Логопед читает предложение. Пациент соотносит предложение с карточкой. Затем проводит количественный и качественный анализ
фразы(считает количество слов в предложении, выкладывает схему предложения с помощью фишек, повторяет фразу самостоятельно).
Этап. Восстановление понимания конкретно значимых слов.
- Логопед выкладывает перед пациентом 15-20 предметных картинок. Даёт задание пациенту, выделить две категории предметов по образцу (фрукты-овощи).
- логопед предлагает выделить 2 группы предметов по словесной инструкции.
- логопед выкладывает ряд предметных картинок и дает задание выделить предметные картинки, но они отсутствуют.
Когда накоплен достаточный объем слов, то начинается работа по восстановлению фонематического слуха.
Программа №1.
В основе этой программы лежит метод оптической классификации предметных картинок. Перед пациентом выкладываются 3 буквы.
Они не должны быть близкими по артикуляции.
Например: Б,Л,Ц.
- выкладывается ряд предметных картинок. Логопед дает задание пациенту, разложить картинки в соответствии с начальными
звуками.(Б-белка, банан) и т.д.
Программа №2.
В основе лежит оптико-акустическая классификация предметных картинок.
- выкладываются картинки, наименование которых начинаются с букв Б,Л,Ц. Пациенту даются буквы, которые он должен разложить в соответствии с картинками и назвать первый звук в слове.
Программа №3.
Метод акустической классификации.
- Логопед называет звук вслух. Пациент должен найти картинку в соответствии со звуком. Выделенный звук записываем буквой.
Букву подкладываем к соответствующей картинке и т.д.
Программа №4.
• Соотнесение звука с его артикуляцией.
- логопед предлагает пациенту посмотреть на картинку.
- вспомнить название картинки(собака).
- логопед артикуляцией, беззвучно произносит первый звук в слове.
- предлагает пациенту найти среди лежащих букв соответствующую букву.
- закрыть глаза, ощупать рукой букву.
- написать на столе, в воздухе пальцем букву.
- произнести звук вслух.
- посмотреть в зеркало и произнести еще раз звук.
- звук записывается на магнитофон.
- работа по закреплению звук - буква. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки. Проходим все звуки речи.
• Учим различать слова далекие по звучанию и разные по ритмическому рисунку (жук-липа).
• Учим различаем слова далекие по звучанию, но одинаковые по ритмическому рисунку(бак-рак).
• Выделяем и противопоставляем фонемы близкие по акустическому признаку.
• Выделяем и противопоставляем фонемы близкие по артикуляционному признаку.
• Дифференцируем звуки.
- дается ряд карточек с парными звуками. Пациент внимательно изучает и рассматривает парные карточки (Р-Л).
- соотносит звуки с соответствующими буквами.
- анализирует оральный образ звуков.
- выкладываются парные картинки(рак-лак).
- пациент называет первые звуки, соотносит их с буквами, записывает буквы и.т.д.
- составляет предложения с данными карточками, проводит устный анализ предложения, записывает в тетрадь, читает,
подчеркивает оппозиционные фонемы.
Программа №5.
Задача: Обучение анализа фразы, текста.
- работа начинается с анализа предложений. Логопед произносит фразу, а пациент слушает.
- соотносит предложение с картинкой.
- подсчитывает количество слов во фразе.
- с помощью фишек выкладывает схему предложения.
- предметное слово выкладывает с определенной картинкой.
- анализирует предметное слово.
- звук соотносит с буквой.
- составляет слово из букв разрезной азбуки.
- громко проговаривает слово.
- анализ текста. Подсчитывает количество предложений в тексте, каждое предложение выкладывает фишками, подсчитывает количество фишек.
Восстановление чтения, письма и письменной речи ведется параллельно с преодолением нарушения фонематического слуха.
Восстановление письма предшествует восстановление чтения, опирающего на звуко - буквенный анализ состава слова.
Попытки произнесения читаемого слова, осознание того, что от смешения звуков изменяется смысл слова, создает базу для восстановления аналитического чтения, а затем и письма.
Срок восстановительного лечения при акустико-гностической афазии, от 6 до 10 месяцев.
Составьте план коррекционной работы с больным акустико-мнестической афазией.
Этап обучения.
Основная задача – восстановление зрительно-предметных образов:
1.методрисованияпредметов
Приемы: прием свободного рисования предметов, прием дорисовывания начатых предметных изображений далеких как по значению, так и по внешнему облику, а затем приближают материал рисования к все более тонкой дифференцировке, где отличительные признаки предмета становятся менее выраженными и сами предметы берутся сначала из одного семантического или ситуативного поля (например, картофель, огурец, свекла; блюдце, тарелки и т. д.), а позже – из разных.
2.методклассификации предметов
классификация по зрительному образцу,по слову предметные изображения (картинки), разложить на группы, каждая из которых представлена заданной картинкой (например, свекла – овощи, береза – деревья, кастрюля – кухонная посуда);
классификация не по картинкам, а по написанным словам. Занятия на классификации предметов начинаются с предметов, относящихся к разным смысловым категориям и резко отличающихся по форме (например, овощи – мебель и т. д.).
1. Упражнения с пропущенными словами-наименованиями, в которых слова замещаются картинками.
найти соответствующее картинке слово, опираясь при этом, с одной стороны, на вербальный контекст предложения (или целого текста), а с другой – на предметное изображение искомого слова.
2. Чтение текстаи соотнесениеего с картинкой.
Анализ картинки в соответствии с текстом – больной должен соотнести некоторые наименования из текста с соответствующими элементами картинки.
методов опознания и называния предметов:
а) конструирование предметов (или их изображений) из отдельных частей (животные, овощи, транспорт и др.);
б) сравнение предметных изображений и нахождение общего и отличного в них;
в) нахождение ошибок в изображениях;
г) дорисовывание заданных абстрактных элементов до любого предмета;
Все эти виды действий подкрепляются вербальным анализом: больные должны либо называть части составляемого предмета, либо дать им соответствующие характеристики.
2 этап обучения. Основная задача – восстановление повторной речи.
правильно повторять слова (серии слов и предложения),
слог, слово (внутри предложения). Слово (предложение) для восприятия подается разбитым на эти части, и больные должны многократно повторять его по частям.
вводится опора на соответствующую картинку (опора на смысл слова-
картинка заменяется графической записью слова (опора на значение слова) и в конце работы – без опоры на смысл и значение
проводится ряд упражнений – запись слова, включение его в предложение с пропущенным; словом
при употреблении этого метода без опоры на картинки обращается внимание больного на значение слова, так как понимание в этом случае способствует увеличению объема восприятия и правильному повторению
3 этап обучения. Основная задача – восстановление понимания речи.
метод реконструкции текста (рассказа) из разрозненных смысловых частей.
приемы реализации состоят в том, что больному даются 3–4 полоски бумаги, на которых напечатаны отдельные куски текста. Больной, прочитав каждый из них, должен составить рассказ;
метод проводится с опорой на серию последовательных картинок: больной составляет серию сюжетных картинок, а затем к каждой из них кладет соответствующий текст, и только после отработки этого он переходит ко второму этапу, который усложняется;
больному дается сюжетная картинка, он должен выделить в ней смысловые куски и обозначить карандашом смысловую связь каждого из них стрелкой. После этого он складывает их в соответствии с последовательной связью в сюжетной картинке. И только после такой работы больного подводят к умению складывать текст из отдельных разрозненных кусков без опоры на картинки. (На оборотной стороне каждого текста стоит порядковый номер, который служит контролем правильности);
метод можно применять и для восстановления понимания фраз.
преодолениепарагнозий и вербальных парафазии.
специальнаяработаведется над восстановлением точного значения каждого слова, его места в семантическом поле, его взаимосвязей с другими словами.