Дайте определение, что такое «форма организации обучения».




Задания для зачета для студентов 3 курса заочной формы обучения

По дисциплине «Методика обучения и воспитания»

Г. (отчет 11.03.2021)

Задание 1. Изучить:

Тема 5. Возрастные особенности школьников и их учет в обучении. Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения и воспитания.

Глава 3.5. «Индивидуализация и дифференциация обучения: учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей учащихся» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ под редакцией Л. Регуш, А. Орловой «Педагогическая психология»

Лаб. раб. № 1

Ответить на вопросы и выполнить задания в конце главы для самостоятельной работы:

1. Перечислите две группы характеристик, те, которые Вы могли бы отнести к ученикам мальчикам и ученицам-девочкам. Сравните свой список со списком соседа. Чем Вы можете объяснить получившиеся сходства и различия?

Мальчики: мужественность, активность, динамичность, соревновательность, агрессивность, пассивность, мягкость.

Девочки: женственность, эмоциональность, тенденция к подчинению, терпимость, комфортность, эмпатичность, мягкость, соревновательность, динамичность, агрессивность.

Я больше склоняюсь к доказательствам в пользу социокультурной, а не биологической детерминации половых различий, так как если сравнить выставленных мной характеристик, можно отметить некоторые отличия от стереотипов. У мальчиков появилась пассивность, мягкость. У девочек же, пассивность ушла, добавились соревновательность, динамичность и во многих случаях агрессивность. Кто в этом виноват? По моему мнению, поменялись культурные и семейные ценности, по причине изменения уровня жизни.

2. "Мышление у мальчиков развито лучше, чем у девочек". Согласны ли вы с этим утверждением? Ответ обоснуйте.

Этот вопрос очень спорный, так как это больше зависит от воспитания, и социальных возможностей.

3. Пользуясь материалами главы, составьте таблицу.

Возраст Социальная ситуация развития Ведущий вид деятельности Основные психологические новообразования
Младший школьный Изменение привычной формы жизни ребёнка, появление нового взрослого — социального взрослого. Учебная деятельность. Произвольные умственные действия: произвольное внимание и память, упорство в решении мыслительных задач, устойчивое наблюдение
Младший подростковый Увеличение числа и разнообразия преподавателей, с которыми необходимо выстраивать отношения; отношения со сверстниками выходят за рамки учебной деятельности. Оформляются подростковые сообщества, в которых осваиваются нормы социальной жизни, нравственные нормы регуляции отношений. Личностное общение со сверстниками. Чувство взрослости, возникновение личностной рефлексии, и на её основе самосознания, открытие своего «Я».
Старший подростковый Изменение характера учебной деятельности, она приобретает характер деятельности по самообразованию, подросток среди многообразия секций, курсов, возможных профессий, репетиторов и хобби находится перед профессиональным выбором. Учебно-профессиональная деятельность. Профессиональное и личностное самоопределение, система ценностных ориентаций.

 

4. Многие родители и учителя говорят примерно следующее: "Это просто ужасно, эти семиклассники ходят в школу для чего угодно, но только не для учебы. Они там просто тусуются". Оцените это высказывание с точки зрения возрастной психологии и дайте соответствующие рекомендации.

Ведущей деятельностью для младших подростков является интимно-личностное общение со сверстниками.

Одним из проявлений ведущей роли общения со сверстниками является свойственная подросткам реакция группирования. Она заключается в стремлении принадлежать к какой-либо группе сверстников, не быть самому по себе, быть включенным в процесс нерегламентированного общения («быть в тусовке»). Учителю необходимо учитывать реакцию группирования, прежде всего, при решении вопросов дисциплины, так как многие действия подростков могут совершаться под влиянием группового давления и угрозы быть исключенным из группы. При этом каждый из школьников в отдельности, как правило, понимает абсурдность своего поведения, испытывает стыд и угрызения совести, но при этом страх потерять лицо в глазах товарищей, предать своих, проявить слабину перед взрослыми оказывается сильнее. Поэтому педагогу необходимо при разрешении сложных ситуаций чаще апеллировать не к конкретному подростку, а к группе в целом и всегда давать возможность ребенку «сохранить лицо» перед сверстниками (не настаивать на публичном признании своей вины, осуждении совершенных действий).

5. Выше описаны различные виды когнитивных стилей и основные подходы к их учету в процессе обучения. Какие вы видите положительные и отрицательные моменты в описанных подходах, какие вопросы в связи с этим у вас возникли?

Когнитивный стиль оказывает существенное влияние на результаты учебной деятельности. Ряд исследований показал, что при ярко выраженной полезависимости поленезависимости, дети проявляют различную успешность в решении задач, особенно, на образном материале; успеваемость поленезависимых учащихся, выраженная средней оценкой, оказывается существенно выше. Аналогично при решении достаточно сложных учебных задач рефлексивные ученики действуют эффективнее, чем их импульсивные одноклассники. Таким образом, в ситуации традиционной школы можно поставить под сомнение отсутствие оценочного контекста при работе с учениками, имеющими различные когнитивные стили.

Я вижу больше отрицательных моментов, так как сказываются во первых, возрастные планки, а во вторых стилей много и совпадений между учеником и учителем, очень мала.

6. Ниже перечислены некоторые формы работы на уроке. Для учащихся с какими когнитивными стилями они наиболее близки и понятны.

§ Тест множественного выбора – рефлексивный.

§ Мозговой штурм – абстрактный.

§ Задания на построение классификации – специфичность.

§ Самостоятельное чтение параграфа в учебнике и составление его плана – поленезависимость.

§ Моделирование математических объектов – глобальный.

§ Проведение вычислений по алгоритму – конкретный.

§ Работа над проблемной ситуацией в малой группе – полезависимость.

 


 

Лаб.раб. № 2.

 

Дайте определение, что такое «форма организации обучения».

Форма в обучении (форма организации обучения) обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: