ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ И ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.




Чебоксарский институт (филиал)

ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет»

Кафедра Транспортно-технологические машины

ОТЧЕТ

по

ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

по дисциплине _________________________________________

 

Выполнил(а):

студент(ка)_______________________________

_________________________________________

группы __________________________________

учебный шифр ___________________________

 

Проверил(а):

Доцент Кузьмина О.В.

 

Чебоксары 20____

Лабораторная работа №1.

ХИМИЧЕСКАЯ КИНЕТИКА. ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.

Цель работы – изучение скорости химической реакции и ее зависимости от концентрации реагирующих веществ, а также изучение влияния температуры и концентрации реагирующих веществ на положение химического равновесия.

 

Опыт 1. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ.

Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ изучали на примере взаимодействия тиосульфата натрия с серной кислотой:

Na2S2O3 + H2SO4 → Na2SO4 + SO2 ↑+ S↓ + H2O

В первую колбу поместили 15 мл 0,05н раствора Na2S2O3; во вторую – 10 мл раствора Na2S2O3 и 5 мл воды; в третью – 5 мл раствора Na2S2O3 и 10 мл воды. Затем в первую колбу прилили 5 мл 1н раствора H2SO4, полученную смесь быстро перемешали и отметили время начала помутнения раствора. То же самое проделали и с двумя другими колбами. Результаты измерений внесли в таблицу.

№ колбы Объем, мл Общий объем раствора, мл Условная концент-рация Na2S2O3 Время начала помутне-ния τ, с Относительная скорость реакции v =1/ τ
Na2S2O3 H2O H2SO4
    -          
               
               

 

Построили график зависимости относительной скорости реакции v от условной концентрации Na2S2O3.

 

Относительная скорость реакции                                  
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
  1 2 3 Условная концентрация Na2S2O3

 

Рис.1. График зависимости относительной скорости реакции v от условной концентрации Na2S2O3.

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

 

Опыт 2. Влияние концентрации веществ на химическое равновесие.

В данном опыте изучают обратимую реакцию взаимодействия хлорида железа (III) с тиоцианатом (или роданидом) аммония.

FeCl3 + 3 NH4(NCS) ↔ Fe(NCS)3 + 3NH4Cl

В пробирку на 2/3 внесли разбавленный раствор хлорида железа (III) FeCl3 и добавили несколько капель тиоцианата аммония NH4(NCS), перелив из одной пробирки в другую размешали раствор. Цвет образовавшегося раствора - _______________. Содержимое пробирки разделили на четыре части: в одну из пробирок добавили несколько кристалликов FeCl3, в другую - NH4(NCS), в третью - NH4Cl, четвертую пробирку оставили для сравнения. Отметили изменение интенсивности окраски в каждом случае, результаты опыта занесли в таблицу.

 

Вещество, добавленное в исходный раствор Изменение интенсивности окраски (усиление или ослабление) Направление смещения равновесия (вправо или влево)
FeCl3    
NH4(NCS)    
NH4Cl    

 

Выражение константы равновесия данной реакции:

 

 

Вывод: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Опыт 3. Изучение влияния температуры на положение химического равновесия.

Протекание прямого и обратного процессов в системе

NH3 + H2O ↔ NH3·H2O ↔ NH4+ + ОН, ΔH < 0
нейтральный раствор   щелочной раствор

 

связано с изменением кислотно-основного характера среды. В результате протекания прямого процесса образуются гидроксидные ионы – OH, и среда становится щелочной. Обратный процесс приводит к образованию нейтральной среды (NH3 + H2O). О направлении смещения химического равновесия в данной системе можно судить по изменению цвета растворов в присутствии кислотно-основного индикатора фенолфталеина.

В пробирку налили 5 мл дистиллированной воды и добавили до 10 капель раствора аммиака. Прибавили несколько капель фенолфталеина и перемешали раствор, его цвет ______________________. Отлили 2-3 мл полученного раствора в другую пробирку и нагрели ее на спиртовке до ______________________________. Охладили пробирку в стакане с холодной водой). Окраска раствора стала _________________.

В соответствии с принципом Ле-Шателье, это можно объяснить следующим образом

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Лабораторная работа №2.

РАСТВОРЫКИСЛОТ, ОСНОВАНИЙ, СОЛЕЙ

И ИХ СВОЙСТВА.

Цель работы – исследование свойств растворов сильных и слабых электролитов, изучение реакций в растворах электролитов и приобретение навыков составленияуравнений этих реакций в молекулярном и ионно-молекулярном виде; научиться определять рН среды при помощи кислотно-основных катализаторов методом визуального колориметрирования; познакомиться с методикой проведения кислотно-основного титрования и методикой расчета концентрации исследуемого вещества.

 

Опыт 1. Изменение окраски кислотно-основного индикатора в зависимости от рН среды.

В девять пробирок налили по 2 мл дистиллированной воды. В каждую вторую пробирку в тройке добавили несколько капель 1н. раствора H2SO4, в каждую третью - несколько капель 1н. раствора NaOH (в первых пробирках нейтральная среда), хорошо перемешали содержимое пробирок. Затем в первую тройку пробирок добавили несколько капель раствора лакмуса, во вторую – метилоранж, в третью тройку – фенолфталеин, встряхнули. Отметили окраску растворов в каждом случае, результаты наблюдений занесли в таблицу.

 

Название индикатора Окраска индикатора
в нейтральной среде в кислой среде в щелочной среде
Лакмус      
Метилоранж      
Фенолфталеин      

 

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

Опыт 2. Определение концентрации раствора соляной кислоты методом кислотно-основного титрования.

Из общего раствора пипеткой отобрали 10 мл раствора соляной кислоты HCl (V B) и перенесли в коническую колбу. Добавили несколько капель индикатора фенолфталеина, хорошо перемешали. Окраску раствора ______________________. Коническую колбу с приготовленной пробой поставили под наконечник бюретки, которую предварительно заполнили 1н. (N A) раствором щелочи NaOH. Уровень раствора NaOH (по нижнему уровню мениска) находился на нулевой отметке. Далее приступили к титрованию: одной рукой спускали раствор NaOH из бюретки небольшими порциями, при этом другой рукой кругообразными движениями перемешивали содержимое колбы. Продолжали добавлять рабочий раствор до тех пор, пока с последней каплей не изменился цвет исследуемого раствора:_____________________. Отметили уровень раствора NaOH (V A), израсходованный на нейтрализацию соляной кислоты. Титрование повторили еще раз, результаты занесли в таблицу.

 

Объем раствора HCl (VB), мл Объем раствора NaOH (VА), израсходованного на титрование, мл Среднее значение VА, мл NВ(HCl), моль-экв/л ТВ(HCl), г/мл
         
           

 

Рассчитали нормальную концентрацию (N В) и титр (Т В) раствора HCl по следующим формулам:

N B = N A V A / V B,

где N A, N B нормальные концентрации рабочего раствора А и определяемого вещества В, моль-экв/л; V A, V B объемывеществ А и В, л (мл).

 

T B = N B fэкв M В / 1000,

где Т В – титр вещества В (масса вещества В, содержащегося в 1 мл раствора), г/мл; fэкв – фактор эквивалентности вещества В; М В – молярная масса вещества В, моль/л; N B нормальность вещества В, моль-экв/л.

 

Уравнение реакции:

 

 

Расчеты:

 

N B =

 

T B =

 

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Опыт 3. Гидролиз солей.

В шести склянках находятся растворы солей KNO3, Na2CO3, BaCl2, Al2(SO4)3, Na2SO4, FeCl3. Стеклянной палочкой нанесли каплю каждого раствора на небольшой кусочек универсальной индикторной бумаги, отметили ее окраску в каждом случае и при сравнении со шкалой определили рН растворов. Полученные результаты занесли в таблицу.

 

Формула соли Окраска унивeрсальной индикаторной бумаги Реакция среды рН растворов Какими основанием и кислотой образована соль (сильный или слабый электролит)
KNO3        
Na2CO3        
BaCl2        
Al2(SO4)3        
Na2SO4        
FeCl3        

 

Молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций гидролиза по первой ступени:

 

1.___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

Опыт 4. Определение характера гидроксидов металлов. Амфотерность.

В три пробирки налили по 3-4 мл водных растворов солей MgSO4, ZnCl2, CrCl3. Во все пробирки добавили несколько капель 1н. раствора NaOH до образования осадков. Далее содержимое каждой пробирки разделили на 2 части: к первой части добавили несколько капель 1н. раствора азотной кислоты HNO3, а ко второй - 1н. раствора щелочи NaOH. Свои наблюдения и выводы занесли в таблицу.

 

Гидроксиды Растворимость Характер гидроксида
в кислотах в щелочах
       
       
       

 

Уравнения реакций получения гидроксидов в молекулярном и ионном виде:

 

1.___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

Молекулярные и ионные уравнения реакций взаимодействия гидроксидов с кислотой и щелочью:

 

1.___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. __________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

 

Лабораторная работа №3

ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ И ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

Цель работы - приобретение навыков составления уравнений окислительно-восстановительных реакций; экспериментальное изучение электрохимических процессов, протекающих в работающих гальванических элементах, при электролизе водных растворов солей; ознакомление с процессами, обуславливающими электрохимическую коррозию металлов и сплавов.

 

Опыт 1. Изучение окислительной активности перманганата калия в разных средах.

В три пробирки налили по 2 мл раствора перманганата калия КМnО4. Для приготовления кислой, нейтральной и щелочной реакционных сред в первую пробирку добавили несколько капель серной кислоты, вторую пробирку оставили без изменений, в третью – добавили несколько капель концентрированного раствора щелочи NaOH. После этого в каждую пробирку добавили небольшое количество раствора сульфита натрия Na2SO3. Отметили изменения цвета растворов, наблюдения внесли в таблицу.

 

Среда Цвет раствора Продукты реакции Степень окисления Mn в продуктах реакции
кислая      
нейтральная      
щелочная      

Составили электронные уравнения процессов окисления и восстановления, расставили коэффициенты методом электронного баланса:

KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 → MnSO4 + Na2SO4 + K2SO4 + Н2О

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

KMnO4 + Na2SO3 + H2O → MnO2 + Na2SO4 + KOН

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

KMnO4 + Na2SO3 + KOН → K2MnO4 + Na2SO4 + Н2О

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Опыт 2. Влияние образования гальванических пар на электрохимическую коррозию металлов в кислой среде.

2а. Налили в пробирку около 3-5 мл 0,5 М серной кислоты. Опустили в нее цинковую пластинку. Наблюдали образование газа _________. Далее коснулись цинковой пластинки медной проволокой. При этом наблюдали ________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2б. Заменили медную проволоку на алюминиевую. При этом наблюдали ________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

Результаты опытов объединили в таблицу.

 

Значения электродных потенциалов Но-мер опыта Схема гальванического элемента Электродные процессы Общее уравнение реакции
на аноде на катоде
E0Zn2+/Zn= E0Cu2+/Cu= E0Al3+/Al= E02H+/H2=   Zn|Zn2+|| 2H+|H2 (Cu)      
  Al|Al3+|| 2H+|H2 (Zn)      

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Опыт 3. Изучение защитных свойств катодных и анодных покрытий.

Приготовили три пробирки. В первую налили 2-3 мл раствора FeSO4 и добавили несколько капель красной кровяной соли K3[Fe(CN)6]. Раствор окрашивается в ______________ цвет из-за образования комплекса турнбулевой сини Fe3[Fe(CN)6]2 (качественная реакция на ион Fe2+). Эту пробирку оставили для сравнения. Уравнение происходящей реакции:

 

____________________________________________________________________

 

В оставшиеся две пробирки налили по 3-5 мл раствора серной кислоты и добавили несколько капель красной кровяной соли K3[Fe(CN)6] и опустили в них пластинки луженого (покрытого оловом) и оцинкованного железа с нанесенными царапинами. Через несколько минут отметили изменение окраски раствора в пробирках и сравнили с цветом раствора в первой пробирке.

 

Пластинка Fe – Zn Fe – Sn
Цвет    
Анодная реакция    
Катодная реакция    
Схема коррозион-ного гальваничес-кого элемента    

 

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

 

Опыт 4. Электролиз водного раствора сульфата меди.

 

Заполнили электролизер раствором CuSO4. Опустили в электролизер графитовые электроды и подключили электроды к положительному (анод) и отрицательному (катод) полюсам источника тока. Через 5 мин прекратили электролиз, выключив прибор из сети, извлекли из электролизера катод и отметили произошедшие изменения: ____________________________________

____________________________________________________________________. Прежде чем вытащить анод, оценили его внешний вид и отметили, что ____________________________. В прианодное пространство опустили индикаторную бумагу. Её цвет стал ___________________. Это означает, что ____________________________________________________________________.

 

Схема установки.

 

 

Анодный процесс: ___________________________________________________

Катодный процесс: ___________________________________________________

Общее уравнение процесса:

____________________________________________________________________

 

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

Опыт 5. Измерение ЭДС биметаллического Al - Cu гальванического элемента.

В два стакана на 50 мл налили немного 1 М растворов солей Al2(SO4)3 и CuSO4, в растворы опустили соответствующие металлические пластины. Далее растворы соединили при помощи электролитического ключа (полоска фильтровальной бумаги, смоченная насыщенным раствором хлорида калия), а металлические пластины соединили проводами через измерительное устройство. Измерения производили некомпенсационным методом при помощи вольтметра.

Показания прибора: ЭДСэксп = ________ В.

 

Теоретическое значение ЭДСтеор элемента рассчитали через стандартные электродные потенциалы по формуле:

ЭДСтеор =

 

 

Схема установки.

 

Анодный процесс: ___________________________________________________

Катодный процесс: ___________________________________________________

Общее токообразующее уравнение:

____________________________________________________________________

Схема гальванического элемента:

____________________________________________________________________

 

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: