Рекомендации преподавателям вуза по оптимизации уровня тревожности




Чтобы существенно снизить тревожность, необходимо обеспечить реальный успех в какой-либо деятельности. Меньше критиковать и больше подбадривать, причем не сравнивать с другими, а только с самим собой, оценивая улучшение результатов.

Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи студента не велики. Не фиксировать постоянно внимание на неудачах, а отмечать малейший успех.

Доверительный контакт и теплые эмоциональные отношения тоже могут снизить общую тревожность.

Необходимо изучать систему личных отношений студента в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, для создания благоприятного эмоционального климата.

Не оставлять без внимания непопулярных студентов. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, что бы улучшить их положение в системе межличностных взаимоотношений.

Мотивировать таких студентов на успех, включая в общественную жизнь.

 

 


Заключение

 

Анализ психологической литературы показал, что людям дана способность беспокоиться о многом, и эту способность надо рассматривать как свидетельство небезразличного отношения к жизни. Но иногда это беспокойство не обосновано обстоятельствами или приобретает неадекватную форму: человек начинает тревожится всегда и везде и от этого не может чувствовать себя достаточно спокойно для того, чтобы разумно воспринимать и правильно реагировать на те или иные обстоятельства жизни.

Выделяют два вида тревожности: личностная – проявляется всегда и везде; ситуативная – проявляется только в определённых, типичных ситуациях.

В частности может выступать в общении с незнакомыми людьми, занимающими высокое положение, в личном общении, в общении с людьми противоположного пола, во время экзаменов.

Качественный и колличественый анализ данных полученных в результате проведенного исследования показал, что студентам первых курсов характерен высокий уровень тревожности.

В развивающем эксперименте нам удалось снизить уровень тревожности у студентов первых курсов, что говорит об эффективности тренинговых упражнений на данном этапе адаптации студентов как к ВУЗу, так и к новым условиям жизни. И возможности более спокойно, а следователь эффективнее преодолевать жизненные препятствия.

Мы считаем, что проведение таких упражнений необходимо для повышения продуктивности работы студентов. Для повышения самооценки и развития внутренней мотивации на достижение жизненных целей.

Таким образом, на основе выше сказанного мы можем сказать, что с поставленными задачами мы справились.


Список использованной литературы

 

1. Бахур В.Т. Эмоции: плюсы и минусы. – М.: Знание, 1975. – 95 с.

2. Бачинин В.А. Психология. Энциклопедический словарь. – СПб.: Из-во Михайлова В.А., 2005 – 272 с.

3. Большая психологическая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2007. -544 с.

4. Бреслав Г.М. Психология эмоций: учеб. Пособие для вузов. ‑ М.: Академия: Смысл, 2004 – 541 с.

5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось – 89», 2005. – 256 с.

6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. пед. Вузов/ сост. и. науч. ред. Мухина В.С., Хвостаков А.А. – М.: Изд. – во центр «Академия» – 2000. – 624 с.

7. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учеб. Пособие для вузов ‑ М.: Трикста; Акад. Проект – 2006. – 255 с.

8. Дьяченко М.И. и др. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. – Мн.: Харвест, 2006. – 416 с.

9. Душков Б.А. Психология человекознания/ Б.А. Душков. – М.: Персэ, 2003 – 477 с.

10. Дьяченко М.И., Кондыбович Л.А., Психологический словарь – справочник. – Мн.: Харвест.: АСТ, 2001. – 576 с.

11. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 256 с.

12. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник/ – 2-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 336 с.

13. Изард Кэррол Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2002. – 460 с.

14. Изард К. Эмоции человека. (Пер. с анг.) / Под. ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой; Вступ. статья А.Е. Ольшанниковой. – М.: Изд. – во МГУ, 1980.

15. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

16. Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевского, – М.: 195 с.

17. Лэнгле А. Введение в экспериментально-аналитическую теорию эмоций // Вопросы психологии. – июнь – август. – 2004 – № 4. С 13–21

18. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер. с англ. А.Г. Гладкова. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 432 с.

19. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 320 с.

20. Петровский А.В. Психология – России 20-го века. – М.: изд-во – 2000. – 425 с.

21. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 303 с.

22. Прихожан А.М., Дубровина И.В. Психология. – М.: АКАДЕМИЯ, 1999 – 461 с.

23. Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Л.В. Куликов. – СПб и др; ПИТЕР, 2000. – 476 с.

24. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в ВУЗе. – Кишинев: ШТИИЦА, 1990 -114 с.

25. Реан А.А. Психология изучения личности /Учебное пособие. Изд. Михайлова В.А. С – П., 1999. – 324

26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании; Учебное пособие – М.: ВЛАДОС, 1996 – 529 с.

27. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии, психология развития человека.: Учеб. пособие для вузов – М.: Школьная пресса, 2000–416 с.

28. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – 4-е изд. – Ростов н / Дону. – 2001–672 с.

29. Хрестоматия /Психология личности/ Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузыря. – М.: «Пресса».1982–567 с.

30. Хрестоматия / Психология возрастных кризисов/ Сост. Сельченок К.В.-Минск.: Харвест; М.: АСТ, 2001. – 559 с.

31. Щербатых Г.М. Психология страха. Попул. Энциклопедия - Изд. 2-е испр и доп. – М.: Эксмо. - Пресс, 2006 – 507 с.

32. Энциклопедия психологических тестов. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1999. – 400 с.


Приложение 1

Шкала ситуативной и личностной тревожности

Методический материал



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: