Словарь исторических терминов VIII-XVвв




Баскак – представитель ордынского хана на Руси.

Белые слободы – название различных поселений (стрелецких, монастырских, ямских, иноземных, ремесленных), население которых временно освобождалось от государственных повинностей.

Боярин – старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины. Боярская дума – высший совещательный орган при великом князе

Вервь – название общины в Древней Руси

Вече – народное собрание на Руси.
Выход – регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.

Дань – натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов.

Династический брак – брак между представителями правящих династий разных государств

Ересь – учение, отклоняющееся от господствующих положений религиозного учения, считающихся непреложной истиной и не подлежащих критике.

Житие – литературный жанр – биография человека, причисленного церковью к лику святых.

Закуп – в период Древней Руси феодально зависимый человек, попадающий в зависимость от феодала за выданную ссуду («купу»). Отработав долг, освобождались. В отличие от холопов (см. Холопы), имели свое хозяйство.

Изразцы – керамические плитки для облицовки печей, стен и т. п

Кафтан – верхняя мужская одежда с глубоким запахом и длинными рукавами

Кириллица - древняя славянская азбука, названная по имени славянского просветителя Кирилла. До XI—XII вв. употреблялась параллельно с глаголицей. В дальнейшем вытеснила глаголицу и стала основой современных систем славянской письменности.

Кормление – система содержания должностных лиц за счет местного населения. Первоначально кормление носило эпизодический характер. В соответствии с нормами Русской правды, сборщики штрафа (виры), строители городов и некоторые другие категории получали с населения определённое натуральное довольствие. В XII—XIV веках кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления. Князья посылали в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, а других служилых людей — тиунами. Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наместники, волостели и другие представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно 3 раза в году — на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». «Корм» давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т. д.; для лошадей кормленщиков поставлялись овёс, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание») и продажу лошадей, «полавочное», мыт и другие. За счёт этих сборов они жили и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормлений достигла в XIV—XV веках.

Кормления порождали произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках. Поэтому уже с XV века московские великие князья регламентировали доходы кормленщиков путём выдачи специальных «кормленных» и уставных грамот. В конце XV — начале XVI века происходил перевод натуральных кормов в денежные. В результате земской реформы 1555-56 система кормлений была ликвидирована (при Иване Грозном!). В 1555 был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники продолжают упоминать о кормлениях в течение второй половины XVI века. Сборы на содержание кормленщиков преобразованы в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»), установленный в определённом размере для различных категорий земель (дворянских, чёрных, дворцовых). Сбор налога производился на чёрных землях земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения специальными сборщиками либо городовыми приказчиками.

Местничество – порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности занимаемых предками должностей. Ме́стничество — система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве. Местничество было отменено при совещании служилых людей по отечеству наподобие Земского Собора 12 января 1682 года.

Формирование государственного аппарата с конца XV века осуществлялось по принципу местничества, в значительной степени воспринятому из польско-литовского законодательства. Система местничества была основана на критериях знатности происхождения (чем выше стояли предки претендента, тем более высокий пост в государственной иерархии он мог занять). Эта практика превращала боярство в замкнутую корпорацию, подменяла общесоциальные интересы сословными. Помимо знатности лица (принадлежности его к определённой фамилии) учитывалось и положение претендента внутри своего рода. Старшие в роду имели преимущество. Имели значение и заслуги предков — сын боярина, проявившего себя на службе, имел приоритет перед своим же двоюродным братом, чей отец никаким образом себя не прославил. Даже приглашённые к царскому столу, бояре сидели в соответствии со своими титулами. Между аристократами часто возникали «местнические споры» — кто знатнее, кто имеет право на должность. Эти споры разрешал, как правило, сам царь с участием чиновников Разрядного приказа. В 1682 году система местничества была отменена решением служилых людей собравшихся на Земском Соборе, в целях укрепления вооружённых сил правительством Фёдора Алексеевича.

Ливонский орден - католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Прибалтике. Возник в 1237 г. Активно вел захватнические войны. Был разгромлен во время Ливонской войны ив 1561 г. ликвидирован.

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей, а не для продажи на рынке.

«Погосты» – в Древней Руси определенные места сбора дани, были установлены реформой княгини Ольги

Пожилое” - в Русском государстве XV-XVII в. денежный сбор с крестьян при их уходе от землевладельца в Юрьев день. Введено Судебником 1497 г. Исчезло с полным закрепощением крестьян.

Полюдье – объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани

Посад – часть русского города, обычно вне городской стены, населенная купцами и ремесленниками. Посадские люди – горожане.

Посадник – выборный (или назначенный) глава местной власти, в частности в Новгороде Великом.

Приказная система управления - сложившаяся в середине XV в. система постоянно действующих органов государственного управления - приказов. Возникла на основе исполнения боярами отдельных государственных функций по поручению (приказу) царя. Система приказов достигла расцвета в XVII в. Упразднена в начале XVIII в. Петром I.

Рядович – в период Древней Руси феодально-зависимый от господина человек, с которым его связывали обязательства по договору («ряд»).

Тысяцкий - военный предводитель городского ополчения (“тысячи”) на Руси до середины XV в. В Новгороде избирался на вече и был ближайшим помощником посадника -ведал вопросами торговли, взимания налогов, торгового суда.

Тягло - в Русском государстве XV- начала XVIII в. денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей. В XVIII—XIX вв. тяглом называлась единица обложения крестьян повинностями в пользу помещик

Смерды – свободные крестьяне-общинники в Древней Руси. Уделы – владения членов княжеского рода Уния – объединение, союз государств. «Уроки» – размер дани и сама дань в Древней Руси. Были установлены реформой княгини Ольги. Холопы – зависимое население Древней Руси, близкое по положению к рабам. Ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах Ясак - в России XV—XX вв. натуральный налог с народов Севера и Сибири, который взимался в основном пушниной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: