Художественные средства выражения и приемы в создании плакатов как вида изобразительного искусства на примерах работ художников-плакатистов




плакат социальный реклама

Анализируя и сопоставляя работы известных плакатистов, можно судить как о разнообразии творческого метода, так и о различии приемов, применяемых при создании плакатов.

К примеру, работа художника А.П. Апсита «Грудью на защиту Петрограда».

Какое социальное задание, продиктованное жизнью, стояло перед художником? - Дать агитационный плакат, обращенный к защитникам Петрограда.

Каково содержание плаката, его целевая установка? - Отстоять город, разгромить врага.

Каков материал плаката? - Образы рабочих, представителей разных национальностей, плюс активный лозунг-призыв.

Орудия производства? - Уголь и бумага.

Каковы художественные средства выражения, прием, примененный в решении плаката? - Плакат решен графически, скупыми средствами монохромного рисунка, композиционно активно и монолитно изображающего динамику атаки людей, объединенных пафосом порыва, решимости и воли.

Для тех лет этот плакат - шаг вперед в становлении реалистического плаката вообще и в творчестве самого Апсита в частности. Плакат «Ты записался добровольцем» художника Д.С. Моора [Приложение 3] - классический пример произведения исключительной идейно-художественной силы.

В чем же его особенность? В том, что ему в полной мере присущи идейная целеустремленность, политическая страстность, активность и выразительность формы.

Сопоставляя плакаты Моора и Апсита с точки зрения использования художественных средств, можно, на первый взгляд предположить, что между ними много общего. В основе тот же черный рисунок, только более обобщенный и энергичный. Новым в плакате Моора является наличие красного цвета, введенного локально, без нюансов, как в фигуру первого плана, так и в фон. Однако красный цвет в данном плакате имеет не только декоративное значение, делая его более броским, но и смысловое. Благодаря красному цвету, фигура Красноармейца и завод за его спиной приобретают еще более символическое и образное звучание. Герой плаката воспринимается как образ, олицетворяющий пролетариат молодой республики. Завод-символ труда, рожденного революцией и находящегося в опасности. Художественное достоинство данного плаката не померкло и доныне.

Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет «Родина-Мать зовет!» И. Тоидзе. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа - в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте.

Плакат зажигал зрителя высоким пафосом патриотического призыва. Он отвечал мыслям и чувствам, который переживал народ в грозный год тяжелых испытаний. Большое значение в плакате имеет «силуэтность», способствующая его восприятию. И эта силуэтность определена контуром, как бы ограничивающим цвет.

А в плакате А.А. Дейнеки «Китай на пути освобождения от имперализма» силуэтность фигур и элементов фона дана без контура, только цветом, а скупые линии лишь моделируют форму и подчеркивают ее динамику. Плоскостное решение пространства за фигурами очень удачно. Оно не только не мешает динамики силуэта фигур, а еще усиливает эту динамику.

У всех рассмотренных работ фон - белая бумага.

Но силуэтность может быть и обратной, когда фигура и предметы бывают светлыми на темном фоне или белыми на черном. Безукоризненным примером такого решения является популярнейшая работа Д.С. Моора «Помоги». Силуэты фигуры и колосьев определены не линией, а черным цветом локального фона. Сама же фигура, как и в плакате Дейнеки, выразительно моделирована очень скупыми линиями.

Здесь мы столкнулись с так называемой правильностью рисунка. Кое-кого наверняка удивит чрезмерная вытянутость правой руки китайца в плакате Дейнеки о Китае, а в плакате Моора «Помоги» озадачат маленькая голова крестьянина, его короткие, очень грузные ноги.

Однако заподозрить этих художников в неумении рисовать никак нельзя, так как эти «нарушения» сделаны ими подсознательно с целью увеличения динамики и экспрессии, ради большей выразительности. Ведь главное не академическая правильность рисунка, а его характерность. Так же, как и каждому человеку присущ его собственный, ни на чей не похожий почерк, так и владение рисунком и другими художественными средствами определяет лицо художника, его «почерк».

Рассматривая «Окна РОСТА» художника М.М. Черемныха «Сейчас беднее нас нет…», мы видим, что плакат может состоять из нескольких частей соответствующими текстами. Такой плакат не воспримешь на ходу. Он требует тщательного рассмотрения и размышления. Это фактически плакат-рассказ. В нем заложена не призывная, агитационная, а пропагандистская основа.

В принципе тем же приемом, но своим почерком пользовался в своих «ОКНАХ» и В.В. Маяковский, например, в таком, как «Врангель фон…».

Вообще к оценке рисунков Маяковского нельзя подойти с «академической» точки зрения. Известный схематизм, присущий этим рисункам, объясняется тем, что Маяковский - художник умышленно оперировал символами-знаками, которые исключительно тесно и органично сливаясь с активным стихом поэта, придавали его плакатам ясный и действенный характер.

Плакатам Маяковского и Черемныха присущ интеллектуальный, рассудочный, а не эмоциональный, чувственный строй.

В советском искусстве и в, частности, в плакатной деятельности всегда с особой остротой стоит проблема новаторства, активность плаката усиливается, если в нем найдено свежее, необычное решение.

Так, в первые дни Отечественной войны плакат не лишен был известной отвлеченности. К примеру, плакат А.А. Кокорекина «Смерть фашистской гадине!» (1941) [Приложение 5] враг показан в виде мерзкого гада, в форме свастики которого пронзает штыком Воин Красной Армии. Эта работа выполнена своеобразным художественным приемом без фона с использованием только черного и красного цветов. Фигура воина представляет красный плоскостной силуэт. Такой прием, безусловно, в какой-то мере был продиктован необходимостью. Время военное, сроки сжатые. Для быстрого воспроизведения в печати палитра красок должна была быть ограниченной. Этот плакат, так же как и плакат Кукрыниксы «беспощадно разгромим и уничтожим врага!», являющимся удачным примером сочетания героического и сатирического, отвечал духу времени.

В плакатах 1941 года содержание часто углублялось присутствием второго символического плана, исторической параллели. Художники прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условных аллегорических изображений, символизирующих Родину. К числу таких плакатов относятся: «Так было: Так будет!» Н. Долгорукова, «Славна богатырями земля наша» В. Говоркова, «К оружию, Славяне! Разгромим фашистских угнетателей» В. Одинцова, «Грудью на защиту Ленинграда» А. Кокорекина [Приложение 4]. Одним из наиболее распространённых сюжетов был образ женщины, заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна. Лучшие плакаты этой темы «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!» Н. Ватолиной и Н. Денисова, «На трактор девушки садятся смело!» Т. Ереминой, «Мы поклялись своим мужьям» М. Бри-Бейн, «Чем крепче тыл, тем крепче фронт!» О. Эйгес. Многие плакаты затрагивали тему трудовой дисциплины: «Прогулы ликвидировать полностью!» С. Игуманова, «Брак-Враг» Б. Клинч, «Водители машин! Бесперебойно доставляйте грузы на фронт»

Но с развитием событий обстановка усложнилась никого уже не могло удовлетворить в плакате хоть и образное, но по трактовке отвлеченное воплощение героизма и мужества советского человека, его мук и страданий. Нужен был плакат, глубоко волнующий зрителя, затрагивающий его за живое, воздействующий не только на его разум, но и на его чувства. Необходим был эмоциональный плакат. Именно вследствие такой необходимости однозначность характеристики воина в первом плакате Кокорекина сменилась развернутой передачей сложного психологического состояния героя в его плакате «За Родину!». В образе матроса выражены здесь и его индивидуальные черты и высокий героический пафос.

Данный плакат решен чисто живописными средствами, приближающимися к решению станкового произведения. Однако данную работу не назовешь фрагментом картины, потому что ей присущ специфически плакатный композиционный строй.

Психологизм с особой силой проявился в советском плакате в самый трудный этап Великой отечественной войны, с конца 1941 года, такими работами, как: «Отомсти!» Д.А. Шмаринова; «Воин Красной армии, спаси!» В.Б. Корецкого; «Сын мой, ты видишь долю мою…» Ф.В. Антонова Глубоко психологическому и эмоциональному строю этих плакатов больше, как мы видим, соответствовала не графическая, а живописная трактовка. Решение художественного образа в каждом из этих плакатов шло по пути обобщенного отражения действительности, облеченного в форму конкретного индивидуального явления.

В каждом из этих последних трех работ дан не возвышенный образ Матери-Родины, как в плакате Тоидзе, а типический облик конкретной женщины, в котором боец на фронте мог ассоциативно узнавать свою собственную мать, жену или сестру, в детях - своих детей, а вид их горя и страдания, мог зажигаться чувством негодования и желанием священной мести.

Эти образы благодаря своей обобщенности олицетворяют собою народное горе, скорбь и гнев.

Лучшие плакаты Отечественной войны были подлинно новаторскими, так как в них образно, эмоционально и по-новому свежо было выражено новое богатство идейного содержания. Словом, новаторство - это не слепые поиски ради поисков. Подлинное новаторство – это результат способности художника увидеть новое в самой жизни, его умение творчески ощутить эту новизну, зажечься ею, выразить ее не «заумными» а реалистическими средствами, теми средствами, применения которых требует наш массовый зритель. От плакатистов ждали дерзаний, и это закономерно.

Обобщая вторую главу, можно сказать, что:

1. Советский плакат - вид изобразительного искусства, лаконичное и броское изображение с кратким текстом, различного формата; это - возбудитель активности масс.

2. Основными чертами советской плакатной живописи в искусстве следует считать: доступность и понятность массовому зрителю, лаконичность, яркость и насыщенность красок, выразительность образов, простота, карикатурность.

3. Советская плакатная живопись представляет собой летопись истории двадцатого столетия ССР. Не было ни одного крупного события в жизни советского народа, на которое не отзывался бы плакат. Он создавал образы наших предков, совершающих трудовые подвиги, разоблачал поджигателей войны и сражался за мир во всем мире. С помощью плакатов художники двадцатого столетия доносили до массового зрителя всю ту боль, переживания, эмоции и чувства, который таил в себе каждый человек, тем самым происходил как бы выход всех тех внутренних переживаний за своих мужей, братьев и сыновей, находящихся на фронте, поддерживая их и разделяя с каждым его горе. Именно советские плакаты вдохновляли наших солдат, сражавшихся за Родину, на новые подвиги: во имя семьи, близких, во имя Отечества.

 

Заключение

 

Подводя итоги проделанной исследовательской работы, хочу предложить свои практические рекомендации по данной проблеме:

Разные периоды в истории нашей страны - разные ценности и привычки, разные политические системы, отсюда следует, что различия эти оправданны. Однако, к сожалению, часто элементы плакатной живописи используют в социальной рекламе в политических и коммерческих целях. До определенного момента в этом может не быть ничего плохого, однако, существует граница, переходя которую человек или организация вступает на очень скользкий путь морали и ответственности. И эта негативная тенденция, к сожалению, набирает обороты. Необходимо бороться с этой проблемой, и борьбу вести следует «сверху».

А именно: Правительство и другие уполномоченные структуры должны контролировать то, что попадает на баннеры города, изображение не должны противоречить принципам гуманизма, не содержать неоднозначные лозунги, должна быть соблюдена эстетика образов. Также должна оказываться финансовая поддержка социальной рекламы: пропаганда здорового образа жизни, семейных ценностей, добра и гуманизма.

В качестве негативной тенденции развития плакатной живописи в наше время можно то, что тематика и стилистика плакатов советского периода становится особенно актуальной лишь в преддверии праздника посвященному Дню Победы 9 мая. Именно в эти дни город пестрит подобными плакатами, после же праздника плакаты, а вместе с тем и ветераны Великой Отечественной, как правило, забываются «до следующего 9 мая» причем как правительством и другими государственными структурами, так и следственно обществом. Возникает ощущение, что все это делается лишь для исполнения ритуала, «для галочки» - дань ветеранам.

Для решения этой проблемы предлагаю ввести финансирование выездов учащихся школ, университетов и др. учебных учреждений на различные выставки русских и зарубежных плакатов, плакатов, посвященных Великой Отечественной войне, выставке рекламных плакатов советского периода, с целью воспитания и обогащения духовной культуры учащихся. Также возможно, чтобы школьники после таких выездов и на основе увиденного, сами создавали свои плакаты и устраивали свои выставки.

 


Список используемой литературы:

1. Астахова А.В. Журнал «Рекламный мир». №2, 1994 г.

2. Великая победа и Возрождение Москвы/сост. Глушко и др. - М.: Книжная палата: Контакт-Культура, 2005. - 200 с.

3. Герои Победы: Народу - победителю посвящается…:Книга-альбом/ под общей редакцией С.В. Перевезенцева. - М.: Голден-Би, 2010. - 288 с.

4. Ефимов Б.Е. Вехи Победы: Великая Отечественная Война в плакатах и рисунках. - М.: Голден-Би, 2004, - 199 с.

5. Наглядная агитация: В помощь художнику оформителю и организатору наглядной агитации. - М.: Плакат, 1984 - 32 с.

6. Песоцкий Е.А. Современная реклама: Теория и практика/. - 2-е изд., перераб. И доп. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2003. - 347 с.

7. Толстая Т. Русский плакат: Книга-альбом. - М.: Контакт-Культура, 2006. - 160 с.

8. Школа изобразительного искусства: В 10 вып. Вып. 8. - М.: Изд-во Академия художеств СССР, 1960. - 163 с.

 

 

Приложения

Приложение 1

 

Приложение 2

 

Приложение 3

 

 

Приложение 4

 

Приложение 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: