Методы управления педагогическими системами: общая характеристика.




 

 

Управление — целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата (цели); целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение, становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие объекта управления в целом (М. М. Поташник, В. С. Лазарев).

Социально-психологические методы это методы управле­ния социально-массовыми процессами, базирующиеся на информационном обеспечении. К этой группе относят также методы управления коллективами и группами (оценка индивидуальных качеств работников, выработка ориентиров, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств). Кроме того, выделяют методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами и методы управления индивидуально-личностным поведением.

Экономические методы являются методами материальной мотивации, реализующимися в виде материального вознаграждения в соответствии с количеством и качеством труда или материальных санкций за недолжное его выполнение.

Организационно-распорядительные методы — это методы прямого централизованного воздействия на управляемый объект. Формы их проявления — приказы, планы, инструкции, распоряжения и т.п. Использование распорядительных форм и методов связано с необходимостью выполнения управленческих за­дач, поддержанием устойчивости организационных связей в системе управления.

 

В настоящее время в отечественной науке термин «управление» трактуется с разных позиций:

• как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу (В. Г. Афанасьев, Н. С. Сунцов и др.);

• как деятельность (В. С. Лазарев, Г. X. Попов, М. М. Поташник и др.);

• как взаимодействие субъектов (Т. И. Шамова и др.). Так, Л. А. Бурганова говорит о том, что в теории управления сущность управления раскрывается, с одной стороны, через понятия «деятельность» и «процесс», с другой — с помощью категории «воздействие». В первом случае управление сводится к действиям и процессу по подготовке и исполнению управленческих решений и по реализации их в практике. Во втором — к воздействию на сознание, поведение и деятельность людей. Управление проявляется в виде влияния субъекта на объект, в ходе которого происходит движение и преобразование последнего, переход из одного состояния в другое, его развитие. Л. А. Бурганова отмечает, что обе трактовки представляют собой отражение механистического взгляда на процессы, связывающие управляющих и управляемых1. Восприятие управления как одностороннего процесса влияния руководителя на подчиненного является существенным недостатком, хотя и существует наличие обратной связи между субъектом и объектом управления.

С этой точки зрения под управлением понимают специально организованную деятельность управляющей системы (субъекта управления) по воздействию на управляемую систему (объект управления), направленную на обеспечение единства и взаимосвязи целеполагания, целедостижения и целеизмерения в образовании1. В рассматриваемом нами случае речь идет о дошкольном образовании. Здесь тоже базовыми понятиями управления являются субъект управления и объект управления. Под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие, в связи с наделением его определенными полномочиями по управлению каким-либо объектом. В дошкольной образовательной организации в качестве субъекта управления может быть коллективный орган или управляющее лицо: заведующий и его заместители; коллективные органы управления (управляющий совет, педагогический совет). Формирование и реализация управляющих воздействий находит внешнее проявление в управленческих решениях и организационных действиях, т.е. через систему управления, которая включает в себя цели, структуру, кадры, принципы, функции, методы и технологию управления. Объектами управления могут выступать физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы. В управлении дошкольной образовательной организацией объектами управления выступают:

• материально-технические и экономические ресурсы;

• дошкольная образовательная организация и ее структурные подразделения;

• персонал дошкольной образовательной организации;

• педагогические ресурсы;

• образовательный процесс;

• методическое сопровождение образовательного процесса;

• взаимодействие организации с родителями воспитанников как заказчиками образовательных услуг.

 

 

В науке выделяются следующие подходы к управлению.

Системный подход к управлению — подход, который рассматривает организацию не как простую сумму отдельных компонентов, а как систему, т.е. совокупность связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих целое, обладающее качествами, отличными от качеств составляющих его частей. Организация — это открытая система, взаимодействующая с внешней средой, которая развивается и приобретает новые качества. Это означает, что системный подход обращен, прежде всего, «вовне». При этом в центре внимания оказывается процесс принятия решений на всех уровнях организации. Поэтому как подход он обладает свой- 31 ствами открытости, целенаправленности, целостности, функциональности (В. Г. Афанасьев, Ч. Барнард, В. П. Беспалько, Ю. В. Васильев, Т. А. Ильина, Ю. А. Конаржевский, Н. В. Кузьмина, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, П. Раккофф, Г. Саймон, П. И. Третьяков).

Процессный (функциональный) подход к управлению — подход, который рассматривает управление как целостный процесс реализации управленческих функций (основные функции — планирование, организация, руководство и контроль). Данный подход развивает идеи классической теории управления, обогащая их идеями поведенческого, системного и ситуативного подходов (А. Файоль, Г. Эмерсон, В. Шухарт, Э. Деминг, Д. Джуран, А. Фейгенбаум, М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури).

Деятельностный подход к управлению — подход, позволяющий рассматривать управление как особый вид профессиональной деятельности, имеющей особую цель, средства, процесс и результат. Данный подход позволяет установить уровень целостности образовательной системы и реализовать мотивационную основу деятельности педагогического коллектива (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков, Ю. А. Конаржевский, Н. П. Кузьмина, Т. И. Шамова, В. В. Давыдов и др.).

Программно-целевой подход означает общую методологию, отражающую аналитический, целевой, программный, плановый, организационный, контролирующий и регулирующий компоненты управления образовательной системой (В. Н. Аверкин, М. Р. Пащенко, Т. Д. Шебеко, Л. Г. Богославец и др.). Он предусматривает четкое определение целей управления системой, выделение необходимых ресурсов для осуществления программ и формирования органов, осуществляющих руководство их выполнением. Поэтому программно-целевое управление выступает в качестве действенного и эффективного механизма воздействия на управляемую систему для достижения цели за определенный интервал времени при ограниченных ресурсах.

Ситуативный подход к управлению — подход, который пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно, концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций (Т. Бернс, Н. В. Кухарев, М. М. Поташник, В. С. Решетько, Г. В. Савельев, Г. Сталкер, П. И. Третьяков). Данный подход исключает формализм в управлении. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации, и как они влияют на эффективность организации, предполагает выбор наиболее адекватной модели управления в соответствии с условиями среды (стабильные или меняющиеся).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: