ест яблоко.)
9. Итог занятия.
Зайка и кукла говорят детям «спасибо» и прощаются. На дом: задание 23.
Занятие 24 Тема: «Фрукты. Цвет: красный, желтый, зеленый»
Цели:
1. Закрепить понятия «красный цвет», «желтый цвет».
2. Учить выделять и запоминать зеленый цвет.
3. Учить использовать имена прилагательные с именами существительными.
4. Учить использовать в речи имена существительные во множественном числе.
5. Продолжать учить давать полный ответ на поставленный вопрос.
6. Развивать внимание, память, мышление.
7. Воспитывать умение слушать логопеда.
Оборудование: картинки и муляжи фруктов, бубен, круги красного, желтого, зеленого цветов.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Что это?».
Рассмотреть с детьми предметные картинки с изображением яблок, груш, лимонов, бананов. Спросить про изображение на каждой картинке: -, Что это? (Это яблоки (груши, лимоны, бананы).) Обвести рукой все картинки и спросить:
— Что это? (Это фрукты.)
3. Упражнение «Покажи и скажи».
- Где желтое (красное, зеленое) яблоко? (Вот желтое (красное, зеленое) яблоко.)
- Где желтая (красная, зеленая) груша? (Вот желтая (красная, зеленая) груша).
— Где желтый (зеленый) лимон? (Вот желтый (зеленый) лимон).
4. Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый».
У детей красные, желтые и зеленые круги. На стульчиках такие же круги. Под звон бубна дети бегают. По сигналу бубна каждый ребенок находит круг своего цвета.
Игру повторить с квадратами.
5. Упражнение «Скажи, какое?».
Показать на красное (желтое, зеленое) яблоко и спросить:. — Какое это яблоко? (Это красное (желтое, зеленое) яблоко.) Задать такие же вопросы про другие фрукты.
6. Итог занятия. На дом: задание 24.
Занятие 25
Тема: «Зеленый цвет.
Согласование прилагательного с существительными
мужского рода»
■ Цели:
1. Учить узнавать и находить зеленый цвет.
2. Закрепить понятие «зеленый цвет».
3. Учить согласовывать прилагательное «зеленый» с именами существительными мужского рода.
4. Развивать внимание, мышление, моторные навыки.
5. Воспитывать умение слушать речь логопеда.
Оборудование: большой грузовик, маленькие игрушки и картинки с изображением предметов зеленого, красного и желтого цветов, бумага, зеленые фломастеры, наборное полотно или магнитная доска.