Уважаемые Аскар Куанышевич,




Министру транспорта

И коммуникаций

Республики Казахстан

Г-ну Жумагалиеву А.К.

Министру финансов

Республики Казахстан

Г-ну Жамишеву Б.Б.

Министру экономического развития

Республики Казахстан

Г-ну Сагинтаеву Б.А.

Председателю

Агентства Республики Казахстан

По защите конкуренции

Г-ну Абдрахимову Г.Р.

Председателю

Комитета национальной безопасности

Республики Казахстан

Г-ну Абыкаеву Н.А.

От Шин А.Г.,

проживающего по адресу:

Город Алматы, 11 микрорайон, дом 27, квартира 3,

Тел. 87273178166, 87051800022, 87071016708, 87783121699.

Уважаемые Аскар Куанышевич,

Болат Бидахметович, Бахытжан Абдирович, Габидулла Рахматуллаевич и Нуртай Абыкаевич!

Я являюсь абонентов всех сетей сотовой связи Республики Казахстан в качестве физического лица, за исключением АО «Алтел», услугами которого я пользуюсь в качестве руководителя ОЮЛ «Международная ассоциация кабельных операторов «Азия».

Письмом № 04-21/ЖТ-Ш-110/1-и от 22 августа 2012-го года, Министерство транспорта и коммуникаций в ответ на мой запрос, направленный в Министерство как обычной почтой, так и через проект www.blogs.egov.kz (обращение №159712), частично исполнило мою просьбу о направлении в мой адрес и публикации на сайте www.mtc.gov.kz копий лицензии операторов сотовой связи Республики Казахстан. Лицензия ТОО «Кар-Тел», вопреки просьбе, содержавшейся в обращении, до настоящего времени на сайте www.mtc.gov.kz не размещена, и направлена в мой адрес за минусом страниц 5 и 7 основного текста.

По роду своей деятельности я достаточно интенсивно передвигаюсь по территории страны, и, в связи с этим, у меня давно копились вопросы, касающиеся уровня доступности к услугам сотовой связи, а также уровня конкуренции на этом рынке.

Сотовая связь в нашей стране функционирует с 1994-го года, когда начало свою деятельность АО «Алтел», однако в современном виде она появилась в стране в 1998-1999-го года, когда в стране начали своё функционирование такие операторы сотовой связи, как АО «Кселл», ТОО «Кар-Тел», впервые развернувшие сети сотовой связи в цифровом стандарте GSM. Позднее, в 2004-2005-м годах, свою деятельность в стандарте GSM начало ТОО «Мобайл телеком сервис», оперирующее сегодня сетью сотовой связи под брендом «Теле2», и АО «Алтел» - оператор цифровой сотовой сети стандарта CDMA с 2004-го года.

Как видите, все операторы функционируют в стране достаточно давно, и к настоящему моменту прошло достаточно времени для полномасштабного развёртывания их сетей в рамках всей населённой территории Республики Казахстан и автодорог. Но на сегодняшний день, по моим личным наблюдениям, такой сетью обладают только 2 компании – АО «Кселл» и ТОО «Кар-Тел».

До недавнего времени я полагал, что это чистая случайность и временное явление, которое вскоре будет исправлено. Однако, судя по тексту лицензий, полученных мной из Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, для этого нет никаких предпосылок и оснований.

Разделами 2 условий действия лицензий № МТК ДС 000270 от 08 июня 1998-го года (лицензия АО «Кселл», № МТК ДС 000317 от 24 августа 1998-го года, лицензия ТОО «Кар-Тел» №ДС0000317 от 24 августа 2012-го года) лицензиар, которым на тот момент выступало тогдашнее Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан установило перед указанными компаниями требования по территориальному охвату возводимых ими GSM-сетей, в которых шла речь о поэтапном покрытии сетями сотовой связи стандарта GSM территории Республики Казахстан, включая автомобильные трассы и наименее населённые территории нашей страны.

Аналогичное обязательство содержится и в разделе 2 условий действия лицензии АО «Алтел» №АБА 000358 от 13 апреля 2004-го года, выданной лицензиаром, которым на тот момент выступало Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи.

Реально на междугородних автомагистралях (по крайней мере, на автомагистрали Алматы è Костанай, Алматы è Бишкек, Алматы è Талдыкорган) функционируют только сети АО «Кселл» и ТОО «Кар-Тел». Сигнал сети АО «Алтел» доступен только в городах и пригородах, вопреки условиям действия лицензии этой компании, в соответствии с которыми, к 31 декабря 2009-го года указанная компания должна была закончить строительство сети, в том числе покрыть сотовой связью автомагистраль Алматыè Костанай (до конца 2006-го года).

Что касается лицензии ТОО «Мобайл телеком сервис», то, вопреки ожиданиям, изучая лицензию № АБА 000950 от 21 июня 2005-го года, которую этой компании выдало Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи, в условиях действия указанной лицензии, я вообще не увидел требований по охвату сетью этой компании, автомагистралей.

Почему-то государство жалеет АО «Алтел» и ТОО «Мобайл телеком сервис», не обременяя их задачами по созданию условий для бесперебойной радиосвязи на автомагистралях, чего не скажешь о ТОО «Кар-Тел» и АО «Кселл».

Что касается обеспечения связью мелких населённых пунктов страны с численностью населения от 1000 (тысяча) человек, то, к примеру, АО «Кселл», в соответствии с Дополнением к имеющейся у него Государственной лицензии на занятие предпринимательской деятельностью по предоставлению услуг сотовой связи стандарта GSM» от 26 августа 2008-го года, эта компания обязана обеспечить охват таких населённых пунктов сотовой связью стандартов GSM-900/1800 до 31 декабря 2012-го года или в течение трёх с небольшим лет со дня внесения этого дополнения в лицензию. Аналогичными обязательствами обременено и ТОО «Кар-Тел». АО «Алтел», в соответствии с опубликованной версией лицензии, таким обязательством не обладает вовсе, а ТОО «Мобайл телеком сервис», вышедшее на рынок в 2005-м году, обязано сделать это… до 31 декабря 2005-го года, то есть спустя 7 (семь) лет после первичного появления такого обязательства в лицензии. С какой радости, Аскар Куанышевич, этой компании предоставлена эта преференция?

Напомню, что в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), предпринимательством является инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путём удовлетворения спроса на товары (работы, услуги) основанная в данном случае на праве частной собственности о осуществляемая от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.

Как я понимаю, ТОО «Мобайл телеком сервис» и АО «Алтел» не способны справиться с задачей строительства сетей мобильной связи в объёмах, произведённых АО «Кселл» и ТОО «Кар-Тел». Долго государство будет давать поблажки этим операторам, вопреки законам природы и конкуренции?

Таким образом, всячески обругивая дуополистов АО «Кселл» и ТОО «Кар-Тел», якобы полностью и по своей воле «разделивших» рынок сотовой связи страны, все заинтересованные государственные служащие нашей страны предпочитают не замечать, что произошло это при их попустительстве.

До настоящего времени именно из-за отсутствия должных механизмов государственного контроля и надзора за процессом лицензирования деятельности в области услуг сотовой связи, за чётким и своевременным исполнением заинтересованными лицами требований, изложенных в лицензии, граждане Республики Казахстан, проживающие за пределами больших городов, а также оказавшиеся на междугородних трассах, вынуждены довольствоваться услугами только 2-х операторов – тех самых АО «Кселл» и ТОО «Кар-Тел». В этом смысле, несмотря на все Ваши громкие заявления, уровень конкуренции на рынке сотовой связи для указанных категорий граждан остался на прежнем уровне и не знаю, когда всё это изменится в лучшую сторону.

В соответствии со статьёй 14 Конституции Республики Казахстан, все равны перед законом и судом, и никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Граждане Республики Казахстан, родившиеся и/или проживающие за пределами крупных городов по вине уполномоченного органа в области связи и информатизации и его территориальных подразделений в плане обеспечения сотовой связью оказались в ситуации, которая в крупных городах страны была до 2005-го года, когда даже в крупных городах присутствовало только 2 оператора сотовой связи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), гражданское законодательство основывается на признании равенства всех участников регулируемых им отношений.

Видимо, для уполномоченного органа в области связи и информатизации, городские абоненты сотовой связи, не выезжающие за пределы своих населённых пунктом, оказались «равнее» тех, кто живёт или временно находится вне крупных городов.

Эта ситуация должна быть срочно устранена – на ТОО «Мобайл телеком сервис» должны быть возложены те же обязательства по всеобъемлющему обеспечению граждан и населённых территорий Республики Казахстан сотовой связью этой компании, что и на другие компании.

АО «Алтел» также должно быть принуждено к срочному строительству сетей связи в тех местах, где, в соответствии с имеющейся у него лицензией, оно должно было её построить задолго до текущего момента.

Если эту ситуацию срочно не исправить, то о каком равенстве города и сельской местности в цивилизационном плане можно говорить? О необходимости развивать сельские территории, инфраструктурное хозяйство (включая дорожное и сопутствующее) многократно сказано во многих государственных программах, в том числе в утверждённой Указом Главы государства №958 от 19 марта 2010-го года «Государственной программой форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2014-й годы» (далее – «Стратегия ФИИР») (пункт 2.3 Стратегии ФИИР).

Зачем такого рода документы подаются на подпись Главе государства, если затем они игнорируются? Если в момент подписания Главой государства этого документа уже было ясно, что два оператора из 4-х пользуются незаконными преференциями?

В Стратегии ФИИР сказано, что развития инфраструктура инфокоммуникаций способствует конкурентоспособности казахстанской экономики и играет важную роль в развитии корпоративного сектора и решении ряда других социальных задач.

При этом ключевыми проектами, согласно указанной программе, являются проекты по развитию и внедрению стандартов 3G и 4G.

О какой конкурентоспособности казахстанской экономики можно говорить в 2012-м году (спустя 2 года после утверждения Президентом Стратегии ФИИР), если в плане сотовой связи многие территории Республики Казахстан находятся на уровне, извините, 19-го века?

К вопросу о 3G и 4G я ещё вернусь ниже.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Казахстан «О лицензировании», выдача лицензий осуществляется на равных основаниях и условиях для всех лиц, отвечающих требованиям, установленным для данного вида деятельности.

В соответствии с дополнением к государственной лицензии ТОО «Мобайл телеком сервис», выданном этой компании 01 июля 2011-го года, указанная компания имеет право предоставлять услуги сотовой связи в любом возможном к реализации в рамках имеющейся у них государственной лицензии и частотах стандарте сотовой связи, без обязательств по покрытию услугами данной сети автотрасс. Сказочная лицензия, позволяющая не нести значительный груз социальной ответственности бизнеса в виде обеспечения автотрасс сотовой связью.

В соответствии с Главой 75 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежей в бюджет» установлена обязанность операторов сотовой связи вносить в государственный бюджет Республики Казахстан плату за использование радиочастотного спектра. В соответствии с пунктом 2 статьи 512 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежей в бюджет», право использования радиочастотного спектра удостоверяется разрешительными документами, выданным уполномоченным государственным органом в области связи в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

В соответствии с пунктами 7 и 7-1 таблицы, составляющей неотъемлемую часть статьи 514 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» предусмотрены годовые ставки платы за использование радиочастотного спектра в целях предоставления услуг сотовой связи, сотовой связи третьего и мобильную связь четвёртого поколения.

Учитывая то, что ТОО «Мобайл телеком сервис» имеет лицензию, позволяющую использовать выделенные ей частоты в любом стандарте сотовой связи, непонятно, каким образом исчисляется плата за использование указанной компанией радиочастотного ресурса.

Исходя из норм статей 512 – 514 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», эта компания обязана вносить в бюджет плату за использование радиочастотного спектра за сотовую связь, сотовую связь третьего и мобильную связь четвёртого поколения, то есть за все виды сотовой связи, которыми она может, в соответствии с этой лицензией, заниматься.

Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 512 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», предоставление налоговым органам сведений о плательщиках и сумме платы за использование радиочастотного ресурса в целях предоставления услуг сотовой связи отнесено к компетенции территориальных органов по связи и информатизации, прошу Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан, предоставить копию переданных в органы налоговой службы сведений о ТОО «Мобайл телеком сервис» в качестве плательщика платы за использование радиочастотного ресурса, с указанием сумм, которая должна внести в бюджет указанная компания, в разрезе сотовой связи, сотовой связи третьего и четвёртого поколения, с одновременной публикацией этой информации на официальном интернет-ресурсе Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, интернет-ресурсе Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан и Министерства финансов Республики Казахстан.

Что касается АО «Алтел», то в лицензии этой компании, вообще нет указаний на какой-либо стандарт сотовой связи. Как известно, указанная компания оказывает услуги сотовой связи в цифровом стандарте третьего поколения CDMA и предполагает начать оказание услуг в стандарте мобильной связи четвёртого поколения, о чём прямо говорится на сайте этой компании по адресу: https://www.altel.kz/index.html?id=1164 и https://www.altel.kz/index.html?id=1172 и в приложениях к настоящему письму.

Исходя из вышеизложенного, прошу Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан, предоставить копию переданных в органы налоговой службы сведений о АО «Алтел» в качестве плательщика платы за использование радиочастотного ресурса, с указанием сумм, которая должна внести в бюджет указанная компания, в разрезе сотовой связи, сотовой связи третьего и четвёртого поколения, с одновременной публикацией этой информации на официальном интернет-ресурсе Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, интернет-ресурсе Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан и Министерства финансов Республики Казахстан.

Осознавая и не возражая против очевидно незаконных преференций, которые государство предоставило ТОО «Мобайл телеком сервис», его первый руководитель – г-н Смелков регулярно жалуется обществу на высокие, по его мнению, ставки интерконнекта в стране. При этом, это «авторитетное» мнение постоянно ретранслируется целым рядом уполномоченных должностных лиц (как говорится, не будем показывать пальцем). Что на это можно сказать? Очевидно, что та часть сети, которая обеспечивает связью автомагистрали и мелкие населённые пункты страны, требует постоянных капиталовложений - вначале на этапе строительства, затем – на этапе эксплуатации и возможной модернизации.

Поскольку компания, которую возглавляет гражданин Смелков, не обременена обязательствами по столь масштабному строительству сети, полагаю, что этот гражданин может и не знать о том, какова себестоимость услуг у оператора, выполнившего лицензионные обязательства, имеющиеся у ТОО «Кар-Тел» и АО «Кселл». В этих условиях, уполномоченный орган обязан сделать ему необходимые разъяснения и прекратить одновременно с ним кричать о высокой стоимости интерконнекта в стране, по крайней мере, до того момента, когда ТОО «Мобайл телеком сервис» выстроит сеть, в соответствии с лицензионными обязательствами по территориальному покрытию, которых в данный момент у этой компании нет, но есть у ТОО «Кар-Тел» и АО «Кселл».

Ситуация, когда из четырёх равных для государства операторов сотовой связи два оказались несколько «равнее» двух оставшихся, порождает диспропорции в развитии рынка сотовой связи, затрудняя, к примеру, строительство сетей 3G. АО «Алтел» и ТОО «Мобайл телеком сервис» в своей деятельности, не отвлекаются на такую «мелочь», как обеспечение связью многокилометровых незаселённых никем автодорог и их окрестностей, в то время, как АО «Кселл» и ТОО «Кар-Тел» вынуждены, исполняя лицензионные обязательства, отвлекать значительные средства на этот процесс, ограничив, тем самым, свои возможности по дальнейшему снижению тарифов на свои услуги и замедляя вывод на рынок новых услуг, требующих значительных капиталовложений.

Что касается АО «Алтел», то, оно, по так пока и не прояснённым для меня причинам, вопреки Вашему ответу на мой запрос №161707, размещённом в рамках проекта blogs.egov.kz, ведёт подготовку к запуску сети сотовой связи четвёртого поколения стандарта LTE, заявляя при этом о том, что произойдёт это на основе лицензии АО «Казахтелеком».

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона Республики Казахстан «О лицензировании», лицензия является неотчуждаемой и не подлежит передаче лицензиатом другому физическому или юридическому лицу, а в соответствии с пунктом 5-1 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О связи», физическим и юридическим лицам запрещается передача пользования присвоенным им полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) другим физическим и юридическим лицам. В данном случае, либо АО «Алтел» растрачивает деньги, которые могли бы быть выплачены в качестве дивидендов в АО «Казахтелеком» либо речь идёт о подготовке к запуску сети сотовой связи стандарта LTE в нарушение действующего законодательства о связи и о лицензировании.

При этом, до настоящего времени никто не устранил имеющиеся у меня сомнения по вопросу о том, каким образом были обеспечены права других заинтересованных лиц, общественные интересы при распределении радиочастотных каналов для развёртывания сети LTE.

Уже почти месяц, как я задал Вам, Аскар Куанышевич, этот вопрос, но ответа не получил до сих пор.

Решение, принятое Межведомственной комиссией по радиочастотам, очень странное по своей сути – частоты были отданы пусть и телекоммуникационной компании, тем не менее, никогда непосредственно не осуществлявшей развёртывание сетей сотовой связи.

Каковы причины, побудившие регулятора предоставить такие широкие незаконные возможности для ТОО «Мобайл телеком сервис» и АО «Алтел»? Я не прокурор, не следователь, я просто – наблюдательный гражданин свой страны, имеющий, среди прочего, право законным образом получать и распространять любую информацию, в том числе распространять своё мнение.

Подпунктами 4 и 12 пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» оказание неправомерного предпочтения юридически и физическим лицам при подготовке и принятии решений, а также явное воспрепятствование физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов названы в числе правонарушений, создающих условия для коррупции.

Оказанием неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений, а также явным воспрепятствованием физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов, на мой взгляд, является то, что ТОО «Мобайл телеком сервис» юридически, а АО «Алтел» - фактически освобождены от обязательств по поддержанию стабильной радиосвязи вблизи автомагистралей и малых населённых пунктов, а также то обстоятельство, что им, в отличие от АО «Кселл» и ТОО «Кар-Тел» предоставлена возможность осуществлять предоставление услуг сотовой связи в любом доступном им стандарте сотовой связи, с непонятной схемой уплаты платы за использование ими радиочастотного спектра.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 33 Закона Республики Казахстан «О конкуренции», запрещаются и признаются недействительными антиконкурентные действия государственных органов, выразившиеся в принятии актов либо решений, письменных или устных указаний, заключении соглашений или совершении иных действий, которые привели или могут привести к ограничению или устранению конкуренции или ущемлению законных прав потребителей, выразившееся в данном случае в предоставлении отдельным субъектам рынка льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, или создание неблагоприятных или дискриминационных условий деятельности по сравнению с конкурентами.

Исходя из вышеизложенного, прошу Вас:

1. принять меры к унификации лицензионных условий, действующих в отношении операторов сотовой связи Республики Казахстан – АО «Алтел» и ТОО «Мобайл телеком сервис» до условий, имеющихся у ТОО «Кар-Тел» и АО «Кселл».

2. усилить лицензионный контроль за деятельностью АО «Алтел».

3. предоставить мне информацию о ситуации с уплатой указанными компаниями платы за использование радиочастотного спектра в соответствии с запросом, изложенным в основном тексте настоящего обращения, предоставив также такую информацию в отношении АО «Казахтелеком»

4. решить вопрос о привлечении к установленной законодательными актами Республики Казахстан ответственности лиц, виновных в совершении перечисленных мной выше правонарушений.

5. в случае отказа от принятия вышеперечисленных мер направить в мой адрес и опубликовать в рамках официальных интернет-ресурсов Ваших ведомств, интернет-ресурса blogs.egov.kz мотивированный отказ.

6. предоставить мне ответы на иные вопросы, изложенные выше и на сайте blogs.egov.kz (для Министерства транспорта и коммуникаций)

7. принять иные меры, которые, хотя и не упомянуты мной напрямую, но вытекают из содержания настоящего письма.

 

Шин Антон Геннадьевич

Приложения (для всех адресатов, за исключением Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан):

1. распечатка обращений Шин Антона Геннадьевича на блог blogs.egov.kz (обращения №№163650, 163639, 163442162715, 162709, 162779, 160649, 160357, 159712.

2. Государственная лицензия на занятие предпринимательской деятельностью по предоставлению услуг сотовой связи стандарта GSM №МТК ДС 0000317 от 24 августа 1998-го года, выданная Министерством транспорта и коммуникаций Товариществу с ограниченной ответственностью «Кар-Тел», копия.

3. Государственная лицензия №АБА 000950 от 21 июня 2005-го года на занятие предпринимательской деятельностью по предоставлению услуг сотовой связи, выданная Агентством Республики Казахстан по информатизации и связи Товариществу с ограниченной ответственностью «Мобайл телеком сервис», копия.

4. Государственная лицензия №МТК ДС 0000270 от 08 июня 1998-го года на занятие предпринимательской деятельностью по оказанию услуг сотовой связи стандарта GSM, выданная Товариществу с ограниченной ответственностью «GSM (Джи Эс Эм) Казахстан – ОАО «Казахтелеком», правопреемником которого является АО «Кселл» (данные взяты мной с https://www.kcell.kz/ru/article/show/1369?navipageId=561), копия.

5. Государственная лицензия №АБА 000358 от 13 апреля 2004-го года на занятие предпринимательской деятельностью по оказанию услуг сотовой связи, выданная Акционерному обществу «Алтел», копия.

6. Протокол №1 от 07 августа 2012-го года вскрытия конвертов с тендерными заявками, представленными поставщиками для участия в тендере по закупке USIM карт для абонентских устройств в сети LTE для АО «Алтел».

7. Протокол №2 от 16 августа 2012-го года об итогах открытого тендера по закупке USIM карт для абонентских устройств в сети LTE для АО «Алтел».

8. Письмо АО «Алтел» №7021 от 22 августа 2012-го года, копия.

9. Письмо ОЮЛ «Международная ассоциация кабельных операторов «Азия» №349 от 14 августа 2012-го года, копия.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: