Конспект урока химии (10 класс)
.
Тема урока: Амины.
Цели урока:
Образовательная:
· закрепить знания учащихся о причинах, порождающих многообразие аминов,
· расширить представление о ковалентной связи на примере аминов,
· усвоить строение и свойства аминов,
· дать новое понятие термина “основание в свете протолитической теории”,
· расширить сведения о влиянии строения веществ на их свойства,
· способствовать формированию умения учащихся находить причинно-следственные связи между явлениями,
· развивать у учащихся умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, сообщать информацию о загрязнении окружающей среды аминами, а так же о действии их на организм человека.
Воспитательная:
Сформировать положительное отношение к изучению предмета, умение выслушивать своих товарищей, воспитывать творчески мыслящую личность
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Ход урока:
I. Введение.
В органической химии имеются вещества, содержащие в своем составе азот. Эти соединения играют чрезвычайно важную роль в нашей жизни. (Например, белки). Большой вклад в изучение и получение азотосодержащих органических соединений внесли русские ученые А.Я. Данилевский и Н.Н. Зинин.
Называем азотосодержащие соединения и записывают их формулы. Анализируя их строение, приходим к выводу, что некоторые соединения содержат нитрогруппу, связанную непосредственно с углеводородным радикалом – это нитросоединения.
Известны и другие соединения, содержащие азот. Важнейшие из них – амины, аминокислоты, белки.
Амины можно представить как производные аммиака, в молекулах которого один или несколько атомов водорода заменены на углеводородные радикалы
|
II. Номенклатура (Запись в тетрадь)
Вещества называют по тем радикалам, которые входят в состав молекулы, с прибавлением слова “амин”.
Назвать вещества.
CH3 – CH2 – CН2 – NH2
CH3 – CН2 – CН2 – CН2 – NH2
Амины делятся на: Не записывать!!!
Первичные СН3 – NН2, С2Н5 – NН2
Вторичные СН3 – NН – СН3, С2Н5 – NН2 –С2Н5
Третичные СН3 – N – СН3, С2Н5 – NН2 –С2Н5
СН3 СН3
III. Физические свойства аминов.
Метиламин, диметиламин и триметиламин — газообразные вещества, с запахом аммиака, хорошо растворяются в воде, так как их молекулы образуют водородные связи с молекулами воды. Средние члены алифатического ряда – жидкости со слабым запахом тухлой рыбы, с постепенно повышающейся температурой кипения. Высшие амины (начиная с С16Н35N — твердые нерастворимые вещества, не имеющие запаха. Ароматические амины – бесцветные высококипящие жидкости или твердые вещества, практически нерастворимые в воде. Связь N–H является полярной, поэтому первичные и вторичные амины образуют межмолекулярные водородные связи (несколько более слабые, чем Н-связи с участием группы О–Н).Это объясняет относительно высокую температуру кипения аминов по сравнению с неполярными соединениями со сходной молекулярной массой.
Анилин (фениламин) С6H5NH2 – важнейший из ароматических аминов:
Анилин представляет собой бесцветную маслянистую жидкость с характерным запахом (т. кип. 184 °С, т. пл. – 6 °С). На воздухе быстро окисляется и приобретает красно-бурую окраску. Ядовит.