Создание русского национального театра
В середине 18 века в России сложились все условия для создания национального тетра. Возникла и развивалась национальная драматургия. В широко распространившихся по стране театральных «охочих комедиантов» формировались многочисленные кадры полупрофессиональных актеров. О настоятельной потребности в национальном театре свидетельствовало множество любительских трупп, стихийно зарождавшихся в разных социальных слоях русского общества.
Различным было представление о том, каким должен быть «регулярный театр». Двор хотел иметь придворную русскую труппу, деятели дворянского классицизма стремись к созданию тетра, предназначенного для просвещения российского дворянства. И лишь в демократических слоях общества существовала глубокая заинтересованность в учреждении общедоступного постоянного профессионального театра. Из этой среды и вышел выдающийся деятель русской культуры 18 века Волков, названный Белинским «отцом русского тетра».
Волков и ярославский театр «охочих комедиантов».
Сведения о личности, жизни и творчестве Волкова весьма неполны. Федор Волков (1728-1763) был пасынком ярославского купца и промышленника Ф. Полушкина. Детство его и юность прошли в Костроме и Ярославле. Ярославль того времени был одним из крупнейших торговых и промышленных центров средней полосы России. Ярославцам были знакомы различные типы театра, бытовавшие в русской провинции. Играли «охочие комедианты». Очевидно, они же давали представления «комедий» в купеческих домах.
Известно, что в январе 1750 года «в доме ярославского купца Григория Серова (…)производилась комедия». Среди присутствовавших были ярославский купец Алексей Волков –брат Федора. В городе была духовная семинария, а стало быть, давались представления школьной драмы. Не могли остаться неизвестными Волкову и народные игрища.
|
Интересы Волкова были широки и разнообразны, как и его дарования. Он проявил себя во многих искусствах. По словам Новикова, «он не имел нималой склонности к промыслам своего отчима, но пристрастно принадлежал к познанию наук и художеств…Впрочем, главная его склонность была к театру: с самых юных лет начал он упражняться в театральных представлениях с некоторыми приказными служителями». Основанию Волковым русского национального театра предшествовал длительный период учения. Накопления знаний, освоения опыта русского тетра «охочих комедиантов», школьных представлений, новой русской драматургии, изучения опыта и техники зарубежного театра, разнообразно представленного в России в 40-х годах 18 века.
Пребывание Волкова в Москве, где он находился в «науках» с 1741 до 1748 года, должно было расширить театральный кругозор молодого любителя театра. В Москве 40-х годов процветали представления «охочих комедиантов». В московской Славяно-шреко-латинской академии и в театре при госпитале исполнялись школьные драмы и интермедии. В Москве же могло произойти знакомство Волкова с итальянским оперно-балетным театром, давшим представления в дни коронационных торжеств. Как пишет Новиков, встреча Волкова с итальянским театром произошла в Петербурге в 1746 году. Волков познакомился «с живописцами, музыкантами и другими художниками, бывшими тогда при императорском Итальянском театре». Новиков указывает, что дало Волкову знакомство с итальянским театром: «Ходил он несколько раз в театр, что бы обстоятельнее рассмотреть оного архитектуру, махины и прочее украшения; и как острый его разум все понимать был способен, то сделал он всему чертежи, рисунки и модели». Таким образом Волков ознакомился с устройством современного театрального здания, техникой сцены и характером декорационного искусства, созданными деятелями итальянского театра 16 – 17 веков и определившими тип театрального здания и сценического оформления в европейском театре 18 века.
|
Большое значение в театральном развитии Волкова должна была иметь возникшая в эти годы «классическая» русская драматургия. Первые трагедии Сумарокова «Хорев» и «Гамлет» вышли из печати в 1747 – 1748 годах и, вероятно, стали известны волкову.
К созданию театра в Ярославле Волков подошел, не только обладая талантом и энергией, но будучи вооружен большими знаниями.
В 1750 г. Начались представления театра, организованного Волковым в Ярославле. Играла в этом тетра труппа любителей-разночинцев, возглавляемая самим Волковым. В составе труппы были будущие знаменитые актеры: семинарист Нарыков (или Дьяконов), ставший известным под фамилией Дмитревского, ярославский цирюльник Шумский и другие. Первоначально театр помещался в старом «кожевенном амбаре» (то есть в помещении, предназначенном для хранения кож), оборудованном усилиями Волкова для театральных представлений. Спектакли имели большой успех у ярославской публики.
|
Театр, созданный Волковым, отвечал потребностям широких демократических слоев населения. Идя навстречу интересам публики, волков сделал решительный шаг по пути превращения любительских представлений в городской общедоступный профессиональный театр. «Вскоре маленький театр стал тесен для умножающегося числа зрителей, - пишет Новиков. – Надлежало его распространить или сделать совсем новым». За помощью, необходимой для создания общедоступного театра, Волков обратился к публике, заинтересованной в таком театре. Новое театральное здание, построенное под наблюдением В. Вмещало до 1000 человек. При строительстве В. Был и архитектором, и художником и машинистом, и главным директором и главным актером. Созданный по инициативе В. и при поддержке ярославского населении театр давал регулярные представления, что требовало наличия постоянной труппы и профессионализации актеров-любителей.
Репертуар.
По свидетельству другого современника Волкова, Штелина, ярославские актеры «играли духовные комедии сочинения Дмитрия Ростовского, потом ломоносовские и сумароковские трагедии и комические собственного сочинения пиесы, то есть сатиры на нравы ярославских жителей». Новиков также говорит о постановке комедии Дмитрия Ростовского.
Театр Волкова открылся представлением трагедии сумарокова «Хорев» комедии Мольера «Лекарь поневоле». Анализируя ведения о пьесах, шедших на сцене ярославского театра, можно прийти к выводу, что репертуар его был довольно обширным и сложным по составу. В него входили школьный драмы Дмитрия Ростовского, а наряду с этим, вероятно, шли пьесы –инсценировки, проникнутые жизнеутверждающим антицерковным настроем. Самым значительным явлением в репертуаре театра были трагедии Сумарокова, сближавшие театр с прогрессивной национальной литературой, с новой драматургией, несущей идеи осуждения тирании, идеи гражданственности и патриотизма.
Ярославский театр, созданный под руководством Волкова, был профессиональным общедоступным театром, имевшим в репертуаре современную русскую национальную драму. Это дает основание утверждать, что в Ярославле при поддержке широких слоев населении был сделан большой шаг в сторону создания русского национального театра.
Ярославцы в Петербурге.
В 1751 г. Известие о ярославском театре доходит до Петербурга. 5 января 1752 г. Был издан «высочайший» указ: «Федора Григорьева сына Волкова, он же и Полушкин, с братьями Гаврилом и Григорием (которые в Ярославле содержат театр и играют комедии) и кто им того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург..»
Вызывая ярославцев, правительство, очевдно, хотело учредить в Петербурге государственный русский театр, необходимость создания которого диктовалась рядом причин. Национальный татр был нужен для поднятия престижа Российской империи как просвещенного европейского государства. Профессиональный русский театр нужен был и для замены при дворе любительских кадетских спектаклей. Установлениее гос. Театра, доступнейшему распространению представителей «охочих комедиантов», с трудом поддававшихся цензурному надзору.
В конце января 1752 года «ярославцы» прибыли в Царское село. Волков был представлен ее величеству и получил повеление играть трагедии Сумарокова на комнатном театре. Они представили «Хорева», «Сенава и Трувора», «Гамлета» и драму «Грешника».
В начале февраля 52 года состоялось публичное выступление актеров ярославского театра в Петербурге. Исполнение ярославскими актерами трагедий сразу после их приезда из Ярославля означает, что это трагедии были в репертуаре еще до вызова Волкова с его театром в Петербург.
Представления ярославских актеров были не похожи на спектакли французской придворной труппы и кадетов, познакомивших двор со сценическим искусством классицизма.
Наиболее талантливые актеры ярославского театра были отданы на обучение в Шляхетный корпус, где они проходили общий курс преподаваемых там наук, за исключением специальных военных дисциплин. Сумароков и бывшие участники кадетских спектаклей занимались с «Ярославцами», обучая их «представлению трагедий».