Прочитайте текст и выполните задания 21-24.




Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию

отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

 

 

Ответом к заданиям части 1 является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

 

 

Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Ответом к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответа в тексте работы, затем перенесите его в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 


Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Машины и инструменты, технологии производства, предметы быта
Духовная культура Научные теории, философские концепции, нравы и обычаи, мировоззренческие установки

 

Ответ: ___________________________.

 
Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

1) нормы; 2) знания; 3) поступки; 4) мировоззрение; 5) ценности; 6) самосознание.

Ответ: ___________________________.

 

 
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к признакам этнической общности. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Социальный статус; 2) язык; 3) историческая память; 4) авторитет; 5) культура; 6) самосознание.

 


Ответ:

 

 
Найдите в приведённом ниже списке верные суждения о критериях общественного прогресса и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Гуманистическим критерием общественного прогресса является увеличение продолжительности жизни человека.

2) В качестве критерия общественного прогресса принимается уровень

развития производительных сил.

3) Универсальным критерием общественного прогресса является уровень развития науки и техники.

4) Одним из критериев общественного прогресса может выступать упрощение общественных отношений.

5) Основным моральным критерием общественного прогресса может считаться совершенствование нравственности людей.

 

Ответ: ___________________________.

 

 
Установите соответствие между произведениями искусства и видами, к которым эти произведения относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА ВИД ИСКУССТВА
А) батальное полотно Б) здание театра В) балетная постановка Г) скульптурная группа Д) радиоспектакль 1) динамический вид искусства 2) статический вид искусства
А
Б
В
Г
Д

 

Ответ:

 

 

 

 

 
В прошлом году в крупном европейском городе прошла конференция, в которой приняло участие большинство стран мира. Какие факты свидетельствуют о том, что конференция была посвящена глобальным экологическим проблемам? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) На конференции обсуждались проблемы коренных народов Севера, связанные с глобальным потеплением.

2) Наибольшее внимание привлекло выступление, посвящённое расширению системы образования в странах Центральной Африки.

3) По результатам конференции было принято решение активизировать просветительскую деятельность в природоохранных зонах.

4) Страны-участники заявили о необходимости выделения в государственных бюджетах средств на природоохранные цели.

5) Страны-участницы приняли решение о совместной разработке инновационных энергосберегающих решений в быту.

6) На конференции осудили попытки некоторых стран работать над созданием ядерного оружия.

 

Ответ: ___________________________.

 

 
Выберите верные суждения об источниках финансирования бизнеса и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Финансирование позволяет полностью или частично покрыть издержки производства.

2) Основной недостаток самофинансирования бизнеса связан с ограниченностью имеющихся у фирмы средств.

3) Внешнее финансирование бизнеса может привлекаться посредством выпуска акций и их размещение на фондовом рынке.

4) Внутренним источником финансирования бизнеса является выпуск облигаций.

5) Внешний источник финансирования фирмы – амортизационные отчисления.

6)

Ответ: ___________________________.

 

 

 
Установите соответствие между формами собственности и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ ФОРМЫСОБСТВЕННОСТИ
А) вооруженные силы страны Б) семейная фирма В) приватизированная квартира Г) национальный парк Д) дачный участок 1) частная собственность 2) государственная собственность

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А
Б
В
Г
Д

 


Ответ:

 

 
Правительство страны А ввело высокую пошлину на ввоз в страну автомобилей заграничного производства. Найдите в приведенном списке возможные последствия этого решения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Увеличение спроса на отечественные автомобили

2) Снижение предложения автомобилей заграничного производства

3) Сокращение количества автомобилей, производимых в стране

4) Рост цен на заграничные автомобили

5) Снижение цен на автомобили отечественного производства

6) Рост производства заграничных автомобилей

 

Ответ: ___________________________.

 

 
На графике отражена ситуация на рынке табачных изделий. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой спроса (D) из положения D в положение D1? (На графике P – цена товара, Q – количество товара.)

1) Рост доходов производителей табака

2) Изменение предпочтений людей

3) Введение единого налога на производителей

4) Снижение цен на электронные сигареты

5) Сокращение издержек производства табачных изделий

 

Ответ: ___________________________.

 

 
Выберите верные суждения о видах социального взаимодействия и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Взаимоуважение осложняет сотрудничество.

2) Сотрудничество направлено на достижение совместной цели.

3) Успешное взаимодействие обеспечивает укрепление сотрудничества.

4) Столкновение несовместимых взглядов индивидов приводит к конкуренции.

5) Неравенство в уровне доходов и потребления между богатыми и бедными, нестабильность экономического, политического и социального развития неизбежно ведут к конфликтам на различных уровнях.

6) Если каждая сторона получает то, что считает приемлемым, возникает

конфликт.

 

Ответ: ___________________________.

 

 

 
Социологическая служба города Н провела опрос среди студентов на тему Полученные данные представле-ны в таблице (% от числа опрошенных).

Проанализиурйте данные таблицы. Выберите из приведенного списка выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

1) У более половины опрошенных развиты патриотические чувства.

2) Каждый третий респондент готов служить в армии и защищать Родину.

3) Четвертая часть опрошенных не интересуется политической жизнью страны и не участвует в выборах

4) Каждый пятый испытывает чувство гордости за свой народ

5) Почти половина респондентов хотела бы выехать за границу на постоянное место жительства.

 

Ответ: ___________________________.

 

 
Выберите верные суждения об органах государственной власти. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Орган государственной власти обладает государственно-властными полномочиями, позволяющими ему выступать от имени и по поручению государства.

2) Органы государственной власти наряду с органами местного самоуправления не входят в систему публичной власти

3) Порядок возникновения органа государственной власти, его компетенция и структура определяются вышестоящим государственным органом.

4) Органы государственной власти наделены возможностью воздействовать, в том числе путем применения государственного принуждения, на деятельность граждан, их объединений, других государственных органов, органов местного самоуправления.

5) Органы власти субъектов РФ не являются органами государственной власти.

 

Ответ: ___________________________.

 

 

 
Установите соответствие между полномочиями государства и совместными полномочиями государства и субъекта Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТ ВЛАСТИ
А) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в Российской Федерации, регулирование и защита прав национальных меньшинств. 1) государство  
Б) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный бухгалтерский и статистический учет. 2) совместное ведение с субъектами РФ
В) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности.  
Г) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативно-правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам  
Д) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами  

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А
Б
В
Г
Д


Ответ:

 

 
Несколько граждан, объединив свои средства, решили учредить новый печатный орган – газету и со временем превратить ее в средство массовой информации. Какие критерии обязательны для того, чтобы новая газета стала средством массовой информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Газета должна иметь постоянное название, текущий номер и выходить не реже одного раза в год.

2) Газета должна быть красочной и содержать информацию о курсах валют

3) Тираж газеты должен быть не менее 1000 экземпляров

4) Газета должна быть зарегистрирована в органах Роскомнадзора

5) Газета должна быть органом политической партии или общественного объединения

6) Газета должна иметь заключение цензора

 

Ответ: ___________________________.

 

 
Что из перечисленного характеризует закреплённую в Конституции России свободу слова и мысли? Запишите цифры, под которыми указаны данные характеристики.

1) гарантии доступности и бесплатности основного общего и среднего профессионального образования

2) запрет принудительного труда

3) право на свободное использование своих способностей для предпринимательской деятельности

4) право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом

5) запрет цензуры

 

Ответ: ___________________________.

 

 
Двадцатичетырехлетняя этнически русская гражданка Казахстана с высшим образованием и знанием двух европейских языков приехала в Россию, чтобы устроиться на работу в одну из крупных кампаний в качестве руководителя среднего звена с последующим повышением в должности. Однако во время собеседования с руководителем отдела кадров узнала, что для занятия желаемой должности ей необходимо иметь российское гражданство. Гражданка Казахстана решила вступить в гражданство РФ. Какие требования она должна выполнить обязательно? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Владеть русским языком

2) Иметь место жительства

3) Иметь законный источник дохода

4) Иметь документ об отсутствии серьезных заболеваний

5) Отказаться от имеющегося гражданства

6) Иметь родственников в России

 

Ответ: ___________________________.

 

 
Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между правом и возрастом гражданина, с которого он может пользоваться этим правом: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРАВО ВОЗРАСТ ГРАЖДАНИНА
А) на презумпцию невиновности 1) совершеннолетний
Б) на участие в работе суда в качестве присяжного заседателя
В) быть избранным в органы государственной власти 2) не зависит от возраста
Г) на владение частной собственностью  
Д) на участие в управлении государством  
Е) на поиск и получение необходимой информации  

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А
Б
В
Г
Д


Ответ:

 

 
Гражданка Д решила устроиться на работу в частную фирму. При заключении трудового договора владелец фирмы предупредил ее, чтобы она внимательно прочитала трудовой договор, поскольку Трудовой кодекс РФ предоставляет частной фирме ряд возможностей, которые могут не устроить гражданку Д. Какие из перечисленных частных положений предприниматели могут определять самостоятельно? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Минимальный размер заработной платы

2) Размеры поощрительных выплат

3) Количество рабочих часов в неделю

4) Систему оплаты труда

5) Минимальную продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска

6) Размеры должностных окладов

 

Ответ: ___________________________.

 

 
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Социология молодёжи как отрасль знания формировалась и развивается на основе _______ (А) разделения возрастных когорт для исследования той группы, которая находится в процессе подготовки к замещению уходящих поколений и воспроизводству социальной _______ (Б). Отсюда пересечение с такими областями, как социология _______ (В), культуры, семьи. Как следствие – проблематика воспитания _______ (Г) социализации, социального _______ (Д) и самоопределения. Осуществляется изучение кризисов ______ _(Е), связанных с переходом из одного статуса в другой.

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый

пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам

потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) контроль

2) идентичность

3) структура

4) статус

5) агент

6) происхождение

7) демографический

8) профессиональный

9) образование

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова

А
Б
В
Г
Д
Е


Ответ:

 

 


Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Почему делает данную работу сельскохозяйственный рабочий крупного поместья? На основе хозяйственного плана управляющего поместьем. Почему домашняя хозяйка покупает сегодня 50 килограммов картофеля? Потому что это соответствует ее хозяйственному плану. Почему рабочий В. работает сегодня токарем по металлу на машиностроительном заводе? На основе своего хозяйст­венного плана или — если он делает это по директиве центральных государст­венных властей — претворяя в жизнь хозяйственный план этих властей. Почему настоятель Санкт-Галленского монастыря повелел в 980 г. выращивать опреде­ленные плоды? Опять же на основе своего хозяйственного плана. Это же отно­сится к руководителю какого-нибудь египетского храмового хозяйства в 500 г. до н.э. Во все времена и повсюду ведение хозяйства человеком сводилось к со­ставлению и осуществлению хозяйственных планов. На планах, таким образом, покоится вся экономическая деятельность...

Отдельный план и его осуществление — вот с чего следует начинать сис­темный анализ чистых формообразующих элементов, из которых построены все существовавшие в истории экономические структуры.

Такой способ позволяет прежде всего точно осмыслить обе чистые основ­ные формы, которые обнаруживает историческое исследование во всех эпохах: идеальные типы неменовой «централизованно управляемой экономики» и «ме­новой экономики». Система «централизованно управляемой экономики» харак­теризуется тем, что вся повседневная экономическая жизнь общества регулиру­ется планами, исходящими из одного центра. Если же экономика общества состоит из двух и более отдельных хозяйств, каждое из которых составляет и проводит в жизнь свои планы, то это — система «меновой экономики».

Следы других экономических систем — помимо этих двух — не удается обнаружить ни в современной экономической действительности, ни в прошлом; вряд ли можно себе представить, что они будут найдены и в будущем.

В. Ойкен

 


 
К чему, по мнению автора, сводилась во все времена хозяйственная деятельность человека? Что выступает в тексте основой экономической деятельности людей?

 

Какие две основные формы экономической деятельности людей выделены
автором?

 

 
Предложите известные вам названия двух экономических систем,
описанных автором, и укажите по одному не названному в тексте отличительному признаку каждой из них.

 

 
Автор называет выявленные им формы (типы) экономики «иде­альными»

и обращает внимание на «формообразующие элементы, из которых

построены все существовавшие в истории экономиче­ские структуры».

Существуют ли эти типы и формы в чистом ви­де? Как указанные
формообразующие элементы представлены в различных экономических

системах? Для чего, на ваш взгляд, нужно их выделение (определение) в

экономической теории?

 

 

 
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социально-экономический конфликт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о причинах социально-экономического конфликта, и одно предложение о сторонах социально-экономического конфликта.

 


Раскройте на примере теоретическое положение о том, что на социальное познание оказывает влияние совпадение субъекта и объекта познания. Сформулируйте два положения и каждое из них проиллюстрируйте примером.

 


В трудах философов Нового времени, таких как Г. Гроций, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, появляется и находит все обоснование идея об обществе, существующим внутри государства и являющимся по отношению к государству относительно самостоятельным. Условиями существования такого общества являются формальное равенство граждан, невмешательство публичной власти в отношения, складывающиеся между частными лицами. Назовите общество, идею которого обосновали философы Нового времени. Укажите любые два условия, необходимых для существования этого общества, которые не названы в тексте задания.

 
Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Гражданско-правовая от­вет­ствен­ность и её виды». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

 

 
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе

напишите мини-сочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их).

При раскрытии обозначенной(-ых) вами основной(-ых) идеи(-й),

в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания

(соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их

фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов. Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов /примеров из различных источников. Каждый приводимый факт / пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

 

Философия
«В созидании культуры участвуют многие поколения людей» (Д.С.Лихачев).
29.1

 

29.2
29.3
Социология, социальная психология
«Сжимая кулак для драки, ты готовишься проиграть разуму». (И.Павлов).
Политология
«Демократия умирает не из-за слабости законов, а из-за слабости демократов» (Д.Латтман).
Правоведение
«В джунглях законов расцветает закон джунглей» (Я.Вейрох).
О проекте «Пробный ЕГЭ каждую неделю» Данный ким составлен командой всероссийского волонтёрского проекта «ЕГЭ 100 баллов» https://vk.com/ege100ballov и безвозмездно распространяется для любых некоммерческих образовательных целей. Нашли ошибку в варианте? Напишите нам, пожалуйста, и мы обязательно её исправим! Для замечаний и пожеланий: https://vk.com/topic-10175642_35994898 (также доступны другие варианты для скачивания)  
29.5
29.4
Экономика
«Экономическая проблема: как у всех отнять, чтобы каждому прибавить». (Х.Ягодзиньский)

 

 

 

 

 


СОСТАВИТЕЛЬ ВАРИАНТА:
ФИО: Титеева Татьяна Михайловна
Предмет: обществознание
Стаж: 9 лет
Регалии: Кандидат политических наук
Аккаунт ВК: https://vk.com/tatiana_ege
Сайт и доп. информация: Индивидуальные и групповые занятия. Запись через личные сообщения ВК или по скайп ttatianann

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: