Нижегородского низконапорного гидроузла




Резолюция-обращение собрания

По вопросу о нецелесообразности и недопустимости строительства

Нижегородского низконапорного гидроузла

21 апреля 2019 г. п.г.т. Большое Козино

 

Участники собрания отмечают, что в соответствии с основными принципами водного законодательства, закреплёнными в Водном кодексе Российской Федерации, гидротехнические сооружения Волжско-Камского каскада должны работать в режиме, учитывающем интересы различных отраслей хозяйства, а также интересы населения.

Проект Нижегородского низконапорного гидроузла (далее – проект НННГУ, проект) имеет исключительно воднотранспортную концепцию, что нарушает базовый принцип использования водных ресурсов в России – комплексность их использования.

Проект выполнен без рассмотрения альтернативных вариантов, не учитывает мировые и отечественные тенденции развития внутреннего водного транспорта и базируется на неточных исходных данных, касающихся перспективных грузопотоков, что делает его необоснованным.

В нарушении требований законодательства о рассмотрении всех альтернативных вариантов намечаемой деятельности (пункты 1.6, 2.4, 3.2.1, 3.2.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утверждённого приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. № 372) альтернативные варианты, в ущерб государственным интересам, не рассмотрены.

При этом не рассмотренными оказались наиболее эффективные варианты решения проблемы судоходства, в том числе в несколько раз менее затратные (модернизация шлюзового хозяйства Городецкого гидроузла) и (или) практически не требующие затрат на реализацию (оптимизация режима сработки Рыбинского и Горьковского водохранилищ);

Решение о строительстве и финансировании (государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1596, и федеральная адресная инвестиционная программа на 2019 год, утверждённая Минэкономразвития России, https://faip.economy.gov.ru в части строительства Нижегородского низконапорного гидроузла) принято без экологической экспертизы – Правительством Российской Федерации нарушено требование действующего законодательства (ст.18 Федерального Закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).

Попытки поднять уровень воды до отметки 68 м на указанном участке Волги предпринимались ранее четырежды и каждый раз проекты были отклонены, так как получали отрицательные заключения государственных экспертиз (1989 г., 1995 г., 2006 г., 2013 г.).

Приводимые инициаторами проекта строительства НННГУ ссылки на проблемы судоходства имеют признаки недостоверной информации. Тщательно умалчивается принципиально важный факт – проблемы ограничения судоходства недостаточными глубинами в нижнем бьефе Городецкого гидроузла не существует, так как в указанном месте проход судов с большой осадкой возможен в любое время и многие годы регулярно обеспечивается без Нижегородского низконапорного гидроузла посредством небольшого увеличения расходов воды через Городецкий гидроузел (до 1100-1300 куб. м./сек). Проблема - не в невозможности надёжно обеспечивать необходимые глубины судового хода, а в незаконном и неоправданном приоритете гидроэнергетиков при решении вопросов регулирования режимов работы Рыбинского и Горьковского водохранилищ: в навигационный период вода в них удерживается (при этом в нижних бьефах на проточных участках воды не хватает), а по окончании навигации вода срабатывается (с повышенными сбросами) для повышения объёма выработки электроэнергии в зимний период. От такого практикуемого режима стока страдают все другие водопользователи, причиняется огромный вред населению и окружающей среде.

Строительство гидроузла неизбежно вызовет затопление, подтопление, берегообрушение, нарушит сложившийся экологический баланс, уничтожит традиционные места отдыха населения, негативно скажется на обеспечении его жизнедеятельности, а также на туристической и инвестиционной привлекательности региона. Ухудшится качество как волжских вод, так и питьевой воды, санитарная и маляриогенная обстановка. Так называемыми «компенсационными мероприятиями» предотвратить наступление этих и других негативных последствий принципиально невозможно. Будут созданы дополнительные препятствия пропуску высоких половодий и паводков, что увеличит риски катастрофических затоплений и подтоплений на участке между Городцом и Нижним Новгородом.

Проект прямо противоречит законодательству России об особо охраняемых природных территориях и о животном мире. При его реализации уничтожаются и повреждаются особо охраняемые природные территории и ключевые местообитания животных и растений, занесённых в Красную Книгу.

Очевидно, что издержки общества и вред окружающей среде многократно превысят призрачные якобы «выгоды», безответственно обещаемые инициаторами строительства. Проект окупиться никогда не сможет, но при его реализации будет нанесён огромный вред Нижегородской области.

По итогам общественных слушаний, проведённых в муниципальных образованиях в 2016 и 2019 годах, выявлено крайне отрицательное отношение общества к проекту. Игнорирование мнения общества, дальнейшая разработка и реализация проекта способствуют росту социального напряжения в регионе, подрывают доверие к органам власти.

Участники собрания считают дальнейшую разработку проекта Нижегородского низконапорного гидроузла нецелесообразной.

По вопросу завершения строительства Чебоксарской ГЭС на реке Волге участники собрания подтверждают позицию, единодушно поддержанную участниками общественных слушаний по данному вопросу (в 2007 и в 2012 гг.), а также изложенную в протоколе заседания Научного Совета РАН по проблемам геоэкологии, инженерной геологии и гидрогеологии от 11 сентября 2015 года (далее – протокол от 11.09.2015) позицию о нецелесообразности и недопустимости поднятия уровня Чебоксарского водохранилища, так как это вызовет опасные и необратимые изменения геологической среды на значительной территории зоны влияния водохранилища, а также приведет к значительным экологическим и социально-экономическим ущербам на территориях трех субъектов РФ: Нижегородской области, Чувашской Республики и Республики Марий-Эл, а также о необходимости разработки проектной документации по завершению строительства Чебоксарского гидроузла с отметкой НПУ не выше 63,0 м.

По вопросу строительства Нижегородского низконапорного гидроузла на проточном участке Волги между городами Городец и Нижний Новгород участники собрания поддерживают вывод Научного Совета РАН по проблемам геоэкологии, инженерной геологии и гидрогеологии, изложенный в протоколе заседания данного Совета от 11 сентября 2015 года, в котором сказано, что среди проектных решений по обеспечению устойчивого судоходства на данном участке русла Волги «предпочтительнее выглядят варианты, обеспечивающие сохранение сложившейся экосистемы проточного участка Волги, судоходство в нижнем бьефе Городецких шлюзов, предполагающие обустройство зоны влияния Чебоксарского водохранилища при его НПУ 63 м, и не предполагающие строительства новых гидроузлов и повышения отметок водохранилищ существующих гидроузлов ».

Для обеспечения устойчивого судоходства на проточном участке Волги между городами Городец и Нижний Новгород вместо предлагаемого Росморречфлотом гидроузла участники митинга предлагают рассмотреть, поддержать и реализовать более экономичные и экологичные варианты:

- в качестве основного варианта решения проблемы Городецких шлюзов рассмотреть проект строительства третьей нитки нижней ступени Городецких шлюзов Городецкого гидроузла с пониженным заложением порога, в сочетании с оптимизацией режимов работы Рыбинского и Горьковского водохранилищ и проведением дноуглубительных работ в нижнем бьефе гидроузла;

- в качестве альтернативного варианта рассмотреть реконструкцию нижней ступени Городецких шлюзов, предусматривающую понижение порога указанных шлюзов, совмещённую с оптимизацией режимов работы Рыбинского и Горьковского водохранилищ, дополненную дноуглубительными работами в нижнем бьефе гидроузла.

Участники собрания отмечают, что Российская академия наук в лице её Президента А.М.Сергеева уже высказала мнение о нецелесообразности реализации проекта строительства Багаевского гидроузла на Нижнем Дону, аналогичного НННГУ по своей сути и ожидаемым негативным последствиям, и поддерживают население и научную общественность Нижнего Дона, выступающих за прекращение проектирования и строительства Багаевского гидроузла.

Хватит перекрывать реки! Пора прекратить переделывать реки под суда!

Участники собрания требуют и обращаются со следующими предложениями и рекомендациями:

1. К ООН и ЮНЕСКО – взять последний проточный участок Волги под свою защиту, как объекта всемирного наследия, и не допустить его уничтожения.

2. К Президенту Российской Федерации – потребовать от Правительства Российской Федерации отменить все решения по строительству НННГУ; пересмотреть необоснованно принятое на Госсовете Российской Федерации в августе 2016 года решение в части одобрения строительства Нижегородского и Багаевского низконапорных гидроузлов; выступить с законодательной инициативой о полном запрете строительства новых плотин на равнинных реках и, в частности, на Волге.

3. К Правительству Российской Федерации – отменить все решения по строительству Нижегородского и Багаевского низконапорных гидроузлов, и, в частности – Стратегию развития внутреннего водного транспорта, Государственную программу «Развитие транспортной системы», Схему территориального планирования в области федерального транспорта в части строительства Нижегородского и Багаевского низконапорных гидроузлов;

4. К Российской академии наук и к Научному Совету РАН по проблемам геоэкологии, инженерной геологии и гидрогеологии с просьбой внимательно рассмотреть вопрос целесообразности строительства Нижегородского и Багаевского низконапорных гидроузлов; организовать проведение комплексной независимой экспертизы проектно-изыскательской документации с созданием расширенной группы экспертов из научных и специализированных организаций, с тем, чтобы не допустить реализации этих антинародных, антиэкологичных и опасных проектов, а также проработки вопроса понижения в перспективе уровня Чебоксарского и других волжских водохранилищ, с дальнейшей полной ликвидацией Чебоксарской ГЭС и Чебоксарского водохранилища.

5. К Совету Федерации и к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

5.1. Разработать и принять:

 

- Федеральный закон «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об охране окружающей среды», предусматривающий полный запрет строительства на строительство плотин (как и на повышение отметок подпорных уровней существующих водохранилищ) на равнинных реках и, в частности, на Волге;

- Федеральный закон «Об охране реки Волги и её притоков» (по аналогии с законом «Об охране озера Байкал»), предусматривающий аналогичные нормы, запрет в бассейне Волги вырубки лесов, осушения болот и иной деятельности, негативно влияющей на водные ресурсы, растительный и животный мир Волжского бассейна и на водные биологические ресурсы; запрет зимней сработки водохранилищ и ограничение экологически обоснованными величинами суточных, недельных, сезонных и иных колебаний воды как в верхних, так и в нижних бьефах водохранилищ, а также меры по охране и воспроизводству водных биоресурсов Волги;

- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе», предусматривающий возврат в число объектов экологической экспертизы федерального уровня крупных плотин и всех остальных экологически опасных объектов (согласно перечню таких объектов, для которых проведение ОВОС являлось обязательным, действовавшему в 1994-2000 гг. в соответствии с приказом Минприроды России от 18 июля 1994 г. №222 и необоснованно отменённого в 2000 году);

- другие законопроекты, предложенные Общественной палатой Российской Федерации (согласно рекомендациям Палаты от 26 сентября 2012 года);

- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (в части исключения расходования средств на антигосударственные, антиэкологичные и антинародные проекты строительства, с направлением высвободившихся средств на строительство Северных обходов Нижнего Новгорода (автодорожного и железнодорожного) на направлении Москва-Киров, а также на строительство автодорожного обхода города Балахны.

5.2. При рассмотрении проекта Федерального закона «О строительстве водохранилищ» не допустить его одобрения в случае наличия в нём положений, упрощающих проектирование и ввод в эксплуатацию гидротехнических сооружений и водохранилищ без рассмотрения и устранения всех замечаний, в обход установленных законом экспертиз и согласований; предусмотреть в данном законопроекте ответственность инициатора строительства ГТС за все наступающие и наступившие последствия, в том числе материальную, административную и уголовную, за вред населению, инфраструктуре и окружающей среде;

5.3. Провести парламентские слушания по данным вопросам и по вопросу о недопустимости реализации проекта строительства НННГУ.

6. К Законодательному Собранию Нижегородской области, к представительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, к другим субъектам законодательной инициативы с просьбой поддержать указанные законодательные инициативы.

7. К Счётной Палате Российской Федерации, к Минфину России, к Минэкономразвития России, к Контрольному управлению Администрации Президента Российской Федерации, в другие контрольно-ревизионные органы, а также в Общероссийский народный фронт с просьбой тщательно и неформально проверить целесообразность расходования средств на данный антигосударственный, антиэкологичный и антинародный проект и не допустить дальнейшего расходования на него каких-либо средств.

9. В Совет по правам Человека Российской Федерации с просьбой защитить неотъемлемые права жителей – волжан на жизнь, здоровье, отдых и благоприятную окружающую среду, нарушаемые в случае реализации проекта.

10. В Генеральную прокуратуру Российской Федерации и в Федеральную службу безопасности – провести проверки и возбудить уголовные дела в отношении бывших и нынешних руководителей Минтранса России и Росморречфлота по факту хищения организованной группой лиц под видом проектирования НННГУ государственных средств федерального бюджета в размере около 1 млрд. рублей, а также предотвратить неправомерное расходование 43 млрд. рублей, уже запланированное на строительство НННГУ; выявить и привлечь к уголовной ответственности как организаторов, так и пособников и сообщников этого преступления, в частности – должностных лиц, выдавших незаконные заключения и согласования, сделавшие возможным проектирование и строительство НННГУ;

11. В Совет Безопасности Российской Федерации, к полномочному представителю Президента в Приволжском федеральном округе – проинформировать Президента Российской Федерации о необходимости незамедлительного поручения Президента Российской Федерации о полном прекращении дальнейшей разработки проекта НННГУ ввиду возрастания риска дестабилизации социально-политической ситуации, с целью снятия социально-политической напряжённости.

11. В Минэкономразвития России - отменить необоснованно вынесенное заключение о якобы «экономической эффективности» НННГУ, основанного на изначально неверных предпосылках и исходных данных, без учёта реального состояния речного флота, его инфраструктуры и перспектив;

12. В Минтранс Российской Федерации и Росморречфлот:

12.1. Навсегда отказаться от реализации проекта строительства Нижегородского и Багаевского низконапорных гидроузлов, разработать и предложить Правительству Российской Федерации внести соответствующие изменения в акты Правительства России, предусматривающие такое строительство; высвобождающиеся вследствие отказа от реализации проекта НННГУ средства направить на строительство Северных обходов Нижнего Новгорода (автодорожного и железнодорожного) на направлении Москва-Киров, а также на строительство автодорожного обхода города Балахны.

12.2. Уточнить объемы перспективных грузопотоков через Городецкие шлюзы на период до 2030г. и оценить возможности действующих сооружений в части пропуска судов, тоннажа и грузов при существующем и оптимальном составе флота, обеспечивающем максимальную производительность системы.

12.3. Рассмотреть, предложить к реализации и обеспечить реализацию действительно эффективного, экологичного и комплексного варианта решения проблемы судоходства в нижнем бьефе Городецкого гидроузла, единодушно поддержанного участниками прошедших в Нижегородской области общественных слушаний - строительство третьей нитки нижней ступени Городецких шлюзов Городецкого гидроузла с заглубленным порогом (или реконструкцию нижней ступени Городецких шлюзов с заглублением порога) с проведением дноуглубительных работ в подходном канале, а также (в ограниченном объёме и без изъятия аллювия из русла) на прилегающем к нему участке русла Волги; такое решение в сочетании с оптимизацией режимов работы Рыбинского и Горьковского водохранилищ без значительных капиталовложений обеспечит устойчивое долговременное судоходство современных крупнотоннажных судов, а также обеспечит сохранение сложившейся экосистемы речной долины, жилой и транспортно-хозяйственной структуры прилегающих территорий.

12.4. Отменить необоснованное решение о глубине судового хода и вернуть для ЕГС и, в частности, для Волги гарантированную глубину не выше 3,65 метра; пересмотреть стратегию развития внутреннего водного транспорта, исключив из неё строительство Нижегородского и Багаевского низконапорных гидроузлов.

12.5. Провести технико-экономической оценку и обоснование гарантированных габаритов судовых ходов Единой глубоководной системы европейской части России, включая проработку вопроса снижения требований по гарантированной глубине Единой глубоководной системы европейской части России с 4 м до проектной величины 3,65 м,

12.6. Проработать требования к проектируемым и строящимся судам с учётом существующего состояния гидротехнических сооружений и реальных перспектив развития инфраструктуры внутренних водных путей, с выдачей в Правительство Российской Федерации предложений по внесению соответствующих изменений в Стратегию развития внутреннего водного транспорта, в государственную программу «Развитие транспортной системы», а также в план модернизации магистральной инфраструктуры.

13. К Минприроды России и к Росводресурсам - обеспечить принятие Правил использования водохранилищ на реке Волге, предусматривающих:

оптимизацию режимов работы Рыбинского и Горьковского водохранилищ с переносом сработки водохранилищ с зимнего периода на навигационный период (с увеличением для обеспечения устойчивого судоходства крупнотоннажных судов в нижнем бьефе Городецких шлюзов среднесуточных сбросных расходов в створе Горьковского гидроузла в навигационный период с 1100 до 1300 куб м/сек),

- запрет зимней сработки водохранилищ и комплексное использование водных ресурсов этих водохранилищ в интересах всех водопользователей с соблюдением экологических требований и ограничений.

14. КМинприроды России - организовать выполнение в 2019 - 2020 годах научно-исследовательской работы по комплексной оценке экономической эффективности, экологических, геоэкологических и социальных последствий завершения строительства Чебоксарской ГЭС, включая прогнозирование качества воды, подтопления и других опасных геологических процессов, других экологических эффектов и рисков, с детальной проработкой вопросов охраны окружающей среды, обеспечения экологических режимов и ограничений при регулировании стока, обеспечения необходимых глубин для судоходства, пропуска половодий и обустройства Чебоксарского водохранилища для вариантов завершения строительства Чебоксарской ГЭС при НПУ 63 метра, с также проработки вопроса понижения в перспективе уровня Чебоксарского и других волжских водохранилищ и дальнейшей полной ликвидацией Чебоксарской ГЭС и Чебоксарского водохранилища.

15. К Губернатору Нижегородской области с требованием защитить наши права и права всех жителей Нижегородской области - не допустить строительства гидроузла на территории области, отменить постыдное решение инвестиционного совета от 6 апреля 2016 года, признавшего реализацию проекта строительства целесообразным; прекратить поддержку вредного для Нижегородской области проекта.

16. К представительным и исполнительным органам местного самоуправления Балахнинского района, Городецкого, г.Н.Новгорода и г.о.г.Бор - защитить наши права и права всех жителей указанных муниципальных образований; не допустить строительства гидроузла на территории соответствующих муниципальных образований, сохранить реку и её берега для жизни и отдыха волжан.

17. Ко всем жителям России и всего мира, а также к представительным и исполнительным федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, к членам Совета Федерации и депутатам всех уровней, к Общественным палатам всех уровней, к общественным объединениям, профсоюзам, коммерческим и некоммерческим организациям, к политическим партиям и их фракциям, с просьбой поддержать настоящее обращение, а также поддержать аналогичные петиции и обращения, в том числе распространяемые через сеть «Интернет», и направить соответствующие обращения во все органы, принимающие решения, с требованием не допустить (остановить) проекты строительства новых гидроузлов и не допустить повышения отметок существующих гидроузлов.

Участники собрания поручают Оргкомитету собрания подготовить и направить от их имени соответствующие обращения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: