2.1.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:
упражнения;
конспекты первоисточников;
рефераты;
планы и конспекты лекций учителей;
планы статей и других материалов из учебников;
сочинения и письменные ответы на вопросы;
составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т.п. (без копирования готовых таблиц и схем учебников);
фиксация наблюдений в природе;
различные виды рабочих записей и зарисовок по ходу и результатам лабораторных (практических) работ (без копирования в тетради соответствующих рисунков из учебника).
2.1.2. Для контроля качества освоения программы или достижения планируемых результатов освоения образовательной программы используются текущие и итоговые письменные контрольные работы. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются педагогическим работником при составлении рабочей программы с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ педагогический работник может отводить весь урок или только часть его.
Итоговые контрольные работы проводятся:
после изучения наиболее значительных тем программы;
в конце учебной четверти, полугодия.
Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.
2.2.1. Для выполнения всех видов обучающих работ учащиеся должны иметь необходимое количество рабочих тетрадей по каждому предмету.
2.2.2. Для контрольных работ выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в Организации и выдаются учащимся для анализа результатов контрольной работы и выполнения в них работ над ошибками.
2.2.3. Для выполнения работ по развитию речи по русскому языку и по литературе (написания сочинений и изложений) начиная с 5 класса учащиеся должны иметь отдельные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в Организации и выдаются учащимся для выполнения в них домашних сочинений и изложений, работ над ошибками.
Определено следующее рекомендуемое количество сочинений по литературе в основной школе[6]:
Класс | ||||||
Количество сочинений | аудиторных | |||||
домашних |
В средней школе:
Класс | |||||
Уровень | базовый | профильный | базовый | профильный | |
Количество сочинений | аудиторных | ||||
домашних | - | - |
Хотя количество изложений в каждом классе стандартом не определено, этот вид деятельности по освоению содержания художественного произведения и упражнений по развитию речи является обязательным. Представляется целесообразным планировать не менее 2 изложений в V-VI классах, 3 – в VII-VIII классах, в остальных классах изложения разных видов (подробные, краткие, выборочные, с элементами комментария, с творческим заданием) рекомендуется проводить не реже раза в четверть.
2.3. Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:
2.3.1. Писать аккуратным, разборчивым почерком.
2.3.2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначается тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи, для лабораторных работ по физике и т. п.), класс, номер и наименование Организации, местонахождение школы, фамилию и имя учащегося.
Рабочие тетради учащихся рекомендуется подписывать по следующему образцу:
Тетрадь
для работ
по обществознанию
учащегося 8 «А» класса
МБОУ СОШ №1
г. Иваново
Иванова Ивана
Тетради учащихся для контрольных работ рекомендуется подписывать следующим образом:
Тетрадь
для контрольных работ
по физике
учащегося 9 «А» класса
МБОУ СОШ №1
г. Иваново
Иванова Ивана
Тетради учащихся для работ по развитию речи рекомендуется подписывать следующим образом:
Тетрадь для работ по развитию речи по русскому языку учащегося 9 «А» класса МБОУ СОШ №1 г. Иваново Иванова Ивана[7] | Тетрадь для работ по развитию речи учащегося 9 «А» класса МБОУ СОШ №1 г. Иваново Иванова Ивана |
Тетради для учащихся I класса подписываются только учителем.
Тетради по иностранному языку подписываются на изучаемом языке.
2.3.3. Соблюдать поля. В тетрадях по большинству предметов поля размещаются с внешней стороны. В случаях, когда работа проверяется по нескольким группам критериев и/или за одну работу ставится более одной оценки, целесообразно предусмотреть поля с обеих сторон страницы и использовать их для маркировки не только недостатков, но и достоинств ученической работы в соответствии с параметрами оценки.
2.3.4. Указывать дату выполнения работы цифрами на полях (например, 10.09.14). В тетрадях по русскому и иностранному языкам число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, Десятое сентября), точка в конце записи не ставится.
В 1 классе в первом полугодии дата работ по русскому языку и математике может не писаться. Со второго полугодия первого класса, а также в остальных классах начальной школы обозначается время выполнения работы: число арабской цифрой, а название месяца – прописью.
2.3.5. Указывать на отдельной строке место выполнения работы (классная или домашняя), название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений, практических и других работ).
2.3.6. Обозначать номер упражнения (например, Упражнение 35), задачи или указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т. д.).
В тетрадях для контрольных работ и работ по развитию речи по русскому языку и литературе с красной строки записывается вид работы и строкой ниже – ее название, точка не ставится.
Например:
Десятое октября |
Контрольная работа по теме «Фонетика» |
Десятое октября | Десятое октября |
Подробное изложение | Сочинение |
О нравственности | В чем польза чтения книг? |
То же относится к обозначению кратковременных работ, выполняемых в обычных тетрадях.
2.3.7. Соблюдать красную строку.
2.3.8. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях в клетку (по математике, литературе и др.) во всех этих случаях пропускать только 2 клетки.
Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях в линейку пропускать 2 линейки, а в тетрадях в клетку – 4 клетки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).
2.3.9. Выполнять аккуратно подчеркивания, чертежи, условные обозначения карандашом или ручкой (в начальных классах только карандашом), в случае необходимости – с применением линейки или циркуля.
2.3.10. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.
2.4.1. Рекомендуется следующая оптимальная периодичность проверки тетрадей учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы:
Класс | Оптимальная периодичность проверки |
в V классе и в первом полугодии VI класса | после каждого урока у всех учащихся |
во втором полугодии VI класса и в VII — IХ классах | после каждого урока только у учащихся, испытывающих трудности в обучении, а у остальных учащихся — не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись |
в Х—XI классах | после каждого урока у учащихся, испытывающих трудности в обучении; у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 1 раз в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся |
2.4.2.Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся. Проверка этих видов работ учителями осуществляется в следующие сроки:
Вид работы | Класс | Оптимальные сроки проверки |
контрольные диктанты | в V—XI классах | проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку |
изложения и сочинения | в V—XI классах | проверяются и возвращаются учащимся не позднее, чем через десять дней |
2.4.3. В проверяемых работах по всем предметам учителям необходимо отмечать и исправлять допущенные учащимися орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки.
2.4.4.При проверке работ по русскому языку и литературеучитель отмечает и исправляет допущенныеорфографическиеошибки, руководствуясь следующими современными методическими рекомендациями:
«В методике орфографии существует несколько способов фиксации орфографических ошибок в тетрадях учащихся: 1) ошибка подчеркивается одной чертой, зачеркивается и исправляется; 2) ошибка подчеркивается, зачеркивается, но не исправляется; 3) обозначается часть слова, в которой есть ошибка, например: 4) подчеркивается все слово, в котором есть ошибка, например " прозьба " 5) никаких подчеркиваний не делается, на полях ставится условный знак орфографической ошибки (В предыдущих случаях на полях тоже ставится знак орфографической ошибки).
Способ фиксации орфографических ошибок избирается учителем в зависимости от цели работы (обучающая она или контрольная). При проверке контрольных работ, а также изложений и сочинений используются два первых способа. При выполнении обучающих упражнений используются все перечисленные выше способы фиксации ошибок. Последовательность их применения определяется целями обучения учащихся умению находить и исправлять ошибки. Первый способ показывает, как нужно обозначать, как зачеркивать и как исправлять ошибки; следующий - учит исправлению ошибки; третий способ - нахождению и исправлению ошибки в той или иной морфеме; четвертый - учит поиску ошибок в слове, а пятый - в ряде слов в строке.
Не все учащиеся одновременно овладевают перечисленными умениями, поэтому в одной и той же работе учитель будет использовать разные способы фиксации ошибок и у разных учащихся, но в течение учебного года необходимо всех детей провести через все способы фиксации»[8].
Аналогично могут фиксироваться и другие ошибки.
2.4.5. Ошибки, допущенные учащимся в работе по русскому языку или литературе, учитель обозначает на полях тетради определенными условными знаками (I — орфографическая ошибка, V —пунктуационная, Ф – фактическая, Л – логическая, Р – речевая, Г – грамматическая, Z – нарушение абзацного членения).
2.4.6. При применении критериального оценивания письменных работ по любому предмету целесообразно использовать систему условных обозначений (сокращение, обозначение № критерия, заглавная буква, соответствующая ключевому слову критерия или позиции оценивания, и т.д.) достоинств и недостатков работы учащегося в соответствии с критериями.
2.4.7. Подчеркивание и исправление ошибок, а также выставление оценки производится учителем красной пастой (красными чернилами, красным карандашом, красной гелевой или капиллярной ручкой).
2.4.8. Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель сначала подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, затем выставляет оценку. Запись может выглядеть следующим образом: 1 – 0 – 1 «4»
2.4.9. При применении критериального оценивания письменных работ по любому предмету, предполагающего суммирование выставленных баллов по каждому критерию, внизу работы необходимо указать, какие баллы получил учащийся по каждому критерию, и общую сумму баллов. Рядом выставляется оценка. При необходимости возможно указание процента выполнения работы. Запись может выглядеть следующим образом: 1+0+1+2=4 б. «4»
2.4.10. К созданным учащимися текстам при проверке рекомендуется писать комментарий, мини-рецензию и т.п.[9], что способствует организации обратной связи и работы по совершенствованию написанного[10]. Мини-рецензию на творческую работу учитель может писать ручкой другого цвета. Письменное комментирование учителем сильных и слабых сторон созданного учащимся текста, рекомендации по его совершенствованию могут помещаться как под выставленной оценкой, так и на отдельном листе, помещенном в тетрадь учащегося.