Формы учебной деятельности обучающихся – это способы организации деятельности учащихся, отличающиеся характеристиками взаимосвязи ребенка с окружающими людьми.
Выделяют следующие формы учебной деятельности обучающегося:
1. Парную. Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным. В школах оно применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя. Широко используется при дополнительных занятиях и репетиторстве.
2. Групповую, когда учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют обще классной или фронтальной работой.
3. Коллективную. Это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы – работа учащихся в парах сменного состава.
4. Индивидуально – обособленную. Ее еще часто называют самостоятельной работой учащегося. Выполнение ребенком домашней работы – вот типичный пример такой формы учебной деятельности.
Заполнить таблицу.
№ п/п | ФОО (виды, типы занятий) | Характеристика ФОО | 3 примера (класс, тема) |
Урок-лекция | Это метод сообщения новых знаний; ее отличает высокая целенаправленность и большая информативность. Лекция обладает способностью показать личностное отношение педагога к учебному материалу. В зависимости от дидактических целей лекции бывают вводные, инструктивные, обзорные, обобщающие, мини-лекции | 6 класс, «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде» 7 класс, «Защита населения от природных пожаров» 8 класс, «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия» | |
Урок-беседа | В форме беседы полезно проводить и опрос и объяснение нового, материала на первой ступени обучения. Характерная особенность этой формы урока состоит в том, что учащиеся принимают в нем активное участие — отвечают на вопросы, делают самостоятельные выводы из демонстрационных опытов, объясняют явления. Все это, конечно, корректирует учитель, он руководит такой беседой, уточняет и окончательно формулирует ответы. | 6 класс, «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде» 7 класс, «Защита населения от природных пожаров» 8 класс, «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия» | |
Урок-экскурсия | Экскурсионные методы представляют собой способы работы учителя и учащихся на экскурсии, с помощью которых достигается лучшее усвоение знаний, овладение умениями и навыками, формируется мировоззрение учеников, развиваются их способности к дальнейшему самостоятельному приобретению и творческому применению знаний. Учитель не только использует те или иные методы и приемы, но и содействует тому, чтобы учащиеся овладевали определенными способами работы. | 6 класс, «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде» 7 класс, «Защита населения от природных пожаров» 8 класс, «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия» | |
Киноурок | Это воспитательное занятие, включающее в себя три основных этапа: - просмотр профессионального короткометражного игрового фильма; - обсуждение фильма, выстроенное педагогом в соответствии с методическими рекомендациями к киноуроку; - проведение социальной практики. | 6 класс, «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде» 7 класс, «Защита населения от природных пожаров» 8 класс, «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия» | |
Урок самостоятельной работы | Это овладение научными знаниями, практическими умениями и навыками во всех формах организации обучения, как под руководством учителя, так и без него | 6 класс, «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде» 7 класс, «Защита населения от природных пожаров» 8 класс, «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия» | |
Лабораторная работа | Вид практической работы, благодаря которой студент углубляет и закрепляет свои теоретические знания путем проведения самостоятельных экспериментов. | 6 класс, «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде» 7 класс, «Защита населения от природных пожаров» 8 класс, «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия» | |
Практическое занятие, урок-практикум | Это работа, осуществляемая под руководством преподавателя, направленная на углубление знаний и овладение определенными навыками. Практические занятия связаны с решением различных прикладных задач, которые рассматривались в теории. | 6 класс, «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде» 7 класс, «Защита населения от природных пожаров» 8 класс, «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия» | |
Семинар | Это форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения. | 6 класс, «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде» 7 класс, «Защита населения от природных пожаров» 8 класс, «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия» | |
Интегрированный урок | Это особый тип урока, который объединяет в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. | 6 класс, «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде» 7 класс, «Защита населения от природных пожаров» 8 класс, «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия» | |
Уроки в форме соревнований и игр | Форма проведения таких уроков самая различная. Это поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, "Брейн ринг", "Счастливый случай", "Звездный час" и т.д. | 6 класс, «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде» 7 класс, «Защита населения от природных пожаров» 8 класс, «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия» | |
Уроки творчества | Это урок особого типа. Урок, на котором ученики не просто считают, пишут, читают, слушают учителя, а исследуют, изобретают, сочиняют, выдвигают и доказывают гипотезы, то есть самостоятельно создают новый для себя образовательный продукт. Участвуя в таком уроке, ученики развивают свои способности, реализуют свой творческий потенциал. | 6 класс, «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде» 7 класс, «Защита населения от природных пожаров» 8 класс, «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия» | |
Урок-дискуссия, диспут, дебаты | Это целенаправленное обсуждение конкретного вопроса, сопровождающееся обменом мнениями, идеями между двумя и более лицами, это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. | 6 класс, «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде» 7 класс, «Защита населения от природных пожаров» 8 класс, «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия» | |
Домашняя работа | Это форма организации учебного процесса, а также самостоятельная работа учащихся, которая выполняется самостоятельно без непосредственной помощи учителя, но под его влиянием. | 6 класс, «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде» 7 класс, «Защита населения от природных пожаров» 8 класс, «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия» | |
Мастер-класс | Это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой, фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. | 6 класс, «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде» 7 класс, «Защита населения от природных пожаров» 8 класс, «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия» | |
Классный час | Это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся правильной системы отношений к обществу и окружающему миру. | 6 класс, «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде» 7 класс, «Защита населения от природных пожаров» 8 класс, «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия» |
|
|
|
Заполнить таблицу.
Типы уроков по Махмутову М.И.
Тип урока | Цель данного типа урока | Структура урока (этапы урока) |
Урок усвоения новых знаний | формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях | 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания. 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 8) Рефлексия (подведение итогов занятия). |
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | организация деятельности учащихся по применению новых знаний | 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные). 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия). |
Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | организация деятельности учащихся по применению новых знаний | 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. 4) Актуализация знаний. 5) Применение знаний и умений в новой ситуации. 6) Обобщение и систематизация знаний. 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 9) Рефлексия (подведение итогов занятия). |
Урок систематизации и обобщения знаний и умений | обеспечение усвоения системы знаний и установлении межпредметных связей | 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний. 5) Применение знаний и умений в новой ситуации. 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия). |
Урок контроля знаний и умений | проверка знаний и стимуляцию учащихся на самоконтроль и самообразование | 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся общеучебных умений. 4) Рефлексия (подведение итогов занятия). |
Урок коррекции знаний, умений и навыков | проверка знаний и стимуляцию учащихся на самоконтроль и самообразование | 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 5) Рефлексия (подведение итогов занятия). |
Комбинированный урок | 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания. 6) Первичное закрепление. 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 9) Рефлексия (подведение итогов занятия). |