Нарушения письма у учащихся общеобразовательных школ на сегодняшний день являются одной из актуальных проблем современной логопедии. Не менее важной остается и проблема нарушений письменной речи и для учащихся, имеющих интеллектуальные отклонения, в частности, задержку психического развития. Особенно актуально это в настоящее время, когда пропагандируется и активно внедряется в практику работы общеобразовательных школ инклюзивное обучение.
Поэтому возникает необходимость разработки эффективных методов коррекции такого нарушения письма, как дизорфография, в условиях инклюзивного обучения учащихся с задержкой психического развития.
Безусловно, грамотное письмо - это важное условие успешности школьного обучения, так как достаточное владение орфографическими знаниями, умениями и навыками является условием качественного усвоения учебных программ по разным предметам. Данное утверждение можно применить относительно учащихся с сохранным интеллектуальным развитием и с нарушенным.
То, что дизорфография - это специфическое нарушение письма, факт доказанный. Грамотное письмо невозможно без достаточно развитой устной речи, развитых психических процессов, обеспечивающих полноценную реализацию речевой деятельности. В последнее время безграмотность учащихся, которая свидетельствует о неспособности усвоения грамматических правил, принято называть термином «дизорфография».
Сложности овладения орфографическим навыком зависит не столько от незнания грамматических понятий и правил, сколько от неумения применять их на практике. Использовать правило практически - значит уметь рассуждать о применении или неприменении общего правила к конкретному случаю, распознавать орфограммы и проводить их грамматическую классификацию. Коррекционная работа строится на основе методических рекомендаций И.Прищеповой и авторской программы Арышевой М.В. «Грамматей – ка».
Коррекционная работа начинается с подготовительного этапа, на котором ><><уточняются ><созданные ><в ><процессе ><обучения ><в ><начальной
><школе ><простые ><предпосылки ><овладения ><орфографией ><(зри><тельный ><гнозис, ><><оптико-пространственные ><представления).
Проводится ><работа:>
· <по ><развитию ><таких ><мыслительных ><операций, ><как ><анализ, ><синтез, ><сравнение, ><сопоставление;>
· <по ><развитию ><внимания, ><памяти;>
· <по ><коррекции ><почерка ><(с ><возможным ><использованием ><адаптированных ><для ><данного ><возраста ><упражнений, ><направленных ><на ><развитие ><мелкой ><ручной ><моторики).>
· <><При ><возможности ><параллельного ><ведения ><ребенка ><психологом ><часть ><заданий ><и ><упражнений ><направляется ><на ><снятие ><«страха ><письма», ><неуверенности, ><тревожности, ><склонности ><к ><негативным ><реакциям.>
На этапе коррекции>< ><< Непосредстве<осуществляется ><работа ><по ><преодолению ><дизорфографичес><ких ><нарушений. ><Она ><проводится ><на ><фонетическом, ><лексическом ><и ><синтаксическом ><уровнях ><по ><направлениям, ><соответствующим ><основным ><видам ><ошибок. ><Комплексный ><подход ><данной ><методики ><по ><коррекции ><дизорфографии ><предполагает ><при ><необходимости ><параллельную ><работу, ><направленную ><на ><устранение ><нарушений ><звукопроизношения, ><чтения ><и ><письма. Коррекционная работа строится по следующим направлениям:>
1. <Уточнение ><и ><развитие ><следующих ><понятий: ><алфавит, ><глас><ные ><и ><согласные >< ><звуки. Буквы. ><Написание ><заглавной ><буквы ><в ><начале ><предложения ><и ><в ><именах ><собственных.>
2. <Работа ><над ><ударением. ><Родственные ><и ><однокоренные ><слова.
><Безударные ><гласные.
3. ><Уточнение ><и ><повторение ><трудных ><слов; ><работа ><со ><словарем.
><Правописание ><непроизносимых ><согласных, ><звонких ><и ><глухих ><согласных ><в ><конце ><слова ><и ><в ><словах ><со ><стечением ><согласных. ><Уточнение ><употребления ><правил ><переноса.>
4. <Написание ><гласных ><после ><шипящих. ><Работа ><по ><коррекции ><употребления ><мягкого ><знака ><в ><середине ><и ><конце ><слова ><для ><смягчения ><согласного. ><Употребление ><разделительных ><твердого ><и
><мягкого ><знаков.>
5. <Коррекционная ><работа ><по ><употреблению ><в ><устной ><и ><письменной ><речи ><омонимов, ><синонимов, ><антонимов. ><Многозначные ><слова. ><Устойчивые ><словосочетания. ><Фразеологические ><обороты.>
6. <Рассмотрение ><тем: ><словоизменение ><и ><словообразование; ><со><став ><слова: ><корень, ><суффикс, ><приставка, ><окончание, ><основа.>
7. <Уточнение ><понятий: ><части ><речи, ><имя ><существительное. ><Употребление ><мягкого ><знака ><после ><шипящих.>
8. <Рассмотрение ><и ><уточнение ><понятий: ><глагол, ><начальная ><фор><ма ><глагола.><>
9. <Работа ><над ><дифференциацией ><приставок ><и ><предлогов.>
10. <Работа ><над ><просодическим ><компонентом ><речи. ><Интонация.
><Темп. ><Ритм. ><Логическое ><ударение. ><Фонетическая ><ритмика. ><Лого><ритмика.><>< ><>
11. <Работа ><над ><развитием ><связной ><речи. ><Диалог. ><Монолог. ><Рас><сказ. ><Пересказ.>
<<При ><наличии ><у ><учеников ><нарушений ><звукопроизношения ><проводится ><индивидуальная ><и ><подгрупповая ><работа ><по ><обще><принятой ><схеме ><на ><адаптированном ><для ><данного ><возраста ><ре><чевом ><материале. ><В ><случае ><выявления ><у ><дизорфографиков ><ошибок ><дисграфического ><характера ><коррекционная ><работа ><ве><дется ><параллельно: ><формируются ><группы ><сочетанного ><диагно><за ><«дисграфия-дизорфография», ><для ><них ><составляется ><пер><спективный ><и ><поурочный ><планы ><работы ><в ><зависимости ><от ><фор><мы ><и ><степени ><выраженности ><дефекта.
Дети с дизорфографией принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.