круглого стола «О законодательном обеспечении прав вкладчиков в банках, прекративших свою деятельность»




РЕЗОЛЮЦИЯ

 

«22» ноября 2018 года г. Москва

Участники круглого стола «О законодательном обеспечении прав вкладчиков в банках, прекративших свою деятельность», состоявшегося 22 ноября 2018 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – круглый стол), рассмотрели ряд злободневных вопросов, связанных с проблемами в банковской системе Российской Федерации на примере ПАО Банк «Югра».

В частности, в ходе круглого стола был поднят вопрос о необходимости помощи государства вкладчикам проблемных банков, чьи вклады превысили размер страхового возмещения.

С сожалением был отмечен факт, что функции Центробанка России по надзору за банковской деятельностью в случае с «Югрой», как и во многих других случаях, свелись к простой констатации факта банкротства, а не к его предотвращению. Да и сама процедура отзыва лицензии у банка «Югра» была проведена ЦБ РФ неоднозначно, что стало причиной длительных судебных разбирательств.

В ходе обсуждения темы круглого стола собравшиеся пришли к однозначному выводу, что действующее законодательство (ФЗ «О Центральном банке РФ», «О нестоятельности/банкротстве» и тд.) были написаны авторами для совершенно других реалий, когда банкротство кредитных организаций было ЧП и не носило массового характера. Данные законы устарели, не могут полноценно защитить вкладчиков в изменившихся условиях и требуют существенной доработки.

На сегодняшний день процедура банкротства банка, как метод возврата денежных средств кредиторам банка-банкрота, себя полностью исчерпала, она не выгодна ни вкладчикам и ни государству, так как приводит практически к полной потере денежных средств всеми категориями кредиторов банка. Более того, все чаще мы слышим из авторитетных источников, что процедура становится одним из способов незаконного обогащения лиц, не имеющих прямого отношения ни к вкладчикам, ни к кредиторам банка.

Что касается порядка самого конкурсного производства после признания банка банкротом, то на сегодняшний день система устроена таким образом, что даже физическим лицам-кредиторам первой очереди достается не более 10%-15% от их требований, так как в одной очереди с ними находится ГК АСВ (Агентство по страхованию вкладов), которое в абсолютном выражении забирает практически всю конкурсную массу. Кредиторы же второй и третьей очереди вообще ничего не получают. Сама процедура конкурсного производства совершенно «непрозрачна» для кредиторов и совершается без соответствующего контроля со стороны правоохранительных органов, что в свою очередь, зачастую приводит к серьезным злоупотреблениям со стороны Конкурсного Управляющего. К тому же, кредиторы в ходе конкурсного производства практически лишены права оспаривания сделок банка. Клиенты банка лишены права на оспаривание приказа об отзыве лицензии, а также возможности отстранить Конкурсного Управляющего в случае его бездействия или некомпетентности.

В ходе обсуждения возможных механизмов реальной помощи пострадавшим вкладчикам наиболее актуальным, по мнению большинства собравшихся, выглядит вариант создания правительственной комиссии для помощи пострадавшим вкладчикам и выработки справедливого механизма полного возврата им денежных средств (как в случае с валютными ипотечниками).

 

В рамках развития и совершенствования действующего законодательства, в целях оказания помощи вкладчикам физическим лицам, потерявшим своё недвижимое имущество или оказавшимся в сложной жизненной ситуации, после отзыва у банка лицензии, участники круглого стола предлагают следующее:

 

1. В рамках законодательной инициативы для профильного комитета Государственной Думы ФС РФ рассмотреть возможность доработки устаревшей законодательной базы, а именно:

- внести необходимые изменения и дополнения в Законопроект №194162-7, находящийся на рассмотрении в Государственной Думе ФС РФ, с целью перемещения ГК «Агентство по страхованию вкладов» (далее – АСВ) или правоприемника в последнюю очередь кредиторов при процессе конкурсного производства.

А именно:- внести изменения в Федеральный закон от 26.10.02 №127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», изменив очередность удовлетворения требований кредиторов при банкротстве кредитной организации;- включить АСВ в третью очередь кредиторов (вместо первой очереди): требования АСВ должны удовлетворяться не в преимущественном порядке, а совместно с требованиями иных юридических лиц;

- внести поправки в законодательство РФ, направленные на повышение уровня ответственности сотрудников Центрального Банка РФ за качество осуществляемого ими банковского надзора;

- принять законодательную норму о том, что в случае недостаточности средств, для погашения задолженностей ликвидируемого банка перед кредиторами всех очередей, Центральный Банк РФ выступает в качестве субсидиарного ответчика, осуществлявшего надзор за деятельностью ликвидируемого банка. Ввести в Гражданский кодекс РФ норму, предусматривающую ответственность за возмещение вреда, причиненного Банком Росси с указанием источников такого возмещения;

- на законодательном уровне расширить полномочия Генеральной Прокуратуры РФ и Счетной Палаты РФ по контролю над деятельностью ЦБ РФ в сфере банковского надзора;

- на законодательном уровне признать банкротство банка, входящего в ТОП-100 банковского рейтинга РФ, форс-мажором и рассматривать принятие решения об отзыве лицензии такого банка с привлечением экспертов из Государственной Думы РФ, экономического блока Правительства РФ, Генеральной Прокуратуры РФ и других заинтересованных ведомств. Внести изменения в Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности». Прямо предусмотреть, что санкция в виде отзыва лицензии должна применяться с учетом принципов соразмерности и адекватности допущенным банком нарушений. Для определения соразмерности санкции в виде отзыва лицензии предусмотреть обязанность Банка России готовить мотивированное заключение с оценкой 1) экономических последствий нарушений, допущенных банком; 2) экономических последствий отзыва лицензий для всех групп заинтересованных субъектов, а именно самого банка, его акционеров, государства, кредиторов банка;

- на законодательном уровне дать необходимые полномочия правоохранительным органам с целью ужесточения контроля со стороны Генеральной Прокуратуры и МВД РФ за процедурой банкротства (конкурсного производства) и деятельностью конкурсного управляющего. Сделать данную процедуру прозрачной и понятной для рядовых кредиторов. Предусмотреть замену конкурсного управляющего в случае доказательства его противоправных действий или бездействия. Внести в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» право прокуроров обжаловать любые действия/бездействие временных администраций и АСВ, а также сделки, заключаемые ими от имени кредитных организаций;

- совместно с Правительством РФ разработать закон, позволяющий АСВ получать у Министерства финансов займы для реализации программы помощи вкладчикам физическим лицам, потерявшим своё недвижимое имущество и оказавшимся в сложной жизненной ситуации после отзыва у банка лицензии, с выплатой задолженности из средств от продажи активов привлечённых к субсидиарной ответственности собственников обанкротившихся банков.

- внести изменение в пункт 13 статьи 189.47 и пункт 6 статьи 189.49 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Предусмотреть, что отказ от Плана по участию АСВ в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка может происходить в случае невозможности его реализации и только при условии мотивированной отмены Приказа, утвердившего данный план.

- вернуть и восстановить в правах ранее существовавший Институт Независимых Оценщиков, для оценки активов проблемных банков. Обеспечить его реальную независимость от структур ЦБ РФ.

2. Комитету по финансовому рынку Государственной Думы ФС РФ:

- довести до конца расследование, начатое депутатами Государственной Думы ФС РФ, о ситуации с ПАО Банк «Югра», выявить и по всей строгости закона наказать виновных, чьи действия привели к утрате активов банка «Югра» и блокировки его деятельности. Для этого в рамках Государственной Думы ФС РФ создать специальную рабочую группу по данному вопросу;

- провести дополнительное расследования в связи со вновь открывшимися обстоятельствами ввода ВА и отзыва лицензии ПАО «Банк Югра».

3. Центральному Банку России:

- способствовать прекращению судебной тяжбы между представителями ПАО Банк «Югра» и Центральным Банком РФ с целью заключения мирового соглашения и совместной выработки механизма по возврату денежных средств, в полном объеме – всем клиентам банка и АСВ, в кратчайшие сроки;

- в случае признания судом ПАО Банк «Югра» банкротом, перевести сумму денежных средств, равнозначную портфелю вкладчиков ПАО Банк «Югра» и активам ПАО Банк «Югра», в один из ведущих российских банков, воспользовавшись соответствующими статьями ФЗ РФ «О несостоятельности/банкротстве» №127-ФЗ;

- рекомендовать ЦБ РФ при выявлении банков длительное время маскирующих наличие внешних признаков банкротства за счет постоянного привлечения денежных средств физических лиц, проводить с привлечением правоохранительных органов проверки «технических» заёмщиков таких банков. Периодическое погашение ссуд всех «технических» должников не должно являться основанием для их отнесения в иную категорию в случае, когда в динамике общий размер безнадежной задолженности не уменьшается.

 

- рекомендовать ЦБ РФ обратиться с инициативой в Правительство РФ о пересмотре Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 855 в части направления в правоохранительные органы заключения о наличии либо отсутствии признаков преднамеренного банкротства. В этих Правилах установлено, что срок проведения проверки обстоятельств банкротства банка конкурсным управляющим составляет два года. Следует отметить, что такое заключение необходимо для принятия решения о возбуждении уголовного дела по статье 196 УК РФ и ареста имущества подозреваемых в качестве обеспечительной меры.

 

4. Центральному Банку РФ совместно с Правительством РФ:

- предложить ЦБ РФ и Министерству финансов РФ разработать программу помощи вкладчикам-физическим лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации после отзыва у банка лицензии, для чего создать специальную правительственную комиссию с привлечением авторитетных экспертов.

 

- предложить ЦБ РФ совместно с МВД РФ разработать и утвердить совместным приказом порядок взаимодействия ЦБ РФ и МВД РФ в ходе выявления и подтверждения, систематического вывода активов собственниками банков, тем самым причиняя убытки, но, формально, не являясь ответственными за такие действия.

 

- обязать экономический блок Правительства РФ и ЦБ РФ (с привлечением экспертов) разработать механизм по погашению задолженности перед вкладчиками ПАО Банк «Югра» в полном объеме. С этой целью создать специальную правительственную комиссию;

- предложить ЦБ РФ (АСВ) совместно с МВД РФ разобраться в деятельности по скупке за бесценок средств вкладчиков банка Югра компании ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БИЗНЕС ЛИГАЛ КОМПАНИ" (ОГРН 1147746195904 и адресом 143391, город Москва, поселение Марушкинское, поселок Совхоза Крёкшино, Озерная улица, дом 5, офис 4) для исключения ее мошеннических действий и недопущению вхождения кампании в комитет кредиторов. А также проверить информацию о присутствии среди учредителей лиц имеющих проблему с законом и находящимися в тюрьме, что будет являться дополнительным аргументом подтверждающим противоправные намерения компании.

5. Администрации Президента РФ:

- всеми доступными способами в рамках своей компетенции способствовать скорейшему разрешению ситуации с пострадавшими вкладчиками ПАО Банк «Югра» и поддержать законодательные инициативы по доработке законодательной базы, с целью наиболее полной защиты прав пострадавших вкладчиков при банкротстве кредитных организаций.

- поручит компетентным подразделениям администрации президента провести проверку оснований ввода ВА и отзыва лицензии на предмет соответвии действующему законодательству.

6. Министерству Внутренних Дел РФ:

- поручить правоохранительным органом провести проверку по фактам законности ввода временной администрации и отзыва лицензии у ПАО «Банк Югра».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: