Задачи финансового анализа предприятия можно сформулировать следующим образом:
- своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности;
- прогнозирование различных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;
- разработка конкретных мероприятий, которые дают возможность повысить эффективное использование финансовых ресурсов на предприятии, и укрепление финансового состояния предприятия.
Финансовый анализ делится на:
1) внутренний – это исследование механизма формирования, размещения и использования капитала с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности и наращивания собственного капитала предприятия;
2) внешний – это исследование финансового состояния предприятия с целью прогнозирования степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности.
Основными элементами финансового анализа являются:
- состав и структура активов (имущества), их состояние и динамика;
- состав и структура пассивов (собственного и заемного капитала), их состояние и динамика;
- абсолютные и относительные показатели финансовой устойчивости предприятия и оценка изменений ее уровня;
- платежеспособность предприятия и ликвидность активов баланса;
- показатели рентабельности;
- показатели деловой активности.
В финансовом анализе к стандартным приемам анализа данных принято относить следующие приемы:
Анализ абсолютных, относительных и средних величин. Абсолютные показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса, В финансовом анализе они имеют стоимостную (денежную) единицу измерения. Абсолютные показатели получают или непосредственным подсчетом собранных данных, или расчетным путем.
|
Относительные показатели представляют собой соотношение абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя. Относительными величинами являются не только соотношения разных показателей в один и тот же момент времени, но и одного и того же показателя в разные моменты (например, темп роста). Сопоставлять можно одноименные показатели, относящиеся к различным периодам, различным объектам или разным территориям. Результат такого сопоставления представлен:
- коэффициентом (база сравнения принята за единицу);
- выражен в процентах и показывает, во сколько раз или на сколько процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного.
Средняя величина является важным специальным показателем, используемым для обобщения данных. Она является обобщающей характеристикой изучаемого признака в анализируемой совокупности данных и отражает типичный уровень в расчете на единицу совокупности в конкретных условиях места и времени. В финансовом анализе средние величины используются при исчислении многих показателей. Например, при определении средней величины дебиторской или кредиторской задолженности предприятия в отчетном периоде для расчета срока погашения задолженности.
Вертикальный (структурный) анализ – представление финансового отчета в виде относительных показателей структуры. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи отчетности в ее общем итоге.
|
Горизонтальный анализ – заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели динамики дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных статей отчетности, а также прогнозировать их значения.
Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.
Трендовый анализ – часть перспективного анализа, продолжение горизонтального анализа; необходим в управлении для финансового прогнозирования. Тренд – это путь развития. Он определяется на основе анализа временных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей организации, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования.
Факторный анализ – методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Коэффициентный анализ. Финансовые коэффициенты применяются для анализа финансового состояния предприятия и представляют собой относительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отчета о прибылях и убытках. Применение финансовых коэффициентов основано на теории, предполагающей существование определенных соотношений между отдельными статьями отчетности.
|
Критерии оценки финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов обычно подразделяют на следующие группы:
- прибыльность и рентабельность;
- платежеспособность;
- финансовая устойчивость;
- деловая активность.
Для измерения перечисленных характеристик в практике анализа используют множество – более сотни – различных финансовых коэффициентов. Отбор коэффициентов определяется задачами проводимого анализа.
У аналитиков нет единого мнения относительно состава, классификации и даже названий коэффициентов, так что отнесение некоторых коэффициентов к конкретной группе достаточно условно. В данной работе будут рассмотрены наиболее часто применяемые на практике показатели.
Экспертные оценки – используется в тех случаях, когда не подходят инструментальные методы и при измерениях нельзя опереться на физические явления или они пока еще очень сложны. Экспертные методы основываются на интуиции, в них преобладает субъективное начало. Разные эксперты, поставленные перед одной и той же проблемой, могут прийти к разным оценкам. Уменьшить риск субъективности суждения можно, если обратиться к группе экспертов, которые могут обсуждать и согласовывать свои оценки.
В финансовом анализе используется много различных способов. Среди них можно выделить традиционные способы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации.
Способ сравнения – это научный способ познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.
Способы приведения показателей в сопоставимый вид
Способ группировки – деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам.
Балансовый способ – служит, главным образом, для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Как вспомогательное средство способ используется для проверки исходных сведений, на основе которых проводится анализ, а также для проверки правильности собственно аналитических расчетов. В частности, этот способ используется при проверке правильности определения влияния разных факторов на прирост величины результативного показателя.
Графический способ – имеет иллюстративное значение и позволяет сделать изучаемый материал более наглядным. В отличие от табличного материала график дает обобщающий рисунок положения или развития изучаемого явления, позволяет зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых показателей.
Способ табличного отражения аналитических данных – это наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемых явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке. Показатели в таблице располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением и познавательный эффект достигается значительно быстрее.
На практике анализ финансовой отчетности не ограничивается применением какого-либо одного приема – в зависимости от поставленной задачи, доступного времени для проведения анализа, квалификации и опыта аналитика используются различные сочетания указанных методов, способов и приемов.
В последнее время, в связи с повсеместным внедрением вычислительной техники процесс анализа финансового состояния коммерческого предприятия значительно упростился. Любой грамотный экономист использует стандартные электронные таблицы и в состоянии написать программы расчета финансовых показателей и тем самым избавить себя от монотонной расчетной части и сосредоточиться непосредственно на анализе и прогнозе. Здесь следует отметить, что успех анализа и прогноза в значительной степени зависит от полноты и достоверности информации.
85 Экспресс диагностика и методы детализированного комплексного анализа кризисного состояния предприятия. Механизм финансовой стабилизации предприятия
Мониторинг финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков кризисного состояния может проводится по 2-м направлениям:
· экспресс – диагностика; - детализированная диагностика.
Экспресс – диагностика характеризует систему регулярной оценки кризисных параметров финансового развития предприятия, осуществляемой на базе данных бухгалтерского финансового учета по стандартным алгоритмам анализа.
Цель проведения – раннее обнаружение признаков кризисного состояния и предварительная оценка его масштабов.
Экспресс – диагностика включает следующие этапы:
1. определение объектов наблюдения;
2. формирование системы индикаторов оценки состояния объектов наблюдения и их критериальных значений;
3. анализ и предварительная оценка масштабов кризисного финансового состояния предприятия.
В качестве объектов наблюдения для целей экспресс – диагностики могут быть;
· активы;
· пассивы;
· денежные потоки;
· финансовый риск;
· инвестиции;
· рыночная стоимость предприятия.
По каждому из представленных объектов формируется система индикаторов оценки состояния, а также критериальное значение, на основе которого будет определяться степень отклонения и, соответственно, масштаб кризисного состояния. Индикаторы подразделяются на объемные (выражаемые абсолютной суммой) и структурные (выражаемые относительными показателями).
В рамках экспресс – диагностики может использоваться следующая модель оценки вероятности банкротства основанная на расчете показателей:
- коэффициента текущей ликвидности КТЛ =Оборотные активы/Срочные обязательства (норм.значение 2)
- коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами КОСОС (норм.значение 0,1) = СОС/ТА, где СОС = ОА - Долгосроч.ЗК(испол.для финанс. ОА)-Краткосроч.ЗК
рассчитывают коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности КВ (У)П,
если КТЛ и КОСОС ниже норм.значения, но наметилась тенденция их роста рассчитывается коэф. восстановления платежеспособности КВП = (КТЛ1 + 6/Т*(КТЛ1-КТЛ0)) / КТЛнорм.
- КВП <1 – нет реальной возможности восстановить платежеспособность в течение 6 месяцев
- КВП > 1 – есть реальная возможность восстановить платежеспособность в течение 6 месяцев
Т – отчетный период, месяцев
если фактический уровень КТЛ и КОСОС равен или выше норм.значения, но наметилась тенденция их снижения, рассчитывается коэф. Утраты платежеспособности КУП= ((КТЛ1+3/Т*(КТЛ1-КТЛ0))/КТЛнорм.
- КУП <1 – нет реальной возможности сохранить свою платежеспособность в течение 3 месяцев
- КУП >1 – есть реальная возможности сохранить свою платежеспособность в течение 3 месяцев
Детализированная диагностика характеризует систему оценки кризисных параметров финансового состояния, осуществляемой на основе методов факторного анализа и прогнозирования.
Детализированная диагностика включает следующие этапы:
1. систематизация ключевых факторов, обуславливающих кризисное финансовое состояние предприятия (внешние, внутренние);
2. детализированный комплексный анализ с использованием специальных методов оценки влияния отдельных факторов на кризисное финансовое состояние предприятия;
3. окончательное определение масштабов кризисного финансового состояния предприятия.
· SWOT – анализ (изучение сильных и слабых сторон финансовой позиции предприятия)
· управленческий анализ финансовой функции предприятия:
- организационно – функциональное обеспечение
- информационное обеспечение
По результатам детализированного анализа окончательно устанавливается масштаб кризисного финансового состояния предприятия.
· легкий – нормализация текущей финансовой деятельности
· глубокий – внутренние механизмы финансовой стабилизации, санация
После определения масштаба кризисного финансового состояния предприятия формируется система целей выхода предприятия из кризисного состояния, адекватных его масштабам. Такими целями могут быть:
· восстановление платежеспособности;
· восстановление финансовой устойчивости;
· обеспечение финансовой стабилизации в длительном периоде.
Каждой из поставленных целей соответствует определенный механизм, который можно подразделить на:
· внутренний; - внешний.
В том случае, если масштаб кризисного состояния можно охарактеризовать как легкий финансовый кризис, предприятие может ограничиться внутренними механизмами финансовой стабилизации. В том случае, если предприятие испытывает глубокий финансовый кризис, необходимо применение определенных форм санации.
К внутренним механизмам финансовой стабилизации относятся:
1. оперативный - краткосрочные мероприятия, направленные на уменьшение текущих обязательств и увеличение величины денежных активов, предусматривают:
· ускорение конверсии в денежные средства части ликвидных оборотных активов(ликвидация портфеля краткосрочных финансовых инвестиций, ускорение инкассации текущей дебиторской задолженности, снижение периода предоставления коммерческого кредита, увеличение размере ценовой скидки при осуществлении наличного расчета, снижение страховых запасов ТМЦ, уценка трудноликвидных видов ТМЦ с обеспечением дальнейшей реализации),
· ускоренное частичное дезинвестирование внеоборотных активов(реализация высоколиквидной части долгосрочных финансовых инструментов, ускорение продажи неиспользуемого оборудования, аренда оборудования, ранее намечаемого к приобретению, проведение операций возвратного лизинга – ранее приобретенные в собственность средства продаются лизингодателю с одновременным оформлением договора финансового лизинга);
· ускоренное сокращение размера краткосрочных финансовых обязательств(выдача векселей, увеличение периода предоставляемого коммерческого кредита, отсрочки расчетов по внутренним текущим обязательствам);
Цель – устранение текущей неплатежеспособности.
2. тактический - среднесрочные мероприятия, направленные на достижение точки финансового равновесия предприятия: Основное направление обеспечения достижения точки финансового равновесия в условиях кризиса является сокращение объема потребления собственных финансовых ресурсов. Такое сокращение связано с уменьшением объема операционной и инвестиционной деятельности предприятия и характеризуется термином «сжатие предприятия»:
· снижение инвестиционной активности;
· обеспечение обновления внеоборотных активов за счет аренды;
· осуществление дивидендной политики адекватной кризисному развитию;
· сокращение объёма программы участия наемных работников в прибыли;
· отказ от внешних социальных программ;
· снижение размеров отчислений в страховые фонды.
Сжатие предприятия должно сопровождаться мерами по обеспечению прироста собственных финансовых ресурсов:
- оптимизация ценовой политики, обеспечивающей дополнительный размер дохода;
- сокращение сумм постоянных и переменных издержек;
- осуществление эффективной налоговой политики;
- проведение ускоренной амортизации;
- своевременная реализация выбываемого в связи с износом или неиспользуемого имущества;
- осуществление эффективной эмиссионной политики.
+ - 84 Антикризисное управление финансами предприятия и банкротство: объект и субъекты управления, механизм. Функции финансового менеджмента в процессе осуществления ликвидационных процедур при банкротсте
Антикризисное управление – совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур, направленных на прогнозирование, предупреждение наступления и вывод предприятия из кризиса в случае его наступления. Цель АУ – обеспечение финансовой стабилизации и устойчивого развития предприятия. Объект управления – кризис, т.е. крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (предприятии), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде
Механизм АУ – совокупность элементов, обеспечивающих процесс разработки и реализации управленческих решений по всем аспектам антикризисного управления. Вкл.:
§ Система внешнего регулирования АУ:
государственное нормативно-правовое регулирование;
- рыночный механизм регулирования.
§ Система внутреннего регулирования отдельных аспектов АУ предприятия:
- внутреннее нормативно-правовое регулирование.
§ Система рычагов:
- платежеспособность; финансовая устойчивость; прибыль; пени, штрафы, неустойки и др.
§ Система методов: балансовый, экономико-статистический, экспертный, экономико-математ.
§ Информационное обеспечение.
Банкротство предприятия – неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов (в течение 3 мес. с момента наступления даты их исполнения).
АУ финансами предприятия включает:
ü мониторинг финансового состояния предприятия;
ü определение ключевых факторов, обуславливающих развитие кризисного состояния;
ü определение масштабов кризисного состояния предприятия;
ü формирование системы целей выхода предприятия из кризиса, адекватных его масштабам;
ü выбор внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия;
ü выбор эффективных форм санации предприятия;
Основная цель антикризисного финансового управления состоит в разработке и реализации мер, направленных на недопущение и (или) быстрое возобновление платежеспособности и восстановление финансовой устойчивости, обеспечивающее выход из кризисного финансового состояния организации. Исходя из этой цели в рамках общей финансовой стратегии организации формируется политика антикризисного финансового управления. Она включает методы и модели прогнозирования вероятности наступления банкротства и механизмы финансового оздоровления хозяйствующего субъекта, которые могут обеспечить выход его из кризиса. Прежде всего, необходимо провести финансовый анализ потенциального предприятия-банкрота. Финансовый анализ проводится арбитражным управляющим в целях:
1. подготовки предложения о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника и обоснования целесообразности введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства;
2. определения возможности покрытия за счет имущества должника судебных расходов;
3. подготовки плана внешнего управления;
4. подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении процедуры финансового оздоровления (внешнего управления) и переходе к конкурсному производству;
5. подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению [2].
Арбитражные управляющие при проведении анализа финансового состояния предприятия-должника используют три группы коэффициентов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367.
Рекомендованы следующие мероприятия, направленные на повышение финансовой устойчивости:
1. Усиление контроля и анализа дебиторской задолженности, в частности разработка эффективной методики предоставления коммерческого кредита заказчикам и инкассации денежных средств;
2. Факторинговые операции, в результате ускорение оборачиваемости и инкассации дебиторской задолженности;
3. Осуществление краткосрочных финансовых вложений за счет нераспределенной прибыли, в результате предприятие получит дополнительный доход.
4. Следует обратить внимание менеджмента ОАО «УМПО» на такой современный и малозатратный резерв развития бизнеса, как страхование от всевозможных рисков. Для данного предприятия, на наш взгляд, совершенно необходимы следующие виды страхования:
o страхование непогашения кредита;
o страхование дебиторской задолженности предприятия;
o страхование риска утраты права собственности (титульное страхование);
o страхование ущерба от остановки производства (деятельности);
o страхование финансовых рисков, связанных с деятельностью ключевой фигуры бизнеса;
o накопительное страхование жизни учредителей бизнеса и первых руководителей предприятия
+ - 83. Управление рисками предприятия: сущность и профессиональные стандарты риск-менеджмента
Риск – это комбинация вероятности события и его последствий (ISO/IEC Guide 2009). Любые действия приводят к событиям и последствиям, которые могут представлять собой как потенциальные «положительные» возможности, так и «опасности» для организации. В настоящее время риск менеджмент включает в себя понятия положительного и негативного аспектов риска. Стандарты управления рисками, соответственно, рассматривают риск с этих позиций. В сфере безопасности, последствия наступления события рассматриваются с негативной точки зрения. Соответственно управление рисками уделяет основное внимание превентивным мероприятиям или, мероприятиям, смягчающим размеры последствий. РИСК МЕНЕДЖМЕНТ Риск менеджмент является центральной частью стратегического управления организации. Это процесс, следуя которому организация системно анализирует риски каждого вида деятельности с целью максимальной эффективности каждого шага и, соответственно, всей деятельности в целом. Задача риск менеджмента – это идентификация рисков и управление рисками. Основная цель – вклад в процесс максимизации стоимости организации. Это означает выявление всех потенциальных «негативных» и «положительных» факторов, влияющих на организацию. Это увеличивает вероятность успеха, и минимизирует вероятность отклонения и неизвестности в достижении поставленных организацией целей. Риск менеджмент должен представлять собой постоянный и развивающийся процесс, который анализирует развитие организации в движении, а именно прошлое, настоящее и будущее организации в целом. Риск менеджмент должен быть интегрирован в общую культуру организации, принят и одобрен руководством, а затем донесен до каждого сотрудника организации как общая программа развития с постановкой конкретных задач на местах. Риск менеджмент как единая система управления рисками должна включать в себя программу контроля над выполнением поставленных задач, оценку эффективности проводимых мероприятий, а также систему поощрения на всех уровнях организации. 2.1 Внутренние и внешние факторы Риски, которым подвержена организация, могут возникать в силу как внутренних, так и внешних факторов. Нижеприведенная диаграмма показывает ключевые риски, возникающие в силу внутренних и внешних факторов. Риски могут быть дифференцированы по следующим категориям – стратегические, финансовые, операционные опасности и др. 2.2. Пример ключевых внутренних и внешних факторов ВНЕШНИЕ риски: • Стратегические риски – конкуренция, изменение потребительского спроса, отраслевые изменения • Финансовые риски – процентная ставка, курс валюты, кредит • Операционные риски – законодательство, культура, состав Совета директоров • Опасности – поставщики, окружающая среда, естественные опасности, договора ВНУТРЕННИЕ риски: • Ликвидность, денежные потоки • Исследования, интеллектуальный капитал • Коммерческая служба, персонал, имущество, продукции и услуги • Бухгалтерский учет, информационные технологии, поставки сырья, подбор персонала 2.3. Процесс риск-менеджмента Риск менеджмент защищает организацию и способствует ее капитализации посредством: • Системного подхода, позволяющего планировать и осуществлять долгосрочную деятельность организации • Улучшения процесса принятия решений и стратегического планирования путем формирования понимания структуры бизнес-процессов, происходящих в окружающей среде изменений, потенциальных возможностей и угроз для организации. • Вклада в процесс наиболее эффективного использования/размещения капитала и ресурсов организации • Снижения степени неизвестности менее критических аспектов деятельности организации • Защиты имущественных интересов организации и улучшение имиджа компании. • Повышение квалификации сотрудников и создание организационной базы «знаний» • Оптимизации бизнес процессов
Управление рисками — это процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией. В рамках управления рисками осуществляется количественная и качественная оценка вероятности достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.
Риск представляет собой возможную опасность неблагоприятного исхода. Понятие риска сочетает в себе оценку вероятности и последствия наступления неблагоприятного события.
В ситуации риска ответственное лицо оказывается перед необходимостью разработки альтернативных вариантов решения и последующего выбора наиболее приемлемого из них. При этом если глагол "рисковать" ассоциируется с действиями вопреки существующим опасностям, пренебрежением к ним, то управление риском предполагает анализ причин, источников и факторов риска, реалистичную оценку опасности на пути к намеченной цели, оценку эффективности различных методов риск-менеджмента и в то же время уход от ненужного риска и неоправданных потерь. Выбор варианта, максимально снижающего риск, часто ведет к невысоким результатам.
Управление риском включает в себя следующие действия (рис. 22.1).
Одним из первых шагов в управлении рисками является определение имеющихся рисков. Для этого существуют различные классификации рисков (табл. 22.1).
Помимо выяснения имеющихся рисков анализируются факторы, вызывающие их. Одни и тс же факторы могут оказывать в различных условиях неодинаковое влияние па рынок. Необходимо знать взаимосвязь и взаимовлияние различных факторов, отражающих связи между государствами, историю их развития, уметь определять совокупный результат тех или иных экономических мер и устанавливать связь между не связанными на первый взгляд событиями. Определяются факторы риска на основе анализа политической, экономической и финансово-кредитной политики как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом (табл. 22.2).
Финансирование текущей деятельности предприятий: основные источники и формы финансирования оборотных средств организации, выбор оптимальной стратегии финансирования оборотных средств
Источниками формирования оборотных средств являются собственные, заемные и дополнительно привлеченные средства. Информация о размерах собственных источников средств представлена в основном в разделе III пассива баланса. Информация о заемных и привлеченных источниках представлена в разделе V пассива баланса.
Формирование собственных оборотных средств происходит в момент создания предприятия, когда образуется его уставный фонд. Источником формирования в этом случае служат инвестиционные средства учредителей предприятия. В дальнейшем минимальная потребность предприятия в собственных оборотных средствах покрывается за счет собственных источников: прибыли, резервного капитала, фонда накопления.
Однако в силу ряда объективных причин у предприятия возникают временные дополнительные потребности в оборотных средствах. В этом случае финансовое обеспечение хозяйственной деятельности сопровождается привлечением заемных источников: банковских и коммерческих кредитов, займов, инвестиционного налогового кредита, инвестиционного вклада работников предприятия, облигационных займов и пр.
Кроме того, используются источники, приравненные к собственным средствам – так называемые устойчивые пассивы.
Назначение краткосрочных банковских кредитов – финансирование сезонных потребностей предприятия, временного роста товарно-материальных ценностей, временного роста дебиторской задолженности, других непредвиденных расходов.
Наряду с банковскими кредитами, источниками финансирования оборотных средств являются также коммерческие кредиты других организаций, оформленные в виде займов, векселей, товарного кредита и авансового платежа.
Правильное соотношение собственных, заемных и привлеченных источников формирования оборотных средств играет важную роль в укреплении финансового состояния предприятия.
Наличие у предприятия чистого оборотного капитала определяет уровень ликвидности его баланса и эффективность использования оборотных активов. Поэтому любые изменения в составе образующих его элементов (оборотных активов и краткосрочных обязательств) влияют на величину чистого оборотного капитала. Разумный рост его объема рассматривают как положительную тенденцию в деятельности предприятия.
Выбор соответствующей стратегии финансирования оборотных активов сводится к определению объема долгосрочных пассивов и расчету на этой основе чистого оборотного капитала (ЧОК):
Каждой стратегии, выбранной финансовым директором, соответствует свое балансовое уравнение. Для удобства введем следующие обозначения:
ВОА — внеоборотные активы;
ОА — оборотные активы; СЧОА — стабильная часть оборотных активов; ВЧОА — варьирующая часть оборотных активов;
ДО — долгосрочные обязательства; КО - краткосрочные обязательства;
СК — собственный капитал («Капитал и резервы»); ДП — долгосрочные (фиксированные) пассивы (ДО + СК).
Идеальная модель краткосрочного финансирования базируется на экономической природе оборотных активов и краткосрочных обязательств, их взаимном соответствии. В соответствии с данной моделью оборотные активы совпадают по величине с краткосрочными обязательствами, а чистый оборотный капитал равен нулю (ЧОК = 0).
В реальной жизни такая модель практически не встречается. С позиции ликвидности она наиболее рискованна, так как при неблагоприятных условиях (при необходимости расплатиться со всеми кредиторами единовременно) предприятие может оказаться перед выбором продажи части основных средств для погашения краткосрочных обязательств. Эта стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов (ДП) на уровне внеоборотных активов (ВОА), т. е. модель имеет вид: ДП = ВОА, ЧОК = 0.
Для любого предприятия более приемлемы агрессивная, консервативная и умеренные модели финансирования оборотных активов. Их основу составляет предположение, что для обеспечения ликвидности внеоборотные активы и стабильная часть оборотных активов должны возмещаться за счет долгосрочных пассивов: ВОА + СЧОА = ДП
Следовательно, различие между моделями состоит в выборе источников финансирования для покрытия варьирующей части оборотных активов.
Агрессивная модель означает, что долгосрочные пассивы служат источником покрытия внеоборотных активов и стабильной части оборотных активов, т. е. того их минимума, который необходим для осуществления текущей (операционной) деятельности предприятия. В этом случае чистый оборотный капитал равен данному минимуму: ЧОК = СЧОА
Варьирующая часть оборотных активов в полном объеме покрывается краткосрочной задолженностью. С позиции ликвидности эта стратегия очень рискованна, поскольку в реальной жизни ограничиться только минимумом оборотных активов очень сложно. Балансовое уравнение имеет вид ДП = ВОА + СЧОА
Консервативная модель предполагает, что варьирующую часть оборотных активов также покрывают долгосрочными пассивами. В данном случае краткосрочная задолженность отсутствует, поэтому и нет риска потери ликвидности: ЧОК = ОА, КО = 0.
Данная модель имеет искусственный характер. Эта стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, определяемом балансовым уравнением: ДП = ВОА + СЧОА + ВЧОА
Умеренная (компромиссная) модель наиболее жизнеспособна. Эта модель предполагает возмещение внеоборотных активов, стабильную часть оборотных активов и примерно 50% варьирующей их части за счет долгосрочных пассивов. Чистый оборотный капитал равен по величине стабильной части оборотных активов и половине их варьирующей части: ЧОК = СЧОА + 0,5 х ВЧОА
В отдельные периоды жизненного цикла предприятие может иметь излишние оборотные активы, что отрицательно влияет на уровень их доходности и оборачиваемости. Однако такая ситуация минимизирует риск потери ликвидности, что позволяет сохранять нормальную платежеспособность в течение производственного цикла.
Умеренная стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, определяемом следующим балансовым уравнением: ДП = ВОА + СЧОА + 0,5 х ВЧОА
Таким образом, выбор соответствующей модели финансирования оборотных активов зависит от положения предприятия на товарном и финансовом рынках, его финансовой устойчивости (равновесия), квалификации специалистов финансовой службы, денежно-кредитной политики государства и от иных факторов объективного и субъективного характера.