Глава 1. Регенсбургская речь Папы Римского и ее интерпретация в историографии




Ислам и католицизм: контакты в XXI веке

 

Сыктывкар 2010


ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа направлена на исследование контактов и столкновений представителей ислама и католицизма в XXI веке, которые мы рассмотрим на примере «Регенсбургской лекции» действующего главы Римско-католической церкви Бенедикта XVI и реакции на нее мусульманской общественности.

Данная тема имеет особую актуальность, так как в современном мире взаимопроникновения цивилизаций и соответственно религий происходит постоянное взаимодействие между представителями различных конфессий, среди которых особую роль играют контакты между двумя мировыми религиями: исламом и христианством, известных своим длительным противостоянием во взглядах.

Источником по выбранной теме для нас являются высказывания духовенства и верующих христиан и мусульман. Хотя обе эти религии являются так называемыми «религиями книги», то есть основные нормы поведения и заповеди отражены в Священных Книгах: Библии и Коране, следует учитывать многолетнее идеологическое противостояние ислама и католицизма, которые формируют различные ценности и нормы морали у своих приверженцев, провоцируя тем самым глубокие культурные различия.

Основным источником в данном вопросе для нас является речь Папы Римского, Бенедикта XVI, произнесенная им 12 сентября 2006 года в университете баварского города Регенсбург, в которой Папа процитировал нелицеприятную фразу византийского императора XIV века Мануила Палеолога об исламе, вызвавшую впоследствии негативную реакцию и антихристианские выступления мусульман всего мира, которые обвинили Святой престол в оскорблении собственной религии. В нашем распоряжении находится дословный перевод этой речи на русский язык (София Халходжаева), а также оригинал, представленный на официальном сайте Римской Католической Церкви. Его Святейшество Бенеди́кт XVI (в миру Йозеф Алоиc Ратцингер, родился 16 апреля 1927 в Марктль-ам-Инн, федеральная земля Бавария) - 265-й Папа Римский, первый Папа Римский немецкого происхождения за последнюю тысячу лет. 19 апреля 2005 года в 18:43 (по римскому времени) кардинал Йозеф Ратцингер был избран 265-м преемником св. Петра и взял имя Бенедикт XVI. 12 сентября 2006 года в ходе визита на родину - в федеральную землю Бавария в Германии - Папа выступил перед преподавателями и студентами университета в Регенсбурге, где он ранее сам был профессором; в получасовой речи он размышлял о путях развития разума, об отношениях веры и разума и о глобальной роли университета.

Вторая группа источников дает нам информацию о реакции мира на речь Папы Римского. Ее можно разделить на две части.

. источники, повествующие о мусульманских взглядах.

«Мусульмане обиделись на Папу» и «Папе Римскому нет необходимости извиняться за свои высказывания об исламе» на портале Мир религий приводят цитаты из речей мусульманских политиков и религиозных деятелей по поводу высказываний Папы Римского,

статья политолога Института Ближнего Востока П.Н.Мамед-заде, «Египет: Реакция властей и общественности на высказывания Папы Римского Бенедикта XVI», которая повествует также и о решениях мусульманских учебных заведений и организаций,

Центр Религиозных исследований на Islam.az со статьей «Визит Бенедикта в Иорданию» сообщает о степени принятия извинений понтифика мусульманской элитой и радикалами.

Статья «Станет ли Бенедикт XVI относиться к исламу иначе, чем кардинал Ратцингер?» на независимом исламском информационном портале Islam.ru сравнивает политику Папы Римского, когда он был кардиналом, и когда он пришел к высокому сану.

информационный портал NEWSru.com в разделе Религия; «Папа Римский уважает ислам и шокирован реакцией на свои слова о Пророке Мухаммеде», NEWSru.com от 11.09.2006 года и Информационный портал Грани.ру//Общество/Религия приводит цитаты представителя Совета муфтиев России и президента Владимира Путина, «Папа Римский встретился с послами мусульманских стран» на этом же портале дает подробности встречи Святого Отца по поводу извинений мусульманам за неосторожное высказывание;

. источники, повествующие о взглядах западного мира:

Католическая информационная служба сообщает о переменах в должностях при Папе Римском;

статья «Бывший премьер-министр Испании подлил масла в огонь в конфликте между мусульманами и Ватиканом» -портал Ислам для всех, публикация от 26.09.2006 года, где Хосе Мария Аснар встает на защиту позиции Римской Католической церкви,

Публикация газеты The Times от 18 сентября 2006 года, перевод на русский язык агентство inopressa.ru- информационный портал Newsru.com приводит мнение Папы о разложении западного христианства, которое он высказывал на семинарах и лекциях.

Тема противостояния ислама и христианства, Запада и Востока является достаточно острой в наши дни, поэтому проблема, возникшая вскоре после произнесенной речи Папы Римского, была с различных сторон рассмотрена в отечественной и зарубежной историографии.

Первая представлена в нашей работе статьей Юрия Максимова «Зачем Папа Римский вспомнил православного императора?» интернет- журнала Сретенского православного монастыря. Здесь автор анализирует речь Папы с точки зрения целесообразности и целей, которых он хотел добиться, цитируя Византийского императора Мануила Палеолога, а также рассматривает ответную реакцию мусульман. Надо отметить о специфичности суждений автора, так как, будучи представителем Русской Православной церкви, он всецело поддерживает начинания Папы как главы Католической ветви христианства. То есть существует некоторая предвзятость во взглядах по отношению к мусульманам, противостояние с которыми длится уже долгие века.

Религиозные вопросы затрагивают и область политики, так как власть, даруемая духовным лидерам, напрямую связана с политическими действиями. Статья Алексея Макаркина «Регенсбургская лекция» Бенедикта XVI: случайность или закономерность?» носит аналитический характер; автор рассуждает о природе лекции Бенедикта XVI, ее трактовке на Западе и Востоке.

Из зарубежных авторов интересующую нас тему осветил Даниэль Пайпс - директор «Ближневосточного Форума», лауреат ряда премий, обозреватель газет "New York Sun" и "Jerusalem Post". Но его, как и А.Макаркина, больше интересует политический аспект лекции. В своей статье «Папа Римский критикует ислам», опубликованной в New-York Sun от 19 сентября 2006 года, то есть вскоре после произнесенной речи, где он рассуждает о возможных причинах, в том числе и политических, побудивших Бенедикта негативно отозваться об исламе.

В качестве справочной литературы мы будем использовать электронную энциклопедию Википедия.

В работе используется нарративный или описательный метод.

С учетом вышесказанного, цель нашей работы состоит в исследовании идеологического (религиозного) столкновения христиан и мусульман в XXI веке, одним из ярких примеров которого является речь Папы Римского Бенедикта XVI и реакция на нее мусульман.

Задачи нашей работы состоят в следующем:

рассмотреть речь Папы Римского, выяснить причины, побудившие его процитировать негативные слова об исламе, выяснить, соответствует ли критика мусульман действительному мнению Папы Римского, рассмотреть точки зрения о природе речи.

рассмотреть реакцию на речь мусульманского и христианского миров, выяснить правомерность и логичность реакции, а также степень удовлетворенности извинениями Папы мировой общественностью.

Наша работа будет состоять из введения, двух глав, рассмотренных согласно поставленным задачам, заключения и списка использованных источников и литературы.


Глава 1. Регенсбургская речь Папы Римского и ее интерпретация в историографии

 

Крупным религиозным актом, который вызвал резонанс мировой общественности, и вывел отношения между Западом и Востоком на новый уровень, стала речь Папы Римского Бенедикта XVI, произнесенная им в университете баварского города Регенсбург 12 сентября 2006 года. В данной главе мы рассмотрим речь Папы Римского, а также ознакомимся с точками зрения о предпосылках и природе лекции, а также курсом Ватикана относительно ислама.

Контекст лекции Бенедикта XVI важен для истинного понимания ее смысла. Папа выступал в университете, к которому некогда имел прямое отношение в качестве преподавателя. Можно предположить, что речь скорее научная, но, так как она была ориентирована на довольно широкую аудиторию, а не произносилась на научном симпозиуме, ее можно отнести к публицистике. В течение многих веков Запад был склонен "исключать вопрос Бога" из сферы разумного знания. Такое многовековое пренебрежение религиозной мыслью привело к тому, что Западу сегодня очень трудно начать "столь необходимый" в современных условиях диалог с исламским миром, убежден Папа. "Разум, глухой к божественному и относящий религию к субкультурам, не может вступить в диалог культур", - заявил Бенедикт XVI. Проблема осмысления мира с религиозной точки зрения всегда стояла перед человечеством, стоит сегодня и будет стоять завтра. Вопрос о том, стоит ли в эпоху разума руководствоваться верой, по мнению Папы не утрачивает своей актуальности, а напротив подчеркивает важность изучения богословия в университете. Он заявил, что «…даже перед лицом столь радикального скептицизма все еще необходимо и правильно поднимать вопрос о Боге через разум», - таким образом, имея в виду не только слепое поклонение религиозным догматам, но и логически обоснованные осознанные рассуждения на тему веры в ее современном аспекте. Хорошо известно, что вера (причем не просто глубокая и искренняя, но подчас исступленная и фанатичная) и соответствующие ей религиозные нормы, и диктуемое ими поведение, достаточно резко делят между собой людей на группы. Все попытки сблизить между собой представителей различных религиозных верований в недавнем прошлом и сегодня не приводят к успеху. По мнению Папы, сущностью христианства всегда было слово («logos») с греческого, что одновременно означало и «разум». Богословы-миссионеры, активные приверженцы христианства стремились нести Слово Божие тем народам, которые с этим словом не были знакомы, и тем самым вынуждены были изучать и анализировать многочисленные верования, сравнивать их с христианством.

Папа приводит пример беседы, которая состоялась между византийским императором Мануилом II Палеологом и неким ученым персом около 1391 года. Эту беседу профессор Теодор Коури (аль-Хури) (специалист по истории отношений христианства и ислама, автор одного из наиболее авторитетных переводов Корана на немецкий язык) воспроизвел в своей книге. Император, говоря о методах распространения религиозных взглядов, затрагивает тему джихада - священной войны и обвиняет пророка Мухаммеда в насилии над иноверцами. Папа цитирует фразу Мануила: «…покажи мне, что нового принес Мухаммед, и ты найдешь там только нечто злое и бесчеловечное, такое как его приказ, распространять мечом веру, которую он проповедовал».

Император объясняет персу, что «…Богу не нравится кровь, и тот, кто действует без разума («sin logo»), тот противоречит природе Бога. Вера есть плод души, а не тела. Кто… желает привести кого-то к вере, нуждается в способности хорошо говорить и правильно мыслить, а не в умении творить насилие и угрожать… Чтобы убедить благоразумную душу, вовсе нет необходимости применять ни руки, ни оружия, ни любого другого средства, которым можно грозить человеку смертью…». То есть, нет необходимости угрожать смертью либо насилием, чтобы склонить людей к христианству. Папа Римский фактически обвинил всех мусульман в отсутствии разума в их вере. («Решающим утверждением в этой аргументации против обращения в веру силой является: неразумное деяние претит природе Бога. Издатель Теодор Коури комментирует: для императора, византийца, воспитанного на греческой философии, это утверждение очевидно. Для мусульманского же учения, напротив, Бог абсолютно трансцендентен. Его воля не связана ни с одной из наших категорий, вероятно, даже с категорией разумности»).

Лекция была посвящена историческому исследованию исламского экстремизма и джихада. Папа подверг критике не ислам, а западное общество, в духовном кризисе которого понтифик видит причину распространения мусульманского экстремизма. Папа акцентирует свое внимание на научном анализе разных концепций божественного, присущих христианству и исламу. Папа использует цитату не как намек на агрессивность ислама, а как иллюстрацию взаимонепонимания между различными культурами. Цитируя Мануила II о «злом и бесчеловечном» исламе, понтифик сразу оговорился, что антиисламская формулировка Мануила выглядит «удивительно грубо» и «бесцеремонно», но несогласия с ее сутью не высказал. Более того, эта цитата стала одной из отправных точек для одной из мыслей, которую высказал Папа - о том, что в исламе неразумное деяние не противоречит воле Бога (причем под неразумным деянием понимается, в том числе и распространение веры с помощью насилия). Надо отметить, что мекканские суры (главы) отличаются большим вниманием к теоретическим вопросам веры, нежели к практическим вопросам ее распространения, поэтому в нелицеприятных словах Мануила повинен больше политический фактор.

Существуют две точки зрения на «Регенсбургскую лекцию». Одна из них состоит в том, что раз тема ислама занимает в ней сравнительно незначительное место - основная часть лекции посвящена соотношению веры и разума - то цитата из Мануила является случайной. Пример был выбран рискованный, но без всякого высокомерия. Лекция Бенедикта была речью о христианстве, а вовсе не атакой на ислам.

Другую точку зрения можно сформулировать следующим образом: Папа стремился если не определить, то хотя бы наметить позицию Католической церкви в диалоге с исламом. Эту точку зрения поддерживают представители Русской Православной Церкви. Для того, чтобы понять каких именно взглядов придерживается новый Папа, необходимо проследить историю происхождения неоднозначного высказывания византийского императора и выяснить, почему понтифик использовал именно его слова.

Интернет-журнал Сретенского православного монастыря сообщает, что «цитата из православного императора Мануила II, которая вызвала в мире такое повышенное внимание, была произнесена самим Мануилом не в «письме», как по неграмотности объявили некоторые новостные сайты, а в публичном диспуте с мусульманским богословом». Мануил II был вторым сыном императора Иоанна V. Во время ослабленного состояния Византии в борьбе против императора Баязида, Мануил некоторое время находился при дворе султана как вассал, хотя обращение с ним было как с заложником - он подвергался унижениям и фактически был доведён до полуголодного состояния. Диспут проходил в Анкаре в 1391 году, при этом Мануил не побоялся говорить прямо то, что думает, и даже речи не было о том, чтобы за это приносить какие-то извинения. При этом желания и намерения мусульман принести горе христианскому народу и тогда были очень сильными, и это не было связано с какими-либо словами или нападками христиан. Таким образом, Мануил свободно выражал свою точку зрения, он дал мусульманам понять, что, даже будучи в их плену истинный христианин не будет преклоняться перед чуждыми ему традициями.

Возможно, Папа провел определенные параллели между современной ситуацией и положением Византии в конце XIV века, разница которых заключается лишь в методах и способах исламской экспансии: если в XIV веке мусульмане пытались насадить свою власть «сверху» путем военного захвата земель, то сейчас мы видим явные признаки такого внедрения «снизу», когда представители ислама пытаются распространить и навязать западному обществу свои взгляды и традиции, провоцируя тем самым «добровольное» обращение в мусульманство части христианских светских государств. С учетом быстрых темпов освоения мусульманами Запада и роста уже существующих диаспор в передовых странах Европы само существование, а главное, авторитет христианства как религии, символизирующей западную цивилизацию, ставятся под угрозу. Оплот и надежда католиков да и всех христиан мира - Папа Римский - прежде всего озабочен проблемой дискредитации и подавления собственной религии на собственном же пространстве, поэтому именно на его плечи ложится ответственность за поддержание достоинства Запада перед натиском Востока. И вот к этой проблеме Римский папа решил привлечь внимание. И сделал это так хорошо, как только мог. Таким образом, можно сделать вывод о том, что выбор действующего лица и выбор цитаты не был сделан случайно.

Эта версия кажется более основательной, если учесть особенности текста лекции (апелляции к формулировкам Мануила содержатся как в начале, так и в конце этого документа) и отношение нынешнего Папы к мусульманству. С приходом к сану Йозефа Ратцингера наблюдается резкая перемена курса христианской католической церкви по отношению к этой религии.

Предыдущий Папа, Иоанн Павел II, сделал ряд шагов навстречу исламу. Так, он принес извинения за преступления католиков в период крестовых походов и в знак уважения к исламу посетил мечеть в Дамаске. Ватикан наладил диалог с мусульманским духовенством и стремился максимально возможно избегать публичной полемики с исламскими деятелями. Иоанн Павел Второй стал первым Папой Римским, пошедшим на открытый диалог с другими конфессиями. После его смерти наряду с соболезнованиями христианских стран последовали и отклики мусульман: в заявлении председателя Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса подчеркивалось, что Иоанна Павла II будут помнить как «выдающегося религиозного деятеля, посвятившего свою жизнь защите мира, свободы и равенства».

С соболезнованиями выступили также палестинские партии и движения, включая Народный фронт освобождения Палестины, большинство членов которого составляют арабы-христиане, ХАМАС и «Исламский джихад». Такое признание со стороны представителей других конфессий очень ценилось Католической церковью, которая в это время устанавливает либо возрождает когда-то утраченные дипломатические отношения с различными странами.

С одной стороны, такое поведение привело к стабилизации положения христианства на мировой арене, упрочению отношений между приверженцами различных вероисповеданий и попытке мирного урегулирования спорных вопросов. Католическая церковь в этот период зарекомендовала себя как терпимый и порядочный союзник любой конфессии, готовый к мирному диалогу. Но с другой стороны, существует точка зрения о том, что по отношению к исламу извинение за «грехи прошлого» переходило «почти в самоуничижение», что не нравилось самим христианам. Создавалось ощущение «мягкотелой», «беззубой» религии, готовой взять на себя все грехи.

Ситуация резко изменилась с избранием нынешнего Папы, которое было с крайней настороженностью встречено в мусульманском мире. Бенедикт проповедует возрождение фундаментальных учений и ритуалов церкви и в первую очередь выступает за расширение служб на латинском языке. Критики полагают, что возрождение традиций может отпугнуть от церкви тех католиков, которые считают, что она должна быть доступной для растущей паствы. Призыв Бенедикта к новому определению уникальной идентичности католической церкви взбудоражил воображение многих кардиналов, которые избрали его папой. Они разделяют его мнение о том, что церковь находится в осаде, и мечтают о лидере, который бы смог противостоять натиску светской жизни и исламу. С какой стороны ни взглянуть, слова Бенедикта выдают его давнюю нелюбовь к исламу.

В то время, пока Иоанн Павел II занимал Святой престол, Йозеф Ратцингер - будущий Папа Бенедикт XVI являлся префектом Конгрегации доктрины веры - старейшей и главной из девяти Конгрегаций Римской курии, в компетенции которой находится наблюдение за чистотой вероучения и морали проповедуемого в Римско-католической церкви. Следовательно, сам Ратцингер мог быть исключительно привержен идее о превосходстве католичества над другими религиями и конфессиями. Именно Ратцингер разрабатывал для Иоанна Павла II теологическое обоснование его суждений. В 1999 году Ратцингер написал документ, обращенный ко всему миру от имени Иоанна Павла, говоривший, что все религии, помимо католической веры, несовершенны.

Ратцингер в своих работах писал, что возрождение ислама частично обусловлено материальным богатством ведущих мусульманских стран, которое стало возможным из-за прочной духовной основы, регламентирующей жизнь человека. Одновременно он отмечал, что такую основу старая Европа уже потеряла. Это заявление можно понять как выражение восхищения. Однако, учитывая заботу нового Папы о своей европейской пастве, это далеко не так.

Постоянная тема проповедей, которые Бенедикт читает в качестве Папы, - разложение европейского христианства, и, как подразумевается, опасность распространения ислама. Истоки суровых заявлений Папы можно проследить на примере семинара, который был проведен в сентябре 2005 года в его летней резиденции Кастель Гандольфо. Около 40 его бывших студентов собрались с целью обсудить ислам и католичество. Как рассказывают, Папа назвал диалог с исламом затруднительным. По словам профессора-иезуита Халила Самира, принимавшего участие в семинаре, Бенедикт посетовал на исламский фундаментализм и на то, что в исламе нет простора для интерпретации текстов.

Таким образом, опасения мусульманской стороны по поводу вступления в сан Ратцингера можно назвать оправданными. Целый ряд событий начала понтификата Бенедикта XVI свидетельствует о том, что в отношении ислама происходит ярко выраженное изменение курса. В своей инаугурационной речи Папа перечислил те религии и конфессии, с которыми он намерен сотрудничать в течение собственного понтификата, однако воздержался от упоминания ислама в числе ведущих мировых религий. В ноябре 2005 года Бенедикт XVI лично присутствовал на церемонии беатификации французского священника Шарля де Фуко, жившего в пустыне Сахара и убитого мусульманами во время восстания в Алжире в 1916 году. Хотя решение о его причислении к лику блаженных было принято еще при Иоанне Павле II, присутствие Папы обращает на себя внимание, так как сегодня Бенедикт часто воздерживается от личного участия в беатификационных церемониях. В данном же случае он присоединился к прихожанам в конце торжественной мессы, что нельзя не расценивать как подчеркнутое выражение позиции церкви по отношению к представителям ислама.

Позиция Католической Церкви ясно проявилась в действиях Святого Отца. В феврале 2006 года Папа сместил ключевого участника диалога между католиками и мусульманами и лучшего специалиста по исламскому миру в Ватикане архиепископа Майкла Фитцджеральда с поста главы Папского совета по межрелигиозному диалогу и назначил его нунцием в Египте и своим представителем при Лиге арабских государств. Можно предположить, что это существенное понижение было расценено как следствие серьезного недовольства Папой «примирительной» по отношению к исламу деятельностью этого священнослужителя. Более того, преемником Фитцджеральда стал кардинал Поль Пупар, уже возглавляющий Папский совет по культуре и занимающийся преимущественно проблемами христианства в современной Европе. Это назначение подтверждает мысль о том, что для Бенедикта XVI в данный момент более приоритетна усиленная проповедь христианства в Европе, чем установление межрелигиозного диалога с мусульманами.

В качестве косвенного порицания ислама можно отметить конференцию, посвященную проблеме крестовых походов, которая состоялась под патронажем Ватикана в марте 2006 года. Итальянский историк Роберто де Маттеи заявил во время конференции, что европейцы предприняли крестовые походы «как ответ на вторжение ислама на христианские земли и разорение святых мест». В частности, он утверждал, что осквернение храма Гроба Господня в Иерусалиме в 1009 году стало главным основанием для Папы Урбана II провозгласить первый крестовый поход. «Крестоносцы были мучениками, которые положили свои жизни за веру», - отметил де Маттеи. Его поддержал профессор Кембриджа Джонатан Рили-Смит: «Кто просит прощения за крестоносцев, тот не знает истории». Таким образом, даже беглое знакомство с мероприятиями Святого Престола показывает резко противящееся сложившейся ситуации отношение.

Православная церковь придерживается идеи о том, что понтифик знал, что делал, и знал, какая реакция за этим последует. Он сознательно решился на такой шаг. Тем более, что речь не была спонтанной, готовилась заранее для университета. Этот безусловно тщательно выверенный программный стратегический ход, имел не только исламский, но и христианский вектор. Бенедикт XVI дал ясно понять, что целовать Коран Римский папа больше не будет, а также и то, что он, вообще-то, не обязан этого делать. Равно как и не обязан искажать историческую правду в угоду современным политкорректным установкам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что речь Папы Римского была продуманной, и цитата Мануила Палеолога не была случайной. Став Главой святого престола, бывший префект Йозеф Ратцингер, не стал менять курс своих действий по отношению к исламу. Он решил в очередной раз привлечь внимание к проблеме исламского супрематизма в Европе, и сделал при этом ставку на университетскую аудиторию, которая, по мнению Папы, способна была адекватно и рационально воспринять его слова. Возможно, Папа не ожидал столь жесткой реакции экстремистов либо надеялся на то, что мнение умеренных мусульман их переубедит. Папа акцентировал внимание на религиозном диалоге, а не на уничижении ислама как религии, на несовершенстве западной культуры, которая исключает вопрос о Боге из сферы необходимых потребностей для нравственного роста общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: