Изучение нового материала.




ЛЕКЦИЯ 13.

Современная философия.

Организационный момент.

2. Объявление темы, цели и плана урока. Цель – «Сегодня на занятии вы узнаете об основных направлениях философии ХХ века (неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм), а также о философии бессознательного».

План:

2.1. Повторение пройденного «Сначала мы повторим предыдущую тему».

2.2. Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм.

2.3. Философия бессознательного.

2.4. Самостоятельная работа.

Повторение пройденного.

3.1. Дайте определение утилитаризма.

3.2. Опишите позицию Иеремии Бентама по вопросам морали и морального выбора.

3.3. Дайте определение трансцендентализма.

3.4. Назовите главные задачи кантовской трансцендентальной философии.

3.5. Что способствовало возникновению марксизма?

3.6. Опишите отношения между капиталистом и рабочими по К. Марксу.

3.7. Чем социалистические отношения отличаются от капиталистических?

Изучение нового материала.

4.1. Сегодня мы рассмотрим основные виды современной философии. Под запись. «Неопозитивизм – философское течение, развитие идей позитивизма, и в этом качестве так же противопоставляет философию науке и считает, что единственным возможным знанием является только специально-научное знание. Вместе с тем неопозитивизм сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научного знания, а к разработке методов анализа знания. Неопозитивизм рассматривает формы языка - научного, философского или повседневного - и пытается осуществлять анализ знания через возможности выражения его в языке.

Прагматизм (от греч. prágma, - дело, действие), философское учение, возникшее в 1870-х гг. и получившее наибольшее распространение в 20 в. в период до 2-й мировой войны, оказав сильнейшее влияние на всю духовную жизнь страны. Согласно идеям прагматизма, философия должна быть общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных («проблематических») ситуациях, в процессе их деятельности, протекающей в непрерывно меняющемся мире. Все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач. Прагматизм рассматривает мышление лишь как средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия. Функция мысли состоит только в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия, в выборе средств, необходимых для достижения цели или для решения «проблематической ситуации». Идеи, понятия и теории - это лишь инструменты, орудия или планы действия. Их значение целиком сводится к возможным практическим последствиям. Соответственно истина определяется как полезность или работоспособность идеи, из чего вытекает абсолютизация роли успеха, превращение его не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, иррационалистическое направление современной буржуазной философии, возникшее после Первой мировой войны в Германии (первая волна, Мартин Хайдеггер) и после Второй мировой войны во Франции (вторая волна, Жан-Поль Сартр). Экзистенциализм рассматривает такие вопросы, как размышление человека о самом себе, о своем существовании, о сущности своего бытия, о смысле жизни, о месте и роли человека в мире, в котором он живет, о ценностях, которые определяют его жизненную позицию. Однако ответы на эти вопросы даются в контексте отражения ситуации, в которой оказалась Европа по итогам Первой мировой и после Второй мировой войны: духовный кризис, военная, экономическая, политическая, моральная катастрофа. Поэтому можно сказать, что в целом это философия, отражающая исторические катастрофы и место конкретного человека в них и в их последствиях. В философии экзистенциализма выражается деятельная, активная позиция, которая заключается в том, что каждый свободный человек рассматривается как неповторимая, уникальная личность, которая несет ответственность за все свои поступки, а не оправдывает себя обстоятельствами. Человек есть то, чем он сам решил быть в этом мире».

4.2. Под запись. «Проблема бессознательного рассматривалась с двух сторон – в контексте философского восприятия действительности и как один из аспектов психической деятельности человека. С точки зрения философии Бессознательное последовательно представляется как низшая форма душевной деятельности за порогом осознанных представлений (Готфрид Лейбниц), как часть интуиции (познания в форме озарения) (Кант), как глубинный источник творчества (поэты эпохи романтизма), как направление в иррационализме (основа миропонимания – нечто недоступное разуму или иноприродное ему, при этом утверждается алогичный и иррациональный характер самого бытия). С точки зрения науки Бессознательное еще в 18 в. рассматривалось в связи с деятельностью нервной системы (Дейвид Гартли), а впоследствии, уже в 1824 г., Иоганн Фридрих Гербарт выдвинул гипотезу, согласно которой Бессознательное является областью душевной деятельности, в которой существуют и воздействуют на сознание идеи, вытесненные в результате конфликта несовместимых идей в подсознание. Наличие таких идей в подсознании пытались определить и по возможности ликвидировать их с помощью гипноза. В ходе исследований Жана Мартена Шарко была вскрыта психическая деятельность патогенного характера, не осознаваемая пациентом. Продолжением этой линии явилась концепция австрийского врача и психолога 3. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма — вытеснения. Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил Бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Швейцарский психолог К. Юнг, помимо личного Бессознательное, ввёл понятие коллективного Бессознательное, объективной психики, разные уровни которой идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества».

4.3. Самостоятельная работа на уроке. Запишите в тетради подзаголовок «Основные черты экзистенциализма», перейдите по ссылке https://www.solecity.ru/philosophy/existensialism, прочитайте текст и законспектируйте основные черты экзистенциализма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: