В настоящее время существует десятки тысяч фирм и компаний, занимающимся ведением хозяйства – бизнеса. Поэтому конкуренция на рынке товаров и услуг велика. Конкуренция существует между краткосрочными и долгосрочными фирмами. Для того чтобы лучше показать себя на рынке и бороться с конкуренцией, необходимо знать и использовать понятие – минимизация издержек. Снижение величины затрат в условиях рыночной экономики является одной из важнейших задач системы управления предприятием. Чтобы решить проблемы минимизации издержек на предприятие должна вестись программа (стратегия), которая должна корректироваться с учетом изменений в системе и возникновений других обстоятельств. Эта программа должна иметь комплексный характер.
Минимизация позволяет:
1. Получить максимальную прибыль;
2. Улучшить финансовое состояние фирмы;
3. Повысить конкурентоспособность предприятия и продукции;
4. Снизить риск банкротства.
В некоторых компаниях менеджеры уделяют огромное внимание управлению издержками. Хотя они не пренебрегают проблемами качества, обслуживания и прочими необходимыми вещами, главным в стратегии этих компаний является снижение затрат по сравнению с затратами конкурентов по отрасли.
Лидерство в минимизации издержек сопряжено с некоторыми убытками, неудобствами и опасностями. Хотя увеличение объемов производства нередко ведет к снижению издержек, экономия на масштабе не происходит автоматически, и руководители компаний с низкими издержками должны быть постоянно настороже, чтобы обеспечить действительное получение потенциально сэкономленных средств. Управляющим надлежит незамедлительно реагировать на необходимость демонтировать устаревшие активы, инвестировать в технологии - словом, не упускать из поля зрения издержки. Наконец, существует опасность того, что какой-нибудь новый или старый конкурент воспользуется применяемыми лидером технологиями или методами управления издержками и одержит победу. Лидерство в минимизации издержек может быть эффективным ответом на действия конкурентных сил, но никакой гарантии от поражения оно не дает.
|
Издержки производства зависят от эффективного использования экономических ресурсов и определяются ценой ресурсов, приходящихся на единицу продукции.
Для обеспечения минимизации издержек фирме необходимо принять следующие решения:
- как наилучшим способом организовать производство имеющихся производственных мощностей;
- какие новые производственные мощности выбрать с учетом научно-технического прогресса;
- как наилучшим способом приспособиться к открытиям и изобретениям.
Лидерство по издержкам означает способность организации разрабатывать, производить и реализовывать продукцию сравнимого качества, но с меньшими издержками, чем конкуренты. Стремление быть производителем с наименьшими издержками в отрасли представляет собой эффективный способ конкуренции на рынках стандартизированных товаров и услуг, где большинство покупателей чувствительны к ценам (совершенная конкуренция, однородная олигополия). Целью данной стратегии является обеспечение устойчивого конкурентного преимущества по затратам и получение большей прибыли. Производитель с низкими издержками может устанавливать более низкие цены на свою продукцию, чтобы привлечь клиентов фирм конкурентов, либо продавать ее по средним рыночным ценам, при этом получаемая прибыль может быть реинвестирована в производство для улучшения качества продукции.
|
Стать лидером по издержкам может только фирма, которая в состоянии организовать с меньшими затратами и в более короткие сроки весь цикл операций с продуктом: от его конструкторской проработки до продажи конечному потребителю. При этом она должна использовать как внешние возможности, обусловленные экономической природой бизнеса: наличие в отрасли эффекта масштаба и кривой обучения, выгодное месторасположение фирмы, доступ к источникам дешевого сырья, выгоды вертикальной интеграции с поставщиками и/или каналами распределения и др., так и обеспечивать наибольшую эффективность производства.
Основными методами достижения преимущества по издержкам являются контроль издержек и преобразование цепочки затрат. Первый метод направлен на снижение элементов затрат без изменения их структуры (цепочки затрат). Он ориентирован на мобилизацию внутренних резервов организации и использование ее стратегического потенциала. Преобразование цепочки затрат возникает, как правило, в связи с инновационными изменениями, вызванными динамикой внешней среды (деформация структуры спроса и/или предпочтений потребителей, перегруппировка движущих сил конкуренции, возникновение новых стратегических возможностей и др.).
Контроль издержек обеспечивается стратегическими мероприятиями, в основе которых лежит один или несколько следующих приемов:
|
1. При формировании продуктовой стратегии применяются шкалы экономии – снижение плановой калькуляции единицы продукции при увеличении объемов выпуска продукции за счет экономии на условно-постоянных расходах (например, если при выпуске 1000 изделий себестоимость единицы составляла 200 руб., и при этом условно-постоянные расходы составляли 50 000 руб., то при удвоении выпуска себестоимость единицы изделия снижается на 25 руб., или 12,5%);
2. Развивая новые виды бизнеса и/или реализуя продуктово-технологические инновации, следует использовать эффект кривой опыта, состоящий в использовании потенциала для достижения затрат на разработку новаций (Действительно, если в результате опытно-конструкторских работ разработан элемент конструкции, применимый в нескольких изделиях, то возможно существенное снижение себестоимости всех этих изделий за счет распределения затрат между несколькими калькуляционными единицами.На достижение этого эффекта, в частности, направлена стратегия модификации базовых моделей автомобилей в виде расширения их модельного ряда);
3. При высокой доле затрат на входе особое внимание следует сосредоточить на управлении издержками по ключевым входящим ресурсам, для чего по возможности исключить из числа поставщиков тех из них, которые обеспечивают рост затрат на приобретение и заготовление материалов (этого можно достичь, например, за счет проведения аукционов на поставки материалов или путем хеджирования – снижения затрат на материалы путем покупки/продажи срочных контрактов: опционов, фьючерсов и др.);
4. Исходя из анализа технологии каждый из элементов цепочки затрат необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими, чтобы попытаться перераспределить затраты внутри цепочки при снижении их общего уровня (например, приобретение более дорогого, но более качественного металлопроката позволяет снизить затраты на его обработку, а в целом – уменьшить себестоимость производимой продукции: так, если себестоимость единицы продукции составляла 200 руб. при выпуске продукции 1000 шт. и расходах на материалы в размере 10 руб. за 1 шт., то закупка более дорогих (в 2 раза), но более качественных материалов позволяет снизить расходы на их обработку на 10%, а в итоге – при сохранении объема выпуска себестоимость единицы продукции снижается на 9 руб., или на 4,5%);
5. эффективным инструментом снижения издержек является управление коэффициентом использования мощности: повышение сменности работы оборудования, сокращение простоев и потерь рабочего времени, оптимизация внутренней логистики – эти и другие мероприятия позволяют существенно снизить издержки на производство;
Второе направление обеспечения лидерства по издержкам связано с преобразованием цепочки затрат. Оно основано на использовании следующих приемов:
1. Упростить дизайн продукта, отказаться от не влияющих на функциональные свойства дорогих элементов конструкции (например, никелированные молдинги на автомобилях были заменены пластмассовыми элементами);
2. Предлагать простые, без излишеств, продукты/услуги (например, в швейном производстве упростить массовые модели одежды, продвигая «строгий деловой стиль»);
3. Перейти на более простые, менее капиталоемкие, или более производительные технологические процессы (например, отказаться от автоматизации в тех случаях, когда эксплуатация и наладка оборудования обходится дороже ручного труда);
4. Найти способ обойти использование дорогостоящего сырья за счет использования суррогатов или искусственных заменителей, либо за счет вторичной переработки ресурсов;
5. Использовать модель прямых продаж конечным потребителям / методы маркетинга;
6. Перемещать средства производства ближе к поставщикам или клиентам, сокращая транспортно-заготовительные расходы;
7. Провести реинжиниринг бизнес-процессов – быть креативными в обнаружении путей устранения затрат в цепочке затрат;
8. Использовать компьютерные технологии, чтобы модифицировать процессы, сократить затратную деятельность, контролировать и оперативно управлять затратами.
Стратегия, основанная на минимизации издержек, может быть отнесена к стратегии сокращений. Из всех вариантов она ближе всего к стратегии сокращения расходов. Минимизация расходов и издержек может сопутствовать и стратегии сбора урожая, когда производство направлено на максимальную прибыль. Чаще всего за этим стоит перспектива банкротства и ликвидации.
В редких случаях стратегия сведения издержек к нулю является частью стратегии ограниченного роста. В этом случае экономия на издержках позволяет сконцентрировать средства для рывка и захвата новых рыночных ниш, выпуска новой продукции, открытия дочерних предприятий и т. п.
Издержками на любом предприятии являются расходы, не влекущие за собой получение прибыли. Чаще всего к категории непозволительной роскоши могут быть отнесены социальные расходы, спонсорство, благотворительность, охрана среды и рабочего места, любые затраты на персонал, не являющиеся заработной платой и т. п.
Практически повсеместно, а в России особенно, львиную долю затрат на производства составляет энергия. По этой причине энергосбережение всегда стоит в лидерах принятия мер по сокращению издержек. Хотя чаще всего лидируют сокращения расходов на персонал и социальные выплаты.
Каждое предприятие стремится максимизировать прибыль. Для того чтобы достичь этой цели, необходимо не только захватить рыночные ниши, но и стабильно их удерживать. Это не составит труда при монопольном положении, слабости конкурентов и устойчивом спросе на данную продукцию.
Однако если на рынке данной продукции держится много конкурирующих производителей, а сам рынок стремится к насыщенности, может возникнуть риск перепроизводства продукции данного предприятия. Из этой ситуации есть три выхода:
1. Увеличить ассортимент продукции, что позволит повысить спрос и вытеснить на какое-то время конкурентов с этого рынка.
2. Снизить цену и постоянно удерживать ее на уровне ниже, чем у конкурентов. Наиболее выгодным вариантом является достижение демпинговых цен, но это крайне рискованно, не каждый может себе это позволить.
3. Снизить себестоимость продукции. Первый и часто единственный путь такого снижения - сокращение издержек.
Транснациональные корпорации и мировые лидеры производства однотипной продукции достигают стабильного состояния на мировом рынке за счет вариантов № 1 и 3. Именно так удерживают свое мировое лидерство производители электроники, автомобилей, товаров легкой промышленности, глубокой переработки продуктов и т. п. Однако решающим фактором закрепления на рынке является постоянное снижение цены за счет снижения себестоимости.
Снижение издержек как способ закрепления на рынке с помощью конкурентных преимуществ повышения ассортимента и снижения цен должно включать в себя отказ не только от непозволительных расходов, но и от устаревших технологий. В современных условиях перейти к стратегии устойчивого роста можно, только выиграв гонку технологий.
Следовательно, минимизация издержек выгодна организации только в том случае, если освободившиеся средства будут уходить на модернизацию производства и обновление ассортиментных линий, а не на увеличение дивидендов по акциям или премий руководящему составу.
Организация, которая развивается по пути минимизации издержек, рискует оказаться в кадровой ловушке. Часто такая процедура сопровождается сокращением кадров, уменьшением зарплат и ликвидацией системы дополнительного стимулирования труда в виде премий, дополнительных отпусков и т. п.
Организация, которая развивается по пути минимизации издержек, рискует оказаться в кадровой ловушке. Часто такая процедура сопровождается сокращением кадров, уменьшением зарплат и ликвидацией системы дополнительного стимулирования труда в виде премий, дополнительных отпусков и т. п.