Максимальный балл – 100 баллов




Ответы на задания по истории

Класс

Время выполнения заданий – 120 минут

Максимальный балл – 100 баллов

Задание 1. Выберите правильный ответ [ максимальный балл – 5 баллов ]:

1.1. Из какого исторического источника взят данный отрывок? [ 1 балл ]

«Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси».

А. Слово оп полку Игореве В. Повесть временных лет
Б. Русская правда Г. Слово о законе и благодати

1.2. Назовите должностное лицо, ведавшее делами приказа [ 1 балл ]

А. тиун В. посадник
Б. тысячник Г. дьяк

1.3. Какая категория крестьян появилась в XVIII в.? [ 1 балл ]

А. черносошные В. посессионные
Б. вотчинные Г. дворцовые

1.4. О каком монархе идет речь в данном отрывке? [ 1 балл ]

«Соединение глубокой религиозности и аскетизма с охотничьими наслаждениями и светлым взглядом на жизнь не было противоречием в натуре и философии царя. В нем религия и молитва не исключали удовольствий и потех. Он сознательно позволял себе свои охотничьи и комедийные развлечения, не считал их преступными, не каялся после них».

А. Михаил Федорович В. Федор Алексеевич
Б. Алексей Михайлович Г. Иван Алексеевич

1.5. К какому году относятся описываемые события? [ 1 балл ]

«Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы».

А. 1223 г. В. 1480 г.
Б. 1380 г. Г. 1552 г.

Ответ:

1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5.
В Г В Б В

Задание 2. Выберите три верных ответа в каждом задании [ 1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 9 ].

2.1. Из приведенного списка выберите те события, которые относятся к Смуте в Московском государстве конца XVI – начала XVII вв.:

А. выступление И.И. Болотникова

Б. возвращение России побережья Финского залива

В. грамота патриарха Гермогена

Г. движение под руководством Б. Хмельницкого

Д. потеря территорий Западной Сибири

Е. создание шляхетских корпусов для обучения дворян

Ж. создание первого ополчения под руководством П. Ляпунова

2.2. Какие нормы относятся к процессу закрепощения крестьян в XV-XVIII вв.?

А. установление виры

Б. введение Юрьева дня

В. уплата пожилого

Г. создание холопьего суда

Д. введение уроков и погостов

Е. ограничение местничества

Ж. введение урочных лет

2.3. Какие сражения относятся к русско-турецким войнам XVIII в.?

А. битва при Клушине

Б. сражение при Альте

В. сражение при Козлуджи

Г. штурм Измаила

Д. взятие Очакова

Е. осада Ревеля

Ж. взятие Нарвы

Ответ:

2.1. 2.2. 2.3.
АВЖ БВЖ ВГД

Задание 3. Определите и запишите принцип образования каждого логического ряда, найдите и выпишите лишний элемент в каждом ряду. [ 1 балл за принцип, 1 балл за лишний элемент, максимальный балл – 2 балла ].

Дмитрий Боброк, Дмитрий Ольгердович, Юрий Данилович, Дмитрий Донской, Андрей Ольгердович

Ответ: _____________________________________________________________

Участники Куликовской битвы, Юрий Данилович

Задание 4. Внимательно рассмотрите карту и ответьте на вопросы [ 1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, максимальный балл за все задание – 12 ].


1. Напишите название события, изображенного на карте [ 1 балл ].

Ответ: ______________________________________________________________

Ливонская война

2. Напишите годы этого события [ 1 балл ].

Ответ: ______________________________________________________________

1558-1583 гг.

3. Действия каких войск обозначены в легенде карты цифрой «1» [ 1 балл ].

Ответ: ______________________________________________________________

Русских войск

4. Чего добились эти войска в первые годы данного события? [ 1 балл ]

Ответ: ______________________________________________________________

Захватили 11 городов, дошли до Риги, заняли практически всю Ливонию, одержали победу над Ливонским орденом

5. Что стало причиной действия войск, обозначенных в легенде карты цифрой «3»? [ 1 балл ]

Ответ: ______________________________________________________________

Вхождение Ливонского ордена в состав княжества Литовского, нежелание допустить укрепления Московского государства на балтийском побережье.

6. Кто возглавлял осаду города, обозначенного в легенде карты цифрой «4 [ 1 балл ]

Ответ: ______________________________________________________________

С русской стороны Иван Шуйский, с польской – Стефан Баторий

7. Чем закончилась эта осада? [ 1 балл ]

Ответ: ______________________________________________________________

Польский король вынужден был отступить и пойти на переговоры с Иваном IV

8. Какую роль в этом событии сыграли войска, обозначенные на карте цифрой

«2»?[ 1 балл ]

Ответ: ______________________________________________________________

Шведские войска разоряли северо-западные земли Новгорода, осаждали Нарву, Орешек. В ходе войны Россией была потеряна Нарва, побережье Ладожского озера, часть балтийских территорий

9. Назовите два документа, которые завершили событие, изображенное на карте? [ 2 балла ]

Ответ: ______________________________________________________________

Ям-Запольское перемирие, Плюсское перемирие.

10. Напишите не менее двух итогов данного события для России [ 2 балла ].

Ответ: ______________________________________________________________

Россия лишалась всех завоеваний, сделанных в результате первого этапа Ливонской войны, а также исконно русских земель на границе с Речью Посполитой, приморских балтийских городов (Копорья, Яма, Ивангорода). Территория бывшей Ливонской конфедерации оказалась разделена между Речью Посполитой, Швецией и Данией. С потерей Нарвы Русь потеряла свой единственный крупный порт на Балтике, а также до Тявзинского мира 1595 года вообще выход к балтийскому побережью.

Задание 5. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами [ 1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 13 ].

5.1. Установите соответствие между событием российской истории и мировой истории. Обратите внимание, в правом столбце таблицы содержится лишний элемент [ максимальный балл – 5 ].

Событие отечественной истории Событие всемирной истории
1. Создание академии художеств   А. Военные походы Тимура
2. Правление Ярослава Мудрого Б. Заключение Вестфальского мирного договора
3. Принятие Соборного Уложения В. Правление французского императора Наполеона I
4. Правление Александра I Г. Поражение бенгальской армии у Плесси
5. Правление Василия I Д. Правление Карла XII
  Е. Раскол христианской церкви на католическую и православную

Ответ:

         
Г Е Б В А

 

5.2. Соотнесите имена военачальников и названия войн, в которых они принимали участие. Обратите внимание, в правом столбце таблицы содержится лишний элемент [ 8 баллов ].

Военачальник Войны
1. А.В. Суворов А. Русско-польская война 1654-1667 гг.
2. И.А. Хованский Б. Северная война
3. Д.И. Хворостинин В. Крымские походы
4. Б.П. Шереметев Г. Швейцарский поход
5. П.С. Салтыков Е. Средиземноморский поход
6. М.Б. Шеин Ж. Семилетняя война
7. Ф.Ф. Ушаков З. Ливонская война
8. В.В. Голицын И. Смоленская война
  К. Великая Отечественная война

Ответ:

               
Г А З Б Ж И Е В

 

Задание 6. Перед Вами несколько памятных монет, посвященных основанию русских городов: 1) расположите изображенные на них города в последовательности их возникновения [ 1 балл ]; 2) напишите названия этих городов [ 1 балл ]; 3) укажите имя князя – основателя города [ 1 балл ] [ 1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа к каждой монете, до 3 баллов за ответ по одной монете, максимальный балл за все задание – 12 ].

1. 2.

3. 4.

Ответ:

№ [ 1 балл ] Название города [ 1 балл ] Имя князя [ 1 балл ]
  Ярославль   Ярослав Мудрый
  Владимир   Владимир Мономах
  Галич Юрий Долгорукий
  Белгород   Федор Иоаннович

Задание 7. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (обратите внимание, что некоторые имена в тексте могут повторяться несколько раз) [ 1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 12 ].

«Омская крепость была заложена только в начале _____________ (1-век) в., когда ________________ (2-имя царя) проявил заинтересованность в дальнейшем освоении _____________ (3-название территории), восточных окраин страны, торговых путей в ______________ (4-название страны) и Индию. Особое внимание уделялось разведке рудных и золотых месторождений в районах Центральной Азии. По мере освоения территории предполагалось строить по р. ______________ (5-название реки) города.

По указу царя подполковнику Ивану Дмитриевичу ______________ (6-фамилия) надлежало снарядить военную экспедицию и отправиться вверх по реке для поисков россыпного ____________ (7-название металла). С командой офицеров и солдат Преображенского и Московского полков он прибыл в Сибирь. В ______________ (8-название центра Сибирской губернии) выяснилось, что ________________ (9-фамилия Сибирского губернатора) не принял необходимых мер для подготовки экспедиции (в городе не было достаточных запасов провианта, воинского снаряжения, рабочих инструментов, речного транспорта, лошадей и телег). Спешным порядком был проведен ______________ (10-способ комплектования армии) набор, к лету следующего года Иван Дмитриевич сформировал два пехотных и один драгунский полк. В состав экспедиции вошли также пленные шведы. Отовсюду в центр Сибири собирали кузнецов и другой рабочий люд для снаряжения экспедиции.

Хан Цэван-Рабдан расценил поход Ивана Дмитриевича как самовольные действия сибирского губернатора, столкновения с ______________ (11-название народа) было неизбежным.

В начале мая ___________ (12-год) отряд прибыл к устью Оми. Здесь был устроен укрепленный военный лагерь, а вскоре получено разрешение на закладку крепости»

Ответ:

1. XVIII

2. Петр I

3. Сибири

4. Китай

5. Иртышу

6. Бухгольцу

7. золота

8. Тобольске

9. М.П. Гагарин

10. рекрутский

11. джунгарами

12. 1716 г.

 

Задание 8. Перед Вами архитектурные сооружения, связанные с важными событиями в жизни государства: 1) Расставьте события, в честь которых были построены данные сооружения, в хронологической последовательности [ 1 балла ]; 2) Напишите название архитектурного сооружения [ 1 балл ]; 3) Назовите событие (явление) или личность, с которым или в честь которого была задумана постройка этого архитектурного сооружения [ 1 балл ]; [ до 3 баллов за ответ по одной картине, максимальный балл за все задание – 18 ].

1. 2.

3. 4.

5. 6.

Ответ:

№ [ 1 балл ] Название события [ 1 балл ] Название архитектурного сооружения [ 1 балл ]
  Принятие христианства   Десятинная церковь
  Победа над печенегами   Софийский собор в Киеве
  Достижений (деятельности) Ивана III Колокольня Ивана Великого
  Церковь Вознесения в с. Коломенском   В ожидании рождения наследника Василия III (возможные иные варианты, не противоречащие смыслу)
  Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (собор Василия Блаженного) В память о взятии Казани
  Таврический дворец   Для Г.А. Потемкина после присоединения Крыма (Тавриды)

Задание 9. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы [ максимальный балл за все задание – 12 ].

«1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом:

2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которыя должен отец их или мать разделити им при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у онаго сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом.

3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или и посторонним, и то в его произволении будет. А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род; недвижимое одному по линии ближнему, а прочее другим, кому надлежит равным образом.

4. Кому по духовной или по первенству достанутся недвижимыя, у того и движимаго имения части других в сохранении да будут до тех мест, пока его братья и сестры приспеют возраста своего, мужеской до семнадцати, а женской до семнадцати лет; и в те уреченные лета должен тот наследник их братей и сестр кормить и снабдевать, и учить всех грамоте, а мужский пол и цыфирному счету, также и наукам, к которым приклонность будет кто иметь».

1. Кому адресован данный документ? [ 1 балл ].

Ответ: __________________________________________________________

Дворянству (дворянству и боярству), землевладельцам

2. Что являлось предметом рассмотрения данного документа [ 1 балл ].

Ответ: __________________________________________________________

Недвижимое и движимое имущество, особенно земельные владения

3. Кому отходит недвижимое имущество в случае бездетной смерти собственника? [ 1 балл ]

Ответ: __________________________________________________________

По духовному завещанию или наследникам из своего рода, носящему данную фамилию

4. Какие обязанности лежат на собственнике имущества в отношении своих безземельных родственников? [ 1 балл ].

Ответ: __________________________________________________________

Содержать до 17 лет и обучать грамоте

5. Определите название данного документа [1 балл].

Ответ: __________________________________________________________

Указ о единонаследии

6. Укажите год появления данного документа [1 балл].

Ответ: __________________________________________________________

1714 г.

7. Назовите автора этого документа [1 балл]

Ответ: __________________________________________________________

Петр I

8. Укажите не менее двух причин появления этого документа [2 балла]

Ответ: __________________________________________________________

Желание царя остановить дробление дворянских имений, способствовать слиянию вотчины и поместье, желание приостановить рост числа однодворцев и процесс обнищания дворянства и др.

9. Напишите не менее двух последствий появления этого документа [2 балла]

Ответ: __________________________________________________________

Произошло слияние поместья и вотчины, безземельное дворянство вынуждено было идти на службу, рост недовольства со стороны землевладельцев, укрепление поместья и др.

10. Какова судьба этого документа [1 балл]

Ответ: __________________________________________________________

Еще Петром I этот документ был доработан в 1725 г., отмена этого Указа в 1731 г. при Анне Иоанновне

Задание 10. Из приведенного списка выберите правильные утверждения. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов [ 1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 5 ].

А. Избранная рада разделила страну на опричнину и земщину

Б. при Иване IV окончательно была ликвидирована система местничества

В. в Избранную раду входили знатные бояре и патриарх

Г. стрельцы содержались за счет жалования из государственной казны

Д. строительство первых мануфактур началось при Иване III

Е. при участии Избранной рады были проведены реформы в середине XVI в.

Ж. система кормлений при Иване IV получила дальнейшее развитие

З. в малолетство Ивана IV происходит усиление боярской аристократии

И. реформы Елены Глинской ограничивали кормления на местах

К. при Василии III в состав Московского княжества вошли Псков и Рязань

Ответ:

Г Е З И К

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: