Становление института президентства




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Конституционное право»

ТЕМА: «Основные направление развития президентской власти в России»

 

 

Выполнила студентка_1_курса, группы Юрб-1901-01-00 Кошкина Вероника Сергеевна

 

Киров 2020

Содержание

Понятие института президентства. 3

Становление института президентства. 3

Черты института президентства. 5

Особенности института президентства. 7

Структура института президентства. 7

Заключение. 9

 

 

Понятие института президентства

 

Институт президентства — это совокупность государственно-правовых норм, которые регулируют формирование и функционирование президентской власти.

Идея президентства последовательно внедрялась в российскую государственность не только «сверху », но и признавалась и утверждалась «снизу », исходя из воли народа как единственного суверенного источника власти.

Становление института президентства

 

На официальном уровне, в средствах массовой информации, в научных кругах велась широкая, довольно острая дискуссия о введение поста Президента в России. Пост Президента РСФСР был учрежден всероссийским референдумом 17 марта 1991 года. Выбор оптимальной модели института президентства в России стал одной из ключевых проблем при подготовке проекта новой Конституции России. В конституционной комиссии стал вопрос: быть ли Президенту главой исполнительной власти, или исполнительная власть должна возглавляться правительством. Было принято решение, что Президент должен управлять властью, на основе строгого разделения властных функций. Роль "управдома" должно было взять на себя Правительство - Совет Министров, избираемый парламентом и отвечающий перед ним".
После проведения референдума были приняты законы РСФСР от 24 апреля 1991 года "О Президенте РСФСР", "О выборах Президента РСФСР" и от 27 июня 1991 года "О вступлении в должность Президента РСФСР". Были внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию РСФСР 1978 года, в которой появилась специальная глава. На основе этих законодательных актов первый Президент России был избран путем всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании 12 июня 1991 года. Им стал Б.Н. Ельцин, занимавший до этого должность председателя Президиума Верховного Совета РСФСР. Введение поста Президента России стало следствием прогрессивных демократических процессов в российском обществе и в его политической системе. Оно отразило процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президента и Советы.

Существовали и другие причины:

Во-первых, стремление заполнить с помощью введения поста Президента РСФСР своеобразный "вакуум", который возник в процессе проведения экономических и политических реформ, когда "старая система, в которой партия была верховным органом управления, изжила себя и демонтируется. Происходящие процессы оказались неподкрепленными в должной степени созданием сильных взаимно уравновешивающих и взаимоконтролирующих структур в государственной системе, роль которых выполняла раньше партия".

Во-вторых, необходимость изменения федеративных связей. Президент РСФСР должен был выступать координатором во взаимоотношениях между суверенными республиками.

В-третьих, необходимость иметь интегрирующую силу не только в политической системе общества и системе разделения властей, но и в самом обществе.

В-четвертых, необходимость усиления исполнительной власти и повышения эффективности управления.

Президент РСФСР в соответствии с законодательством 1991 года наделялся широкими полномочиями. Он обладал традиционными для глав всех государств законодательными полномочиями; подписывал и обнародовал законы, принятые Верховным Советом РСФСР, и мог вернуть закон для повторного рассмотрения в Верховный Совет (полномочия не распространялись на акты высшего законодательного органа - Съезда народных депутатов РСФСР), обладал правом законодательной инициативы. Президент наделялся широкими полномочиями в сфере исполнительной власти: назначал и освобождал от должности всех членов Совета Министров (согласие Верховного Совета требовалось только для назначения Председателя Совета Министров и для принятия Президентом отставки Правительства в целом); принимал меры по обеспечению государственной и общественной безопасности и т.д.

Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что в начале 90-х годов введение института президентства в России быложизненно необходимо, в связи с создавшейся политической и экономической обстановкой. Оно отразило процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президентства и Советы.


Черты института президентства

 

Институт президентства в России имеет свои специфические формы организации и осуществления власти в политической системе российского общества, основываясь на его национально-исторических особенностях и традициях. Для определения черт данного института в России необходимо обратиться к ее Основному закону и рассмотреть основные нормативные положения, применимые к главе государства.:

Согласно Конституции РФ, Президент является гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина.

Он представляет Россию внутри страны и на международной арене,

Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президентом может быть избран:

-гражданин России,

- не моложе 35 лет,

-постоянно проживающий в стране не менее 10 лет.

Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может быть Президентом России более двух сроков подряд.

Дак какие же черты института можно выделить?

1) При выделении черт института президентства в России, можно полностью согласиться с В. Т. Третьяковым, отмечающим, что при формировании института президентства в России большой отпечаток накладывает генетическая особенность российской системы власти, не похожей ни на восточную деспотию, ни на западную демократию. Это русская система власти, так называемая русская демократия, где личность всегда превалирует над институтом. И от того, какая личность, какой человек займет руководящий пост, будет зависеть процветание или крах той или иной организации. Необходимо отметить, что власть в России всегда была персонифицирована, поэтому в сложных для страны политических и социально-экономических ситуациях многое решал именно личностный фактор. Поэтому власть больше воспринимается российским обществом не как политический институт, а как конкретная личность, принимающая важные государственные решения, определяющие жизнь многих людей. Причем, личным качествам политического лидера придается большее значение, чем устройству и функционированию государственного аппарата.

2) «Стремление общества к сильному государству и авторитаризму». Обществу важно, чтобы государство могло обеспечивать безопасность, защиту прав и законных интересов своих граждан, оберегать их и во всем помогать, и чтобы его деятельность быть направлена на реализацию принципов социального государства и социальной справедливости.

3) Также можно выделить большую широту полномочий Президента РФ, их можно показать с помощью исполняемых функций. Президент РФ, осуществляя руководство внешней политикой России, подписывает международные договоры. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, вводит на территории страны военное положение, а при определенных обстоятельствах, вводит чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства России и осуществляет помилование.

4) Далее это доминирующее положение президента в его взаимоотношении с другими ветвями власти. В Российской Федерации законодательно прописано разделение властей. Однако президент в своих взаимоотношениях с различными ветвями власти имеет особое, доминирующее положение. Как справедливо отмечает отечественный политолог В. Никонов, российский президент «обладает и исполнительными правами, поскольку формирует правительство и фактически руководит им. И законодательными, поскольку издает указы. И судебными, поскольку может выступать арбитром в спорах между центральной и региональной властью».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: