Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию
отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответом к заданиям части 1 является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответом к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответа в тексте работы, затем перенесите его в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
… | Машины и инструменты, технологии производства, предметы быта |
Духовная культура | Научные теории, философские концепции, нравы и обычаи, мировоззренческие установки |
Ответ: ___________________________.
1) нормы; 2) знания; 3) поступки; 4) мировоззрение; 5) ценности; 6) самосознание.
Ответ: ___________________________.
1) Социальный статус; 2) язык; 3) историческая память; 4) авторитет; 5) культура; 6) самосознание.
Ответ:
1) Гуманистическим критерием общественного прогресса является увеличение продолжительности жизни человека.
2) В качестве критерия общественного прогресса принимается уровень
развития производительных сил.
3) Универсальным критерием общественного прогресса является уровень развития науки и техники.
4) Одним из критериев общественного прогресса может выступать упрощение общественных отношений.
5) Основным моральным критерием общественного прогресса может считаться совершенствование нравственности людей.
Ответ: ___________________________.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА | ВИД ИСКУССТВА | |||||
А) батальное полотно Б) здание театра В) балетная постановка Г) скульптурная группа Д) радиоспектакль | 1) динамический вид искусства 2) статический вид искусства | |||||
Ответ:
|
1) На конференции обсуждались проблемы коренных народов Севера, связанные с глобальным потеплением.
2) Наибольшее внимание привлекло выступление, посвящённое расширению системы образования в странах Центральной Африки.
3) По результатам конференции было принято решение активизировать просветительскую деятельность в природоохранных зонах.
4) Страны-участники заявили о необходимости выделения в государственных бюджетах средств на природоохранные цели.
5) Страны-участницы приняли решение о совместной разработке инновационных энергосберегающих решений в быту.
6) На конференции осудили попытки некоторых стран работать над созданием ядерного оружия.
Ответ: ___________________________.
1) Финансирование позволяет полностью или частично покрыть издержки производства.
2) Основной недостаток самофинансирования бизнеса связан с ограниченностью имеющихся у фирмы средств.
3) Внешнее финансирование бизнеса может привлекаться посредством выпуска акций и их размещение на фондовом рынке.
4) Внутренним источником финансирования бизнеса является выпуск облигаций.
5) Внешний источник финансирования фирмы – амортизационные отчисления.
6)
Ответ: ___________________________.
ПРИМЕРЫ | ФОРМЫСОБСТВЕННОСТИ |
А) вооруженные силы страны Б) семейная фирма В) приватизированная квартира Г) национальный парк Д) дачный участок | 1) частная собственность 2) государственная собственность |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ответ:
1) Увеличение спроса на отечественные автомобили
2) Снижение предложения автомобилей заграничного производства
3) Сокращение количества автомобилей, производимых в стране
4) Рост цен на заграничные автомобили
5) Снижение цен на автомобили отечественного производства
6) Рост производства заграничных автомобилей
Ответ: ___________________________.
1) Рост доходов производителей табака
2) Изменение предпочтений людей
3) Введение единого налога на производителей
4) Снижение цен на электронные сигареты
5) Сокращение издержек производства табачных изделий
Ответ: ___________________________.
1) Взаимоуважение осложняет сотрудничество.
2) Сотрудничество направлено на достижение совместной цели.
3) Успешное взаимодействие обеспечивает укрепление сотрудничества.
4) Столкновение несовместимых взглядов индивидов приводит к конкуренции.
5) Неравенство в уровне доходов и потребления между богатыми и бедными, нестабильность экономического, политического и социального развития неизбежно ведут к конфликтам на различных уровнях.
6) Если каждая сторона получает то, что считает приемлемым, возникает
конфликт.
Ответ: ___________________________.
Проанализиурйте данные таблицы. Выберите из приведенного списка выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.
1) У более половины опрошенных развиты патриотические чувства.
2) Каждый третий респондент готов служить в армии и защищать Родину.
3) Четвертая часть опрошенных не интересуется политической жизнью страны и не участвует в выборах
4) Каждый пятый испытывает чувство гордости за свой народ
5) Почти половина респондентов хотела бы выехать за границу на постоянное место жительства.
Ответ: ___________________________.
1) Орган государственной власти обладает государственно-властными полномочиями, позволяющими ему выступать от имени и по поручению государства.
2) Органы государственной власти наряду с органами местного самоуправления не входят в систему публичной власти
3) Порядок возникновения органа государственной власти, его компетенция и структура определяются вышестоящим государственным органом.
4) Органы государственной власти наделены возможностью воздействовать, в том числе путем применения государственного принуждения, на деятельность граждан, их объединений, других государственных органов, органов местного самоуправления.
5) Органы власти субъектов РФ не являются органами государственной власти.
Ответ: ___________________________.
ПОЛНОМОЧИЯ | СУБЪЕКТ ВЛАСТИ |
А) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в Российской Федерации, регулирование и защита прав национальных меньшинств. | 1) государство |
Б) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный бухгалтерский и статистический учет. | 2) совместное ведение с субъектами РФ |
В) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности. | |
Г) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативно-правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам | |
Д) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ответ:
1) Газета должна иметь постоянное название, текущий номер и выходить не реже одного раза в год.
2) Газета должна быть красочной и содержать информацию о курсах валют
3) Тираж газеты должен быть не менее 1000 экземпляров
4) Газета должна быть зарегистрирована в органах Роскомнадзора
5) Газета должна быть органом политической партии или общественного объединения
6) Газета должна иметь заключение цензора
Ответ: ___________________________.
1) гарантии доступности и бесплатности основного общего и среднего профессионального образования
2) запрет принудительного труда
3) право на свободное использование своих способностей для предпринимательской деятельности
4) право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом
5) запрет цензуры
Ответ: ___________________________.
1) Владеть русским языком
2) Иметь место жительства
3) Иметь законный источник дохода
4) Иметь документ об отсутствии серьезных заболеваний
5) Отказаться от имеющегося гражданства
6) Иметь родственников в России
Ответ: ___________________________.
ПРАВО | ВОЗРАСТ ГРАЖДАНИНА |
А) на презумпцию невиновности | 1) совершеннолетний |
Б) на участие в работе суда в качестве присяжного заседателя | |
В) быть избранным в органы государственной власти | 2) не зависит от возраста |
Г) на владение частной собственностью | |
Д) на участие в управлении государством | |
Е) на поиск и получение необходимой информации |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ответ:
1) Минимальный размер заработной платы
2) Размеры поощрительных выплат
3) Количество рабочих часов в неделю
4) Систему оплаты труда
5) Минимальную продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска
6) Размеры должностных окладов
Ответ: ___________________________.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Социология молодёжи как отрасль знания формировалась и развивается на основе _______ (А) разделения возрастных когорт для исследования той группы, которая находится в процессе подготовки к замещению уходящих поколений и воспроизводству социальной _______ (Б). Отсюда пересечение с такими областями, как социология _______ (В), культуры, семьи. Как следствие – проблематика воспитания _______ (Г) социализации, социального _______ (Д) и самоопределения. Осуществляется изучение кризисов ______ _(Е), связанных с переходом из одного статуса в другой.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый
пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам
потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) контроль
2) идентичность
3) структура
4) статус
5) агент
6) происхождение
7) демографический
8) профессиональный
9) образование
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Почему делает данную работу сельскохозяйственный рабочий крупного поместья? На основе хозяйственного плана управляющего поместьем. Почему домашняя хозяйка покупает сегодня 50 килограммов картофеля? Потому что это соответствует ее хозяйственному плану. Почему рабочий В. работает сегодня токарем по металлу на машиностроительном заводе? На основе своего хозяйственного плана или — если он делает это по директиве центральных государственных властей — претворяя в жизнь хозяйственный план этих властей. Почему настоятель Санкт-Галленского монастыря повелел в 980 г. выращивать определенные плоды? Опять же на основе своего хозяйственного плана. Это же относится к руководителю какого-нибудь египетского храмового хозяйства в 500 г. до н.э. Во все времена и повсюду ведение хозяйства человеком сводилось к составлению и осуществлению хозяйственных планов. На планах, таким образом, покоится вся экономическая деятельность...
Отдельный план и его осуществление — вот с чего следует начинать системный анализ чистых формообразующих элементов, из которых построены все существовавшие в истории экономические структуры.
Такой способ позволяет прежде всего точно осмыслить обе чистые основные формы, которые обнаруживает историческое исследование во всех эпохах: идеальные типы неменовой «централизованно управляемой экономики» и «меновой экономики». Система «централизованно управляемой экономики» характеризуется тем, что вся повседневная экономическая жизнь общества регулируется планами, исходящими из одного центра. Если же экономика общества состоит из двух и более отдельных хозяйств, каждое из которых составляет и проводит в жизнь свои планы, то это — система «меновой экономики».
Следы других экономических систем — помимо этих двух — не удается обнаружить ни в современной экономической действительности, ни в прошлом; вряд ли можно себе представить, что они будут найдены и в будущем.
В. Ойкен
Какие две основные формы экономической деятельности людей выделены
автором?
описанных автором, и укажите по одному не названному в тексте отличительному признаку каждой из них.
и обращает внимание на «формообразующие элементы, из которых
построены все существовавшие в истории экономические структуры».
Существуют ли эти типы и формы в чистом виде? Как указанные
формообразующие элементы представлены в различных экономических
системах? Для чего, на ваш взгляд, нужно их выделение (определение) в
экономической теории?
Раскройте на примере теоретическое положение о том, что на социальное познание оказывает влияние совпадение субъекта и объекта познания. Сформулируйте два положения и каждое из них проиллюстрируйте примером.
В трудах философов Нового времени, таких как Г. Гроций, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, появляется и находит все обоснование идея об обществе, существующим внутри государства и являющимся по отношению к государству относительно самостоятельным. Условиями существования такого общества являются формальное равенство граждан, невмешательство публичной власти в отношения, складывающиеся между частными лицами. Назовите общество, идею которого обосновали философы Нового времени. Укажите любые два условия, необходимых для существования этого общества, которые не названы в тексте задания.
напишите мини-сочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их).
При раскрытии обозначенной(-ых) вами основной(-ых) идеи(-й),
в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания
(соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их
фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов. Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов /примеров из различных источников. Каждый приводимый факт / пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.
Философия |
«В созидании культуры участвуют многие поколения людей» (Д.С.Лихачев). |
29.1 |
29.2 |
29.3 |
Социология, социальная психология |
«Сжимая кулак для драки, ты готовишься проиграть разуму». (И.Павлов). |
Политология |
«Демократия умирает не из-за слабости законов, а из-за слабости демократов» (Д.Латтман). |
Правоведение |
«В джунглях законов расцветает закон джунглей» (Я.Вейрох). |
О проекте «Пробный ЕГЭ каждую неделю» Данный ким составлен командой всероссийского волонтёрского проекта «ЕГЭ 100 баллов» https://vk.com/ege100ballov и безвозмездно распространяется для любых некоммерческих образовательных целей. Нашли ошибку в варианте? Напишите нам, пожалуйста, и мы обязательно её исправим! Для замечаний и пожеланий: https://vk.com/topic-10175642_35994898 (также доступны другие варианты для скачивания) |
29.5 |
29.4 |
Экономика |
«Экономическая проблема: как у всех отнять, чтобы каждому прибавить». (Х.Ягодзиньский) |
СОСТАВИТЕЛЬ ВАРИАНТА: | |
ФИО: | Титеева Татьяна Михайловна |
Предмет: | обществознание |
Стаж: | 9 лет |
Регалии: | Кандидат политических наук |
Аккаунт ВК: | https://vk.com/tatiana_ege |
Сайт и доп. информация: | Индивидуальные и групповые занятия. Запись через личные сообщения ВК или по скайп ttatianann |