Характерными особенностями института президентства в России можно считать:
Ø персонификация института президентства. Для россиян особо важна личность главы государства, а не сам институт;
Ø стремление общества к сильному, порой авторитарному правителю;
Ø стремление к патернализму;
Ø большая широта полномочий Президента РФ, но не абсолютная власть;
Ø доминирующее положение Президента в его взаимоотношении с другими ветвями.
Структура института президентства
Как и любой другой институт политической системы, президентство в России имеет сложную и разветвленную структуру. Главными структурными элементами – точками опоры – института президентства являются Администрация Президента Российской Федерации (формирует Президент), Совет Безопасности (формирует и возглавляет президент), полномочные представители Президента РФ (назначает президент).
К главным функциям Администрации относятся обеспечение деятельности Президента РФ, Совета Безопасности, консультативных и совещательных органов при президенте и организация их взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти; подготовка предложений, рекомендаций и прогнозно-аналитических материалов по стратегии общей политики Российской Федерации; выработка предложений по законопроектной деятельности Президента РФ; проведение государственной кадровой политики; разработка мер по разъяснению политики Президента; осуществление президентского контроля над исполнительной властью; подготовка, оформление и выпуск документов, подписываемых Президентом и т.д.
Важнейшей фигурой российского политического процесса является руководитель Администрации. Глава Администрации отвечает за прохождение законопроектов, указов и распоряжений Президента, руководит деятельностью помощников Президента, пресс-секретаря, начальников главных управлений и руководителей иных подразделений Администрации, референтов, полномочных представителей, а также советников Президента.
|
С овет Безопасности Российской Федерации является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента России по вопросам обеспечения национальной безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности России, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента России в пределах соответствующего федерального округа.
Основными задачами полномочного представителя являются:
-организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом;
-организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;
-представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе.
|
Заключение
Институт президентской власти сравнительно новое явление для российской государственности. Вместе с тем следует отметить, что в монархической России выдвигались конституционные идеи, предлагались конституционные проекты, практические решения, связанные с учреждением в стране поста президента. Они оказали определенное влияние на дальнейшее формирование и развитие государственно-правовых институтов в России; часть из них нашли свое реальное воплощение на практике в условиях современности. Анализ современного конституционного статуса института Президента Российской федерации позволяет сделать следующие выводы:
В России сформулированы основы республики смешанного типа, при которой Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы); располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства; наряду с Президентом действует председатель Правительства и министры, образующие правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы).
Президент Российской федерации - это влиятельная, активная политическая сила, которая может и оказывает значительное воздействие на всю систему государственной власти, на внутреннюю и внешнюю политику страны.
С принятием Конституции Российской федерации активизируется законодательный процесс. Президент стремится упрочить свой правовой статус, усилить свое влияние как главного участника политической жизни страны.
Таким образом, за время существования в России института президентства его позиции в системе органов государственной власти не только усилились, но и приобрели качественно новые черты. Современное положение Президента Российской Федерации - главы государства характеризуют не столько представительские функции, сколько политической руководство институтами власти, обширная сфера деятельности и широкие полномочия по обеспечению согласованной работы всех ветвей власти, взаимодействию государственных органов, определению основных направлений государственной политики. В этих условиях Президент практически выполняет роль направляющего и координирующего центра в системе государственной власти.