Б59
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.
Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 224 с.
ISBN 978-5-98527-136-2
В пособии предлагается система занятий по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
116 занятий рассчитаны на весь учебный год.
Книга включает игры, упражнения и тренинги, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей данного возраста: внимания, памяти, мышления.
К каждому занятию разработано задание для закрепления материала дома. В тетради логопедических заданий для детей 2-й младшей группы проиллюстрированы игры и упражнения в доступной для малышей и их родителей форме.
Издание адресовано логопедам и дефектологам.
© Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н., 2010 ISBN 978-5-98527-136-2?> ООО «Издательство «Скрипторий 2003», Дни
ТЕМЫЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Сентябрь, октябрь, ноябрь (1-й период обучения)
1. Лексические темы: «Игрушки», «Овощи», «Осень», «Фрукты», «Наше тело», «Лицо».
2. Коррекционные задачи:
а) Формирование словаря и грамматического строя речи:
• развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращенную речь логопеда;
• выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов;
• формировать понимание и практическое усвоение формы множественного числа имен существительных;
• формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных единственного числа в винительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными мужского и женского рода, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов прошедшего времени мужского и женского рода.
|
б) Развитие связной речи:
• учить владеть навыками составления простых предложений (из двух слов с указательными местоимениями «это», «вот», из трех слов с прямым дополнением, выраженным именем существительным в винительном падеже), по вопросам,
. демонстрации действий, по картинке;
• учить навыкам составления короткого описательного рассказа, пересказа, рассказа по картинке с использованием вопросов;
• формировать навыки диалогической речи.
в) Развитие когнитивных процессов:
• цвет (красный, желтый, зеленый), величина (большой, маленький), форма (круг, квадрат, треугольник);
• количественные представления (один — много, два);
• формировать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, память, внимание;
• формировать осознание собственного тела;
• формировать временные представления (осень).
г) Формирование фонематического восприятия и звукопроизно-шения:
• познакомить с органами артикуляции;
• развивать слуховое внимание;
• познакомить со звуками «А», «У»;
• формировать просодическую сторону речи;
• формировать усвоение ритмической структуры речи (заучивание стихов).
Декабрь, январь, февраль (2-й период обучения)
1. Лексические темы: «Одежда», «Обувь», «Зима», «Новый год», «Зимние забавы», «Зимняя одежда», «Дикие животные».
2. Коррекционные задачи:
а) Формирование словаря и грамматического строя речи:
• продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории;
|
• формировать понимание и практическое использование форм
имен существительных единственного числа в родительном
и винительном падежах с предлогами и в предложном падеже;
•■ формировать понимание и практическое усвоение предлогов У, НА, В, ИЗ.
б) Развитие связной речи:
• продолжать формировать и закреплять навыки составления предложений, простого описательного рассказа;
• учить навыкам пересказа рассказов и сказок «Три медведя», «Колобок» по вопросам и картинному плану;
• продолжать формировать навыки диалогической речи.
в) Развитие когнитивных процессов:
• цвет (синий);
• продолжать работу, начатую в первом периоде;
• формировать сериационный ряд «большой, поменьше, маленький», «маленький, побольше, большой»;
• формировать временные представления (зима).
г) Формирование фонематического восприятия и звукопроизно-шения:
• продолжать работу, начатую в первом периоде;
• познакомить со звуками «И», «О», «Э»;
• учить воспринимать на слух и правильно воспроизводить простую слоговую структуру слов.
Март, апрель, май (3-й период обучения)
1. Лексические темы: «Мамин день 8 Марта», «Домашние животные», «Детеныши домашних животных», «Домашние птицы», «Птенцы домашних птиц», «Весна», «Посуда», «Птицы», «Дом», «Транспорт», «Насекомые», «Лето», «Лето. Цветы».
2. Коррекционные задачи:
а) Формирование словаря и грамматического строя речи:
• продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории;
• формировать понимание и практическое использование форм имен существительных единственного числа в творительном падеже в значении орудийности и в дательном падеже с предлогом;
|
• формировать понимание и практическое употребление предлогов С, ПО.
б) Развитие связной речи:
• продолжать формировать и закреплять навыки составления предложений, простого описательного рассказа;
• учить навыкам пересказа рассказов и сказки «Курочка Ряба» по вопросам и картинному плану;
• продолжать формировать навыки диалогической речи.
в) Развитие когнитивных процессов:
• продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периодах;
• формировать временные представления (весна, лето);
• формировать сериационный ряд «длинный, короче, короткий», «короткий, длиннее, длинный».
г) Формирование фонематического восприятия и звукопроизно-шения:
• продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периоде;
• познакомить со звуками «М», «П», «Б», «Ф», «В», «Н»;
• учить различать и воспроизводить утвердительную и вопросительную интонации.
ЗАНЯТИЯ
Занятие 1 Тема: «Игрушки (знакомство)»
Цели:
1. Уточнить и расширить словарь по теме.
2. Формировать обобщающее понятие «игрушки».
3. Учить строить фразу из 2 слов.
4. Развивать внимание, память.
5. Воспитывать умения слушать слова логопеда, выполнять простые инструкции, бережно относиться к игрушкам.
Оборудование: игрушки — мяч, кубик, машина, мишка, кукла, юла.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Кто это?».
Сообщить детям, что сегодня к ним пришли гости. Показать игрушки по одной, называя их:
— Это мишка.
— Это кукла.
И Т.Д.
3. Упражнение «Покажи и назови».
— Покажи, где кукла? (Вот кукла.)
— Покажи, где мяч? (Вот мяч.) И т.д.
4. Физкультминутка.
Предложить детям покружиться, как юла, попрыгать, как мячик.
5. Упражнение «Что это?».
Показать детям игрушки по одной и спросить про каждую:
— Что это? (Это кукла. Это мяч. Это кубик. И т.д.)
Обвести рукой все игрушки, сказать:
— Это игрушки.
Затем опять обвести рукой все игрушки и спросить каждого ребенка:
— Петя, что это? (Это игрушки.)
6. Прочитать детям стихотворение А. Барто «Мишка». Обратить их внимание на то, что мишку не бросили и обязательно
пришьют ему лапу. Проговорить стихотворение с детьми.
7. Итог занятия. На дом: задание 1.
Занятие 2 Тема: «Игрушки. Фраза»
Цели:
1. Закрепить словарь по теме.
2. Закрепить обобщающее понятие «игрушки».
3. Учить строить фразу из 3 слов.
4. Развивать внимание, память.
5. Воспитывать умения слушать слова логопеда, выполнять простые инструкции, бережно относиться к игрушкам.
Оборудование: игрушки (см. занятие 1).
Ход занятия
1. Организационный момент.
■
2. Упражнение «Чтоэто?».
Сообщить детям, что сегодня к ним пришли гости. Показать игрушки по одной и спросить про каждую:
— Что это? (Это машина. Это мяч. И т.д.)
3. Игра «Возьми, не ошибись».
Предложить каждому ребенку взять игрушку, которую назовет логопед:
— Петя! Возьми машинку.
— Катя! Возьми мяч.
И т.д.
4. Упражнение «Подумай и ответь».
— Дима! Что ты взял? (Я взял кубик.)
— Вика! Что ты взяла? (Я взяла куклу.) И т.д.
5. Физкультминутка.
Проговорить с детьми стихотворение А. Барто «Лошадка». Предложить им поскакать, как лошадки.
6. Упражнение «Что у кого?».
Предложить детям сказать, какие у них игрушки:
— Петя! Что у тебя? (У меня кубик.)
— Катя! Что у тебя? (У меня мяч.) И т.д.
7. Упражнение «Что у нас?».
— Ребята! Что у нас? (У нас игрушки.) Индивидуально спросить каждого ребенка.
8. Итог занятия. На дом: задание 2.
Занятие 3 Тема: «Игрушки. Словоизменение»
Цели:
1. Закрепить словарь по теме.
2. Закрепить обобщающее понятие «игрушки».
3. Учить понимать и использовать в речи существительные единственного и множественного числа.
4. Формировать фразы из 2—3 слов.
5. Развивать внимание, память.
6. Воспитывать умения слушать слова логопеда, выполнять простые инструкции, бережно относиться к игрушкам.
Оборудование: игрушки — мяч, кубик, пирамидка, машина, матрешка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Что это?».
Сообщить детям, что к ним в гости пришли игрушки. Показать игрушки по одной, спросить про каждую:
— Что это? (Это мяч. Это кубик. И т.д.) Обвести рукой все игрушки, спросить:
— Что это? (Это игрушки.)
Показать детям игрушки (мячи, кубики, пирамидки, машины, матрешки), задать вопросы:
— Что это? (Это мячи. Это кубики. И т.д.)
3. Физкультминутка (см. занятие 1).
4. Упражнение «Покажи и скажи».
— Где мяч (машина, матрешка, кубик, пирамидка)? (Вот мяч (машина, матрешка, кубик, пирамидка).)
— Где мячи (машины, матрешки, кубики, пирамидки)? (Вот мячи (машины, матрешки, кубики, пирамидки).)
5. Игра «Возьми, не ошибись».
Предложить каждому ребенку взять названные логопедом игрушки:
— Петя! Возьми машины.
— Катя! Возьми мяч. И т.д.
6. Упражнение «Подумай и ответь».
Предложить детям сказать, какие у них игрушки:
— Петя! Что у тебя? (У меня машины.)
— Катя! Что у тебя? (У меня мяч.) И т.д.
7. Итог занятия. На дом: задание 3.
Занятие 4 Тема: «Игрушки. Один - много»
Цели:
1. Расширить словарь по теме.
2. Формировать понятия «один» — «много».
3. Закрепить обобщающее понятие «игрушки».
4. Закрепить понимание и использование в речи существительных единственного и множественного числа в именительном падеже.
5. Учить произносить фразу из 2—3 слов.
6. Развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук.
7. Воспитывать умения слушать слова логопеда, выполнять простые инструкции, бережно относиться к игрушкам.
Оборудование: корзина, игрушки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Что это?».
Сообщить детям, что к ним в гости пришли игрушки. Показать игрушки по одной, спросить:
- Что это? (Это мяч. Это кубик. И т.д.)
3. Упражнение «Покажи и скажи».
- Покажи, где мяч (машина, кукла, кубик и т.д.)? (Вот мяч (машина, кукла, кубик и т.д.).)
- Покажи, где мячи (машины, куклы, кубики и т.д.)? (Вот мячи (машины, куклы, кубики и т.д.).)
4. Физкультминутка (см. занятие 1).
5. Упражнение «Один — много».
Показать детям корзинку с кубиками (шариками), спросить:
— Сколько кубиков (шариков)? (Много.)
Показать один кубик (шарик), спросить у каждого ребенка:
— Сколько кубиков (шариков)? (Один.)
6. Упражнение «Найди и назови».
Разложить перед детьми игрушки, спросить:
— Покажи, где один мяч (одна машина, одна кукла, один кубик и т.д.)? (Вот один мяч (одна машина, одна кукла, один кубик и т.д.).)
— Покажи, где много мячей (машин, кукол, кубиков и т.д.)? (Вот много мячей (машин, кукол, кубиков и т.д.).)
— Скажи, сколько это мячей? (Показать один мяч.) (Это один мяч.) И т.д.
— Скажи, сколько это мячей? (Показать много мячей.) (Это много мячей.)
И т.д.
7. Упражнение «Скажи, сколько?».
Предложить каждому ребенку:
— Возьми один кубик.
При затруднении дать ребенку один кубик. Затем спросить каждого ребенка:
— Сколько у тебя кубиков? (У меня один кубик.)
После этого показать детям коробку, в которой много кубиков, и сказать:
— У меня много кубиков. Тут же спросить:
— Сколько это кубиков? (Это много кубиков.)
8. Упражнение «Один — много».
— Покажите один пальчик. Сколько пальчиков? (Один.)
— Покажите много пальчиков. Сколько пальчиков? (Много.) Затем взрослый предлагает детям показать, сколько пальчиков он
назовет:
— Один. (Ребенок показывает один пальчик.)
— Много. (Ребенок показывает все пальчики на руках.)
9. Итог занятия. На дом: задание 4.
Занятие 5
Тема: «Игрушки. Величина: большой - маленький»
■ Цели:
1. Уточнить и расширить словарь по теме.
2. Формировать понятия «большой» — «маленький».
3. Активизировать в речи слова «большой» — «маленький».
4. Учить строить фразу из 2—3 слов по заданному вопросу.
5. Формировать понимание согласования прилагательного с существительным в предложении.
6. Развивать внимание, память, общую моторику.
7. Воспитывать умения слушать слова логопеда, выполнять простые инструкции, бережно относиться к игрушкам.
Оборудование: большая и маленькая корзины, большие и маленькие игрушки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Что это?».
Сообщить детям, что к ним в гости пришли игрушки.
Достать из корзины и показать игрушки (кубик, кубики, мяч, мячи, машина, машины, пирамидка, пирамидки, кукла, куклы), каждый раз спрашивая:
— Что это? (Это кубик (кубики, мяч, мячи и т.д.).)
3. Упражнение «Где большой, где маленький?».
Показать детям большой и маленький мячи, назвать их величину:
— Это большой мяч. Это маленький мяч. Затем спросить:
— Оля, покажи и скажи, где большой мяч (машина, кукла, кубик и т.д.)? (Вот большой мяч.)
И т.д.
— Миша, покажи и скажи, где маленький мяч (машина, кукла, кубик и т.д.)? (Вот маленький мяч.)
4. Физкультминутка.
Сначала был я маленьким, вот таким.
Потом я стал большим, вот таким.
Дети садятся на корточки.
Поднимаются, берутся за руки и делают большой круг.
5. Упражнение «Скажи, какой?».
— Петя, это какой кубик? (Это большой кубик.)
— Аня, это какой кубик? (Это маленький кубик.)
6. Игра «Наведем порядок».
Предложить детям разложить игрушки по корзинкам: большие игрушки — в большую корзинку, а маленькие игрушки — в маленькую.
Показать корзинку с большими игрушками и спросить:
— Дети, это какие игрушки? (Это большие игрушки.)
Затем показать корзинку с маленькими игрушками и спросить:
— Дети, это какие игрушки? (Это маленькие игрушки.)
7. Итог занятия. На дом: задание 5.
Занятие 6 Тема: «Игрушки. Пирамидка»
Цели:
1. Закрепить понятия «большой» - «маленький».
2. Формировать умение выбирать из ряда самый большой по величине предмет.
3. Учить строить фразу из 2—3 слов по заданному вопросу.
4. Развивать внимание, память, наглядно-действенное мышление, общую и мелкую моторику кистей рук.
5. Воспитывать желание правильно выполнить задание.
Оборудование: пирамидки из 4 колец одного цвета, большие и маленькие игрушки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Где большой, где маленький?».
Раздать детям по 2 игрушки, которые отличаются по размеру, и задать каждому ребенку вопрос:
- Где большой кораблик (мяч, кубик и т.д.)? (Вот большой кораблик (мяч, кубик и т.д.).)
- Где маленький кораблик (мяч, кубик и т.д.)? (Вот маленький кораблик (мяч, кубик и т.д.).)
— Какой это мяч? (Это маленький мяч. Это большой мяч.) И т.д.
3. Физкультминутка (см. занятие 5).
4. Игра «Разбери и собери пирамидку».
Показать пирамидки и предложить каждому ребенку попросить пирамидку:
- Дай пирамидку!
Предложить детям рассмотреть пирамидки, разобрать их, найти и показать самое большое и самое маленькое кольца.
— Где самое большое кольцо?
— Где самое маленькое кольцо?
Затем предложить собрать пирамидку по образцу логопеда, соблюдая принцип нахождения каждый раз самого большого кольца. Последнее колечко маленькое. Закрыть пирамидку колпачком.
После этого попросить детей еще раз самостоятельно разобрать и собрать пирамидку.
5. Итог занятия. На дом: задание 6.
Занятие 7 Тема: «Овощи (знакомство)»
Цели:
1. Уточнить и расширить словарь по теме.
2. Формировать обобщающее понятие «овощи».
3. Учить строить фразу из 2-3 слов по заданному вопросу.
4. Развивать внимание, память, сенсомоторные навыки.
5. Воспитывать умения слушать логопеда, выполнять простые инструкции.
Оборудование: большой и маленькие мешки, натуральные овощи, муляжи овощей, дедушка - кукла бибабо, корзинка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Что это?».
— В гости к детям пришел дедушка и принес большой мешок. Доставать и показывать по одному овощу, спрашивая про каждый:
— Что это? (При необходимости уточнить названия овощей.) (Это помидор. Это огурец. Это морковь. Это репа.)
Сложить содержимое мешка в корзинку и спросить:
— Что все это? Как назвать все, что принес нам дедушка? (Это овощи.)
3. Упражнение «Покажи и скажи».
— Покажи и скажи, где огурец (помидор, морковь, репа)? (Вот огурец (помидор, морковь, репа).)
4. Физкультминутка.
В огороде мы гуляем, | Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат помидоры, |
Помидоры собираем. | Сжимают и разжимают пальчики. |
Помидоры хороши -Наедимся от души. | Поглаживают свой живот. |
В огороде мы гуляем, | Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат огурцы. |
Огурцы мы собираем. | Сжимают и разжимают пальчики. |
Огурцы хороши - Наедимся от души. | Поглаживают свой живот. |
В огороде мы гуляем, | Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат морковь и репа. |
Морковь, репу собираем. | Сжимают и разжимают пальчики. |
Морковь, репа хороши -Наедимся от души. | Поглаживают свой живот. |
Показать детям корзину с овощами, задать вопрос: — Что мы собрали в огороде? (Мы собрали овощи.)
5. И гра «Чудесный мешочек».
Раздать детям мешочки, в которых лежат помидор, огурец, репа или морковь. Попросить, не заглядывая в мешочек, на ощупь, угадать, какой овощ там лежит.
6. Итог занятия. На дом: задание 7.
Занятие 8 Тема: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика»
Цели:
1. Развивать артикуляторную и мелкую моторику кистей рук.
2. Развивать слуховое и зрительное внимание.
3. Воспитывать умение выполнять инструкции логопеда.
Оборудование: зайка - кукла бибабо, муляж морковки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
■
2. Игра «Угости зайку».
Показать детям зайку и прочитать стихотворение:
Зайка к деткам прискакал,
Скок-скок-скок.
Что мы заиньке дадим?
Чем мы зайку угостим?
Вот морковка. Посмотрите,
Зайку быстро угостите!
3. Упражнение «Научи зайку» (для развития органов артикуляции).
Предложить детям помочь зайке - научить его:
а) открывать рот:
— Зайка, рот открывай! Вот так! Вот так!
б) показывать зубы:
— Зайка, зубы покажи! Вот так! Вот так!
в) показывать язык:
— Зайка, покажи язык! Вот так! Вот так!
г) откусывать морковку:
— И морковку откуси! Ам! Ам! Ам!
д) облизывать губы:
— Зайка съел всю морковку. Ему очень понравилась вкусная морковка. Он стал облизывать губы. Вот так! Вот так! А дети вытирают губы салфеткой.
— Спасибо! — сказал зайка и убежал в лес. Каждое упражнение выполнить до 3 раз.
4. Физкультминутка.
Предложить детям попрыгать, как зайчики.
5. Пальчиковая гимнастика.
Зайки серые сидят И ушами шевелят. Вот так! Вот так! Все ушами шевелят!
Прижать мизинец и безымянный палец большим пальцем к ладони. Указательный и средний пальцы выпрямить и пошевелить ими. Сделать зайку другой рукой и обеими руками вместе.
6. Итог занятия. На дом: задание 8.
Занятие 9 Тема: «Овощи. Фраза»
Цели:
1. Учить формировать фразу из 3 слов
2. Закрепить номинативный словарь по теме.
3. Закрепить обобщающее понятие «овощи».
4. Развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук, сенсорное восприятие.
5. Воспитывать умение слушать речь логопеда.
Оборудование: корзина, муляжи овощей, натуральные овощи, бабушка — кукла бибабо.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Что это?».
— В гости к детям пришла бабушка и принесла корзину. Посмотрите, что бабушка вырастила в огороде. (Показать детям корзинку с овощами.)
— Что это? (Это овощи.)
Предложить детям достать из корзинки по одному овощу и назвать его.
— Бабушка пошла на рынок, чтобы продать эти овощи. А мы пойдем покупать их.
3. И гра «На рынке».
Мы корзиночки возьмем, По дорожке мы пойдем. По дорожке мы пойдем, И на рынок мы придем. На прилавок посмотрите, Овощи себе купите!
— Внимательно посмотрите и скажите, какие овощи продаются на рынке?
— Катя, что тебе дать? (Дайте мне репу (огурец, помидор, морковь).)
4. Игра «Раз, два, три — что купили, назови».
Мы корзиночки несем. Мы домой с тобой идем.
Мы на рынок все ходили, Овощи себе купили. Раз, два, три -Что купили, назови.
— Что ты купила, Катя? (Я купила репу.)
— Что ты купил, Вова? (Я купил помидор.)
И т.д.
■
5. Игра «Угадай овощи по вкусу».
— Мы пришли домой. Что будем делать с овощами? (Выслушать ответы детей. Уточнить их.)
— Мы овощи вымоем и сделаем из них салат.
— Угадайте, какие овощи в моем салате?
Ребенок с закрытыми глазами пробует кусочек овоща и старается угадать его название. (Это морковь. Это репа. Это помидор. Это огурец.)
6. Итог занятия. На дом: задание 9.
Занятие 10 Тема: «Овощи. Рисование»
Цели:
1. Закрепить понятие «овощи».
2. Учить составлять описания репы и помидора.
3. Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными мужского и женского рода.
4. Развивать сенсорное восприятие и моторные навыки.
5. Воспитывать вежливость, умение слушать речь логопеда.
Оборудование: кукла, корзинка, муляжи репы и помидора, предметные картинки с изображением тех же овощей, бумага, фломастеры.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Упражнение «Скажи, какой?».
Показать куклу и предложить детям поздороваться с ней:
— Кукла Катя в гости к нам пришла и корзинку принесла. Что там, Катя? (Там овощи.)
Рассмотреть помидор и репу, назвать их цвет:
— Помидор красный.
— Репа желтая.
Исследовать форму этих овощей, назвать:
— Помидор круглый.
— Репа круглая.
Учить составлять описания:
— Помидор красный, круглый.
— Репа желтая, круглая.
3. Беседа по картинкам.
Рассмотреть с детьми изображения репы и помидора на картинках.
— Какой помидор? (Помидор красный, круглый.)
— Какая репа? (Репа желтая, круглая.)
4. Физкультминутка «Хоровод».
Дети с мамой в огороде Овощи срывали. Овощи срывали, Гостей угощали. Вот морковки, огурцы, Помидоры, репки. Ешьте овощи, ребята, Будете вы крепки.
5. Рисование «Помидор и репа» (по образцу логопеда). Раскрашивать круговыми движениями от центра.
6. Упражнение «Скажи, какой?» (продолжение).
— Скажи, какой у тебя помидор (репа)? (У меня помидор красный, круглый. У меня репа желтая, круглая.)
7. Итог занятия.
Предложить детям подарить рисунки кукле Кате и попрощаться с ней. На дом: задание 10.
Занятие 11
Тема: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика»
Цели:
1. Развивать артикуляторную и мелкую моторику кистей рук.
2. Развивать слуховое и зрительное внимание.
3. Воспитывать умение выполнять инструкции логопеда.
Оборудование: зайка - кукла бибабо, муляж репы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Игра «Угости зайку».
Показать детям зайку и прочитать стихотворение:
Зайка к деткам прискакал,
Скок-скок-скок.
Что мы заиньке дадим?
Чем мы зайку угостим?
У нас репа. Посмотрите,
Зайку быстро угостите!
3. Упражнение «Научи зайку» (см. занятие 8).
4. Физкультминутка (см. занятие 8).
5. Пальчиковая гимнастика (см. занятие 8).
6. Итог занятия. На дом: задание 11.
Занятие 12
Тема: «Осень (знакомство)»
Цели:
1. Уточнить и расширить словарь по теме.
2. Формировать понятие «осень».
3. Учить элементам диалогической речи.
4. Развивать внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику.
5. Воспитывать вежливость, умение слушать логопеда.
Оборудование: сюжетные картинки по теме «Осень», куклы -девочка и мальчик, бубен.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Давайте познакомимся».
— Посмотрите, кто к нам пришел! Кто это? (Это куклы.)
— Здравствуйте, дети! (Куклы здороваются с детьми.)
— Давайте с ними поздороваемся и познакомимся. (Дети здороваются.)
— Спросите девочку: «Девочка, как тебя зовут?»
— Меня зовут Таня.
— Спросите мальчика: «Мальчик, как тебя зовут?»
— Меня зовут Ваня.
Таня и Ваня спрашивают по очереди детей: «А как тебя зовут?» Каждый ребенок отвечает: «Меня зовут...»
3. Беседа по картинке.
— Посмотрите, Таня и Ваня принесли картинку о том, как они гуляли.
Рассмотреть с детьми картинку с изображением осени, девочку и мальчика в осенней одежде с листочками в руках.
— Посмотрите внимательно на Таню и Ваню. Они надели теплые куртки, шапки, обули сапожки. Почему? (На улице холодно.)