Понятие об афазии (формы и механизм каждой из форм).




Практическое занятие № 1

Учебные цели и задачи: закрепить у студентов знания о формах афазии и принципах восстановления речи у больных с афазией.

Основные понятия: мозговые основы афазии, моторная афазия, сенсорная афазия, акустико-гностическая, акустико-мнестическая, семантическая афазия, механизм, симптоматика, динамическая афазия, принципы восстановительной работы.

Основные вопросы занятия:

1. Понятие об афазии (формы и механизм каждой из форм).

2. Принципы восстановительного обучения и их характеристика.

3. Задачи восстановительного обучения.

4. Методы и приемы восстановительного лечения при афазии.

5. Каких требований должен придерживаться логопед при восстановительном обучении.

6. Какая предварительная работа проводится логопедом перед началом работы по восстановлению речи на раннем этапе болезни?

7. В чем состоит задача первого занятия с больным, страдающим афазией?

Основная литература:

1. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М., 1988.

2. Бурлакова М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. – М., 1997.

3. Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М., 1998.Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1995.

4. Шохор-Троцкая М.К. Стратегия и тактика восстановления речи. – М., 2001.

Дополнительная литература:

1. Бэйн Э.С. Восстановление речи у больных с афазией. – М., 1982.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973. − с. 64-84.

3. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. – М., 1972. – с. 10-32.

4. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. Т. I-II /Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Понятие об афазии (формы и механизм каждой из форм).

Афазия – это расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых).

У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е. в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо). Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Классификация

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р. Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии - с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой. В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

1. Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.

2. Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.

3. Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, - нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, - утрата понимания обращенной речи.

4. Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.

5. Семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.

6. Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.
2.Принципы восстановительного обучения и их характеристика.

Правильно разработанные принципы – это основа эффективности восстановления речи у больных. Принципы условно разделены на психофизиологические, психологические и психолого-педагогические.

Принципы восстановительного обучения:

Психофизиологические.

- принцип квалификации дефекта с позиций нейропсихологического анализа нарушенной функции и выявление его механизма (первичного дефекта);

- принцип использования сохранных анализаторных систем в качестве опоры при обучении (замена пораженного звена функциональной системы сохранным);

- принцип опоры на разные уровни организации психических функций (наличие разных уровней организации функциональной системы и использование сохранных уровней нарушенных функций для их восстановления);

- принцип опоры на сохранные психические функции, взаимодействующие с пострадавшей;

- принцип контроля (обратная информация, обеспечивающая слияние выполняемого действия с исходным намерением и своевременную коррекцию допускаемых ошибок).

Психологические принципы.

- принцип учета личности больного (восстановительное обучение исходит из задач лечения человека, восстановления у него нарушенной функций и, следовательно, опирается на мотивационную сферу деятельности);

- принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности больного (опора на прошлый опыт);

- принцип опоры на предметную деятельность;

- принцип программированного обучения (разработка программ, состоящих из ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к реализации нарушенного умения).

Психолого-педагогические принципы.

- принцип "от простого к сложному” (главное - определить, что именно является сложным или простым при данном нарушении функции);

- принцип учета объема и степени разнообразия материала (вербального и картиночного);

- принцип учета сложности вербального материала (учет объективной и субъективной частотности лексики, фонематическую сложность, длину слов, фраз, текста);

- принцип учета эмоциональной сложности материала (стимульный материал должен создавать положительный эмоциональный фон для занятий, положительный настрой)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: