Дисциплина «Стратегическое планирование на предприятии» относится к Блоку 1 Б1.В.ДВ.2 (Дисциплины по выбору).
Данному курсу предшествует изучение таких дисциплин, как: «Менеджмент (продвинутый уровень)», «Современный стратегический анализ», «Управление корпорациями», «Управление малыми и средними предприятиями», «Теория организации и организация нововведений».
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовности обучающихся, необходимых при освоении данной дисциплины и приобретенными в результате освоения предшествующих дисциплин: знание положений менеджмента, методов стратегического анализа, инструментов управления предприятиями малого и среднего бизнеса, знание положений управленческой экономики, подходов к формированию организационных стратегий. Этот набор знаний и умений обеспечивает требуемый знаниевый фундамент для изучения дисциплины «Стратегическое планирование на предприятии».
Полученные в процессе обучения знания по дисциплине «Стратегическое планирование на предприятии» могут быть использованы в параллельном изучении ряда дисциплин: «Управление корпоративными проектами», «Стратегия развития кадрового потенциала корпорации», «Реструктуризация и реорганизация корпораций» и для прохождения организационно-управленческой практики.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Стратегическое планирование на предприятии».
ПК-2 – способностью разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию.
В результате формирования данной компетенции обучающийся должен:
Знать:
- современные методы разработки стратегического плана с учетом зарубежного и отечественного опыта;
|
- методологические основы и логику построения стратегий поведения корпораций;
- научную методологию стратегического анализа внешней и внутренней среды фирмы;
- основные формы документов стратегического плана;
- основные элементы процесса стратегического планирования;
- базовые модели и инструменты стратегического планирования;
- стратегии развития.
Уметь:
- применять современный инструментарий стратегического анализа, маркетинга и планирования для разработки стратегического плана;
- формировать альтернативные стратегии и выбирать наиболее эффективные;
- количественно рассчитывать эффективность стратегии;
- находить необходимую информацию;
- осуществлять анализ и разработку стратегии организации на основе современных методов;
- проектировать систему управления реализацией стратегии в организации;
- творчески разрабатывать стратегические планы.
Владеть:
- навыками стратегического планирования;
- навыками выбора приоритетов при проектировании стратегии;
- навыками самостоятельной исследовательской работы в процессе формирования стратегического плана;
- навыками определения комплекса стратегий предприятия;
- навыками презентации стратегического плана;
- современной технологией построения документов стратегического плана.
4. Структура и содержание дисциплины «Стратегическое планирования на предприятии». Общая трудоемкость дисциплины составляют
Зачетные ед. (144 часа)
Раздел дисциплины | Количество часов по учебному плану | Формирования компетенций | |||||
Максимальная нагрузка студентов (часов) | Аудиторная нагрузка | Сам. работа | Формы контроля за успеваемостью | ||||
Всего | В том числе | ||||||
Лекции | Практ. раб. | ||||||
1. Общее понятие и основное направление развития стратегического управления | - | Контрольная работа. | ПК - 2 | ||||
2. Роль стратегического планирования в системе стратегического управления и его основные характеристики | Выбор объекта планирования, обсуждение содержания и расчетов по разделам стратегического плана. Презентация самостоятельной работы. Контрольная работа. | ПК - 2 | |||||
Экзамен | |||||||
Итого |
Тема 1. Общее понятие и основное направление развития стратегического управления:
|
Содержание темы: Роль и предпосылки формирования и развития стратегического управления. Стратегия и стратегический менеджмент. Составные элементы стратегического менеджмента. Объекты, субъекты, уровни и принципы стратегического менеджмента. Стратегическое управление в государственной службе и коммерческой фирме: общее и особенное. Основоположники современной теории стратегического управления. Этапы развития стратегического управления и корпоративного планирования. Стадии стратегического менеджмента.
Тема 2. Роль стратегического планирования в системе стратегического управления и его основные характеристики:
Содержание темы: Понятия, сущность и преимущества стратегического планирования. Особенности стратегического планирования на уровне фирмы. Достоинства и недостатки стратегического планирования. Технология разработки стратегической программы фирмы. Определение мисси и целей фирмы. Аналитическая фаза стратегического планирования. Оценка и анализ внешней среды. STEP-анализ. Оценка и анализ внутренней среды: цели, принципы и методы управленческого анализа. Матрица SWOT-анализа. Ключевые факторы успеха. Анализ стратегических альтернатив. Оценка текущей стратегии. Формирование стратегии для фирмы или ее бизнес - единиц. Общие корпоративные стратегии. Базовые стратегии развития. Стратегия диверсификации: цели, мотивы, выгоды, виды. Конкурентные стратегии. Стратегии роста. Продуктово-рыночные стратегии, стратегии ценообразования. Функциональные стратегии. Выбор стратегии. Модели выбора альтернативных стратегий. Портфельная матрица Бостонской консультационной группы. Матрица И.Ансоффа. Модель жизненного цикла товара. Модель АДЛ. Модель Мак-Кинси. Модель «7С». Модель Томпсона и Стрикленда. Модель делового анализа PIMS. Модель «Пять сил конкуренции» по М.Портеру. Оценка выбора стратегии. Условия реализации стратегии.
|