Brain Police (Zunou Keisatsu)




Состав:

Hiroshi Narazaki - gt

Haruo Nakamura (Panta) - vocals

Toshi Ishizuka – drums

??????? - bass

Note: Не перепутайте их с Американской группой конца 60-ых Brain Police.

Эта Малоизвестная немного фолковая группа была сформирована в 1970 вокалистом/автором Панта (Panta) [реальное имя Haruo Nakamura]. До этого он был членом Peanut Butter, и MOJO & Spartacus Bunt. Из того, что я слышал [ один из более ранних альбомов], они в основном играли довольно сырые и рудиментарные гитарные песни на основе вокала с барабанами. Их лирика - сердитая политическая кривизна - эдакий вид фолк панка. Обаяние вероятно ограничено для тех, кто не понимает их тексты, которые все поются/вопятся по японски и имеют тенденцию доминировать над музыкой. Они выпустили 6 альбомов [весь записанные вживую, я думаю]. Они распались в конце 1975, но реорганизовались на короткое время 1990. Все это время Панта работал активно сольно. После Brain Police, гитарист Hiroshi Narazaki [он же Hiroshi Nar, ранее в Datetenryu – см. ниже], был бассистом в Les Rallizes Denudes, и позже сотрудничал иногда с Acid Mothers Temple [см. ниже]. Барабанщик Toshi Ishizuka также сотрудничал с Kan Mikami и Kazuki Tomokawa [см ниже].

 

Brush

Состав:

АЛЬБОМ:

" Brush " (TPR) 1971

Басист Masayoshi Takanaka сформировал эту группу и записал единственный альбом ' Brush ' [TPR, 1971], который вышел ограниченным тиражем в частном издании. Стиль албьома - по общему мнению, западное побережье, ориентированное на жесткий психоделический рок с небольшим прогрессивным уклоном. Альбом был недавно переиздан на виниле лейблом Shadoks.Позже Таканака играл в группе Flied Egg.

 

 

C

 

J.A. Caesar [a.k.a. J.A. Seazer]

- этот парень был студентом факультета графического дизайна. Он назвал себя J.A. [Julius Arnold] Caesar. Его также часто называли, как Seazer и даже Ceazar [что в результате только запутывает поиски, особенно в интернете!], и был известен к концу 60-ых как один из немногих ‘истинных хиппи‘ на местной сцене. Он очевидно выиграл соревнование за длину волос! Он сильно тяготел к андеграудной экспериментальной театральной группе постановщика Tenjo Sajiki (Тенджо Саджики) [см. ниже]. И несмотря на недостаток в первую очередь музыкального таланта, быстро стал их музыкальным режиссером, сочиняя и исполняя музыку для большинства фильмов и пьес Тенджо Саджики. Наряду с этим, он также инсценировал свои собственные музыкальные ‘сольные концерты‘.В его музыке часто присутствовали элементы японских народных ударных инструментов, музыка рассказа ‘sekkyobushi’, прогрессивный и психоделический рок, сырой тяжелый рок, и другие влияния столь же разнообразный как Carl Orff и Pierre Henry [скажем еще и Алана Каммингса, так или иначе, на последних двух]. Первый альбом, о котором я знаю выпущенный под его собственным именем [или псевдонимом] - ‘Jasoumon’ ('Ересь') [Victor, 1972]. Иногда этот альбом называют как ‘Jashumon’, или ‘Tenjousajiki - Jasoumon’. согласно Julian Cope - один из лучших альбомов вызвающий ‘шаманское плавление’. Он был переиздан на компакт-диске с книгой на P-Vine. Но теперь его уже на переиздают и надо сильно постараться, чтобы его найти. Следующим альбомом был ‘Recital - Kokkyo Junreika’ [Victor, 1973] ‘, иногда проходящий под названием ‘Kokkyo Junreika’ в исполнении J.A. Caesar Recital. Обложка альбома, выполненная в манере замечательной психоделической 'мультипликации', намного опередила свое время. Стилистически альбом располагается в рамках тяжелого прогрессивного рока, с уравновешенными темами в стиле Magma, и с глубоко ошалевшим материалом. В 1995 году альбом был переиздан на компакт-диске на Belle Antique. Но теперь, его трудно найти. Есть также переиздание на виниле на P-Vine.Альбом ‘Den-en Ni Shisu’ (‘Death in the Country’) [RCA Sony, 1974] также часто вносится в список как Tenjo Sajiki выпуск, или звуковая дорожка к фильму 1974 года Тенджо Саджики с тем же самым названием. Этот альбом был переиздан недавно на компакт-диске на Showboat. ‘Den-en Ni Shisu’ намного более обычен чем другие работы J.A. Caesar, которые я слышал. Стилистически – это своего рода фолковый песенно ориентированный стиль мало что имеющий прогрессивного или психоделического. Он все еще хорош, но не является одним из лучших. Альом ‘Sealbreaking’ [Ain’t Group Sounds], был выпущен на компакт-диске под именем J.A. Seazer. Обложка не содержит никакой информации кроме названий треков. Я должен предположить, что этот альбом или грубая запись музыки из кинофильма, или сборник из демонстрационных или контрабандных живых записей. На вебсайте Head Heritage (сайт Джулиана Коупа Julian Cope) неаписано, что это живые выступления в Shibuya, Токио. Музыкально, хотя, он замечателен – на альбоме есть много тяжелого и прогрессив-рока, типичного для артиста времен его лучших работ начала 70-ых. ‘Shintokumaru’ [Victor, 1978] - другая живая запись в мягком настроении{ладе} быал переиздана на виниле на P-Vine. В записи альбома Matihedeyou Syowosuteyo’ [год?] принимали участие ряд известных музыкантов типа Hiro Yanagida [см. ниже], Hideki Ishima из Flower Travellin’ Band [см. ниже], и Eiichi Sayu из Far Out [см. ниже]. Альбом был переиздан на виниле на P-Vine. Кто знает, может эти парни принимали участие и в других альбомах артиста. ‘Saraba Hakobune '(' Farewell to the Ark’) [1984] был музыкой из кинофильма, и был переиздан на компакт-диске на Showboat. Альбом ‘Pilgrimage Of Blood’ [P-Vine, 2002] – звуковая дорожка к фильму Hiromichi Tannai, и - очень разнообразное предложение, с треками, записанными в 2001, 1981, 1979, 1977 и 1972 годах. Музыку этого издания трудно описать. Единственное, что можно сказать, что она с уникально японским чувством, и главным образом уравновешена, капризна и необычна, иногда с тонкой электроникой и великолепным смешиванием, и всегда с отчетливым японским звучанием. Один трек напоминает мне о немецкой группе Cozmic Corridors. АльбомТенджо Саджики ‘Aho Bune’ [см. ниже], можно рассматривать, как альбом J.A. Caesar, как и некоторые из альбомов Tokyo Kid Brothers [видят ниже], в которые Сизар иногда вовлекался.. Учитывая, что надписи на этих альбомах главным образом по японски, и что они являются сотрудничеством между большого количества юридических лиц, будет тяжело сказать, как эти альбомы правильно каталогизировать и даже как правильно их произносить. И как упомянуто выше, это значительно затрудняет поиск через интернет.. Другие альбомы, о которых я ничего не знаю - ‘Ookami Syonen’, ‘Tenshi Souzou Sunawachi Hikari’ [1998], и ‘Kiyoko Ito’ или ‘Tenjo Sajiki – Baramon’ [которые причисляются к нему, как и ряд других]. J.A. Caesar все еще активен в создании и исполнении музыки для театральных постановок и музыки для кинофильмов. Он унаследовал Tenjo Sajiki после смерти Terayama. Также недавно, Сизар составил музыку для ‘Kiyoko Ito’ или ‘Tenjo Sajiki – Baramon’.

 

Shinki Chen

Состав:

АЛЬБОМ:

" Shinki Chen & His Friends " (Polydor) 1971

После Foodbrain [см. ниже], гитарист Чен сотрудничал снова с Hiro Yanagida и другими, включая George Yanagi - вокалист из Strawberry Path и кратко Flied Egg [см. ниже; он также играет на бас гитаре на этом альбоме]. В результате этого сотрудничества был записан замечательный сольныйо альбом, ‘Shinki Chen & His Friends’ [Polydor, 1971]. Музыкально, это намеки на блюзово тяжелый кислотный рок его следующей группы, Speed, Glue & Shinki [басист этой группы также играло на одном треке здесь], с некоторыми экспериментальными частями, напоминающие о его участии в Foodbrain. Фанатами этого жанра данный альбомом рассматривается, как классика жанра. Албом был переиздан на компакт-диске на Hagakure.

 

Cosmos Factory

Состав:

АЛЬБОМЫ:

"Cosmos Factory (a.k.a. ‘An Old Castle of Transylvania)" (Columbia) 1973: Soundtrack 1984/Maybe/Soft Focus/Fantastic Mirror/Poltergeist/ Forest Of The Death/The Cursed/Darkness Of The World/An Old Castle Of Transylvania.

"A Journey With The Cosmos Factory" (Toshiba EMI/Express) 1975

" Blackhole " (Toshiba EMI/Express) 1976

" Metal Reflection " (Toshiba EMI/Express) 1977

прогрессивная группа сформировалась в Nogoya, 1970. В следующем году Они перехали в Токио, наняли менеджера [который был также известным рок критиком ] и приступили к работе. Сейчас, они хорошо всем известны из-за их первого альбома ‘Cosmos Factory’ (a.k.a. ‘An Old Castle of Transylvania’) [Columbia, 1973], который долгое время был самым их легкодоступным альбом, изданным на компакт-диске. В каталоге Ultima Thule их сравнивают с Far East Family Band. Я нахожу это ошибочным, поскольку единственные общие черты, которые я могу услышать, находятся в их худших моментах. То есть когда они входят в свое эмоционально неправильное сочное тихое пение баллад. За исключением этих моментов, которые достаточно продолжительны, альбом (с более тяжелыми риффами так же как ошалевшим и немного зловещим прогрессив-роком, напоминающим о смеси The Nice, Arzachel и раннего Pulsar, с крутым использованием Moog) довольно хорош. Так или иначе, этот альбом принес им большое признание, и они начали выступать, как разогревающая группа перед выступлением таких знаменитостей той эры, как Humble Pie и The Moody Blues, которые миновали свой зенит славы и были затменены своими уникальными разогревателями! Следующий альбом, получивший хорошие отклики и рецензии, A Journey With The Cosmos Factory’ [Toshiba EMI/Express, 1975], по общему мнению, экскурс в сверхестесственное царство. ‘Blackhole’ [Toshiba EMI/Express, 1976] по общему мнению, до некоторой степени сопоставим сложному King Crimson. Примерно в это временя группа начала писать саундтреки и телевизионне темы. У Их последнего альбома, ‘Metal Reflection’ [Toshiba EMI/Express, 1977], есть репутация, как неудачного (большим количеством хэви-металла/хард-рока) релиза. Но фактически он намного более разнообразен. Музыкальнай материал, содержащий прогрессивный хард-рок, прог-металл, ошалевший прогр, космический фанк, баллады, и почти вездесущий синтезатор, был довольно хорош. Местами он напоминает о Magical Power Mako времен альбома ‘Jump’ [об этой группе читайте ниже]. На мой взглят превосходное издание.

Они также выпустили несколько редких EP - ‘Fantastic Mirror’ [1975], ‘The Infinite Universe Of Our Mind’ (рекламный выпуск) [1975] и ‘Days In The Past’ [1975]. Первый альбом был переиздан на Coca/Nippon Columbia; следующие 3 Toshiba EMI [возможно не переиздаются].

 

 

Creation

Состав:

АЛЬБОМ:

" Creation " (EMI) 1975

" Pure Electric Soul " (EMI) 1977

Вполне возможно, что эта группа (не путайте с британской группой) была раньше известна как Blues Creation, и изменила свое название после совместной работы с Кармен Маки. Я не уверен, распадались ли они фактически и затем собрались вместе как Creation, или они просто не записывали ничего в прошедших годах, или возможно, эти группы полностью несвязаны. Возможно, есть другое объяснение. Я ничего не знаю об их составе, так что я не могу комментировать далее. Они выпустили два альбома, которые я знаю - ‘Creation’ [EMI, 1975] и Pure Electric Soul’ [EMI, 1977]. Оба эти альбома былы изданы на одном компакт-диске.

 

D

 

Datetenryu

 

Эта андеграудная группа была сформирована в 1971. Они, очевидно, играли своего рода психоделический прогрессив-рок с небольшим блюзовым уклоном. Гитарист Hiroshi Narazaki был также в Brain Police [см. выше], и Les Rallizes Denudes [см. ниже]. Есть многочисленные компакт-диски этой группы, охватывающие период 1971-1981, но я не думаю, что они выпустили хоть один альбом в то время. Единственные компакт-диски о котрых мне известно - ‘Datetenryu’ [rec. 1971], ' Unto ' [Belle Antique, 1978/1997?;больше не выпускается] и ‘Red Afternoon Blues’ [Walking Press Records, 2004]. Они расспались в 1983, но позже реорганизовались снова.

 

Dema

Я не знаю ничего об этой группе за исключением того, что они выпустили один альбом, ‘Dema’ [CBS, 1972]. У альбома довольно интересная обложка. А музыкально, как про него пишут, он выполнен в психоделически/прогрессивном стиле.

 

DK Mushroom & Son

В состав группы входили филиппинец Joey Smith из Speed, Glue & Shinki [см. ниже] и Juan De La Cruz Band с двумя японскими музыкантами. Они записали материал для альбома в 1972, который так и не был издан в то время. Согласно Julian Cope он был издан недавно, как ‘Hit’ [Victor, 200?],. Но я был неспособен найти хоть какой-нибудь след этого издания. Со слов Julian Cope этот альбом представляет “медленно, уничтожительные пукания поверх марионеточных подростковых рифов ”! После этого проекта Smith вошел в новый состав группы Juan De La Cruz.

 

 

E

 

East

Эта группа базировалась в США, и по общему мнению играла ‘психоделию с восточным влиянием’. Мне известно, как минимут три их альбом ‘East’ [Capitol, 1972], ‘Beautiful Morning’ (EP) [1972] и ‘Coronado Moonbeams’ (EP) [1973].

 

Epos

Мне ничего не известно об этой группе, кроме того, что они выпустили, как минимум один альбом ‘Eternity?’ [Polydor, 1972]. Этот альбом описывается, как экспериментальный.

 

F

 

Far East Family Band

Состав:

АЛЬБОМЫ:

"The Cave Down To The Earth" (Mu Land) 1974:

"Nipponjin – Join Our Mental Phase Sound" (Nippon Columbia/Vertigo)1975

"Parallel World" (Columbia)1976

"Tenkujin" (All Ears Records) 1977

Эта группа космического рока сформировалась из остатков Far Out [см. ниже]. В ее состав вошли: клавишник Masanori Takahashi [a.k.a. Kitaro], Fumio Miyashita [также играл на гитаре] и Akira Ito, все позже, достигли небольшой известности, как сольные артисты [см.ниже]. Их стиль,с нежным [и почти прото New Age] восточным налетом, был под сильным влиянием творчества началы/середины 70-х Pink Floyd и возможно Eloy. По моему мнению, группа полностью раскрывается в своих лучших длинных гипнотических космических композициях. Их спелый напевающий песенный стиль, близкий к тому, что делали Far Out (см. ниже), не трогает меня вообще. Их первый альбом был ‘The Cave Down To The Earth’ [Mu Land, 1974], который показывал много спелого, просторного материала и был далек от упомянутого выше тихого песнопения. Другие участники на этом альбоме были Akira Fukakusa [бас], Hirohito Fukushima [гитара, вокалы] и Shizuo Takasaki [барабаны]. Альбом ‘Nipponjin – Join Our Mental Phase Sound’ [Nippon Columbia/Vertigo, 1975] был записан в Великобритании при содействии Klaus Schulze. Это альбомом, с замечательными длинными космическими треками [особенно ‘Nipponjin’, переделанная версия ‘Nihonjin’ группы Far Out], и частично переделанным материалом из первого альбома, был лучше чем его предшественник. Их реальный шедевр [также записанный при помощи Schulze и Gunther Schickert] стал альбом ‘Parallel World’ [Columbia, 1976]. Длинный альбом превосходного космического рока и [по моему мнению] только с одной частично халтурным треком. Звук прекрасно обработан в цифровой форме и ультрасовременен для того времени. Музыка в пределах: от едва слышимого ошалевшего окружения к полному полету восточного космического рока, намекающий на Ozric Tentacles. Длинный трек, занимающий всю вторую сторону - является полностью одурманенной наркотиками пьесой, главным образом бесформенных синтезаторно-компьютерных приключений. Их последний альбом был ‘Tenkujin’ [ All Ears Records, 1977]. При его записи с состав вошел новый барабанщик Yujin Harada [ ex-Samurai – см ниже], а Kitaro, Ito и Takasaki покинули группу. Я не слышал его, но по общему мнению, он находится во власти их раннего балладного стиля, а космического рока практически нет. Он был переиздан некоторое время назад на Coca. Я также видел еще один их альбом, ‘Том Hatano’ [1977], но я ничего не знаю далее.

 

Far Out

Состав:

АЛЬБОМ:

"Far Out (a.k.a. Nihonjin)" (Denon) 1973: Too Many People/ Nihonjin/ Birds Flying To The Cave/Saying To The Land/Moving, Looking, Trying, Jumping/Wa Wa/The Cave Down To The Earth/Four Minds/Transmigration

довольно легендарная психоделическая прогрессивная группа, сформированная Fumio Miyashita [Moog, акустическая гитара, гармоника, вокалы], с Eiichi Sayu [гитара, Хаммонд], Kei Ishikawa [бас, электрический ситар, вокалы] и Manami Arai [барабаны]. Они записали только один альбом, ‘Far Out (a.k.a. Nihonjin)’ [Denon, 1973 ]. (Таже, иногда, упоминается альбом ‘Mio’ [1972]. Вполне вероятно, что это легенда или случайная путаница). Альбом содержит только 2 длинных трека, проходящих через множество смен настроений. Начинаясь с медленных повторяющихся ударных, альбом быстро устанавливает серьезное и исследовательское намерение, иногда прерываемое случайными балладными кусками с гитарой в стиле Dave Gilmour (по моему мнению немного не в тему).. Однако музыка быстро перемещается в медленную и тяжело риффованную скомканную зловещую минорную тональность с экзотическим гитарно-ситарным поглаживанием – эдакая гипнотическая переаботка Флойдовского космического рока [своеобразные вариации в стиле ‘Careful With That Axe…’/‘Set The Controls…’, нов японском стиле. В голову также приходит сравнение с Flower Travellin’ Band времен ‘Satori’]. После этого группа, преобразовалась в Far East Family Band [см выше], проповедуя подобный стиль, но с меньшим количеством рока и большей пространственностью.Ishikawa позже перехал в США и сформировал Chronicle [см. ниже]. Их альбом был переиздан на компакт-диске неоднократно. Переиздание альбома в серии Buy Or Die ценно тем,чтобонусами там являются композиции альбома The Cave Down To The Earth’ группы Far East Family Band.

 

Flied Egg

Популярная группа, которая выпустила 2 альбома за врмя своего сущуствования – Dr. Siegel’s Fried Egg Shooting Machine’ [Vertigo, 1972] и ‘‘Good Bye’ [Vertigo, 1972]. Дебютный материал был смесью психа-поп-прога, тяжело рифованного хард рока [с несколькими явными заимствованиями из ранних Uriah Heep], и ранних прогрессивных тенденций.Последний альбом был главным образом записью живого выступления [очевидно с их прощального концерта]. Стилистически он тяготел к тяжелому року в стиле Grand Funk времен альбома ‘Live Album’, и своеобразной смеси Black Sabbath- с -Mountain. В альбом также вошли насколько старых песен Strawberry Path. Студиный материал был в стиле первого альбома. Барабанщик Hiro Tsunoda ранее был в The Jacks, Foodbrain и Strawberry Path. В некоторый момент он был также в Sadistic Mika Band [см. ниже]. Басист Masayoshi Takanaka ранее был в Brush [см. выше].

 

[Yuya Uchida & The] Flowers

Сформированный в середине 60-ых, этот септет много играл в Токио и был по общему мнению немного сопоставим Big Brother & The Holding Co., Они в конечном счете выпустили единственный альбом, ‘Challenge!’ [Columbia, 1969]. Самым стимулирующим в этом издании, возможно, была обложка на которой обнаженная группа позировала на фоне поля! Альбом состоял из кавер-версий Hendrix, Cream и Jefferson Airplane, и только одна собственная композиция [являющаяся превосходным примером психоделического джема в стиле западного побережья]. Вскоре после этого Uchida оставил группу как a

Участник. Избавившись от других вокалистов, реформировал остатки группы в Flower Travellin’ Band [видит ниже] и стал их продюсером.

 

Flower Travellin’ Band

Состав:

АЛЬБОМЫ:

"Anywhere" (Philips) 1970:

"Satori" (Atlantic) 1971: SATORI Part 1/SATORI Part 2/ SATORI Part 3/ SATORI Part 4/SATORI Part 5

" Made In Japan" (Atlantic) 1972: Introduction/Unaware/Aw Give Me Air/Kamikaze/Hiroshima/Spasms/Heven And Hell/ That's All

" Make Up "(2LP) (Atlantic) 1973: LP1- All The Days/Make Up/Look At My Windows/Slowly But Surely/Shadows Of Lost Days/ Broken Strings; LP2- Hiroshima/ Blue Suede Shoes/ SATORI Pt.2/ After The Concert.

Легендарная группа сформировалась из остатков The Flowers. Похоже, что альбом ‘Kuni Kawachi & Flower Travellin’ Band’ [London, 1970], который был результатом сотрудничества с клавишником из Happenings Four, предшествовал их надлежащему дебюту. Однако, на компакт-диске лейбла Shadoks ‘Love, Peace & Poetry – Japanese Psychedelic Music’ отмечено, что альбом фактически назывался ‘Kuni Kawachi & His Friends’ и на нем было только 2 члена Flower Travellin’ Band [вокалист Akira ‘Джо’ Yamanaka и гитарист Hideki Ishema, экс Beavers]. Я слышал часть этого альбома. И это - замечательный восточный эйсид-рок с элементами попа и раннего прогрессива. Есть также компакт-диск группы с названием ‘Music Composed Mainly By Humans – Demonstration 1970’ [Ain’t Group Sounds] - возможно пиратское издание. Он содержит полчаса джема с секциями свободной формы импровизации и песен эйсид-рока, с великолепной жгучей фузз гитарой, так же как и более короткие треки. Состав, перечисленный на этом компакт-диске, включает всех участников FTB [Joe и Ishema, так же как барабанщика Joji ‘George’ Wada и бассиста Jun Kosuki] так же как Kuni Kawachi на клавишных, и Yuya Uchida [экс Flowers] как продюсер. Я все еще сомневаюсь в том, сколько конкретно участников FTB играло на альбоме Kuni Kawachi(сопоставив музыкантов на всех треках). Их первым надлежащим альбомом был ‘Anywhere’ [Philips, 1970], у которого была конечно одна из самых клеевых обложек – на развороте фотография группы, едущих голыми на мотоциклах! Музыкально, он был хорошо, но малозначим, поскольку почти весь альбом состоит из кавер-версий [такие как ‘‘21st Century Schizoid Man’, ‘Black Sabbath’ и ‘House of the Rising Sun’], и только два трека собственного сочинения (тяжелый прогрессивный блюз и очень короткая пьеса на гармонике). Их второй альбом, ‘Satori’ [Atlantic, 1971], была огромным, скачек вперед в силе и новизне, и несомненно их шедевр. Он состоит из длинных треков, как правило очень громкого, гипнотического психоделического тяжелого прогрессив-рока, с бьщими риффами и замечательным пьянящим мистическим чувством. Следующий альбом, ‘Сделанный в Японии’ [Атлантика, 1972], была лучше распространен международно. Этот альбом начинается радио-рекламой фестиваля рок-музыки, на котором они играли с многочисленными знаменитостями того времени, включая ELP.. Музыкально он был в стиле предшественника, но более разнообразен и песенно ориентирован – превосходный альбом. Их последний альбом, ‘Make Up’ [Atlantic, 1973], был двойной долгоиграющей пластинкой, на которой Yuya Uchida был гостевым вокалом. Альбом представил студийный и живой материал, включая 20-минутную версию ‘Hiroshima’ с предидущего альбома [с басовым соло] и записанную вживую в студии версию ‘Satori Part 2’. Некоторая часть студийного материала была в тяжелом прогрессивном стиле [хотя с большим уклоном к раннему King Crimson в восточном стиле]. Другая часть была выполнена в более коммерческом мягком стиле. Часть живого материала явно проходной материал. В целом альбом наспех склеен, но тем не менее с большим количеством хорошего и великолепного материала. По моему мнению надо было его отредактировать до одинарной пластики. Все их альбомы были переизданы на компакт-диске на Coca. Была также версия издания альбома ‘Make Up’ на одном компакт-диске, в которую не вошла часть самого желательного живого материала. Возможно есть 2 малоизвестных альбома, ‘The Times’ [1975; компиляция?] и ‘Futarino Don’ [1989], но я о них ничего не знаю.

 

FOODBRAIN

– this legendary band released only one album, ‘Social Gathering’ [Polydor, 1970], the cover of which stands out due to the large elephant approaching the viewer. It contains a great, diverse mix of stuff delivered with over-the-top gusto, from stabbing high speed hard acid rock, to rollicking progressive psych jamming with crazed piano, to loud distorted bass experiments, etc. etc. Not a ballad in sight, very enjoyable from beginning to end. Julian Cope says it’s legendary only because it’s so rare, but I can’t understand why he thinks it sucks, and everyone I’ve played it to liked it a lot. Guitarist Shinki Chen [ex-Golden Cups – see below, and Powerhouse (a covers band)] later went on to record a solo album and to form the group Speed, Glue & Shinki with Foodbrain bassist Masayoshi Kabe [a.k.a. M. Glue, also ex- Golden Cups]; keyboardist Hiro Yanagida [ex-Apryl Fool – see above] later went on to play with Love Live Life + One, Masahiko Sato & Sound Brakers and to a solo career [see below]; drummer Hiro Tsunoda [ex-Jacks – see below] went on to Strawberry Path, Flied Egg and Sadistic Mika Band [see below]. The album has been reissued on CD by P-Vine.

 

Friends – they made one album that I know of, ‘Tetsu Yamauchi, Haruo Chikada (and others)’ [Victor, 1971]. I’m not sure if Friends is the name of the album or the group. I believe it was a one-off studio project, but I have no idea what the music was like. Bassist Tetsu Yamauchi had previously been in Samurai [see below], and after this went on to the British groups Free and The Faces. This was reissued on CD by P-Vine, but is now out of print.

 

Fulukotofumi

эта малоизвестная группа записала по крайней мере один альбом, ‘Fulukotofumi’ [RCA, 1972], по общему мнению прогрессивный.

 

Fumanzoku

– эта неизвестная группа записала по крайней мере один альбом, ‘Fumanzoku’ [Private, 1974], по общему мнению содержащий психоделический рок.

 

Fumio & Osamu – I can’t find any info on these folks, but their album ‘Shinchugoko’ [1972] was listed as a progressive album.

 

G

 

Gedo – I’ve also seen this spelled as Gedou. Their first album as far as I can tell was ‘Gedo’ [Show Boat, 1974], which is reputedly in a hard psychedelic rock style. It was reissued on CD by P-Vine [PCD-1579] with 4 bonus tracks, but is now out of print. There was also a Showboat limited edition reissue in paper sleeves which may still be available. There seem to be numerous other Gedo albums – ‘Just Gedo’ [year?; reiss. by Showboat], ‘In Sounds of Hawaii Studios’ [year?; reiss. by Showboat], ‘Power Cut’ [year?; reiss. by Chop], ‘Mooning’, ‘I Can Shout, I Can Fight’ and others with non-English titles.

 

Golden Cups – a garage psych band which at one point contained future Foodbrain and Speed, Glue & Shinki members Shinki Chen & Masayoshi Kabe. Their debut was ‘Album’ [Capitol, 1968], which featured a great deal of cover versions. This was followed by ‘Album No. 2’ [Capitol, 1968], ‘Album No. 3 - Blues Message’ [Capitol, 1969] and ‘Recital’ [Capitol, 1969]. ‘Super Live Session’ [Capitol, 1969] was mostly hard bluesy garage rock with an obvious Cream influence and a loose jazziness; it’s reasonably good, with extended jamming, but nothing really original or

different. Most tracks are covers. It’s been reissued on CD by EMI/Capitol Japan. Over the last few albums - ‘All About’ [Capitol, 1970], ‘Live Album’ [Capitol, 1971] and ‘Return of the Golden Cups Volume 8’ [Capitol, 1971] – the band reputedly got a little more progressive and psychedelic.

 

Goulois Asterix – a very obscure group who made at least one album, ‘Inochi’ [Tengu, 1970], which has been described as ‘progressive underground’.

 

Gypsy Blood – a very obscure group who reputedly played a kind of psychedelic rock. They released two albums that I know of, ‘Blue Roses For the Gypsy – in Wishbone’ [Private pressing, 1971] and ‘Rokko Oroshi’ (also seen listed as ‘Rokkourishi’) [Vertigo, 1971]. The latter was reissued on CD by P-Vine in 1998, with 4 bonus tracks, but is now out of print.

 

H

 

Keiji Haino – a seemingly permanently black-clad guitarist/vocalist/harmonica player who was in a late-60’s Doors covers group before forming Lost Aaraaff [see below]. Around this time he befriended the similarly black-clad Mizutani Takashi of Les Rallizes Denudes [see below]. He released an early solo album, ‘Ama No Gawa’ (‘Milky Way’) [label? 1973], reputedly containing droney electronic music which Alan Cummings described as “an enduring favourite for its evocative, spiritually charged atmosphere”. It’s been reissued on CD by Mom’N’Dad. Haino went on to form Fushitsusha [see below] and release numerous other solo albums in various styles – too much to go into here, and much of it is probably of limited interest to readers of this article.

 

Happenings Four – a pretty light and commercial psych-pop group, who released their debut ‘Touemi Ningen’ [Capitol, 1968], which has been compared to early Procol Harum. The next was obviously Beatles-influenced – ‘Magical Happenings Tour’ [Capitol, 1968]. The cover had a slightly amusing picture of the be-costumed band, with hair up in erect top-knots, laid into a ¥10,000 bill. I’ve only heard a couple of tracks from it, which are far inferior to, and quite unlike, the Beatles. As Happenings Four + 1 they released another album, ‘The Long Trip’ [Capitol, 1971], which is reputedly much more on the early progressive side of things. Keyboardist Kuni Kawachi would go on to work with Tenjo Sajiki, J.A. Caesar and Flower Travellin’ Band [see above & below].

 

Happy End – formed in 1969; a band that blended west coast US psychedelic rock styles with modern Japanese folk and soft progressive rock. They featured drummer Takashi Matsumoto and bassisst Haruomi Hosono [see below], both ex- Apryl Fool [see above]. They released a few albums that I know of, none of which I’ve heard – ‘Happy End’ (a.k.a. Yudemen) [URC, 1970], ‘Kaze Machi Roman’ (‘Windy Roman City’) [1971], ‘Happy End’ [King, 1973 – different to the first album, and produced by Van Dyke Parks] and ‘Live Happy End’ [1974, but rec. 1972 – I presume a posthumous release]. There have also been numerous compilations, and stuff from an 80’s reformation. Hosono went on to a solo

career of sorts, and Yellow Magic Orchestra [see below].

 

Harumi – ‘Harumi’ [Verve Forecast, 1968] was a 2-LP set. Harumi was a Japanese guy residing in the US where he recorded and released this. It’s reputedly ‘psych with many native instruments’ and vocals in both Japanese and English. The first LP is apparently more poppy, but the second contains only a lengthy track per side, reputedly “heavily introverted mystical Eastern hippie rambling” according to Fuzz, Acid & Flowers.

 

The Helpful Soul – by the look of the cover of their album ‘A Thousand & One Night’ [Victor, 1969] and the vague description ‘instrumental – psychedelic’ from Hans Pokora, I would guess it’s some kind of possibly cheesy orienttinged psych-jazz soundtrack or exploitation album. However they did at least one other album, ‘First Album’ [label? 196?], which reputedly contains hard bluesy acid rock, with some Cream and Hendrix covers. This has been reissued on both LP and CD by Black Rose.

 

Hill Andon – an obscure psychedelic folk group who made at least one album, ‘Page One’ [Fish, 1975].

 

I

 

Toshi Ichiyanagi – an avant-garde composer who composed, and performed [some of], the music in 1969 for ‘Opera From the Works of Tadanori Yokoo’ [The End, 1970], a double-LP [with picture discs, no less!]. It’s a very varied and experimental album, featuring lots of avant-garde collage work and musique concrete that’s hard to describe, odd Japanese theatre and pop, Japanese ballads, and a side-and-a-bit of The Flowers [when they were about to become Flower Travellin’ Band - see above] jamming in a free and freaked style. This rare album has recently been reissued on Bridge as a deluxe 4-CD set [1 LP side per CD – no bonus material – especially irritating because it could all have fitted on one CD], complete with postcards of Yokoo’s paintings, a small Japanese-text hardcover book of interviews and other information, and prints of Ichiyanagi from the era of the recording, all in a lavish hard box designed by Yokoo. Unfortunately the CD’s have been taken directly from vinyl [not mint either, by the sound of it] and have not been cleaned up. And, it’s terribly expensive – all of these things adding up to the impression that this is only a worthwhile purchase if you’re a fanatical collector, who can read Japanese and has money to burn. Fortunately I was able to hear it due to knowing someone who fits that description! In Hans Pokora’s ‘4001 Record Collector Dreams’, this album is listed as by Flowers & Others. Ichiyanagi later collaborated with Takehisa Kosugi [see below], but I have no idea what he did musically apart from that.

 

Yasuo Inada – I don’t know anything about this person or their music, but ‘Kankaku-Shiko’ [1974] was listed as being progressive rock of some kind.

 

J

 

The Jacks – this well-known group had their roots in a folk trio formed in 1966, Nightingale. By 1967 this had stabilized into a 4-piece group called The Jacks. They provided some music for an avant garde theatre troupe before landing a record deal with Takt. They put out 2 singles in 1968, which have more recently been reissued together as an EP – ‘Karappo No Sekai: Takt Days’ [Coca/Nippon Columbia]. I haven’t heard this but the music is reputedly pretty good, in a mournful, meditative and psychedelic mode. One song from this [‘Marianne’, also on the debut album] was much later covered by Painkiller as well as Fushitsusha. After this came their debut album, ‘Vacant World’ [Toshiba/Express, 1968]. This is often spoken of as a great uniquely Japanese psych album, but to me much of it still sounds like a slightly unhinged Japanese take on early west coast US psych, in particular Quicksilver Messenger Service. I find the vocals a bit irritating in places, but a fair bit of the music is quite good, though I’d hesitate to say great. The highlight is probably the first track, ‘Marianne’. After this album guitarist Haruo Mizuhashi left. With the drummer switching to other instruments, and drummer Hiro Tsunoda joining, the band continued to record one last album, ‘Super Session’ [Toshiba, 1969], which is reputedly not as good as their earlier work. There’s also a posthumous release, ‘Live ’68’ [H.A.F., 1973] which I also haven’t heard. Tsunoda went on to Foodbrain, Strawberry Path, Flied Egg and Sadistic Mika Band [see above and below].

 

K

 

Jun Kamikubo – an obscure musician who released one record in small quantity, ‘Nothingness’ [Express, 1972]. It’s a pretty good album of bluesy acid rock with good guitar playing, with a few tracks featuring great heavy riffing. The album has been reissued on LP by Shadoks, and more recently on CD by Toshiba-EMI.

 

Kuni Kawachi – see Flowers and Flower Travellin’ Band, above.

 

Nagira Kenichi – ‘Machi no Kaze’ [1974] reputedly contains melodic west coast-styled psychedelic rock, comparable to early Happy End [see above]. This album has been reissued on CD by Prime Direction.

 

Takehisa Kosugi – Kosugi might be considered the father of what some would call ‘Japanese krautrock’. He was early on associated with the Fluxus experimental music movement, and in 1958 formed Group Ongaku, with Shukou Mizuno and some members of Tokyo University’s Musicology Programme. The group reputedly made full-on musique concrete, and recorded an album, ‘Music Of Group Ongaku’ [1960]. The group lasted until 1969, with Kosugi making music for the Expo ’70 at Osaka before forming Taj Mahal Travellers [see below], for which he is perhaps best known. After the demise of TMT [or perhaps during it], he resumed a solo career, beginning with ‘Catch Wave’ [CBS, 1975, but recorded 1974]. This was a wonderful album, in a similar vein to Taj Mahal Travellers, but more stripped-back and mesmerizing. It featured 2 lengthy tracks using heavily electronically-treated electric violin and voice. Some people prefer this album to TMT, perhaps due to the presence of less jarring moments! This was followed by the collaboration ‘Improvisation (with Michael Ranta and Toshi Ichiyanagi)’ [1975], featuring ring-modulated violin and bass piano alongside percussion. His ‘Violin Solo 1980 N.Y.C.’ [P-Vine, 1998] is reputedly rather unpleasant listening. Another collaboration album exists, ‘Distant Voices’ (with Steve Lacy and Yuji Takahashi) [Columbia, 1981], which I know nothing about. He made numerous obscure commissioned solo works, including ‘S.E. Wave/E.W. Song’ [1976], ‘Interspersion’ [1979], ‘Cycles’ [1981], ‘Spacings’ [1984], ‘Assemblage’ [1986], ‘Rhapsody’ [1987] and ‘Spectra’ [1989]. I don’t know if any of these have been released separately as albums. There is also the album ‘Violin Improvisations: New York, September 1989’ [Lovely Music, 1990]. As far as I know, he is still performing and innovating.

 

L

 

Lost Aaraaff – a free-jazz-rock group formed in the early 70’s by Keiji Haino, later to record solo albums [see above for one of them] and form Fushitsusha [see below]. No albums released at the time that I know of. Some 1971 recordings have been issued as ‘Lost Aaraaff’ [PSF, 1991], containing 3 apparently Albert Ayler-influenced ‘improvised acid jams’ featuring piano, drums, vocals and what sounds like occasional cello. It’s pretty demented stuff; at times they sound like no-talents attempting free jazz, at other times they get some really interesting things going, though not easy to describe. There is also the 1971 live ‘Concert From the Genyasai Festival’ [Purple Trap, 1995], presumably in a similar vein.

 

Love Live Life + One – a great group who recorded only one album that I know of for certain, ‘Love Will Make A Better You’ [King, 1971]. As well as some searing fuzzed-out psych rockers and more orchestrated progressive psychpop, the highlight of the album is the side-long piece ‘The Question Mark’. This begins as a kind of free-form freakout, developing into manic psychedelic/progressive jazzy jamming, with proficient playing from all musicians. Guitarist Kimio Mizutani shortly after went on to play on the People album and record an excellent solo album [see below for both]. Keyboardist Hiro Yanagida [previously with Apryl Fool & Foodbrain – see above] resumed his solo career [see below]. There are reputedly two more Love Live Life albums [without the ‘+ One’], ‘10 Chapters of Murder’ aka ‘Satsujin Jissho’ [1974] and ‘Rock in Bacharach’ [1975].

 

M

 

The M – an obscure band whom, for all I know, were quite well-known in Japan. Their first album, ‘M’ [MCA, 1972], reputedly contained progressive rock of some kind. I’m yet to hear a copy, but judging by the parts of the track-listing which are in English [thanks to the internet], it seems they did a fair few cover versions. The album has been reissued on CD by Hagakure. There is also a CD available called ‘1971 Live’ [Hagakure], which may not have been released until recently.

 

Magical Power Mako – real name Makoto Kurita, he made his first album aged 18 – ‘Magical Power’ a.k.a. ‘Polydor ¥2,200’ [Polydor, 1973]. An extraordinary debut, it featured highly original experimental music with psychedelic rock, folk and traditional Japanese music elements, a patchwork comparable in parts to Faust and Franco Battiato. This was followed up by the aptly-titled ‘Super Record’ [Polydor, 1975], a more exotic and esoteric album, and ‘Jump’ [Polydor, 1977], featuring more rock elements in a weird avant-psychedelic mish-mash of styles. Some of it sounds like what The Boredoms [see below] would be doing nearly 20 years later! All of these have been reissued on CD a few times, but I have been told older versions were rather shoddily mastered and didn’t sound that great; the currently available Hagakure reissues, however, have great sound. Fairly recently, recordings largely pre-dating the debut have been issued as a 5-CD set by MIO, ‘Hapmoniym 1972- 1975’. In my opinion this could have been edited down to a more digestible 2- or 3-CD set, though completists would disagree. While a lot of it is quite good, some tracks go on for too long without really going anywhere and are begging for a chop. Also, each CD is presented as containing one long track, whereas in reality they each consist of shorter tracks with clear gaps between them. The indexing for each disc shows more than one track, but the first one/s are simply short tracks of silence, so that all the music on each CD is actually only playable as a single very long track. Also, in the gaps

between pieces there are loud click defects which could easily have been removed if MIO had paid more attention to this project. These were definitely not a CD player fault, but a fault somewhere in the production or manufacturing process. To make this set enjoyable I had to make CD-R copies with the pieces cut up into the shorter tracks they should be, and with the clicks cut out. It’s a shame and a mystery, as other MIO reissues I have encountered are done with a lot more care. Mako went on to release numerous other albums, such as ‘Welcome to Earth’ [East World, 1979], ‘Music From Heaven’ [Marquee Moon, 1981], ‘Magical Computer Music’ [1985], ‘Happy Earth’ [1993], ‘Next Millennium Vibrations’ [1993], ‘Blue Dot’ [1994], ‘Trance Resonance’ [1994], ‘Cosmo Vision’ [1994], ‘Human! Get Out From the Earth Quickly’ [1995], ‘Kero Jetter No. 1’ [1995], ‘Lo Pop Diamonds’ [1996], ‘No Government After Revolution’ [1997], ‘Erotic Elohim’ [1998], ‘Magic’ [1998] and ‘Cozmo Grosso’ [2004]. I haven’t heard any of these except ‘Music From Heaven’, but at least most of them are reputedly more on the pop side of things. ‘Music From Heaven’ is a delightful psychedelic trip, sometimes hinting at Achim Reichel and Lula Cortes e ze Ramalho, as well as Mako’s own earlier work. For some reason the 1997 CD reissue on Atavistic features the whole album playable only as one long track, whereas the track listing indicates many shorter tracks.

 

Carmen Maki – a vocalist who had previously worked with Blues Creation for one album [see above]. She further dabbled in vaguely progressive territory with the group Oz, beginning with ‘Carmen Maki & Oz’ [1975], which has been reissued on CD by Hagakure. Overall it’s a pretty commercial affair, but with a few good heavy progressive moments. Anyway, I’m not a big fan of vocalists as band leaders unless they have something really great to offer, which Maki doesn’t in my opinion. She’s a good enough singer, but has a style that seems to demand a fairly commercial musical leaning. Further albums included ‘Live’ [year?], reputedly veering between folky stuff and heavier rock; ‘Tozasareta Mati’ [1976]; ‘III’ [1977]; ‘Last Live’ [1977]; and ‘Nightstalker’ [1979]. Carmen Maki’s 5X formed in 1981 with guitarist George Azuma from her late-70’s band, Laff. 5X apparently played some kind of melodic metal, and released these albums – ‘Human Target’, ‘Live X’ and ‘Carmen Maki’s 5X’ [Eastworld, 1983]. She recently got together with Oz again for a live album, ‘One Night Legend’ [1997].

 

Martha – an obscure psychedelic group who released one album, ‘Martha’ [Private pressing, 1971].

 

(Maru Sankaku Shikaku) – an underground performance group from Tokyo, formed by Sakuro ‘Kant’ Watanabe, existing from 1970-73. The group featured members of Murahachibu [see below] and Friction. They self-produced a self-titled 3-LP album set [197?], of which I believe only a few acetates ever saw the light of day – or alternately, they released 5 albums in 1973, depending on who you believe. Their recordings have been reissued as a 3-CD set by Captain Trip, and reputedly sound like bands such as Third Ear Band and Taj Mahal Travellers [see below], though more chaotic. Julian Cope has described it as “indoor stoned parrot torture cutlery & crockery grooves”!? Much later, having reformed,

they collaborated with Tokyo heavy psych group Marble Sheep [see below], for the album ‘Marble Sheep Meets O∆􀀀’ [Captain Trip, 2003], the music of which is described on the Captain Trip website as ‘spacy trip sessions’.

 

Melting Glass Box (Tokedashita Garasubako) – formed from ex-members of The Jacks, Blues Creation and Apryl Fool [see above], they released one album of psychedelic rock, ‘Melting Glass Box’ [URG, 1971]. Based on the little I’ve heard it’s a tad commercial and poppy but also a bit weird in places.

 

K. Miho & Jazz Eleven – K. Miho’s full name was Kei Miho. His combo released one album that I know of, ‘Kokezaru Kumikyoku’ [MCA/Nippon Victor, 1971], which features Masahiko Satoh [see below] on electric piano. The album is reputedly progressive jazz rock of some kind.

 

Kan Mikami – an underground radical protest folk singer/shouter and actor who was involved in the Tenjo Sajiki and Tokyo Kid Brothers troupes [see below], and by extension, with J.A. Caesar [see above]. His first album, ‘Mikami Kan No Sekai’ (‘The World of Kan Mikami’) [label? 1971] apparently contained a kind of folk rock with intense presence and dark, harrowing, ‘real’ lyrical subject matter. I’m not sure if there were any albums between this and the next one I’m aware of, ‘BANG!’ [label? 1974]. It features Yosuke Yamashita’s group and other jazz musicians as his backing, and is reputedly a weirder, more progressive affair, mainly for the title track. This has been described as “a bewildering psychedelic collage of free jazz blasts, musique concrete, tapes and Mikami’s unique voice, silky and caressing one moment, soaring and screaming in agony the next”. Mikami apparently didn’t do much again until the late 80’s, collaborating with Keiji Haino [see above] of Fushitsusha [see below] for the group Vajra.

 

Minami Masato – a ‘folk rock star’ somewhat well known in Japan. His first album was released in 1969, though I have no details for it. His best known album, ‘Kaikisen’ [label? 1971], is referred to on the Captain Trip web-site as “the monumental work of Japanese rock in 1971”. I’ve been unable to find any more information except that he recently got busted for marijuana possession!

Kimio Mizutani – a renowned electric guitarist who, along with Hiro Yanagida [see below], played in lots of classic ensembles in the late 60’s/early 70’s – such as Love Live Life + One, People, Masahiko Satoh & Sound Brakers, and Hiro Yanagida’s solo album backings. He recorded one great solo album, ‘A Path Through Haze’ [Polydor, 1971], which contains a variety of unique styles broadly akin to some of the music on the other albums he played on around the same time. That is, Japanese-tinged progressive psych with jazzy touches and plenty of variety and evocative moods. The album also featured keyboardist Masahiko Satoh [see below].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: