Ценовая политика предприятия: принципы формирования, процесс разработки, методы определения цен и виды ценовых стратегий




Ценовая политика является составной частью общей экономической стратегии предприятия. Она является одним из основных методов управления выручкой от реализации продукции, который обеспечивает наиболее важные приоритеты производственного и научно-технического развития предприятия на различных этапах его жизненного цикла. Ценовая политика непосредственно влияет на масштабы текущей деятельности, формирование спроса на продукцию предприятия у потребителей, уровень финансовой устойчивости и его конкурентное положение на товарном рынке. Устанавливаемый в процессе разработки ценовой политики уровень цен оказывает непосредственное влияние на объем продаж и прибыли.

Ценовая политика предприятия может быть определена как деятельность его руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, деятельность, осуществляемая в русле общей стратегии фирмы и направленная на достижение целей и задач последней.

При формировании ценовой политики рекомендуют соблюдать следующие принципы:

· согласование данной политики с конъюнктурой товарного рынка и особенностями выбранной рыночной стратегии;

· сопряженность ценовой политики с общей политикой управления прибылью и основными целями текущей деятельности;

· активная ценовая политика, что обеспечивает прочные позиции предприятия на отдельных сегментах рынка;

· комплексность подхода к установлению уровня цен на товары в сочетании с высоким сервисным обслуживанием покупателей;

· высокий динамизм ценовой политики, который обеспечивается быстротой реагирования на изменения условий внутренней и внешней среды.

Процесс непосредственной разработки ценовой политики включает следующие этапы:

1. Выбор целей формирования ценовой политики.

2. Оценка сложившегося уровня цен на продукцию (услуги).

3. Оценка особенностей и потенциала товарного рынка.

4. Дифференциация ценовой политики в разрезе видов продукции и издержек производства.

5. Выбор модели построения цен на отдельные виды продукции.

6. Разработка конкретного уровня цен на товары (услуги).

7. Формирование методики своевременной корректировки цен.

Для установления цен на продукцию используют следующие методы:

· расчет цен, исходя из себестоимости и прибыли (в процентном отношении к себестоимости продукции или на вложенный капитал);

· ориентацию на покупательский спрос продукции, производимой предприятием (чем выше спрос, тем больше цена продукции, и наоборот). В результате при фиксированной себестоимости продукция продается по разным ценам, зависящим от места и времени продаж;

· использование среднеотраслевых цен;

· ориентацию на цены продукции, выпускаемой предприятиями-конкурентами (ценового лидера).

Конечным результатом разработки ценовой политики является формирование окончательной ценовой стратегии, которая составляет важную часть общей стратегии развития предприятия.

Стратегии ценообразования весьма разнообразны.

В зависимости от уровня цен выделяют:

· стратегию высоких цен (предусматривает продажу товара по высоким ценам в самом начале освоения рынка и затем последовательное снижение цен по мере его насыщения)

· стратегию низких цен (цель- стимулирование спроса при желании одержать верх в конкурентной борьбе, используется в случаях:

· нейтральное ценообразование (ориентировано на долгосрочную перспективу получения неизменного объема прибыли)

Существуют другие стратегии ценообразования, позволяющие предприятию занимать более гибкую позицию на рынке и ориентированные на разные их сегменты и покупателей сегментов и покупателей:

· стратегия дифференцированных цен (установлены шкалы возможных скидок и надбавок)

· стратегия льготных цен (формирование цен для покупателей в которых предприятие заинтересовано).

· стратегия дискриминационных цен (установление максимальных цен на товар в определенном сегменте рынка)

По степени гибкости выделяют:

· стратегия единых цен (проста в применении и открывает широкие возможности для торговли по каталогам и посылочной торговле)

· стратегия гибких, эластичных цен (опирается на изменение уровня продажных цен в зависимости от возможности покупателя, на заказ).

Стратегии ценообразования часто ориентированы на конкретную ситуацию на рынке:

· стратегия стабильных стандартных цен (характерна для массовых продаж однородных товаров, например цены на транспорт, журналы)

· стратегия нестабильных, меняющихся цен (цены зависят от ситуации на рынке, спроса потребителей или издержек производства и продаж самого предприятия, которое устанавливает разные уровни цен для разных рынков и их сегментов)

· стратегия ценового лидерства (удобна для предприятий не желающих или не имеющих возможности разрабатывать свою ценовую стратегию)

· стратегия конкурентных цен (связана с проведение агрессивной политики по снижению цен предприятиями-конкурентами)

· стратегия престижных цен (особое внимание обращается на качество товара и товарную марку и наблюдается низкая эластичность спроса)

· стратегия неокругленных, «психологических» цен (всегда чуть ниже круглой суммы – иллюзия экономии).

· стратегия цен массовых закупок (продажа со скидками в случая приобретения больших количеств)

· стратегия тесного увязывания цен с качеством товара (высокие цены означают очень высокое качество для покупателя)

· стратегия инициативного изменения цен

Следует отметить, что на практике в чистом виде перечисленные стратегии применяются редко. В основном встречаются различные их сочетания.

 

 

80. Финансовое планирование на предприятии: содержание, цели, задачи, характеристика основных систем

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников, отношений хозяйствующего субъекта. Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения. При рыночной экономике за все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.

Основные задачи финансового планирования:

- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Отечественная фин. наука выработала ряд принципов финансового планирования:

- научность – требует совершения методов разработки финансовых планов

- целевая направленность планирования

- системный характер планирования

- координация – фин. планы всех структурных подразделений взаимосвязаны и взаимозависимы

- непрерывность и гибкость – систематическая разработка и корректировка всех планов

- соответствие источников финансирования цели их привлечения (например, для модернизации основных фондов целесообразно привлекать долгосрочные источники, для покупки дополнительных оборотных средств – краткосрочные)

- обеспечение ликвидности и финансовой устойчивости (например, сумма оборотных средств должна всегда превышать сумму краткосрочной задолженности).

Объектом финансового планирования организации служат все виды ее деятельности (текущая, инвестиционная и финансовая) и их отдельные элементы:

- выручка от продажи продукции;

- прибыль и ее распределение;

- объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов;

- взносы в государственные внебюджетные фонды;

- объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;

- объем капитальных вложений и источники их финансирования;

- плановая потребность в оборотных средствах и финансирование их прироста.

В практике финансового планирования применяются следующие методы:

1) метод экономического анализа – позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

2) нормативный метод – на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность в фин. ресурсах и их источниках.

3) метод балансовых расчетов – основывается на прогнозе поступления средств и затрат на определенную дату в перспективе.

4) метод дисконтированных денежных потоков – инструмент прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых фин. ресурсов.

5) метод многовариантности расчетов – разработка альтернативных вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них оптимальный, при этом могут задаваться разные критерии выбора.

6) методы экономико-математического моделирования – позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между фин. показателями и основными факторами, их определяющими.

Процесс фин. планирования включает несколько этапов:

1 этап. Анализ фин. показателей за предыдущий период

2 этап. Составление основных прогнозных документов

3 этап. Уточнение и конкретизация показателей прогнозных фин. документов посредством составления текущих фин. планов.

4 этап. Осуществление оперативного фин. планирования.

5 этап. Практическое внедрение планов и контроль за их выполнением.

В зависимости от периода осуществления и поставленной цели финансовое планирование можно подразделить на: стратегическое, текущее (годовое) и оперативное



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: