Внешняя политика СССР в середине 50-х – начале 80-х гг.




 

Внешняя политика СССР в середине 50-х – середине 80-х гг. XX в. в своём развитии прошла несколько этапов:

1) 50-е – 60-е гг. – нарастание противостояния;

2) 70-е гг. – разрядка международной напряжённости;

3) конец 70-х - начало 80-х – кризис политики разрядки.

 

Поддержка народов в их антиколониальной борьбе стала одним из приоритетных направлений внешней политики СССР. Для СССР разрушение колониальных империй могло считаться победой. В свою очередь блок НАТО стремился вовлечь государства в орбиту своего влияния.

1960 –е гг. пошли под знаком освободительной борьбы народов Африки: независимость получило большинство африканских государств. СССР оказывал поддержку национально-освободительному движению Алжира, добившегося от Франции признания независимости в 1962 г. Последней рухнула Португальская колониальная империи, когда в 1974 г. получили независимость такие ее колонии, как Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау. Советский Союз также оказывали поддержку этим государствам.

Развивающиеся государства при выборе пути развития искали поддержки у мировых держав, без технической, материальной помощи которых они не могли самостоятельно осуществлять модернизацию. Это облегчало мировым державам, в том числе бывшим метрополиям, установление влияния над бывшими колониями. Кроме того, бывшие колонии в Африке и Азии в процессе становления своей государственности оказывались втянутыми в межнациональные конфликты, связанные с определением границ, борьбой за территории. Подобные конфликты вспыхнули между Индией и Пакистаном, Израилем и арабскими государствами (арабо-израильские войны), в Эфиопии, Сомали, Нигерии, Анголе. Мировые державы, стараясь вовлечь государства в орбиту своего влияния, нередко вмешивались в эти конфликты, открыто или скрытно поддерживая тот или иной режим. Локальные конфликты грозили перерасти в глобальное противостояние.

Одним из крупных конфликтов стал Суэцкий кризис 1956 г., в котором мировые державы принимали самое активное участие. Кризис был связан с приходом в Египте в 1952 г. просоветской группы во главе с Г.А. Насером. Египет был провозглашен республикой. Советский Союз оказывал всемерную помощь молодой республике. В Египет поставлялось вооружение, сюда прибыли военные и гражданские специалисты, началось строительство различных промышленных объектов. Новое правительство Египта в 1956 г. объявило о национализации одного из крупнейших предприятий страны – Суэцкого канала, построенного еще в конце XIX в. Большинство акций канала принадлежало Англии и Франции, на средства которых и был в свое время построен канал. По условиям международного договора, компания должна была находиться под контролем держав в течение 99 лет, и этот срок еще не истек. Не желая потерять огромные доходы, Англия и Франция начали военные действия против Египта. К ним присоединился Израиль, участник многочисленных конфликтов с арабскими государствами. Начались военные действия, и армия Египта была разбита союзниками. ООН призвал к мирному разрешению конфликта. С жесткой позицией выступил Советский Союз, заявивший о готовности поддержать Египет. Только угроза начала масштабного противостояния остановила развитие конфликта: правительства

Англии, Франции и Израиля приняли решение о выводе войск.

Утрата капиталистическими государствами своих позиций в Египте, стала причиной объявления Соединенными Штатами об угрозе «мирового коммунизма», противостояние активизировалось. Аналогичные конфликты возникли в Ливане, куда были введены американские войска, и в Иордании, где находились английские отряды. Вновь был произведен обмен угрозами, и

стороны предпочли разойтись миром.

Страны Запада опасались растущего влияния СССР. Следуя идее создания мирового коммунистического пространства, Советский Союз был готов оказать поддержку практически любой стране, обращавшейся за помощью. Таким образом, СССР старался расширить свое влияние. Такую же политику проводили США, и это привело к обострению международной обстановки. Англия и Франция пошли на дальнейшее сближение с США, и соперничество двух блоков активизировалось, гонка вооружений получила новый виток развития. Демонстрация силы с конца 50-х гг. становится основным методом решения международных конфликтов, что делало угрозу III Мировой войны более чем реальной. С распространением ядерного оружия последствия такой войны могли стать необратимыми для всего человечества.

Одним из известнейших примеров противостояния двух сверхдержав, когда мир оказался на грани войны, является Карибский кризис 1962 г. Центром конфликта стала Куба, где под руководством Ф. Кастро произошла социалистическая революция, и остров провозгласил курс на сближение со странами социалистического лагеря. США предприняли попытку свергнуть режим Кастро руками его оппозиции. В ответ СССР по договоренности с кубинским правительством начал размещать на острове ракеты средней дальности с ядерными боеголовками. Комплекс должен был стать противовесом американским базам, расположенным вблизи границ Советского Союза, в частности в Турции. Несмотря на сверхсекретность операции, разведка американцев донесла о размещении на Кубе нескольких десятков пусковых установок, что было воспринято США как серьезная угроза. США начинают подготовку к ударам по советским базам на Кубе. Напряжение между СССР и США стремительно возрастало. Военные ведомства обеих сторон были готовы в любой момент начать действовать. Мир оказался на пороге ядерной войны.

Остановить конфликт удалось только благодаря здравомыслию двух лидеров – Н.С. Хрущева и президента США Дж. Кеннеди. Между ними состоялся телефонный разговор, и в условиях, когда счет шел уже на часы, Кеннеди и Хрущев принимают компромиссное решение: Москва отзывает свой комплекс, а США снимают блокаду Кубы, признают её суверенитет, ликвидируют ряд американских ядерных баз в Турции. В дальнейшем личные встречи Хрущева и Кеннеди стали демонстрацией готовности к дипломатическому сближению двух стран. Однако смена руководства в обоих государствах привела и к смене их внешнеполитических курсов.

Вторая половина 60-х – начало 70-х гг. ознаменовались целым рядом локальных конфликтов, в которых США и СССР принимали деятельное участие.

В 1954 г. произошёл раздел Вьетнама по 17-й параллели на два государства: Северный Вьетнам, взявший курс на строительство социализма, и Южный Вьетнам, вошедший в систему влияния США. В 1962 г. началась война между Южным Вьетнамом и Северным Вьетнамом. По просьбе Южного Вьетнама США под видом военной помощи направляют в регион специалистов, технику, вооружение. Столкновение военно-морских сил США с вьетнамскими торпедными катерами стало поводом для открытого военного вмешательства Соединенных Штатов в военные действия. К 1965 г. во Вьетнаме сражалось уже около полумиллиона военнослужащих США и его союзников. Война велась под лозунгом борьбы с распространением мирового коммунизма. Военные действия затронули также территории Лаоса и Камбоджи. Безусловно, дело было не только в борьбе с коммунистами, но и в сохранении позиций США в Юго-Восточной Азии. Советский Союз поддерживал Северный Вьетнам, куда направлялись военные советники, новейшее вооружение. На военную поддержку Вьетнама было затрачено около 2 млрд. долларов.

Война во Вьетнаме приобрела затяжной характер и имела негативные последствия для обеих держав. В США она спровоцировал кризис недоверия правительству. Урон, понесенный Соединенными Штатами в ходе военных действий, был впечатляющем – свыше 55 тыс. человек убитыми и 300 тыс. ранеными. Недовольство вызывали огромные финансовые затраты. В СМИ была развернута антивоенная пропаганда, всплыла правда о карательных операциях американской армии, в ходе которых проводились массовые убийства мирных жителей. В США развернулось мощное антивоенное движение. Ситуация осложнилась развертыванием борьбы против расовой дискриминации темнокожего населения США. В ходе выборов произошла смена руководства, и Президентом США стал республиканец Р. Никсон, который провозгласил путь мирного урегулирования конфликтов. В 1975 г. американские войска были выведены из Вьетнама.

В Азии наращивал свое влияние Китай, стремившийся к гегемонии в регионе. В начале 60-х гг. отношения между СССР и Китаем резко ухудшились вследствие предъявления Китаем претензий на часть территорий

Советского Союза на Дальнем Востоке. В 1966 г. отношения между КПСС и КПК были разорваны, а в 1967 г. советское посольство в Пекине подверглось разгрому. На границе отмечалась серия вооруженных столкновений, самым масштабным из которых стал инцидент в 1969 г. на острове Даманском, на реке Уссури, где советские войска вынуждены были применить артиллерию. Советский Союз вынужден был принять меры по укреплению своих восточных границ.

Другим локальным конфликтом, в котором приняли косвенное участие мировые державы, стал арабо-израильский конфликт (так называемая «шестидневная» война) 1967 г. Коалиция арабских государств – Египта, Иордании и Сирии выступили против Израиля, выдвинув территориальные претензии. Израильская армии, получившая поддержку западных стран, нанесла мощный удар по арабским позициям. В этих условиях Египет обратился за военной помощью к СССР, и Советский Союз поддержал арабские государства.

Таким образом, локальные конфликты являлись, с одной стороны, следствием образования в регионах, освободившихся от колониальной зависимости национальных государств, а, с другой стороны, являлись отражением борьбы двух блоков за влияние в мире. Стремясь вовлечь развивающиеся страны в сферу своего влияния, поддержать социалистическое движение в странах, ослабить их связи с Западом, правительство СССР тратило огромные средства на оказание разнообразной помощи этим странам: направляло специалистов, поддерживало строительство промышленных объектов, предоставляло льготные кредиты или даже безвозмездную финансовую помощь. Однако модернизация в развивающихся странах проходила с очень большими задержками, осложнялась внутренними конфликтами, борьбой с соседями за территорию. Лидеры вновь провозглашенных государств нередко играли на противоречиях между США и СССР. Так, например, в 1972 г., когда Египет, выстоявший во время Суэцкого кризиса только благодаря поддержке СССР, резко изменил курс, пошёл на сближение с США и потребовал вывода советских войск с территории государства.

Пристальное внимание СССР потребовала ситуация в Восточной Европе, где нарастало оппозиционное движение в государствах, находящихся в сфере влияния СССР. В Европе, как и во всём мире во второй половине ХХ в. активно протекали интеграционные процессы на основе слияния экономик отдельных государств в единый наднациональный производственный комплекс. При этом государства сохраняли свой политический суверенитет. Такая интеграция позволяла решить таможенные, сырьевые проблемы, наладить импорт – экспорт товаров, и в целом, достичь высоких экономических показателей. Практически сразу же после завершения II Мировой войны Европа, а вслед за ней и мировое сообщество, вступили на путь торговой интеграции, что позволило совместными усилиями преодолеть

экономический кризис. В 1947 г. было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), в которое вошли 23 страны Западной Европы и Северной Америки. В 60 - х гг. оно было преобразовано во Всемирную торговую организацию (ВТО), в которую вошла часть стран Азии, Африки и Латинской Америки. В 1948 г. возникла Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), трансформировавшаяся в 1960 г. в Организацию сотрудничества и развития. В 1949 г. был создан Совет Европы, учредителями которого стали 10 европейских государств, включая Великобританию и Францию. Совет стал органом, координирующим экономическую, правовую, социальную политику, научно-техническое развитие стран-участниц. В 1957 г. между ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Голландией и Люксембургом состоялось подписание Римского договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергетике (ЕВРАТОМ), подразумевавшего создание общего рынка, действовавшего на принципе свободной торговли и согласования налоговой политики. Предусматривалась разработка одинаковой социальной политики, принятие единого законодательства, регулирующего производственную и торговую деятельность. Таким образом, конкуренция внутри сообщества, а, следовательно, и возможное противостояние, сводилась к минимуму. Были сформированы наднациональные органы – Европейский Совет как законодательный орган и Комиссия Европейских сообществ как исполнительный орган. Другие европейские государства (Великобритания, Австрия, Дания, Ирландия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Португалия) создали в 1960 г. Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), деятельность которой была направлена на урегулирование таможенных вопросов. С 70-х гг. начинается сближение двух европейских союзов, впоследствии завершившееся их слиянием. Европа действовала единым фронтом, завоевывая мировой рынок.

Интересно, что большинство европейских государств избрали для себя модель социально ориентированной рыночной экономики, сформированной на основе соединения достижений капитализма и социализма: сочетание рыночной экономики, основанной на конкуренции, с социально ориентированным государственным перераспределением доходов.

Развивающиеся по пути социализма страны Восточной Европы, находившиеся в сфере влияния СССР, уступали по экономическим показателям западноевропейским странам, и внутри этих стран усиливались политические силы, выступавшие за выход из-под влияния СССР. С середины 60-х гг. одним из важнейших направлений внешней политики СССР стало сохранение влияния в странах социалистического лагеря. Вслед за Венгрией оппозиционное движение стало нарастать в Чехословакии. Эта страна оставалась одной из самых экономически развитых стран социалистической системы в Восточной Европе, но и здесь наглядно проявились симптомы экономического застоя. В 1968 г. Чехословакия объявила о начале экономических реформ, которые инициировал новый руководитель коммунистической партии А. Дубчек. Главной целью должно было стать введение элементов свободной рыночной экономики. Подразумевалась также демократизация печати и слова. Этот курс получил поддержку в обществе, где звучали призывы к отказу от командно-административных методов управления, к переходу к построению социализма «с человеческим лицом», к торжеству демократических ценностей. Опасаясь развертывания масштабного движения, советское руководство, как бы отвечая на просьбу «группы руководителей» о помощи в борьбе с контрреволюцией, вводит в августе 1968 г. на территорию Чехословакии контингент советских войск. Оппозиционное движение было полностью подавлено. Эти события вошли в историю под названием «Пражская весна», и А. Дубчек был отстранён от власти, а его место занял представитель консервативных сил Г. Гусак.

«Пражская весна» стала демонстрацией силового метода решения конфликтов внутри системы социалистических государств: советское руководство всерьёз опасалось, что реформаторские идеи могут получить распространение, и СССР может утратить своё влияние в странах Восточной Европы. Подобная позиция получила название «доктрины Брежнева». Часть социалистических стран (Югославия, Албания, Румыния, Китай) открыто выразило свое несогласие с действиями советского руководства. На Западе действия СССР осуждались как военное вмешательство во внутренние дела суверенного государства.

 

Качественные изменения во внешней политике СССР произошли в начале 70- х гг. и были связаны с началом так называемой «разрядки международной напряжённости» в противостоянии двух мировых систем. Осознание опасных последствий дальнейшего наращивания ядерного потенциала, а также застой в экономике СССР, и ощутимый кризис в США в начале 70-х гг. заставили обе стороны искать новые пути развития отношений. Иначе говоря, ослабление внутреннего потенциала, угроза ядерной войны стали главными основаниями для налаживания отношений мирного сосуществования между двумя блоками. Освоение космоса, развитие генной инженерии, создание новой техники, и открывающиеся все новые и новые перспективы научно-технического развития создавали возможности для налаживания добрососедских связей между отдельными государствами в интересах всего человечества, и оптимального использования мировых ресурсов. Рост пацифистских идей, отстаиваемых самым решительным образом, заставлял лидеров считаться с общественным мнением. Все больше людей в мире понимали, что противостояние в системе двух блоков является тормозом для развития как отдельных свободных государств, так и всего человечества.

Одним из проявлений кризиса двухполюсной системы противостояния стало «движение неприсоединения», главная идея которого заключалась в отказе от участия в противостоянии двух военно-политических блоков. Это движение возникло в Индии в 50-е гг., его основоположником стал индийский философ и политический деятель Дж. Неру. В 70 - е гг. движение включало в себя уже более 50 стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Официальным и очень весомым поводом для сближения стали совместные действия по регулированию ядерного вопроса. После Карибского кризиса последовал целый ряд переговоров, посвященный проблеме сокращения вооружений. Первым стал договор между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в воде, воздухе и на земле, подписанный в 1963 г. Однако смена руководства в СССР и война во Вьетнаме приостановили дальнейшее развитие в этом направлении. Новый этап начался в 70 - е гг.: в 1970 г. были достигнуты договоренности о сотрудничестве в деле нераспространения ядерного оружия. В 1972 г. был заключен договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), установивший предельное число носителей ядерного оружия. Признавалось, что сохранение ядерного паритета является основой мирного сосуществования. Было также принято решение об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). Державы признавали необходимость недопущения ядерной войны, обязались учитывать интересы друг друга, а возникающие споры решать путем диалогов и достижения компромиссов. В 1979 г. был подписан второй договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-2), устанавливающий ограничения на качественные параметры ядерного оружия.

Параллельно проходили переговоры по германскому вопросу. Германия оставалась разделенной на ГДР, входившей в орбиту влияния СССР, и ФРГ, примыкавшей к блоку западноевропейских государств. СССР долгое время не признавал ФРГ: дипломатические отношения были установлены только в 1955 г. Но особенно остро стояла проблема Западного Берлина. Бывшая столица была также разделена на две части, и ФРГ рассматривала эту часть города своей территорией, а ГДР настаивала на его особом – независимом –статусе. Еще больше обострилась ситуация после возведения в 1961 г. Берлинской стены, поделившей город на две части. Только в 1972 г. удалось достичь принципиального решения об установлении дипломатических отношений между ФРГ и ГДР, которые были приняты в ООН.

Важнейшее значение в деле улучшения взаимоотношений Запада и Востока придавалось переговорам по вопросам безопасности в Европе. В 1975 г. было созвано особое Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, завершившееся подписанием в Хельсинки Заключительного акта, который должен был стать основой новых взаимоотношений в Европе и мире. В документе были зафиксированы обязательства стран Западной и Восточной Европы, СССР, США и Канады уважать суверенитет европейских государств, границы, права человека, а также принимать совместные меры по укреплению безопасности в Европе, развивать взаимовыгодное сотрудничество.

Все эти достижения периода разрядки должны были стать прологом к созданию нового мирового сообщества на принципах паритета всех сторон. Это открывало возможности для взаимовыгодного торгово-экономического и научного взаимодействия. Но уже в середине 1975 г. в политике разрядки начинается серьезный кризис, который в итоге привёл к возобновлению противостояния уже на новом уровне. Причины этого кризиса были как внутренние, так и внешние. Внутренние причины этого кризиса были связаны с ростом оппозиционных выступлений как в СССР, так и в США. В СССР политику разрядки широко приветствовали сторонники реформаторского курса, осуждавшие политические приемы партийного аппарата. Разрозненная

критика существующего режима вылилась в диссидентское движение, в котором приняли участие видные общественные деятели, ученые (в частности, один из создателей водородной бомбы А.Д. Сахаров), писатели, артисты и многие другие, требовавшие соблюдения гражданских прав, отказа от вооруженного разрешения конфликтов. Подобные движения возникли в большинстве восточноевропейских государств и активизировались по мере углубления социально-экономического кризиса. Партийное руководство увидело в них происки западных агентур, и начало борьбу с диссидентством. США, считавшие, что Хельсинские соглашения должны были стать основополагающими для изменений и во внутренней политике СССР, восприняли борьбу с инакомыслием в Советском Союзе как несоблюдение гражданских прав. Многие диссиденты нашли убежище в США, что значительно охладило отношения между Штатами и Советским Союзом.

В Западной Европе в это время широкое развитие, особенно среди молодежи, получают идеи левого радикализма, ставшие проявлением кризиса модели социально ориентированного государства. Движение оформилось на основе неомарксизма. Радикально настроенная молодежь выступала против «государства благосостояния», которое считала бюрократической машиной, изолирующей граждан от реального участия в общественной жизни. Каких-либо конкретных целей новые радикалы не выдвигали, однако считали, что загнивающее общество благосостояния может спасти только революция, проведенная силами маргиналов, т.е. стоящих вне структуры государства благосостояния, свободно мыслящих и готовых к переменам. Кроме того, революционной силой считалось население развивающихся стран, которое должно было подняться на борьбу с господствующими в мире государствами. Волна выступлений левых радикалов прокатилась по Европе, вызвав смену правительства во Франции («Красный май» 1968 г., уход в отставку правительства де Голля); массовые погромы («красные бригады» в Италии); обострение межгосударственных отношений («красные армии» в Германии). Одновременно наблюдается подъем рабочего и профсоюзного движения, что было связано с экономическим спадом 70 -х гг. в связи с повышением цен на нефть на мировом рынке. Рост расходов на закупку топлива привел к инфляции в европейских государствах, к сокращению производства, повышению налогов. Трудящиеся, многие из которых оставались без работы,

выступали за создание системы социальной защиты. Получили распространение идеи так называемого еврокоммунизма: построения «социализма с человеческим лицом», т.е. не насильственной власти и установление диктатуры одной партии, а построение общества на традиционных либерально-демократических принципах, но при повышении регулирующей роли государства, которое должно было стать гарантом общественного прогресса и порядка. Набирало обороты профсоюзное движение, особенно в угольной отрасли, приходившей в упадок. В итоге, во второй половине 70-х – нач. 80- х гг. в целом ряде государств к власти приходят правительства левого толка. Главным лозунгом новых правительств стал лозунг удовлетворения социальных нужд, что вело за собой новые расходы. В результате, модернизационные процессы в экономике замедлялись, а это приводило к углублению кризиса. Сложившаяся ситуация расценивались Европой и США как возможная угроза для демократических государств и заставила ограничить деятельность левых сил. Преследования по убеждениям возобновились с обеих сторон, что бросало тень на взаимоотношения СССР и США.

Внешними причинами кризиса разрядки стали новые локальные конфликты. В 1975 – 1977 гг. СССР принимает участие во внутренних конфликтах в Анголе и Эфиопии, куда были направлены советские военные специалисты, техника и оружие. С одобрения правительства СССР в операциях в Африке приняла участие Куба, что не могло не вызвать недовольство США, которые полагали, что СССР не считает заключенные соглашения основаниями для изменения курса внешней политики. Действительно, советское партийное руководство не видело необходимости прямого переноса Хельсинских соглашений по Европе на всю внешнюю политику. Несмотря на набирающий обороты внутренний кризис, средства продолжали уходить на реализацию целей, порою совершенно не оправданных. Такой закостенелостью внешнеполитической доктрины пользовались наши противники. США после довольно длительного внутреннего кризиса избирают тактику провоцирования СССР на участие в противостоянии. Развивая идею «звездных войн», американцы подталкивали СССР к увеличению расходов на освоение космоса, к созданию новых дорогостоящих видов вооружений. Провоцируя локальные конфликты, американцы стремились вовлечь в них Советский Союз, преследуя цель расшатать и без того регрессирующую советскую экономику. Наглядным примером неэффективного управления в области внешней политики СССР, стала война в Афганистане.

В Афганистане в 1978 г. началась гражданская война между сторонниками преодоления отсталости страны путём социалистического развития и традиционными группировками, возглавляемыми духовенством и племенными вождями. Сторонники социалистической ориентации обратились к советскому руководству за помощью. Несмотря на внутренний кризис и призывы общественности воздержаться от участия в конфликте, советское руководство в 1979 г. принимает решение о вводе войск в Афганистан. Руководство СССР плохо представляло себе истинное положение дел в стране, населенной неграмотным, фанатично настроенным населением, продолжающим жить на уровне родового строя. Ситуация осложнялась тем, что сам Афганистан был государством без государства: вся территория была разделена между отдельными племенами и политическими группировками. Уже через год после ведения военных действий стало очевидно то, что единый фронт местных революционных сил в стране отсутствует. Фактически советские солдаты в тяжелейших полевых условиях остались один на один с разрозненными вооруженными группировками «борцов за веру» - моджахедов, для которых горы были отличным прикрытием и местом лавирования. Афганская война – трагическая страница в истории советской внешней политики: за десять лет бессмысленной и ничем не завершившейся войны в Афганистане погибло около 20 тысяч советских военнослужащих, десятки тысяч получили серьезные ранения, оставшись инвалидами. Военные расходы на помощь Афганистану ускорили процесс разрушения экономики советского государства и привели к росту оппозиции. Ввод войск в Афганистан был расценен правительством США как провал политики разрядки. К этому времени США утратили свои позиции в Никарагуа, а также в Иране, где к власти пришло враждебное США правительство воинствующего исламизма. В этих условиях на президентских выборах в США одерживает победу республиканец Р. Рейган. Лозунгом нового правительства США стала борьба с «империей зла», т. е. с Советским Союзом. Соединенные Штаты объявили о готовности оказать поддержку афганским противникам революции – борцам против мирового коммунизма: этим силам стали поставляться продовольствие, вооружение, обмундирование и т.д.

В своем противостоянии США и СССР не заметили нарастающей угрозы со стороны тех развивающихся государств, которые пошли не по пути прогресса, а превратились в реакционные закрытые общества, власть в которых захватили агрессивно настроенные политические силы, не желавшие

признавать чье бы то ни было превосходство. Одной из таких сил стал исламских фундаментализм, утвердившийся в ряде азиатских и африканских государств. США допустили просчёт, выступив против исламистов Ирана, которые провозгласили США и его союзников своими врагами, поддержали аналогичный режим в Афганистане. В будущем исламский вопрос стал одной из самых острых проблем для США, столкнувшихся с организованным фундаменталистским движением.

В 80-е гг. США расширили помощь режимам в Афганистане, Никарагуа, Анголе, Ливане, Ливии, ведущих борьбу против правительств, поддерживаемых СССР. В странах Западной Европы началось развертывание

комплексов высокоточных ракет, способных достичь территории СССР. Стали разрабатываться стратегические программы так называемых «звездных войн»: США объявили о разработках космических вооружений, способных не только защитить территорию США, но и нанести удар по СССР. На самом деле, уровень технического развития США был еще очень далек от реального воплощения данной программы, и расчет был сделан на то, чтобы втянуть СССР в новый виток гонки вооружений, губительной для экономики Советского Союза.

Таким образом, период середины 50-х – середины 80-х гг. ХХ в. являлся периодом активного противостояния США и СССР на пути создания своих военно-политических блоков. Идеологическое и военное противостояние привело к консервации в СССР политико-правовой системы, не соответствовавшей задачам общественного прогресса. Важное значение для развития международных отношений приобрела антиколониальная борьба народов Азии, Африки, Латинской Америки поскольку была направлена против ведущих европейских колониальных держав. До конца 40-х гг. добились провозглашения суверенитета Индия, Бирма, Цейлон, Индонезия, Камбоджа, Лаос и ряд других. Важную роль в антиколониальной борьбе сыграл ООН, в котором СССР занял принципиальную позицию по поддержке народов, отстаивающих свою независимость. СССР полагал, что распад колониальной системы приведет к ослаблению колониальных империй, и нанесет удар по Западной Европе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: