Как догадаться, что ребенок – жертва буллинга?




Четыре признака буллинга

o Неравенство сил

o Агрессия

o Инциденты повторяются уже какое-то время

o Впечатлительность жертвы (острая эмоциональная реакция)

Не любая ссора является буллингом. Обычные конфликты возникают и разрешаются, проходят. В случае буллинга сохраняется постоянная враждебность, чаще всего по отношению к отдельному ребенку, - возникает длительный конфликт. Единичные или даже повторяющиеся случаи проявления нахальства или наглости еще не являются буллингом. Нужна длительность и систематичность.

· Буллинг ассиметричен. Буллинг представляет собой ассиметричные отношения. Его отличительными признаками являются власть и беспомощность, а также произвол того, кто обладает властью.

· Буллинг осуществляется преднамеренно. Буллинг – это преднамеренное и коварное (исполненное скрытой злобы) нападение на социальный статус и душевное здоровье человека, который выбран целью.

 

Виды буллинга

Физический – нанесение физических повреждений жертве, а также воровство или порча имущества (физическая агрессия чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек; толкание, пинки, удары и т.п.)

Вербальный – насмешки, распускание слухов, унижения, запугивание, высмеивание.

Социальный – исключение из группы, клевета с целью принизить социальный статус жертвы и повысить свой.

Кибербуллинг – издевательства и запугивания в социальных сетях, при помощи электронных писем или в компьютерных играх.

Участники буллинга

Жертвы: тревожные, с низкой самооценкой. Мальчики обычно физически слабые. Обычно отвергаются сверстниками. Фиксируются на своих неудачах, жаждут одобрения.

· пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы;

· тревожны, не уверены в себе, имеют низкое самоуважение;

· склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве;

· не имеют близких друзей, успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;

· мальчики могут быть физически слабее своих ровесников.

Обидчики: провоцирующие, агрессивные. Часто плохо учатся, с низкой самооценкой, сниженный контроль. Нередко попадают в плохую компанию. У них сильно выражена потребность в доминировании, положительно относятся к насильственным методам при решении проблем. Другие ученики их уважают, но к старшим классам их популярность падает. Умеют скрывать свое поведение от взрослых.

· испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе одноклассников;

· импульсивны и легко приходят в ярость;

· ведут себя агрессивно и вызывающе по отношению к взрослым;

· не испытывают сочувствия к своим жертвам;

· мальчики обычно физически сильнее своих ровесников.

Свидетели: разнородная группа. Включает «помощников» обидчика (включаются в ситуацию буллинга на стороне обидчика), «группу поддержки» (наблюдают за буллингом одобрительно, подбадривают обидчиков), свидетелей (не вмешиваются из-за страха социального отвержения, нерешительности, страха перед буллингом) и защитников (приходят на помощь жертве).

· чувство вины;

· ощущение собственного бессилия.

Последствия:

1. Негативные последствия для буллеров и жертв

2. Меняется школьный/классный климат

3. Негативно влияет на тех учеников, которые являются наблюдателями

4. Жертвы буллинга могут совершить суицид

 

Буллинг оставляет глубокий след в жизни жертв и отражается на эмоциональном и социальном развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые психологические последствия. Дети, которые подверглись травле, получают тяжелую психологическую травму. Не имеет значения, какой буллинг имел место - физический или психологический. Даже через много лет на тренингах люди, вспоминая, как их травили в школе, часто плачут и рассказывают о своих очень болезненных переживаниях. Это одна из самых сильных эмоциональных травм для ребенка. Поэтому ребенку необходимо оказывать помощь.

Буллинг оказывает влияние не только на жертву, но и на агрессора и на зрителей. Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез, совершают попытки суицида.

Взрослые, которые были в детстве жертвами буллинга, проявляют более высокий уровень депрессии и более низкий уровень самооценки, страдают от социальной тревожности, одиночества и беспокойства, часто страдают депрессиями в среднем возрасте и тяжелой депрессией в зрелом возрасте.

У школьных «агрессоров» буллинга во взрослом возрасте может возникать чувство вины, развивается высокий риск попасть в криминальные группировки.

Оказавшись в роли жертвы буллинга, ребенок получает огромное количество психических травм, которые неизбежно сказываются на его дальнейшей жизни:

· Расстройства психики. Даже единичный случай буллинга оставляет глубокий

эмоциональный шрам, требующий специальной работы психолога. Ребенок становится агрессивным и тревожным, что переходит и во взрослый возраст. У него появляются трудности в поведении. Они чаще других подвержены депрессиям и заканчивают жизнь самоубийством.

· Сложности во взаимоотношениях. Шансы стать жертвами моббинга на рабочем

месте у людей, переживших буллинг в детстве, вырастают многократно. Мировая статистика утверждает, что взрослые, перенесшие издевательства в детстве, в большинстве своем остаются одинокими на всю жизнь, им тяжелее подниматься по карьерной лестнице. Поэтому они чаще других выбирают надомную или обособленную работу. Больше общаются в социальных сетях, чем в реальном мире.

· Болезни. Близким результатом буллинга очень часто бывают физические

недомогания. Известны случаи, когда у мальчиков от стресса и бессилия начинались серьезные проблемы с сердцем. Девочки-подростки подвержены другому несчастью: насмешки и оскорбления приводят их к анорексии или булимии. Возможны расстройства сна и перерастание травмы в психосоматику. Например, подросток страдает от болей в почках, но обследования и анализы ничего не показывают. Болевой синдром уходит только после работы психолога.

Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. На беседу вызываются родители буллера, а школе придется объяснить, как они допустили данную ситуацию.

«...Травля – это развращающий опыт для зачинщиков. В будущем у них меньше шансов на успешную самореализацию и на хорошие отношения в семье, с друзьями и коллегами. Травля – это очень травматичный опыт для свидетелей, они испытывают мучительный внутренний конфликт, поскольку уже чувствуют, что происходящее – аморально, но еще не имеют сил осознать, что именно не так, и найти выход из ситуации. Кроме того, они боятся, что, заступившись за жертву, сами станут жертвой, поэтому подыгрывают агрессору, стараясь не чувствовать стыд и унижение. Их представление о себе как «хороших людях» сильно страдает. Ситуация травли в классе и в школе погружает в стресс всех детей, ведь если у нас так – можно, если травля – в порядке вещей, часть обычной жизни, значит, нельзя быть уверенным, что завтра этого не сделают со мной, нельзя расслабиться ни на минуту. Стресс истощает детскую психику, не дает сосредоточенно работать, не оставляет места учебной мотивации, любознательности, развитию способностей, творчеству.

Травля в классе, скоторой взрослые не знают как справиться, дает педагогу опыт бессилия, отчаяния, заставляет усомниться в своих способностях и даже в призвании, а кого-то подталкивает к профдеформации, заставляя во всем обвинять детей или их семьи, а то и начать использовать групповое давление для «наказания неугодных».

Последствия травли крайне опасны для школы в целом, поскольку в разы увеличиваются риски насилия отчаявшейся жертвы над собой или над мучителями и свидетелями. Иногда к насилию прибегают родители, отчаявшиеся иначе защитить своего ребенка. Как показывает опыт, в основе почти каждого случая с вспышкой насилия в школе лежит история травли. Несколько лет взрослые ничего не хотели замечать или ничего не смогли сделать, прежде чем в школе появился подросток с битой, топором или травматом.

Если в школе есть травля, страдают все. И бороться с ней нужно всем вместе...»

 

Как догадаться, что ребенок может быть буллером (преследователем)? Вот сигналы, на которые следует обратить внимание.

Ваш ребенок:

· вспыльчив, неуравновешен (дерётся, обзывается, ябедничает, кусается)

· Приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления

· Группируется со старшими подростками.

· Проявляет жестокие наклонности.

· В мгновение ока переходит от довольства к злобе.

· В игре навязывает друзьям свои правила.

· Злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их.

· Игнорирует указания и легко раздражается.

· Ведет себя так, будто ищет повод к ссоре.

· Не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.

Как догадаться, что ребенок – жертва буллинга?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: