Задания для зачета для студентов 3 курса заочной формы обучения
По дисциплине «Методика обучения и воспитания»
Г. (отчет 11.03.2021)
Задание 1. Изучить:
Тема 5. Возрастные особенности школьников и их учет в обучении. Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения и воспитания.
Глава 3.5. «Индивидуализация и дифференциация обучения: учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей учащихся» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ под редакцией Л. Регуш, А. Орловой «Педагогическая психология»
Лаб. раб. № 1
Ответить на вопросы и выполнить задания в конце главы для самостоятельной работы:
1. Перечислите две группы характеристик, те, которые Вы могли бы отнести к ученикам мальчикам и ученицам-девочкам. Сравните свой список со списком соседа. Чем Вы можете объяснить получившиеся сходства и различия?
Мальчики: мужественность, активность, динамичность, соревновательность, агрессивность, пассивность, мягкость.
Девочки: женственность, эмоциональность, тенденция к подчинению, терпимость, комфортность, эмпатичность, мягкость, соревновательность, динамичность, агрессивность.
Я больше склоняюсь к доказательствам в пользу социокультурной, а не биологической детерминации половых различий, так как если сравнить выставленных мной характеристик, можно отметить некоторые отличия от стереотипов. У мальчиков появилась пассивность, мягкость. У девочек же, пассивность ушла, добавились соревновательность, динамичность и во многих случаях агрессивность. Кто в этом виноват? По моему мнению, поменялись культурные и семейные ценности, по причине изменения уровня жизни.
2. "Мышление у мальчиков развито лучше, чем у девочек". Согласны ли вы с этим утверждением? Ответ обоснуйте.
|
Этот вопрос очень спорный, так как это больше зависит от воспитания, и социальных возможностей.
3. Пользуясь материалами главы, составьте таблицу.
Возраст | Социальная ситуация развития | Ведущий вид деятельности | Основные психологические новообразования |
Младший школьный | Изменение привычной формы жизни ребёнка, появление нового взрослого — социального взрослого. | Учебная деятельность. | Произвольные умственные действия: произвольное внимание и память, упорство в решении мыслительных задач, устойчивое наблюдение |
Младший подростковый | Увеличение числа и разнообразия преподавателей, с которыми необходимо выстраивать отношения; отношения со сверстниками выходят за рамки учебной деятельности. Оформляются подростковые сообщества, в которых осваиваются нормы социальной жизни, нравственные нормы регуляции отношений. | Личностное общение со сверстниками. | Чувство взрослости, возникновение личностной рефлексии, и на её основе самосознания, открытие своего «Я». |
Старший подростковый | Изменение характера учебной деятельности, она приобретает характер деятельности по самообразованию, подросток среди многообразия секций, курсов, возможных профессий, репетиторов и хобби находится перед профессиональным выбором. | Учебно-профессиональная деятельность. | Профессиональное и личностное самоопределение, система ценностных ориентаций. |
4. Многие родители и учителя говорят примерно следующее: "Это просто ужасно, эти семиклассники ходят в школу для чего угодно, но только не для учебы. Они там просто тусуются". Оцените это высказывание с точки зрения возрастной психологии и дайте соответствующие рекомендации.
|
Ведущей деятельностью для младших подростков является интимно-личностное общение со сверстниками.
Одним из проявлений ведущей роли общения со сверстниками является свойственная подросткам реакция группирования. Она заключается в стремлении принадлежать к какой-либо группе сверстников, не быть самому по себе, быть включенным в процесс нерегламентированного общения («быть в тусовке»). Учителю необходимо учитывать реакцию группирования, прежде всего, при решении вопросов дисциплины, так как многие действия подростков могут совершаться под влиянием группового давления и угрозы быть исключенным из группы. При этом каждый из школьников в отдельности, как правило, понимает абсурдность своего поведения, испытывает стыд и угрызения совести, но при этом страх потерять лицо в глазах товарищей, предать своих, проявить слабину перед взрослыми оказывается сильнее. Поэтому педагогу необходимо при разрешении сложных ситуаций чаще апеллировать не к конкретному подростку, а к группе в целом и всегда давать возможность ребенку «сохранить лицо» перед сверстниками (не настаивать на публичном признании своей вины, осуждении совершенных действий).
5. Выше описаны различные виды когнитивных стилей и основные подходы к их учету в процессе обучения. Какие вы видите положительные и отрицательные моменты в описанных подходах, какие вопросы в связи с этим у вас возникли?
|
Когнитивный стиль оказывает существенное влияние на результаты учебной деятельности. Ряд исследований показал, что при ярко выраженной полезависимости поленезависимости, дети проявляют различную успешность в решении задач, особенно, на образном материале; успеваемость поленезависимых учащихся, выраженная средней оценкой, оказывается существенно выше. Аналогично при решении достаточно сложных учебных задач рефлексивные ученики действуют эффективнее, чем их импульсивные одноклассники. Таким образом, в ситуации традиционной школы можно поставить под сомнение отсутствие оценочного контекста при работе с учениками, имеющими различные когнитивные стили.
Я вижу больше отрицательных моментов, так как сказываются во первых, возрастные планки, а во вторых стилей много и совпадений между учеником и учителем, очень мала.
6. Ниже перечислены некоторые формы работы на уроке. Для учащихся с какими когнитивными стилями они наиболее близки и понятны.
§ Тест множественного выбора – рефлексивный.
§ Мозговой штурм – абстрактный.
§ Задания на построение классификации – специфичность.
§ Самостоятельное чтение параграфа в учебнике и составление его плана – поленезависимость.
§ Моделирование математических объектов – глобальный.
§ Проведение вычислений по алгоритму – конкретный.
§ Работа над проблемной ситуацией в малой группе – полезависимость.
Лаб.раб. № 2.
Дайте определение, что такое «форма организации обучения».
Форма в обучении (форма организации обучения) обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса.