Советская культура в 1920-е – 1930-е гг.: особенности и противоречия развития.




Билет № 47 Советская культура в 1920-е-1930-е гг., особенности и противоречия развития

План ответа.

Понятия «культурная революция», «пролетарская культура», «социалистическая культура» в работах большевистских лидеров, партийных документах, советской и современной историографии. Основные этапы формирования и эволюции советской культуры. Проблема преемственности и разрыва в развитии отечественной культуры ХХ века. Социокультурные аспекты модернизации в СССР.

Партийно-государственная политика в области культуры и культурная жизнь советского общества в годы гражданской войны, в условиях НЭПа, в 30-е гг. Создание советской системы управления культурой. Пролеткульт: теоретическая база, практическая деятельность, взаимоотношения с партийными и государственными органами.

Идеологизация и демократизация культуры. Утверждение официальной идеологии: ее основные положения. Создание советской системы общего и специального образования. Ликвидация неграмотности: основные этапы, проблемы и результаты. Воспитание человека социалистического общества.

Становление советской науки. Складывание сети научных учреждений. Перестройка общественных наук на основе новой идеологии.

Литературно-художественная жизнь в 1920-е годы и политика партии в области литературы и искусства. Создание творческих союзов. Утверждение социалистического реализма как ведущего метода советской литературы и искусства.

Ответ на вопрос.

Советская культура в 1920-е – 1930-е гг.: особенности и противоречия развития.

В условиях формирования политической системы сталинизма проблемы культурной революции стали пониматься упрощенно. Началась активизация процесса насаждения коммунистической идеологии и нравственности. На этом фоне введение обязательного начального, а затем и среднего образования было выдвинуто в качестве главной задачи культурной революции.

Усилились административные рычаги управления культурой в стране. Вместо А. В. Луначарского руководителем Наркомпроса в 1929 г. был назначен секретарь ЦК партии А. С. Бубнов. С начала 1930-х гг. создаются многочисленные органы отраслевого управления культурой: Союзкино, Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию, Всесоюзные комитеты по делам высшей школы и по делам искусств.

В 1930-х гг. происходит оформление механизмов бюрократического управления образованием, наукой и культурой в СССР и начинает осуществляться жесткий контроль над ними аппарата ЦК ВКП(б). В духовной жизни советского общества в этот период устанавливается идеологический диктат партии, усиливается борьба с буржуазной идеологией и антисоветскими взглядами, под которыми подразумеваются любые отклонения от "генеральной линии партии".

Непререкаемыми становятся оценки, данные И. В. Сталиным и другими партийными лидерами. Официальная пропаганда при помощи газет, журналов, радио создает образ светлого будущего, которое строит светский народ. Любые сомнения в верности избранного партией пути воспринимаются как идейная неустойчивость, а тяжелейшие испытания, переносимые поколением 1920-1930-х гг., рисуются как временные трудности.

В художественном творчестве поддерживались созданные на основе метода социалистического реализма произведения, изображавшие красочную советскую действительность. В то же время царила гнетущая атмосфера подозрительности, поиска врагов, нетерпимости к малейшим проявлениям инакомыслия.

С середины 1920-х гг. в СССР была развернута безудержная антирелигиозная пропаганда. Под руководством Е. М. Ярославского (М. И. Губельмана) массовая добровольная организация "Союз воинствующих безбожников" (1925-1947) развернула кампанию против церкви. В крупнейших храмах России - Исаакиевском соборе в Ленинграде и Страстном монастыре в Москве - были созданы музеи атеизма.

Многие культовые сооружения, имевшие историко-художественную ценность, были закрыты и разграблены, а уже в начале 1930-х гг. только в Москве было уничтожено около трети всех храмов, в том числе такие выдающиеся архитектурные памятники, как Чудов и Вознесенский монастыри, церковь Спаса на Бору, храм Христа Спасителя. В ходе массовых репрессий сокрушительный удар был нанесен по отечественной интеллигенции.

В 1920-е гг. по инициативе комсомола был объявлен всесоюзный культпоход за грамотностью. В 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление "О всеобщем обязательном начальном обучении". Вводилось обязательное четырехлетнее обучение детей, а также подростков, не получивших начального образования. Для идеологического обеспечения всеобуча в ряды "культармейцев" было мобилизовано около 1500 партийных и комсомольских работников.

В мае 1934 г. устанавливается следующая градация общеобразовательных учреждений: 4-классная начальная школа, 7-классная неполная средняя и 10-классная полная школа. В результате принятых мер ситуация резко изменилась. Если в 1926 г. 43% советских граждан в возрасте от 9 до 49 лет были неграмотными, то к 1939 г. грамотного населения СССР в возрасте старше девяти лет стало 81,2%.

В начале 1930-х гг. образуются техникумы и школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). С 1934 г. в школах вводятся новые программы обучения, включающие историю и географию, огромными тиражами издаются учебники. К концу 1930-х гг. около 70% всего взрослого населения страны умели читать и писать, а в 1940 г. по количеству школьников и студентов Советский Союз занял первое место в мире.

Это стало возможным благодаря государственной поддержке развития народного образования, расходы на которое увеличились с 1928 по 1938 г. в 14 раз. В годы первых пятилеток были достигнуты успехи и в области высшего образования. К концу первой пятилетки число вузов в стране достигло 700, при этом большинство политехнических институтов создавалось на базе техникумов.

Резко изменился состав студенческой аудитории, так как ее основным контингентом стала рабоче-крестьянская молодежь. В результате принятых мер к концу 1930-х гг. новая советская интеллигенция, подготовленная в вузах страны, составила почти 90% всей общей численности.

Академия наук СССР (АН СССР), преобразованная в 1925 г., внесла значительный вклад в организацию советской науки. Этими вопросами занималась и Всесоюзная ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому строительству (ВАРНИТСО). Ее деятельность ярко отразила все сложности и противоречия, существующие в этот период в научной среде.

Такая ситуация позволила партийно-государственному аппарату взять под жесткий контроль научные исследования. Особое внимание уделялось контролю над гуманитарными отраслями науки. Представители ВАРНИТСО обвиняли АН СССР в потворстве чуждым советскому строю ученым. Пропагандистские действия, а также громкий "шахтинский процесс" способствовали тому, что весной 1929 г. была развернута масштабная чистка в АН СССР, начались аресты по "делу Академии наук" (причем большинство арестованных составляли историки, архивисты, этнографы, краеведы).

Главой "монархического заговора" ученых был объявлен директор библиотеки АН СССР академик С. Ф. Платонов. Репрессиям подверглись академики Е. В. Тарле, Н. П. Лихачев, члены-корреспонденты Ю. В. Готье, Д. Н. Егоров, А. И. Яковлев и др. В результате общественные науки в СССР оказались обречены на застой и деградацию, находясь под неусыпным партийно-государственным контролем. После постановлений ЦК ВКП(б) "О журнале "Под знаменем марксизма"" и "О работе Комакадемии" методологические проблемы истории развития общества оказались в центре внимания самого Сталина.

По его указанию была осуждена историческая концепция "псевдонаучной" школы М. Н. Покровского, а с 1934 г. началось формирование советской академической и вузовской исторической науки: были открыты исторические факультеты, учреждены историко-философско-филологические вузы в Ленинграде и Москве (МИФЛИ и ЛИФЛИ). В 1936 г. была ликвидирована Коммунистическая академия, а в системе АН СССР создан Институт истории. С 1938 г. катехизисом советских обществоведов стал "Краткий курс истории ВКП(б)".

В условиях индустриального рывка особое значение имели научные исследования в области естественных и технических наук, так как их результаты были необходимы для развития промышленного производства.

Конечно, негативные последствия вмешательства партийных структур коснулись и этих отраслей знаний ("вредными" были объявлены такие науки, как генетика, молекулярная биология, кибернетика, а также гелиобиология, основоположником которой был А. Л. Чижевский), но востребованность в передовых технологиях позволила продолжить исследования в лучших традициях отечественной науки.

Мировое признание получила советская физическая школа, представителями которой были С. II. Вавилов (проблемы оптики), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. Л. Капица (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштам (труды в области радиофизики и оптики) и др. Отечественные физики начали интенсивные исследования атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Д. Д. Иваненко, Б. В. и И. В. Курчатовы и др.).

С. П. Королев и Ф. А. Цандер занимались разработкой теоретических проблем освоения космического пространства. Крупный вклад в развитие прикладной науки внесли ученые-химики Н. Д. Зелинский, Н. С. Курнаков, А. Е. Фаворский, А. Н. Бах, С. В. Лебедев. Был открыт способ получения синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс и других органических продуктов.

Значительные успехи были достигнуты отечественными биологами Д. Н. Прянишниковым, В. С. Пустовойтом, В. Р. Вильямсом. Продолжал свои исследования признанный патриарх физиологов академик И. П. Павлов. Важным событием в развитии биологии стало создание Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) в 1929 г. Ее первым президентом стал выдающийся ученый-генетик Н. И. Вавилов. В рамках ВАСХНИЛ продолжались работы известного селекционера И. В. Мичурина.

В сфере художественного творчества новые принципы организации советского общества в условиях политической системы сталинизма отразились в формировании творческих союзов.

23 апреля 1932 г. ЦК партии принял постановление "О перестройке литературно-художественных организаций", согласно которому ликвидировались все прежние объединения литераторов и предписывалось провести изменения "по линии других видов искусств".

В 1932 г. были образованы Союз композиторов, Союз архитекторов и Союз художников (на республиканском уровне; на всесоюзном он был оформлен в 1957 г.), а в 1934 г. - Союз писателей СССР. На его первом съезде главой Союза был избран М. Горький, первым секретарем правления - ответственный работник ЦК партии А. С. Щербаков.

Членство в союзах являлось необходимой частью творчества и базой материального благосостояния деятелей культуры, отлучение от союза превращало художника в изгоя. Основополагающим был провозглашен метод социалистического реализма, согласно которому от художника требовалось не просто описывать "объективную реальность", а "правдиво и исторически конкретно изображать действительность в ее революционном развитии".

Но даже в этих условиях в 1930-е гг. создаются такие значительные произведения советской литературы, как роман "Жизнь Клима Самгина", пьесы "Егор Булычев и другие", "Достигаев и другие" М. Горького, трилогия "Хождение по мукам" А. Н. Толстого, роман-эпопея "Тихий Дон" и первая часть "Поднятой целины" М. А. Шолохова. Именно в эти годы М. А. Булгаков пишет свой лучший роман "Мастер и Маргарита" (впервые он был опубликован в 1960-е гг.).

Выходят в свет произведения Л. М. Леонова, Е. И. Замятина, Ф. В. Гладкова, В. П. Катаева, К. Г. Паустовского, М. С. Шагинян, Ю. Н. Тынянова, М. М. Зощенко, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Н. А. Островского, А. А. Фадеева и др.

В сокровищницу мировой поэзии вошли произведения А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, A. Т. Твардовского, Б. Л. Пастернака.

В детской литературе успешно работают С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, А. П. Гайдар, Б. С. Житков, Л. А. Кассиль, А. Л. Барто, С. В. Михалков, B. В. Бианки, Л. Пантелеев (А. И. Еремеев) и др.

В условиях культа личности Сталина портреты и монументы вождя стали неизменными атрибутами художественного творчества. Однако и в этих условиях создавались подлинные шедевры мирового изобразительного искусства.

К ним относятся полотна К. С. Петрова-Водкина, М. Б. Грекова, Б. В. Иогансона, А. А. Дейнеки, С. В. Герасимова.

В портретном жанре успешно работали такие выдающиеся мастера, как М. В. Нестеров, П. П. Кончаловский и П. Д. Корин.

Удивительной самобытностью отмечены картины М. С. Сарьяна.

Символами эпохи победившего социализма стали великолепные скульптуры В. И. Мухиной, И. Д. Шадра (Иванова), Н. А. Андреева.

В развитие театрального искусства в эти годы большую лепту внесли не только "канонизированные" постановки МХАТа (во главе которого стоял В. И. Немирович-Данченко) и Малого театра, но и спектакли театра В. Э. Мейерхольда, Камерного театра А. Я. Таирова, Театра революции А. Д. Попова, Ленинградского Театра комедии Н. П. Акимова. Развивался детский театр, и особую роль в этом сыграл созданный Натальей Ильиничной Сац Московский театр для детей.

В Советском Союзе важнейшим из искусств становится кинематограф. В конце 1920-х гг. отечественное кинопроизводство окончательно вытесняет зарубежные фильмы.

В развитие мирового киноискусства огромный вклад внесли выдающиеся советские документалисты Дзига Вертов (Д. А. Кауфман), Э. К. Тиссе, А. М. Згуриди, Эсфирь Ильинична Шуб. Первым советским звуковым игровым фильмом стала "Путевка в жизнь" режиссера Николая Экка.

К числу лучших художественных лент принадлежат фильмы, проникнутые революционной героикой и пафосом социалистического созидания ("Семеро смелых" и "Комсомольск" С. А. Герасимова, "Депутат Балтики" И. Е. Хейфица и А. Г. Зархи, трилогия о Максиме Г. М. Козинцева и Л. 3. Трауберга, "Человек с ружьем" С. И. Юткевича, "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году" М. И. Ромма, "Чапаев" братьев Васильевых1).

Неизменным успехом пользовались знаменитые музыкальные комедии Г. В. Александрова ("Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга" с участием замечательной актрисы Л. П. Орловой).

Благодаря кинематографу популярность получили песни И. О. Дунаевского, Б. А. Мокроусова. Симфонические произведения создавались композиторами С. С. Прокофьевым, Д. Д. Шостаковичем, А. И. Хачатуряном, Т. Н. Хренниковым, Д. Б. Кабалевским.

Волна репрессий 1930-х гг. унесла жизни сотен деятелей литературы и искусства. Жертвами сталинского произвола стали О. Э. Мандельштам, И. Э. Бабель, Н. А. Клюев, С. А. Клычков, П. II. Васильев, В. Ф. Наседкин, В. Э. Мейерхольд, травле подвергались М. А. Булгаков, Е. И. Замятин, Б. Л. Пастернак, Д. Д. Шостакович, А. В. Лентулов, Д. П. Штеренберг и др.

Таблица (Культура СССР в 1920-1930 гг.)

Метод социалистического реализма в искусстве. 1) искусство как орудие «построения социализма в одной стране» 2) культура как поле классовой борьбы 3) жесткий контроль над духовно-культурной жизнью 4) формирование «принципа партийной литературы» - соответствие литературы идеям марксизма и государственной идеологии 5) создание идеи «социалистического реализма» и ее развитие (1932 г.) - пропаганда и идеализация идей марксизма в искусстве - критика буржуазного Запада 6) создание программы и единой организации «Союз советских писателей» (1934 г., М. Горький) - только члены этой организации считались профессионалами - контроль через партийных «надсмотрщиков» и материальное обеспечение через Лит.фонд - массовое создание официальных организаций (со своими СМИ) 7) советская классика (воспевание революции и победы большевиков в Гражданской войне) - Горьков, Фурманов, Серафимович, Фадеев, Шолохов, Островский, Маяковский, - новый литературный герой «борец за власть советов» 8) опала неугодных писателей и их депортация/арест - Ахматова, Булгаков, Хармс, Введенский, Конашевич, Лебедев - обвинение в не реализме используемых образов (стихи, мультфильмы) - нападки на «чуковщину» 9) 1936 г. осуждающие статьи в газете «Правда» - за формализм, за буржуазные идеи и традиции, за безыдейность - непринятие работ тех, кто попал в опалу Воспитание «нового человека» (homo soveticus). 1) создание нового человека с чисто советским мышлением и мировоззрением а) необходимость построения социализма б) создание идеального образа жизни советского общества в) жесткая цензура и контроль за информацией, доставляемой в общество - общий энтузиазм и вера в светлое будущее - идея о героизме защитников отечества и прошлом Родины - создание оборонительных рубежей, формирование тактики агрессивной обороны - воспевание Невского, Пожарского, Минина, Грозного, Донского, Петра I - формирование клубной системы (обсуждение и воспитание «новых людей») (к 1936 г. 5123 клуба) - создание «красных уголков» (65 тыс.) - секции по интересам (производства, прогресс, спорт) г) система курортов и баз - пионерское движение (Комсомол), нормы ГТО - парады (оформление искусствоведами и композиторами) Искусство и государственное строительство. а) сочетание необходимости пятилетки в строительстве зданий, и искусства их создания - 1934-1940 гг. возведение Театра Красной Армии (Москва) - единство идеологии и чувства прекрасного - с 1939 г. начало работы ВСХВ (с/х выставка (хвастовство достижениями) - кинематограф как культурно-идеологическое явление - исторические произведения и фильмы (с выгодного света) - расцвет музыкального сопровождения фильмов - репрессии на неугодных творцов, запрет их работ - преобладание оперного и балетного театров (с рев. тематикой)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: