Глава 2. Реакция мировой общественности на речь Папы Римского и его извинения




папа римский вера ислам

«Регенсбургская лекция» Папы Бенедикта XVI обернулась взрывом недовольства и резких протестов мусульман по всему миру. Высказывания главы Римско-католической церкви были расценены как оскорбляющие ислам и пророка Мухаммеда. Вслед за опубликованной фразой посыпались угрозы и откровенные акты насилия над представителями христианства со стороны исламских организаций по всему миру. Они обвиняли Папу в покушении на устои ислама, в заявлении о превосходстве христианства над исламом и оскорблении последнего. В то же время крупные религиозные деятели мусульманских стран выразили свое недовольство гораздо более категорично и нетерпимо, чем их светские лидеры, пытавшиеся сохранить статус-кво в международных отношениях с Западом. Точнее будет назвать различия реакций представителей исламистских организаций и правительств, которые придерживаются норм шариата для решения внутригосударственных и межгосударственных задач, и умеренных мусульман.

Ислам - монотеистическая религия, основатель которой, Пророк Мухаммед, призывает верить во Всевышнего - Аллаха. Ислам является второй по многочисленности религией, ее исповедуют по различным данным от 1,2 до 1,5 миллиарда человек. Только 18 % мусульман живёт в арабских странах. Почти половина всех мусульман проживает в Северной Африке, около 20 % - в Пакистане и Бангладеш, более 10 % в Индии, первое место среди стран по численности мусульман принадлежит Индонезии.

Исламизм - политическое течение внутри исламского мира, нацеленное на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население, а также межгосударственные отношения будут решаться на основе норм шариата. Профессор Дамасского университета Садик Аль-Азм считает, что исламизм «представляет собой защитную реакцию против долговременной эрозии главенствующей роли ислама в общественной, институциональной, экономической, социальной и культурной жизни мусульманских обществ в 20-ом столетии» По его мнению, исламизм вводится в практику через «возрождение понятия исламского джихада (священной войны) в его самых сильных формах». То есть, это то течение внутри мусульман, которое не развивается и не прогрессирует в своих взглядах относительно меняющегося мира и общества. Поэтому можно понять, почему его реакция была столь воинственной.

Исламисты, не сдерживая эмоций, открыто призывали мусульман всего мира объединиться против христианской веры и самой личности Папы Римского. Лидер палестинского исламистского движения и правящей в секторе Газа радикальной партии «ХАМАС» Исмаил Радван, назвал цитату Папы «приглашением к крестовому походу против арабов», ряд иракских организаций (сунниты «Совет моджахедов шуры», ранее ответственные за убийство сотрудников российского посольства в Багдаде, группа «Армия Муджахидина», группировка «Ансар ас-Сунна») призвали объявить джихад западным странам и угрожали кровавыми расправами над неверными. Противник «ХАМАС» - одна их крупнейших международных террористических организаций «Аль-Каида» также не осталась в стороне: «Мы разобьем крест… у вас не будет другого выбора кроме как принять ислам или умереть» - заявила она. Сомалийский шейх и авторитетный религиозный деятель Абубакар Хассан Малин призвал мусульман всего мира «выследить и убить» папу Бенедикта XVI. Свои слова группировки активно подкрепляли делами. Так, 16 сентября в городе Наблус на Западном берегу реки Иордан подверглись нападениям англиканская и православная церкви. В здания приходов были брошены зажигательные бомбы. Ответственность за диверсии взяла на себя группировка «Львы монотеизма»- мелкая террористическая организация суннитского толка. По словам ее представителей, нападения были осуществлены в знак протеста против высказываний папы Римского Бенедикта ХVI. За день до этого в здание молодежного центра православной церкви в городе Газа была брошена граната. Взрывом повредило дверь и выбило стекла в здании центра. В Сомали неизвестными террористами была убита католическая монахиня, итальянка- 65-летняя сестра Леонелла Сгорбати, работавшая в детской больнице в Могадишу. Убийство это также связывают с выступлением Бенедикта ХVI.

Исламский фактор играет значительную роль во внешней и внутренней политике Арабской Республики Египет. Реакция Египта в целом была более сдержанной по сравнению с радикальными и политически нестабильными районами Ближнего Востока и Центральной Африки, приведенными выше, однако многочисленная мусульманская община (более 90 процентов от 75-миллионного населения страны), сумела выразить свое негодование. Так как Египет является одной из крупнейших по численности мусульман страной, которая помимо этого является еще и культурным и богословским центром мусульманского мира, и пропагандирует веротерпимость и позитивный образ ислама в мире, здесь власть и интеллигенция внимательно отслеживают и с большой тревогой воспринимают антиисламскую пропаганду отдельных политических и религиозных деятелей Запада. Участники демонстраций в Каире призвали арабские и мусульманские страны объявить бойкот Ватикану, а также выдворить его послов и представителей в случае, если Папа Римский откажется принести официальные извинения мусульманам. Министерство иностранных дел Египта выразило главе дипломатической миссии Ватикана в Каире возмущение по поводу высказываний Папы Римского, а глава МИД Ахмед Абу аль-Гейт поручил послу своей страны в Ватикане получить разъяснения Святого Престола относительно слов, сказанных понтификом. МИД Египта отметило, что неподобающие отзывы об исламе Папа сделал в момент наиболее острой необходимости диалога, когда все стремятся избегать двусмысленных высказываний и заявлений, которые могут продемонстрировать незнание ислама как религии. Ахмед Абу аль-Гейт заявил, что сделанные Бенедиктом XVI заявления говорят о «недостатке понимания настоящего ислама».

Постоянный представитель Египта при ООН Магид Абдель Фаттах отметил, что Папа Римский нанес значительное оскорбление исламу, исламскому миру и Пророку. По вопросу выступления Папы Римского свою точку зрения обозначил Мухаммед Сейид Тантауи - шейх университета Аль-Азхар, крупнейшего в мире мусульманского учебного заведения. Он осудил высказывания Бенедикта XVI, отметив, что «подобные заявления говорят об очевидном незнании ислама, которому приписывают то, чего нет на самом деле». По мнению большинства египтян, некоторые западные политики и средства массовой информации намеренно искажают истинное лицо ислама, желая использовать антиисламские настроения в своих странах для извлечения политических выгод. В этих условиях власти Египта объявляют устранение негативного образа ислама на Западе и быстрое реагирование на антиисламские высказывания одним из важнейших направлений своей внешнеполитической деятельности.

Реакция официальных властей других мусульманских стран была в целом также негативной, хотя и отличалась друг от друга степенью жесткости.

Так, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган подчеркнул, что Папа Римский Бенедикт XVI должен извиниться перед исламским миром в связи с ошибочными и неуместными высказываниями, отметив, что понтифик говорил не как духовное лицо, а как политик. Отметим также, что вскоре после речи в Регенсбурге должен был состояться визит Папы в Турцию, но в связи с таким поворотом событий ее официальные лица подвергли сомнению целесообразность этого визита.

Гораздо более жесткой была реакция иранских властей, при этом позиция Тегерана была выражена как внешнеполитическим ведомством страны, так и ее высшим руководством. Духовный лидер и руководитель Ирана аятолла Али Хомейни, выразив глубокое сожаление по поводу высказываний Бенедикта XVI, заявил, что они являются частью крестового похода против ислама. Аятолла Хомейни также подчеркнул, что «подобные высказывания создают межрелигиозные кризисы и побуждают к конфронтации религий». По его мнению, слова Папы Римского явились звеном в цепи американско-израильского заговора, который преследовал цель посеять вражду между религиями. В заявлении иранского МИД говорилось, что «в свете участившихся в последнее время антирелигиозных тенденций, высказывания Римского Понтифика, вызвавшие обеспокоенность верующих во всем мире, особенно мусульман, расцениваются как способствующие целям разжигателей войн и проводников политики противопоставления мировых религий».

Мусульманские лидеры Кувейта потребовали от Папы публичного извинения. Генсек объединенной исламской партии эмиратов Хакин Мутаири и руководитель шиитской ассамблеи "Улема" (мусульманских священнослужителей) Саид Бакир аль-Махри увидели в высказывании понтифика "вытекающую связь между "джихадом" (святой войной) и терроризмом" и заявили, что атака Папы на ислам и Пророка Мухаммеда противоречит его призывам к диалогу между цивилизациями.

Официальный представитель МИД Пакистана Тасним Аслам, комментируя выступление папы Римского Бенедикта XVI, заявила, что критика Бенедиктом ХVI исламской концепции джихада "может лишь усилить дисгармонию религий". Она также подчеркнула, что Папа Римский является уважаемой фигурой не только в христианском мире, но и у мусульман, поэтому ему следует избегать противоречивых оценок.

Мусульмане России также не остались в стороне. В официальном заявлении Совета муфтиев по поводу выступления Бенедикта XVI говорится: "В контексте лекции такого человека, как Папа Римский, человека, облаченного высокой ответственностью и владеющего влиянием на людей, не должно быть места для невзвешенных формулировок и цитат, ведущих к неоднозначному восприятию в современном мире". В то же время, совет призвал мусульман России "к спокойному и взвешенному восприятию" ситуации.

Религиозный конфликт затронул и мировую политику. Находившийся на посту президента РФ в 2006 году Владимир Путин как действовавший председатель "большой восьмерки" выступил с призывом к лидерам мировых конфессий проявлять ответственность и сдержанность, чтобы избегать напряженности между представителями разных религий. Он сказал, что надеется на мудрость представителей различных религий и возможность избежать крайностей между конфессиями.

Не только отдельные страны, но и такие формы международной кооперации на Востоке и в Африке, как организации исламских стран официально выразили свое мнение. Организация исламская конференция (ОИК) по итогам встречи министров иностранных дел стран-членов этой крупнейшей панисламской организации призвала Папу Римского извиниться за свои недавние высказывания об исламе, вызвавшие протесты в мусульманских странах и опубликовала заявление, в котором выражается сожаление "относительно высказываний понтифика и других фальсификаций, оскорбляющих ислам". Организация Исламская Конференция является самой крупной и наиболее влиятельной официальной правительственной мусульманской международной организацией, которая занимается вопросами сотрудничества мусульманских стран и их выступлений на международной арене. В настоящее время объединяет 57 стран с населением около 1,2 млрд человек. Все упомянутые выше страны являются членами ОИК. Она выразила надежду, что эти слова «не отражают новую тенденцию в политике Ватикана по отношению к исламской вере». В коммюнике высокопоставленные дипломаты попросили Бенедикта XVI «взять назад» свое заявление и тем самым продемонстрировать «правильное отношение христианства к вопросам ислама». В документе также было отмечено, что главы МИД мусульманских стран «глубоко сожалеют» по поводу высказываний Бенедикта XVI и выражают опасение, что его слова «могут привести к напряженности между мусульманским миром и Ватиканом в ущерб интересам обеих сторон».

Видный индонезийский исламский деятель Дин Шамсудин в противовес многим считает, что Папе Римскому нет необходимости извиняться за свои высказывания об исламе. Он говорит о том, что мусульманам следует самим извинить Папу, рассматривая его слова как ошибку человека, не знающего истинного ислама. Выступая в университете "Мухаммадия" в городе Соло, Шамсуддин подчеркнул, что высказывания Папы Римского Бенедикта XVI об исламе на этой неделе перед студентами и преподавателями университета немецкого города Регенсбурга не отражают его мудрость как глобального религиозного лидера и указывают на пробелы в его познаниях об исламе.

Таким образом, мы наблюдаем реакцию на слова Папы Римского, которая происходит в диапазоне от критики с предложениями извиниться до актов насилия. Одно из объяснений состоит в том, что исламисты, имеющие международное влияние, обычно играют ключевую роль при трансформации общего чувства недовольства в неистовство. Если никто из исламистов не ведет агитацию, разногласия остаются относительно тихими.

Будучи первым лицом и имея у католиков образ «непогрешимости в вопросах своего вероучения», Папа Римский является полномочным органом провозглашения общекатолической позиции в отношении ислама или любой другой религии. И Римско-католическая церковь не опровергает и не корректирует текста выступления Папы в Регенсбурге, а лишь комментирует ее в русле самого Папы, то есть приводит оправдания его цитате: ответственные лица Ватикана пытались уменьшить напряжение, вызванное приведенными Папой словами. В частности, директор службы печати Федерико Ломбарди сказал, что Бенедикт не намеревался дать «интерпретацию ислама как учения, связанного с насилием, …в исламе имеется много разных положений, и есть много положений, которые не связаны с насилием». Кардинал Таркизио Бертоне, государственный секретарь Ватикана, сказал, что Римский Папа «искренне сожалеет о том, что определенные разделы его адреса могли прозвучать оскорбительно для чувствительности правоверных мусульман». Лорд Кэри, бывший архиепископ Кентерберийский - духовный лидер Англиканского сообщества во всем мире, утверждает, что слова Папы были истолкованы превратно. Он заявил, что мусульманам следует научиться выслушивать критику и принять тот факт, что написанные 600 лет назад слова не отражают собственные взгляды Папы на современный ислам.

Желая сгладить негативные последствия разгорающегося скандала, и возобновить диалог между Католической церковью и исламским миром, Папа Римский Бенедикт XVI встретился 25 сентября 2006 года с послами мусульманских стран при Святом Престоле и лидерами исламских общин, проживающих в Италии. Понтифик начал встречу, выразив солидарность с исламским миром и подчеркнув личное уважение к чувствам всех мусульман. Бенедикт XVI также процитировал своего предшественника Иоанна Павла II, имевшего дружественные отношения с исламским миром, призвав к "сотрудничеству во всех сферах", в том числе свободы вероисповедания.

Папа упомянул чувствительную для мусульман тему насилия и религии. По его словам, христиане и мусульмане "должны учиться сотрудничать, чтобы сдерживать все формы нетерпимости и противостоять любому проявлению насилия".

В ходе речи Бенедикт XVI пообещал сделать все возможное для укрепления связей между исламом и христианством и установления диалога между двумя мировыми религиями, что по его словам, является жизненной необходимостью. Встреча, в которой принимали участие 22 посла и временных поверенных в делах мусульманских стран, продолжалась всего полчаса. Дипломатам было разрешено приветствовать понтифика, однако они не могли выступать с собственными речами. Катарский спутниковый телеканал Al-Jazeera транслировал речь понтифика в прямом эфире. После выступления Папа Римский лично поприветствовал каждого дипломата. Отступая от сложившейся практики, пресс-служба Ватикана выпустила официальный перевод обращения понтифика на арабский язык. Дипломаты, судя по всему, остались, удовлетворены встречей. Иракский посол в Ватикане заявил, что выступление понтифика должно положить конец протестам по поводу его университетской речи. Можно сказать о том, что Папа предпринял беспрецедентные дипломатические усилия в попытке убедить мусульманский мир в том, что он всерьез добивается улучшения отношений между двумя религиями.

Ранее понтифик трижды выразил сожаление, что его выступление, в котором он процитировал слова средневекового византийского императора об исламе, показалось некоторым мусульманам оскорбительным. Тем временем глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, что европейским лидерам следовало бы поддержать Папу Римского в конфликте вокруг его выступления. По словам Баррозу, проблема заключается не в словах понтифика, а в реакции экстремистов, и Европе следует защищать свои идеалы от тех, кто стремится разрушить западную цивилизацию. Он также подчеркнул, что умеренные мусульмане - составляющие большинство - должны более решительно отмежеваться от экстремистов. Бенедикт ХVI также заверил участников встречи, что Католическая церковь намерена продолжать курс на диалог с исламом. И, однако же, снова не извинился за то, что процитировал императора Мануила II Палеолога, как этого требовали лидеры некоторых мусульманских стран.

Мусульмане активно используют принципы демократически-общечеловеческого мировоззрения, дабы усилить свое влияние на Западе и обеспечить легитимность своей экспансии. При этом, паразитируя на нем, сами, они вовсе не спешат разделять эти ценности и это мировоззрение. После лекции Бенедикта XVI пришло откровение: Ватикан очень долго сносил бесчинства мусульман, отвечая на насилие мирными призывами и увещеваниями, а лекция в один момент расставила точки над “i” и отрезвила западные европейские умы. Например, бывший премьер-министр Испании Хосе Мариа Аснар, комментируя требование некоторых мусульманских лидеров извинений от папы Римского за его выступление, заявил: «Западный мир не должен извиняться». Он назвал абсурдной ситуацию, когда западные страны всегда должны приносить извинения, а мусульманский мир - никогда. Бывший глава правительства Испании отметил также, что в настоящее время западные страны находятся в конфликте с исламом и борются за свое существование, и обозначил линию противостояния: «или мы, или они». Аснар добавил, что не Запад атаковал исламские государства, а наоборот, ислам напал на западные страны. Он раскритиковал инициативу действующего премьер-министра Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро (инициатива под названием «Альянс цивилизаций», одобренная ООН) который призывал к диалогу между Западом и исламскими странами.

Финальное развязка этой истории произошла совсем недавно: во время ближневосточного турне Папы в мае 2009 года. Первая часть турне началась в Аммане, Иордании, где визит Папы прошел под тенью регенсбургской речи. Обстановка накануне визита оставалась весьма напряженной, однако Папа смог все-таки беспрепятственно посетить мечеть Аль-Хуссейн бин Талал, в которой понтифик должен был встретиться с исламскими лидерами и иорданскими интеллектуалами. Глава Римско-католической церкви принес извинения за свои слова и осудил частое в современном мире политическое манипулирование религией. Представитель исламских интеллектуалов принц Гази, поблагодарил понтифика за извинения, которые принес Папа Бенедикт после своей речи, отметив, что мусульманский мир оценил разъяснение Ватикана по Регенсбургской речи и признал, что Папа Бенедикт выражал не свое собственное мнение, а привел историческую цитату в академической лекции. Также принц Гази выразил сожаление о том, что на Западе долгое время существует искаженный взгляд на пророка Мухаммеда, из-за которого происходит историческая и культурная напряженность между христианами и мусульманами. Однако радикально настроенное общество не увидело в речи Папы извинений, поэтому остается резко настроенным против Запада и христианства.

Таким образом, исламское общество разделилось на две части: одни ищут сближения с Западным миром, другие ревностно отстаивают свои религиозные чувства. Тот прием, который оказали Папе Бенедикту иорданские власти, показал, что это не просто знак восточного гостеприимства. Часть мусульманской интеллектуальной элиты действительно заинтересована в диалоге и сближении с христианами, а поэтому готова простить Папе его высказывания. По-крайней мере, для нее проблема Регенсбургской речи уже снята - это ясно показали король Абдулла II и принц Гази. А потому можно двигаться дальше по пути развития диалога. Но остается более радикально настроенная часть исламского мира, которой нужно реальное и полное покаяние понтифика. К сожалению, богословским диалогом дело здесь может и не обойтись.

Окрыленные успехами влияния на Запад посредством демократических прав и свобод радикальные мусульмане утратили чувство реальности. Своими обещаниями убить Папу Римского и «сломать крест в сердце Рима», равно как и нападениями на храмы и убийствами христиан, они как нельзя лучше подтвердили актуальность высказывания византийского императора XV века. Исламисты в очередной раз засвидетельствовали о воинствующей природе своей веры перед всем миром лучше любых обвинений в свой адрес. При сравнении христиан и мусульман по вопросу о преданности религии, необходимо отметить, что последние пойдут на все ради приоритета проповедуемых ценностей. А вот ведущими эту огромную армию последователей часто оказываются радикальные и непримиримые фанатики, которые, как мы выяснили, часто сознательно разжигают религиозную вражду, чтобы не оставить выбора мирным мусульманам. Именно поэтому так важно не утрачивать, а укреплять и распространять христианскую веру, которая способна объединить и сплотить Европу перед натиском Востока.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги нашего исследования, необходимо сделать вывод о динамике взаимоотношений христианского и мусульманского миров на примере «регенсбургской лекции» Бенедикта XVI и реакции на нее.

При рассмотрении «Регенсбургской лекции» Папы Римского Бенедикта XVI, можно сделать вывод о том, что Запад постепенно теряет былые религиозные позиции. Тот факт, что европейцы постепенно отходят от веры и акцентируют внимание на разуме, был освещен Папой достаточно ярко. Утрата религиозных корней в данном случае влечет за собой утрату единства духа и взглядов жителей Запада. Христианство активно прогрессирует в своих настроениях и положениях, подстраиваясь под меняющиеся условия мира, но это не говорит о том, что оно должно быть полностью лишено какой-либо реальной власти и инструментов воздействия на людей. Толерантность в диалоге с мусульманским миром не должна отождествляться с лишением Католической церкви права на выражение собственной точки зрения. Влияние умеренных мусульманских интеллектуалов, способных адекватно воспринимать и поддерживать на равных диалог с западным миром, еще недостаточно сильно, чтобы вести за собой мусульманское общество. Гораздо больше себя проявляют религиозные фанатики-экстремисты, которые зачастую сами разжигают межконфессиональную борьбу, превратно интерпретируя слова христиан. Печальный факт заключается в том, что порой даже сами христиане пытаются оправдать действия не только умеренных, но и радикальных мусульман с точки зрения демократических свобод, не понимая, что в исламе значение этих свобод совсем другое. Каким бы ни был курс Римско-католической церкви, можно с уверенностью полагать, что Бенедикт XVI не ставил перед собой задачи оскорбить чувства мусульман и унизить их религию. Возможно, он просто хотел еще раз обозначить некоторые принципы поведения Ватикана в современном мире, а также указать на проблемы насилия в исламе, существование которых крайне нежелательно в условиях крепнущего исламо-христианского диалога. Папа говорит о возрождении христианского духа через разум: чтобы как можно грамотнее, корректнее, но и в то же время с чувством собственного достоинства вступить в диалог культур с надвигающимся мусульманским миром. В то же время для ислама важной задачей может стать борьба с собственными радикалами, которые препятствуют развитию толерантного восприятия ислама в мире. В условиях глобализации и взаимопроникновения культур, взаимоуважение различных конфессий очень важно, так как это отражается не только на религиозной, но и на всех остальных сферах жизни мирового сообщества.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: