Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Астраханский филиал РАНХиГС
Направление подготовки: 38.03.01 Экономика
Образовательная программа Финансы и кредит
Кафедра: Экономика и управление
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История экономических учений» »
Автор работы:
Студент 1 курса
Заочной формы обучения
Ф.И.О.: Мироненко А.А.
подпись____________________
Руководитель работы:
Должность, звание: к.п.н.
Ф.И.О.: Сажнева Е.В.
Оценка_____________________
Подпись ___________________
Астрахань, 2017
1. Экономическая мысль Древнего Востока.
С появлением первых государственных образований - древних цивилизаций и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни перед обществом возникло много проблем, главными из которых были – создание идеальной модели социально-экономического устройства общества и проблема управления государственным хозяйством.
Экономическая мысль Древнего Востока неразрывно связана с особенностями экономического развития этих стран (Египта, Вавилонии, Китая, Индии и др.). Так как в большинстве этих стран преобладала государственная собственность на землю, хозяйственная жизнь контролировалась государством, в экономике преобладало натуральное хозяйство и основными производителями были крестьяне, то все эти особенности экономического развития нашли отражение в экономической мысли Древнего Востока.
Экономическая мысль Древнего Египта. Именно здесь имеются самые ранние памятники экономической мысли – это:
|
- «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (датируется XXII в. до н. э.), здесь приводятся «правила» государственного управления страной и руководства хозяйством, овладение которыми необходимо и крайне важно для правителя. Призывая опираться сына на богатых, а не на бедных, он обращает внимание также на необходимости приближения к себе не только родовой знати, но и обычных свободных людей, проявивших способности в каком-либо деле.
- «Речение Ипусера» (датируется XVIII в. до н. э.), здесь главная идея – это недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства, во избежание обогащения простолюдинов и начала гражданской войны. В этом произведении отражена картина бедствий разрозненного Египта, сотрясаемого выступлениями народных масс, в котором прекратились внешнеэкономические контакты, внутренняя торговля, начался голод. Восставшие, захватив власть в государстве, разрушили его хозяйственный аппарат, начался передел собственности. Ипусер призывал вернуться к прежним порядкам, восстановить централизованную систему организации хозяйства, административный аппарат.
Экономические идеи Вавилонии отражены в Кодексе Законов царя Хаммурапи, действовавшие в стране в XXVIIIв. до н. э., в соответствии с которым вводились жёсткие правовые нормы и за нарушение которых предусматривалась экономическая, административная и уголовная ответственность (вплоть до смертной казни). Правовые нормы вводились во избежание разрушения натурального хозяйства и угрозы суверенитету страны из-за сокращений поступлений налогов в казну, что могло вызвать ослабление государственных структур и армии. Законы отразили развитие товарно-денежных отношений и меры, способствовавшие расширению торговых сделок, охрану и укрепление частной собственности, признание вечным и естественным деление общества на рабов и рабовладельцев, в котором рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев.
|
Экономические мысли древнего Китая в основном представлены учением Конфуция (6 -5 вв. до н. э.), который одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. В основе его общественного устройства лежит божественное начало, которое определяет судьбу человека и общественный порядок. Он считает естественным деление общества на «благородных», составляющих высшее сословие, и «простолюдинов» – низких, уделом которых является физический труд. Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование для этих целей традиционных форм и обрядов, был за укрепление власти верховного правителя. В его сборнике «Беседы и суждения» высказана мысль, что только образованный правитель способен влиять на равномерное распределение богатства, создаваемого обществом. Он считал, что только тогда у народа будет достаток, когда хозяйствование будет умелым, а труд станет одинаково выгодным как в коллективной собственности общины, так и в частном владении рабовладельцев.
|
Другое произведение «Гуань-Цзы», созданное в 4 -3 вв. до н. э., принадлежит коллективу авторов, в котором они подобно Конфуцию выдвигали главную задачу – сделать государство богатым, а народ довольным путем равномерного распределения богатства (то есть без обогащения торговцев и ростовщиков). Проявляя заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков, изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела и устранять причины, мешавшие благополучию народа. Главными мерами стабилизации натурально-хозяйственных отношений считали – создание государственных запасов хлеба для стабилизации цен, меры по преодолению неблагоприятных природных условий и введение льготных кредитов земледельцам; замену прямых налогов - косвенными т.д. Тоже были за сохранение существовавшего деления общества на сословия.
В Китае большой остроты достигла проблема взаимоотношения натурального и товарного хозяйства, отсюда столкновение двух тенденций: 1) сохранение патриархально-общинных порядков; 2) рост и укрепление позиций рабовладения. Отсюда борьба стоявших за ними классов, которая для Китая стала важнейшей проблематикой экономической мысли.
Экономические мысли древней Индии отражены:
1) в «Законах Ману» (III тыс. до н. э.), которые составлялись на протяжении ряда столетий и представляющих собой свод предписаний, где отражены формы превращения свободного человека в раба и закреплено его бесправное положение в обществе. Они содержат взгляды рабовладельцев и отразили существование наследственных каст. Брахманская концепция экономической политики, обоснованная в них, отводила существенную роль государству, на которое возлагалось: обеспечение доходов; регламентация хозяйственной деятельности; эксплуатация свободного населения и др.
2) в трактате «Учение о доходах» (или Артхашастра), автором которого является Каутилья (4- 3 вв. до н. э.). Он повествует о социальном неравенстве, которое оправдывает и закрепляет, подтверждает правомерность рабовладения и деление общества на касты, рекомендует меры, ограничивающие развитие рабства для предупреждения классовых конфликтов (так индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства и самовыкупа за счёт своего имущества).
В трактате главной отраслью экономики и занятием населения отмечено земледелие, большая роль отводилась строительству и поддержанию оросительных систем, которые квалифицировались как основа урожая. Развивались ремёсла и торговля, содержались сведения об общественном разделении труда и обмене, особое внимание уделяется торговле как важному источнику пополнения казны. Регламентация торговли должна была осуществляться также посредством установления надзирателем цен на товары и четкой фиксацией торговой прибыли (5% цены – для местных товаров и 10 % цены - для иностранных товаров).
В его учении большое внимание отводилось экономической роли государства. Именно оно должно было обеспечивать охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и др. Каутилья выступал за регулируемый государством хозяйственный механизм. В работе говориться о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования трудовой прибыли (т.е. её распределении) между купцами и государством. Ростовщичество противоставляется торговле, так как считается, что оно ведет к уменьшению казны.
ВЫВОД: Таким образом, экономическая мысль Древнего Востока имела общие черты экономических идей: 1) отношение к рабству как к естественному (нормальному) явлению; 2) представление о разделении труда как основе экономической и политической жизни общества; 3) большое внимание уделялось экономической политике государства.
2. Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима.
«Экономика» — слово древнегреческого происхождения, дословно означает «домоводство». Впервые встречается у греческого мыслителя Ксенофонта, являясь заглавием сочинения, в котором рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия[1]. Кстати, такой смысл (наука о домашнем хозяйстве) это слово сохраняло в течение веков. Но не только этим определяется наше внимание к экономическим взглядам данной эпохи.
Экономическая мысль это не просто сумма наблюдений и сведений о хозяйственной жизни. Она предполагает известное обобщение, абстракцию, т.е. определенный экономический анализ. Первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономер- (384—3221ВИТИЯ общества, стал древнегреческий мыслитель Аристотель до н.э.). Поэтому его можно с полным правом назвать первым экономистом в истории науки.
На взглядах Аристотеля мы остановимся подробнее, поскольку, во- первых, его экономические воззрения получили развитие в экономической мысли средневековья, и можно сказать, что в определенной степени вся она покоится на так называемых догмах Аристотеля, а во-вторых, что более для нас важно, Аристотель первый поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении многих столетий и до сих пор является предметом дискуссий.
Вопрос на первый взгляд простой: «Чем определяются пропорции обмена товаров?» Или, другими словами, что делает товары сравнимыми? Именно ответ на данный вопрос разделил экономистов на два самыхкрупныхтечения в истории экономической мысли: сторонников трудовой теории стоимости и сторонников различных вариантов теории, суть которых в том, что стоимость является категорией субъективной и выводится из оценки людьми полезности товара. У самого Аристотеля существовало несколько точек 'зрения на решение данной проблемы. В его трудах можно найти и зачатки трудовой теории стоимости, и упоминания о том, что в основе пропорций обмена товаров лежит их полезность, и утверждение, что сравнимыми товары делают деньги, которые являются общей для всех потребностью. Но не будем искать исчерпывающего ответа на этот вопрос у Аристотеля. Его вклад в историю экономической мысли уже в том, что он четко сформулировал проблему. А четко сформулировать проблему — наполовину ее решить.
Интересен Аристотель и в своем анализе капитала, который в античном мире существовал в торговой и денежной формах. Для его анализа он даже вводит новый термин «хрематистика»1 Под хрематистикой Аристотель понимал деятельность, направленную на извлечение прибыли, на накопление богатства, в отличие от экономики какдеятель- ности, направленной на приобретение благ для дома и государства.
орму организации хозяйства Аристотель считал gt; а его особое негодование вызывал процент, который он расценивал как самую противоестественную форму дохода, ибо, по его мнению, деньги предназначены лишь для обмена и не могут родить новые деньги. Согласно взглядам Аристотеля, процент пред-
’ Хрема (греч.) — имущество.
ставляет собой «выгоду» за счет должника, которую присвоил ростовщик и тем обогатился, и это присвоение есть выражение его порочной алчности и скупости. Ростовщик присвоил процент несправедливо, так как он его не создавал, а вынудил отдать себе, сделав деньги источником приобретения новых денег, встав на путь коренного извращения их природы.
Анализируя природу денег, Аристотель настаивал на том, что деньги являются результатом соглашения между людьми и «в нашей власти сделать их неупотребительными». Но и здесь его позиция двойственна. Различая экономику и хрематистику, Аристотель подчеркивает, что если деньги относятся к «экономике», то это знак стоимости, обусловленный законом или обычаем, а если к «хрематистике», то они выступают как реальный представитель неистинного богатства.
Более того, именное изобретением денег происходит разрушение экономики, превращение ее в хрематистику, в искусство делать деньги. А в искусстве наживать состояние «...никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами... Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности»[2]. Поэтому и богатство, к которому стремится хрематистика, безгранично. Аристотель с сожалением констатирует, что из экономики неизбежно вырастает хрематистика. В современных терминах это признание означает, что из простого товарного производства неизбежно вырастают капиталистические отношения.
Среди прочего волновала Аристотеля и проблема установления справедливости в обмене. Обмен, по Аристотелю, есть особая форма уравнивающей справедливости, где проявляется принцип равенства, эквивалентности. Но равенство невозможно без соизмеримости. Однако трудно предположить, чтобы разнородные предметы были соизмеримы, т.е. качественно равны. Отсюда Аристотель делает вывод, что приравнивание может быть чем-то чуящым истинной природе вещей, искусственным приемом. И таким искусственным приемом становится их соизмерение посредством денег.
Являясь сыном своего времени, Аристотель не мог принять мысль о равенстве труда социально неравных людей (рабов и граждан) и потому встал на позицию бесполезности поисков соизмеримости товаров трудом, его продолжительностью. Однако и в этом проявляется двойственность позиции Аристотеля, в составе издержек производства он придавал наибольшее значение именно труду. В конечном счете Аристотель приходит к выводу, что обмен на принципах справедливости означает обмен «по достоинству». Он утверждает, что, зная истинное достоинство обменивающихся лиц, можно установить пропорции обмена. И приводит следующий пример: если 100 пар обуви = 1 дому, а достоинство строителя вдвое больше достоинства сапожника, то строитель относится к сапожнику как 200 пар обуви к одному дому. И именно такое соотношение обмена должно считать справедливым. Как видим, в античном мире экономические и этические проблемы еще не рассматривались порознь.
Но этическая направленность экономической жизни, скорее, характерна для древнегреческих мыслителей, в то время как для древнеримских мыслителей, исследующих экономические проблемы, на первый план выходят практические вопросы, связанные с рациональной организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа.
Представителем этого направления экономической мысли был М. Катон (234—149 до н.э.). Этот автор не только разрабатывал критерии выбора земли для организации хозяйства (хороший климат, поблизости — богатый город и удобные средства сообщения), но и давал подробные рекомендации по определению структуры угодий, которые можно рассматривать как шкалу доходности отраслей сельского хозяйства.
М. Катон давал рекомендации и по организации подневольного труда. Как экономист-практик Катон пытался установить оптимальные пропорции элементов производства специализирующихся рабовладельческих хозяйств, огромную роль отводя при этом хозяину поместья. По его мнению, именно «хозяйский глаз» является важнейшим фактором организации труда в поместье.
Представляют интерес и взгляды Ю. Колумеллы (I в. до н.э.), который первый в истории античной мысли поставил проблему интенсивного пути развития рабовладельческого хозяйства, при этом считая необходимым условием интенсификации хозяйства реорганизацию рабского труда. Колумелла рекомендовал использовать все методы превращения рабов в усердных работников: от тюрьмы в подвале до обмена шутками с рабами и совместного обсуждения новых работ. Можно рассматривать последние предложения как зачатки «теории человеческих отношений», получившей широкое распространение во второй половине XX в.
Как видим, в Древнем Риме круг рассматриваемых экономических вопросов сводился к вопросам обеспечения эффективности ведения хозяйства и рационального сочетания факторов производства. К слову сказать, в последней трети XIX в. именно эти вопросы стали центральными для экономической теории и в настоящее время представляют собой существенную часть современного курса «Микроэкономика».
Возвращение к философским, этическим аспектам экономических вопросов связано с экономическими воззрениями представителей средневековья.
3. Экономическая мысль средневековья и ее отражение в трудах Ф. Аквинского
Эпоха Средневековья охватывает большой исторический период: в Западной Европе — с 5 в. до буржуазных революций 17-18 вв., в России — с 9 в. до реформы. Экономическая мысль Средневековья тесно связана, с одной стороны, с экономической политикой государств, рассчитанной на поддержание федерального порядка, с другой — с деятельностью церкви. Защитники интересов феодалов, в том числе государство и церковь, отрицательно относились к торговле и ростовщичеству. Натурально-хозяйственная ограниченность производства считалась преимуществом и выдавалась за социальную добродетель.
Особенно велика в средние века была роль церкви, а духовенство являлось единственным образованным классом, поэтому экономическая мысль облекалась в религиозную оболочку, а литература Средних веков носила богословский характер, выраженный в экономических учениях католицизма. Католическая церковь, обладая колоссальными богатствами и земельной собственностью, отстаивала свои позиции с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви. Она широко использовала для феодальных целей произведения греческих философов, в особенности Ксенофонта, Платона, Аристотеля.
Канонистам был известен «Экономикос» Ксенофонта, они ссылались на него при определении задач экономии. В предмет средневековой экономии входили вопросы организации и управления феодальным поместьем и тем самым вопросы сельского хозяйства, поэтому экономия являлась одной из наук, признанной католической церковью. Под влиянием развития товарно-денежных отношений, роста городов канонисты стали уделять большое внимание вопросам товарного производства, обмена, денег, ростовщичества.
Завершителем взглядов канонистов и одним из крупнейших представителей экономической мысли Средневековья стал итальянский богослов Фома Аквинский (1225—1275). Он родился в аристократической графской семье, с самой молодости вращался среди католических монахов, в. защитил в Парижском университете написанную на богословскую тему докторскую диссертацию, позднее был профессором Болонского университета. Сочинение Фомы Аквинского «Сумма богословий» стало энциклопедией католицизма и до сих пор широко используется Ватиканом. Богослов рассматривал такие экономические проблемы, как общественное разделение труда, собственность, торговля, «справедливая цена», прибыль, земельная рента, процент. Общественное разделение труда он характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия: крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности, которая «выше» физического труда. В частной собственности Фома Аквинский видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Поэтому собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд, является естественным и необходимым институтом человеческой жизни.
Фома Аквинский был сторонником натурализации хозяйственной жизни, поэтому враждебно относился к торговле и ростовщичеству. Важное место в его учении занимает теория «справедливой цены», в трактовке которой Фомой Аквинским прослеживается двойственность. С одной стороны, «справедливыми ценами» он считает правильные цены, соответствующие трудовым затратам, а с другой — доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу существование. Поэтому, с его точки зрения, справедливой считается не одинаковая, а разная для различных сословий цена на один и тот же товар. Он безоговорочно оправдывал получение земельной ренты. Что касается прибыли и процента, то отношение к ним у него двойственное: с одной стороны Фома Аквинский порицает торговлю и ростовщичество, с другой — оправдывает получение прибыли и процента. Прибыль, получаемую купцами, следует рассматривать, по его мнению, как плату за труд. Уровень прибыли является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту в сословной иерархии общества. Такая же двойственность видна в трактовке процента. С одной стороны, взимание процента он считает делом греховным, с другой стороны, отдавая дань времени, идет на компромисс и трактует процент как вознаграждение кредитору за риск неуплаты долга.
4. Меркантилизм как система взглядов эпохи первоначального направления капитала.
Для понимания появления меркантилизма необходимо вспомнить историю возникновения товарного производства. Зарождение последнего произошло на этапе появления излишка у общин, где регулирующую роль выполняла природа (внешняя и внутренняя). Появление менее развитого обмена привело к возникновению разделения труда, что положило начало разложения натурального хозяйства. Однако длительное время товарные отношения, регулировались внутренними законами общин, будь то рабовладельческие хозяйства или феодальные вотчины. Товарные отношения носили «феодальный облик». Постепенно они очищались посредством деятельности купеческого и ростовщического капитала. Последние сначала захватывали необходимый, а потом и прибавочный продукт. Попавшие в зависимость от купца или ростовщика производители уже с самого начала ориентировали свой продукт на продажу. Таким образом, произошло подчинение труда капиталу. Капитал появляется из сферы развитого товарного обращения (Т – Д– Т). При этом вначале производство выступает как нетоварное. Господствуют допотопные формы капитала (купеческий и ростовщический). При этом в товар превращается излишек посредством купли продажи. Прирост денег происходит на базе докапиталистических форм эксплуатации. Для подчинения труда капиталу товарно-денежные отношения должны были очиститься от феодальных оболочек. Это достигается посредством купеческого и ростовщического капиталов, о чём было сказано ранее.
Меркантилизм — первая школа буржуазной политической экономии этапа становления капитализма. Так, если идеи эпохи Возрождения были по своей сути не экономическими, Реформация предала им религиозную окраску с примесью экономического содержания, то данное направление (меркантилизм) явилось первым чисто экономическим мировоззрением. Отсюда в некоторых учебниках по истории экономических учений курс начинают именно с него. Однако отсюда становиться не совсем понятно его происхождение, имеющее своей причиной изменение и мировоззрения людей, а не только его материальную основу в виде процессов первоначального накопления капитала. Лишь после этого наступает эпоха кардинальных изменений в обществе. В данном случае становление рынка накладывается на процесс возникновения и развития чисто экономической мысли.
Рынок, сначала в форме международной торговли, зарождается в ХVI веке и получает своё широкое развитие в ХVII веке. Его экономическим фоном было умирание феодализма и становление капиталистических отношений. Ключевой задача меркантилизма состояла в разрешении нарастающих противоречий феодализма. Во-первых, в обеспечении притока денег в казну и, во-вторых, обеспечении возможности осуществления первоначального накопления капитала при поддержке торговой буржуазии.
Исходя из выше изложенного, следует, что новая доктрина обретает основные черты: основным видом богатства становятся деньги; источник богатства видится во внешней торговле, а его накопление опирается на государственную власть. Предметом исследования на данном этапе становится сфера обращения, что правомерно, так как капитал сначала охватывает сферу обращения и лишь потом проникает в производство. Методом исследования является эмпирический подход, связанный с описанием становления рыночных отношений. На более позднем этапе выше названной доктрины начинает использоваться количественная оценка экономических явлений, что, в последствии привело к появлению статистики.
В зависимости от предлагаемых меркантилистами способов привлечения денег в страну различают два основных этапа развития меркантилизма: ранний (система денежного баланса) и поздний (мануфактурная система или система торгового баланса).
А) ранний меркантилизм (монетаризм или теория денежного баланса)
Ранний меркантилизм возник до великих географических открытий в XV веке и изжил себя к середине XVI века. Основной доктриной, на которую опирались первые меркантилисты, была идея так называемого денежного баланса – привлечение денег в страну законодательным путем. Основными методами осуществления данной политики стала система складочных мест, организованных государством, то есть ограниченных территорий, где купцам из других стран разрешалось хранить свои товары и вести торговлю. В дополнение к системе складочных мест шёл закон об истрачивании, суть которого сводилась к тому, что все вырученные деньги от продажи иностранцами своих товаров необходимо было истратить внутри этой страны, откуда и пошло название закона. Для успешного функционирования этой системы были учреждены монетные дворы, вводились должности королевских менял, таможенных сыщиков и надзирателей. В эту эпоху пытались разрешить компромисс между задачами государственного фиска и интересами торгового капитала. Главной задачей раннего меркантилизмаявлялся запрет вывоза денег за границу, что означало признаниезаденьгами главной функции средства образования и накопления сокровищ. В те времена действия государств напоминали скупых рыцарей, охраняющих свои мешки с деньгами в виде золота и серебра. Главными идеологами и пропагандистами идей этого периода были У.Стаффорд в Великобритании, Г.Скаруффи в Италии и ряд других мыслителей.
Однако со временем страны, накопившие много золота и серебра (Португалия и Испания), стали замечать тенденции упадка собственных экономик, их застой, что привело к корректировке методов накопления денег. Фактически основной функцией денег становится их функция как капитала и начинает формироваться доктрина позднего меркантилизма.