Ближний Восток и Средний Восток на рубеже веков – глобальный центр нестабильности




Большой Ближний Восток – от Марокко на Западе до Афганистана на Востоке. Соц-эконом и полит процессы там очень похожи и связаны. Самый большой конфликтный потенциал. Различные конфликты, разной природы: этнические, соперничество за влияние (Ирак – Иран например), внутренние (правящая элита и низы) – многовековые и без перспектив на разрешение. Особенность современной МО – все процессы влияют на глобальную ситуацию, нет периферии (например, нефть – от нее все зависит, а нефти много на Ближнем Востоке; экспорт терроризма – арабо-израильский конфликт влияет на США). Опасность в том, что эти конфликты могут провоцировать глобальные потрясения. Три момента: палестино-израильский конфликт и урегулир, мо в районе персидского залива, процессы модернизации большого Ближнего Востока.

Израиль образовался в 1948 году. После образования 3 войны, проблемы палестинского народа, террористическое движение с 70-х гг. Организация Освобождения Палестины (ООП) – задача создания в Палестине Арабского гос-ва. Руководство ООП сделало ставку на метод борьбы – антифада – акция гражданского неповиновения. Не подчинялись силам правопорядка в Израиле. Израиль вынужден был жестко реагировать – массовые аресты, убийства. С 1988 г и продолжалась около трех лет. Объявили о создании Палестины со столицей в Иерусалиме, что спровоцировало новые аресты. Конец 80-х – окончание ХВ, американцы чувствуют, что остаются одной супердержавой (для них вызовы в мире). Взяли ответственность по урегулированию. Нужен был посредник. На тот момент в мире посчитали, что библоковое противостояние уйдет. Расчет, что противостояние И и П уйдет. США сыграли роль посредника – предлржили вариант Ясиру Арафату – он отказ от терроризма, ему помогают с антифадой (прекращ убийств), намек на образование Палестины. Израилю также – можно заключить мир, но нужны территории для управления в Палестине. «Земля в обмен на мир». 10 раундов переговоров в Осло – 2 года. 9 сент 1993 подписали соглаш И и ОПП о взаимном признании, о принципах самоуправлении арабов на территории Сектора Газа и города Иерихон. Переговоры вел Ясир Аоафат и Ицхак Рабин (Израиль, премьер-министр). Дипломатический прорыв, арабы получали самоуправление (не гос-во конечно, но все же), Израиль получал обещание окончания терроризма. Но за лидерами стояли не все. Появился Хамас – уничтожение Израиля! Арафата приговорили за предательство. Т.е. не все согласились с миром. Но после Осло снова начались террор акты – сорвать мирные переговоры. 1995 между Израилем и ООП перемирие – вывод израильских войск на оккупированных территориях, Палестина создает там органы самоуправления. В 1996 – 13% территории Западного берега в палестинское управление. Клинтон очень давил – сможет ли США решить эту проблему. Но все могло быстро прийти обратно – ввести войска и вернуть террор акты (хотя и не прекращались). Все эти перемирия – могут ли существовать вместе. Но закончилось неудачей по ряду причин. Все шаги, действия не решали основных вопросов: 1. Вопрос передачи оккупированных территорий был очень болезненный для израильского общества (все существование стремятся расширить еврейское государство – мирно и военно; миграция внутрь арабских государств, а тут приходится отдавать). 2. Евреям приходится уехать с их территорий. 3. На оккупированных территориях 70% пресной воды. 4. Проблема Иерусалима. Для обеих гос-в – много святынь (и тех, и других), для обоих столица и точка. 5. Проблема палестинских беженцев – люди, кот ушли из зоны конфликтов в 48 г (когда начались военн действия), ООН назвали их беженцами, статус снимут, когда образуется гос-во. Сегодня около 5 млн. куда возвращаться? На сегодня евреев 5,5 млн, 1 млн арабов. Если вернуться, Израиля не будет. Все эти вопросы не затрагивались. В 1999 году Эхуд Барак к власти в Израиле. Израиль попытался наладить диалог с Сирией. Кэмп Дэвид – Египет перестал быть враждебным гос-вом, а Сирия осталась. Сирия влияла на террорист организации – Хамас и Хасбала. Чтобы повлиять на них пытались договориться (война в южном Ливане). В 2000 году войска были выведены, Сирия просила отдать Голанские высоты. Переговоры шли с Ясиром Арафатом, договорились об освобождении оккупированных территорий (уничтожение домов в т.ч.). Не пользовались популярностью ни в Израиле, ни в Сирии. Окт 2000 развитие мирного урегулирование было сорвано. Формальный повод – лидер правых Ариэль Шарон (Израиль) посетил храмовую гору (провокация), исламисты начинают новую антифаду, Арафат уже ничего почти не решал. 2003 – Арафат в отставку силовым образом – все равно ничего не контролирует. Лидер - Махмут Аббас (ООП – движение Фатх). Палестина раскололась. Полит характер внутри стране – значит так же и вне. Для американцев – менять таких руководителей. План – демократизация Большого Ближнего Востока – работа внутри на демократизацию. Вторжение в Ирак – в рамках плана. Хотите демократию в Ираке – завести туда голландцев, англичан.

В мае 2003 года принят план «дорожная карта» - план последовательного разрешения конфликта. 3 этапа: 1. Закончить агрессивные действия, террор акты, улучшить гуманитар ситуацию, восстановить институты власти. При этом Израиль должен вывести войска. 2. Создание независимого палестинского гос-ва со всеми атрибутами суверенитета, установить временные границы. При этом Израиль признает, будет помогать бла-бла. 3. Проведены соц и эконом реформы – укрепление государственности при актив международ контролем к 2005. На международ конф будет подписано окончат сорглашение. Принципиальные вопросы не рассматривались. Не устраивало не значит часть изралитян и арабов. Хамас развернул волну насилия. Работал Ближневосточ квартет – США, РФ, ЕС, ООН. Сделали несколько таких дорожных карт. Разные подходы внутрипалестинцев – кто-то помогал в разработке, а Хамас считал это предательством. Закончилось все гр войной. Повод – выборы 2006, признанные легитимными, победил Хамас, привело к вооружен противостоян между Хамасом и Фатхом. Хамасовцы остались в Сект Газа, Фатх на Зап берегу. Сек Газа изолирован Изралитянами (заборы, самолеты, камеры). Переговоры идут от движ Фатха – Абас. Перестрелки. «Расплавленный свинец» 2008-2009.

Последние 3 года. Происходит слом авистемы безопасности установленной на Кэмп Дэвиде 78г. Обама негативно к этому конфликту. Начал устанавливать друж отношения с Палестиной, негативно к военн действиям Израиля (однако финансируют и вооружают). Арабские революции привели к тому, что Египет потерял Мубарака, который обеспечивал границы Израиля. Сейчас во главе исламист. Агрессивно настроены. Важно – у Израиля долго было партнером арабское гос-во – Турция – никогда не вмешивалась, не оказывала помощь арабам, эконом сотрудничество. Посл годы при Реджеп Таир Эрдоган цель его – лидерство в мусульман мире, турецкое влияние, но это невозможно, когда дружишь с Израилем. Турция успешный пример исламистской модернизации, еще Ирак. Было несколько кризисов: май 2010 – Израиль перехватил «флотилию свободы», было убито несколько турок, разорваны дип отношения. Сегодня турция настроена антиизраильски. Израиль абсолютно одинок в мире. Все вокруг него меняется, у него враждебный Египет, недруж Турция, ядерный Иран, ослабевает помощь США.

МО в зоне Персидского залива

3 кита – Иран, Ирак, нефтяные монархии (союз сотрудничества гос-в персидского залива – основная роль – Сауд Аравия). 80-е – ирано-иркская война (читать!). Замороженный конфликт. Садам Хусейн – лидер Ирака – в ходе войны помог арабам Сумита (?), получал от них кредиты, сдерживал влияние на них Ирана. (Шиит и Сумит). Сумитские гос-ва опасаются Ирана после 79 г (Исламская Республика – цель – экспорт революции). В годы этой войны Садас Хусейн превратился в домин силу в регионе (вооружен). Эконом Ирака после войны плачевна, международ неопределенно, ситуация благоприят для решения своих проблем (эконом). 1-2 авг 1990 Хусейн вторгается в Кувейт (чрезвычайно богато нефтью), 8 авг объявляет об аннексии Кувейта. Рассчитывал, что реакции не будет. 2 августа резолюция ООН – осудили агрессию и вводили санкции (660 и 661). Нельзя оставить безнаказ – применяется сила, сфера интересов США, расширится захват. Начинается сколачивание антиирак коалиц. Август 90 – переброс в Катар военн сил. Осень – коалиция включая араб гос-ва, Садама поддержал Арафат. Началась 17 янв 91 г буря пустыни. Ничего не оставила от иракской военн силы ничего. 72 дня. Кувейт освободили, устан американ влияние на ближ востоке, получили право на устан в Катаре военн баз. Сауд Аравия и Кувейцы куча военн заказов американцам – плата за безопасность. Но режим Хусейна сохранен. Версии: 1. Не на кого менять, не успели сколотить оппозицию 2. Хусейн ставился в жесткие условия (военн суверенитет сокращался – свободная зона в Ираке, запрет созд хим и бактер оружия, огран продажи нефти – доходы только на соц-значимые нужды). Сша нужен был пугало на Ближ Востоке – чтобы можно было увелич военн присутствие. В дальнейшем в 90-е гг к вопросу об Ираке часто возвращались (вроде как Садам террорист действия против народа). Хусейн стабилизировал полит пространство – диктатор (куча религий). Его нет – все конфликты наружу. В нач 2000 гг при республиканцах одна из целей – поставить демократа к власти в Ираке. 19 марта 2003 – операция 2-я война в заливе. Партизанская война ведется до сих пор. Правительства своего создать не удалось, сегодня прав-во в Багдаде контрол только территории вокруг. Американцы не решили проблему – усугубили. Задача американцкв – показать пример свержения и установления демократ прав-ва.

 

Исламская Республика Иран – образована в 1979 г. Исламская революция. К власти религиозные лидеры – Томейни. Исполнит власть – светские люди (есть парламент – избирается демократическим образом). Ставила задачи экспорта революции в др регионы (угроза арабскому региону), США и Израиль для них перманентный враг, кот нужно уничтожить. Хашими Рафсанжани – был президентом. Либеролизовал систему в Иране, наладил эконом сотрудн с др гос-вами Европы. С 2005 – президент Махмут Ахмадинежад. Знает, как говорить с арабской улицей. Его идеи носили популистский, патриотический, национальный характер. Основ идеи – многополяр мир, Бл Восток, на кот регионал бьаланс сил в пользу Ирана, борьба с сианизмом, отрицание холокоста, отрицание права Израиля на сущ, отстаивание права Ирана на самостоят действия, кот не ограничивались бы никем (напр создание атом пром). Престиж республики при нем возрос и влияние на ислам мир. «Арабская улица» - коллективн обществ мнения арабских стран (не зависит от официал). Его политика работала на популярность его Республики. Но все же политика была более сдержана, чем выступления. Шаг – начало атомной программы. Начал инфраструктуру по обогащение урана (нужен такой для атомного оружия). МАГАТЭ. Со второй половины 2000-х. Одна из топовых проблем относительно угроз. Ставились вопросы о возможном ударе по иранской атомной инфраструктуре. Деление на страны, кот решительно против Ирана, кот защищают Иран, и кот мечутся между. США и Израиль – против. РФ, Китай – защищали Иран, хотя были против атомной бомбы, типа у Ирана мирная атомн программ, против применения силы. ЕС – промежуточн, против оружия, но большинство гос-в не были против – создание атомн индустрии – большие контракты для них, также Европа покупает там много нефти – военн операция прервет. Ситуация имела место в последн годы. Перспективы иран программы – опасность, что против него будет применена сила. Также может дестабилизир обстановку на Бл Востоке. Иран может напасть на Израиль, на войска США в Ираке, может перекрыть проход через Ормузский пролив (цена на нефть подскочит). России тоже не выгодно, если там будет. Исламсое гос-во, поддерживает ислам движения. Получит оружие – смелее в помощи. Помощь Хесбале, Хамасу увеличится. Статус Ирана еще повысится, а тогда в Турции и т.д. тоже появятся – «гонка вооружений». Иран выступает раздражителем для арабский гос-в. (ЛИСТОЧЕК)

В системе интересы внешних игроков – США, Китай, Россия. США – партнерские отнош с верхними 3-мя блоками. Пытались установить отнош с Ираном. В целом, США испортили себе имидж операцией в Ираке, ослабили свое влияние в Бл Востоке. Ирак – поле битвы арабов, Ирана, Турции. Китай – старается не вставать ни на какую сторону. Везде свои интересы. Вместе с тем, Китай получает больше трети с Бл Востока – заложники ситуации. Для них миллиардные потери, не поддерживают силовых акций. Здесь сотрудничают с Россией. Заинтересован в хор отн с Ираном (ислам – могут решить проблемы исламского сепаратизма в стране), им не выгодно доминирование др страны на Бл Востоке. Израиль «раскачивает лодку». Номер один в военн. Это от него уходит. Для Китая выгоден прочный баланс сил.

Процессы модернизации Большого Ближнего Востока

Связываются с укрепление влияния ислама. Ислам заявил собой в 1979 гг заявил еще одной силой. Успеш влияние Ирана и Турции способствовало развитию. Пораж СССР в Афган и его уход также. СССР политически проиграл войну, победили исламистские организации. В 80-е гг движения финансировались исламскими лидерами. (Иран финансировал Шиитские организации). Исламская идентичность. Стремление возродить исламское общество, отсюда модернизация. Многие проекты виде нац светских гос-в не состоялись. Светские режимы не оправдали ожидания. Радикальные и умеренные исламск организации в связи с этими ожиданиями. Ислам движ призывали к исламизации политики были сильны. (сильна Хесбала). Должна была произойти смена власти. Условия для смены власти были примерно одинаковы. (СПЕК журнал – последний, июль).

Арабская весна. Началось с Туниса. Декабрь 2010 – январь 2011. Народные выступления. Человек сам себя сжег от безысходности. Массовые выступления. Президент Туниса Зин Аль Абедин Бен Али подал в отставку (23 года у власти). К власти пришло коалиц прав-во. 25 янв – 11 фев 2011 – революц в Египте, отставка президента Хосни Мубарак (30 лет у власти). Высок процент молодежи. Опора светски режимов – вооруж силы. Армия смогла навести порядок. В Египте сегодня – Мубарака судили, вопрос о разделе власти между исламистами (през Мухамед Мурси?) и военные. В целом революции имели одинак последствия из-за – высок ур безраб, высок ур молодеж нас (образование - западное), средство коммуникации высоко (фэйсбук), коррупция, беспредел силовых структур, непрозрачность власти. Янв 2011 – выступления в Йемене (бедная). През – Али Абдала Салех в отставку (его почти взорвали). Власть контролирует несколько кланов. Влияет еще и Сауд Аравия. А также влияние на исламистов страны. Март - апрель 2011 – Бахрейн. Восстали в основном шииты (большинство населения). Богатство в руках суннитов. Шииты стремились к большим полит свободам. Было подавлено с помощью Сауд Аравии (?). Наиболее кровавые в Ливии и Сирии – гражданские войны, интервенции. Ливия – волнения (эконом нормально, богатое) фев 2011. Моамар Каддафи имел много врагов. Его семья последние 40 лет у власти. В Бенгазе (?) восстание. Восточная часть Ливии посчитали, что мало им нефтяной ренты. Восстания быстро подавлены. Заговорили о правах человека. Быстро были подхвачены противниками режима Каддафи (страны Зап Европы, США, Лига арабских гос-в). Всегда была конкуренция между традиционн религ гос-вами возглавляемые королевскими династиями - Сауд Ар и Катар, конкур со светскими режимами – ЛАГ. Эконом противоречия – конкур на поставках в Европе (Катар – крупнейш поставщик после России, до этого – Ливия). Запад при поддержке нефтяных монархий начал укреплять оппозицию в Ливии. В СБ ООН в 2011 приняли резолюц – бесполет пространство (РФ присоед). Исключала пребыв оккупац сил на ливийской территории. Ни Запад, ни Восток не выполнили. Начались бомбардировки, через полгода закончились- актив участие ЕС (ФР, Велик, Герма – отказ), США – дистанционн война в нач операции (выжидат позиция), авг 2011 битва за Триполь – столица, город был взят, сторонники разошлись, убиты, Каддафи уничтожен. Создан нац переходный совет – должен был объединить разрозненные группы. Правительство создать не очень получается. Централ власти нет, идет латентная граждан война (за месторожд, за пути к морю). Поддержка была из-за – долгого управ режима, а так у людей шанс избрать нов прав-во демократ путем. Позиц России – говорит что если кто и укрепится у власти, то это будут исламисты – народ (большинство) разделяет взгляды. В Ливии это и происх. С весны 2011 ухудш ситуация в Сирии – авторит режим. Власть в стране у алавитов (?). Большинство – шииты, курды, сунниты. Демократизация изначально была даровано, но поздно. Через внешнюю помощь в Сирии удалось быстро дистабил. Если бы не принципиал позиц Росс и Кит в ООН, уже бы по ней удары. Сотни тысяч беженцев. На стороне оппозиции (нет единого центра) воюют Сауд Ар и Катар, боевики из Ливии и др ислам гос-в с армией Башара Асата с ними Иран. Мягкое инфармационн влияние (альджазира). ССГГ экспортируют, перекладывают революции с себя на др страны арабского мира. У них тоже назрели перемены, но их спасают широкие финн возможности. В целом, вся система нестабильна, малопрогнозируемая – опасно для всего мира (интересы многих стран). Никто не заинтересован в большой войне, но она возможна. Три сценария: плохой (воюют Израиль и Иран с вовлечением Сирии или Ливана), очень плохой (все воюют), аппокалиптический (все воюют с яд оружием).

 

Южная Азия – МО на рубеже веков

П-ов Индостан. Колониальные страны. В гг ХВ южно-азиатская подсистема МО подверглась влиянию сверх-держав, но не так сильно. СССР и США пытались привлечь страны в зону своего влияния. Но Индия стала лидер движения-неприсоединения, но все же тесно сотрудничала с СССР в соц-эконом сфере.

Особенности соц-эконом и военн-полит интеграции в Южной Азии

Особенность – Индия. Занимает более 70% территории, 76% населения, более 80% ВВП. Становится одной из крупнейших экономик, входит в БРИКС, рост ВВВП в 90-е 6,5 - 7%, в 2012 – 5%. Американцы предсказывают рост в ближ 30 лет 9%. Рост населения. (Все считает мировой банк – посмотреть, Трэйдинэкономикс.ком). 2011 – ВВП 1,87 трлн $, Китай – 7,2, Россия – 1,8. 887$ на душу населения. По паритету покупат способности Индия на 4 месте в мире, к 50 г. Предсказывают догонит ВВП США (15 трлн$). Причины рост – огромный внутренний рынок. Сотни индийских компаний с оборотом в сотни млрд долл. Аграр, индустриал и постиндустриал. Фармацевтика, компьютеры, военн-пром комплекс и аэро-комич. Россия делится своими технологиями, Индия быстро и легко осваивает. Остальные страны региона значительно уступают Индии: структура экономики (аграрные). Индия – эконом доминанта. С разделением региона в 47 г. была нарушена эконом связь региона. Поэтому интеграция в 50-е,60-е, 70-е была невозможна.

Пытались интегрироваться – инициатива от малых стран. Шри-Ланка, Бутан, Мальдивы, Бангладеш и т.д. – ассоциация регион сотрудничества государств ЮА (СААРК). Первый съезд в 1985 в Бангладеше, принят устав. Цели изначально – соц-эконом развитие: Обмен информации об опыте, здравоохран и образован, совмест развитие телекоммуникац. При этом попытки превратить в форум для обсуждения военно-полит проблем. Индия против (самая мощная страна, не хотят себя ограничивать). Будет решать проблемы на двухсторонней основе. Отсутствие консенсуса по основным проблемам (индо-пакист конфликт), подозрения Индии в заявлении лидером – не позволили стать нормальным блоком. Обсуждалось свободная торговля, либерализация внутренней торговли между странами ассоциации, но не было сделано: однотипность экономик и их низкая взаимодополняемость (нет взаимовыгодных товаров; доминирование аграрного сектора и легкой промышленности), сходство набора природных ресурсов, отсутствие свободных капиталов, кот могли бы быть выгодно вложены у соседей. У Индии много денег, но вкладывают в себя. Пока не станет значительно мощнее и богаче, не будет вкладывать.

Индо-пакистанский конфликт и проблемы безопасности в ЮА на современном этапе

Конфликт системообразующий – влияет на безопасность и на эконом. Возник после образования. Англия уходила из региона так, чтобы вернуться. Клубок противоречий оставлялся такой, что без Англии его не распутать. Конфликт не только из-за территорий (Кашмир), конфликт цивилизационный, а значит неразрешимый. Дж. Неру отмечал, что эта проблема не болезнь, а синдром войны. Сама же болезнь – ненависть Пакистана к Индии. Неприязнь существует на бытовом уровне. Сегодня мир переживает религиозное возрождение в сознании, к крайним формам. Так начинают враждовать. И даже не могут объяснить почему. Индийское общество похоже на западное (выборы, индивидуализм), Пакистан восточное коллективистское общество, сколачивается религией. Основа Пакистана – религиозная идентичность. Религиозный фактор – деструктивная роль в развитии. 3 войны между гос-вами. Гос границы между ними нет, есть линия прекращения огня. В теч 90-х гг. на этой линии постоянные стычки, террорист акты. 3 тысяч погибших за это время. Пакистан проводил теракты, Индия подавляла, Пакистан заявлял о нарушении прав человека. Запад – внутреннее дело 2 стран. Кашмир – уже смирились, что они в Индии, нет уже противоречий. Есть желание определенных сил (пакистан разведка) работать на дестабилизацию. В конце 90-х стороны приблизились к налаживанию отношений – окт 98 г (в мае испытали яд бомбы). П-м Индии Ваджпаи, п-м Пакистана Васшариф переговоры, «автобусная дипломатия» - восстан автобусных сообщений. Но успех развить не удалось – теракт. Вооруженное вторжение из Пакистана – Каргильский конфликт. Исламские боевики – уштуны – вторглись на территорию. (в 99 г. Произошло в Дагестане то же самое). Около 2-х месяцев боевые действия, индийцы отбили нападение. 99 г. – полит кризис, военн переворот. Пакистан военн призывали к тому, что прав-во не может взять ситуацию в руки, к власти – Первез Мушарафф. Первый вооружен конфликт между яд державами, но не привело к яд ударам. Конфликтом остается и сейчас. Больше таких столкновений не было между ними. Связывается с тем, что есть яд оружие. Прилагают большие усилия к развитию яд сил. Начиналось все как гражданская программа с помощью стран. Также не пускают МАГАТЭ. Индия около 150 боеголовок, Пакистан 60-70. Не присоед к режиму контроля над испытаниями. Обладают средствами доставки оружия. Пакистан разрабатывает для сдерживания Индии, Индия же мнит себя глобальной державы. В доктрине – для сдерживания любого гос-ва. Внешнеполит амбиции Индии – программа вооружения. 90-е гг – 7-9 место по импорту вооруж, 2000-е – 1-2. Россия – основной партнер. Создает военно-морск флот, есть военн базы на севере Мадагаскара. Мнит себя Хозяйкой Инд океана (современное средиземноморье – его контроль – рычаги влияния).

Пакистан. Ситуация с безопасностью в этом регионе значительно изменилась после 11 сент 2001. Изменилось отношение к конфликту, сам конфликт. Связано с вмешательством сверх-державы в регионе (США в Афганистан). Пакистан долго был союзником США, получал помощь и эконом, и военно-тех характера. Последние 10 лет Пак в состоянии скрытой гражд войны. Особая история – ислам (объед всю страну, с ней нельзя воевать), хотя к этому вынуждала западная коалиция. В Пак широкие демократ круги – борьба за власть с военным рук. Долгие годы с именем Беназир Бхутто. Была президентом Пак долгие гг. Прозап ориентация. Была в изгнании, потом вернулась – ликование значительной части общества (убрать диктатуру). В 2007 ее взорвали. Асиф Али Зардари – новый президент, соратник Бхутто. Невозможно отстранить от власти боевиков – обладают большой власти. Зардари для Запада борется с терроризмом, для военных – помогает им. По-другому никак. Угроза общественного кризиса и распада в Пакистане все 2000-е гг. С 2008 по наст время значит пригран территор Пак и Афган не контролируется, зона племен. Контролируют религиозные военн лидеры – пуштунские племена. Распад Пакистана невыгодно никому – США (угрожает тем, что раздробится на кусочки, станет Афганом), Индии (напряженность границ, исламские движения на Индию – теракты), Пакистану. С 2008 г – вооружен противостоян между пуштун племенами, Талибаном и Пакистан военн властями. Возможен распад – зависит от дел Афганистана.

Афганистан. Проблема стабильности и активизация исламского фундаментализма и его влияние на развитие основных конфликтов в регионе.

Чаще находилась в сост войны. В нов истории с 1979 – вторжение советск войск. Граждан война в Афгане. Не поддерживали советские реформы – пуштунские племена. Большинство населения поддерживали. Пакистан вместе с США принимал актив участие в вооруж борьбе против СССР. В 89 СССР быстро вывел войска, оставив элиту у власти во главе с Махмудом Аджи Буллой. Деятельность моджахедов. 92 – его режим прекратил сущ, потерпев военн пораж. Победа антисоветс вооруж сил выгодно тем, кто поддерж Пакистан. Вопрос – кто теперь у власти. Пак попытался соорудить элиту, кот будет сотруднич с Пак. Но не так просто. Съезд (старейшини и командиры военн) моджахедов выбрал Бурхануддил Раббани. Пуштун кандидат Гульбеддин Хекматьяр (поддерж Пакистан). Пуштуны против таджиков и узбеков. В целом, не удалось созд единое централизован прав-во. Расстраивало Пак – не давали стабильной границы и влияли на полит Пакистана. После распада СССР много гос-в. Таджикистан и Узбекистан – много ресурсов – сами выбирали внешнеполит курс. Через афган – трубопровод из Тадж и Узбек. Нужен стабильный Афган. 94 г – при содействии спецслужб Пакистана создан Талибан (пуштунское движение). Создавалось на основе религ деятелей. Талиб в переводе – студент. Это движение на основе принципов шариата. Быстро добивается победы в Афгане. Антиталиб илы пытались противостоять – Северный Альянс, возглав Раббани (пизнан международ сообществом президентом Афгана). Несмотря на поддержку гос-в – проиграли Талибану. 96 г – взят Кабул – центр, через него все эконом, воен, транспорт линии. Войска сев альянса свинтили на Север, где оставались до 2002, возглавлял Ахмадшад Масут (его взорвали). Талибы –контроль над страной до 2002, установили средневек шариатское гос-во. Талибан помогал различным исламским движениям. Но зря взорвали башни. 2002 – американцы проводят операции. Талибы организованного сопротивления не оказывали (подкуплены многие). Создано марионет прав-во Хамида Карзайя. Была видимость, что оно коалицион (этн группы). Держится благодаря американ войск. Более 150 млрд $ в развитие вложили, но они разворовывались. Общество не готово к демократ переменам. СССР делал лучше – строил сам, учили афганцев. При попустительстве Запада в Афгане больше всего производится наркотиков. Не мешают – большинство дохода у людей от выращивания мака, если запретить – возьмутся за оружие. Военн базы в Афгане только, чтобы быстро при случае обезоруж Талибан (если те восстанут), поддержание населения. Если свалят оттуда американцы – пуштуны восстанут. Усиление движений. Опасно для нас – Росс должна реагировать тогда. ОДКБ. Станет нашей проблемы, тк у нас нет границы на Юге. ЮА регион представляет серьезную угрозу для стабильности и безопасности всему континенту. «Дуга нестабильности» - от Кашмира до Балкан.

 

Азиатско-тихоокеанский регион – регион-лидер нового столетия?

Территор рамки – спорны (м.б. США, страны Лат Америки, кто-то их не вкл, кто-то +Индию). В курсе – северовосточ азия, австрал, океания + влияние США, России. Развитие после втор мир, когда страны получили независимость (хотя вообще с вашингтонской системы). С нач 50-х страны начали развив нац экономику и отношения друг с другом самостоятельно (Великие державы на тихом океане – книга). Отношения развивались согласно типу регулирования МО – преобладал эконом (не военн-полит и именно с 60-х гг). Великие державы вмешивались, но самим гос-вам региона оставалось много свободы в развитии регионал МО. Тут преобладала заинтерес в эконом отношениях, что определяло военн баланс. Этому способст стабильный регион после Вьетнамской войны. Так, было выгодно поддерживать стабильность для регионал гос-в. После оконч ХВ эконом развитие начало развив большими темпами,т.к. были большие предпосылки. Сегодня их межгос эконом комплекс один из крупнейших, Валовый нац продукт самый больш. Темпы эконом роста самые высокие (2010-11 – 8,8 – 8,9%). Ведущий игрок Китай (2011 рост – 7,6%, ВВП – 7,2 трлн$ США), Япония – 5,8 трлн. Превышает и США, и ЕС. Страны азии – там производится все! Образуются точки с инновациями, технологиями (Юж Корея, Сингапур, Индонезия, Китай, Япония). В регионе 2 интеграционн группировки – АТЭС, АСЕАН. Интеграция идет быстро. Хотя по степени интеграции уступает и ЕС, и НАФТА.

АСЕАН – 1967, включ ок 10 стран юго-восток азии. Организац для развит соц-эконом сотрудничества, но способствовало и военно-полит сотрудничеству. Задачи – ускорение темпов эконом роста, расщир сотрудн, либерализац торговли. В 90-е гг – расширение (Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа). 94 – возник АРФ – форум АСЕАН – площадка осуществления превентивной дипломатии (по проблемам безопасности). Задачи в эконом- либерализац торговли. В 70-80 делались попытки (опуск барьеры на некот товары), в 90-е продолжилось. С янв 2010 – зона свобод торговли АСЕАН + Китай. Основная валюта – кит юань. Компании и активы – китайского бизнеса. Сильно интегро=рирован – есть механизмы межправ взаимодейтсв по всем областям. Встречи министров. В год 400-500 мероприятий. АСЕАН – не наднационал образование. Но надо бы более глубоко.

АТЭС – австралийск инициатива в 89 г образовать форум по эконом проблемам. К форуму постепенно присоед все госва азиат-тихоокеан регион, Россия + в 1998, 10 лет мораторий на вступление. Поддержание эконом роста, развитие внутр торговли (барьеры, либерализация). Формально – самый крупный в мире (2/3 населения, более 60% ВВП). Но в нем нет громоздкой структуры. Каждый год встречаются в странах. Встреча лидеров по обсуждению повестки дня (никаких жестких рекомендаций, резолюций). АТЭС критикуется, т.к. вызовы экономические требуют более жесткого органа с коллективными обязательными для всех решениями. Было несколько интеграц проектов для вовлечения всего региона – проект Восточно-азиат сообщества – японская инициатива Етио Катаяна – министр, региональная валют интеграц, либерализация рынков, созд регионал структур безопасности. Чисто азиат – без США, без России. Сами должны определять правила игры для себя. Не поддерж австрал, США – побоялись, что будет японо-кит инициатива, будут односторон влиять. Проект азиат – тихоокеан сообщества – австрал, п-м Кевин Рат с этой иниц. Включ все страны АТЭС + США, Индия, Яп, Юж Корея, Тайвань и.т., но без Росс. Эконом интеграц + вопросы безопасности, борьба с терроризм, киберугроз, пиратство, трансгранич преступность. Не нашла поддержки (Кит, Сингапур против, ряд гос-в АСЕАН, испугались сильного влияния США). В целом, обе инициативы не прошли, но перспективы оцениваются положительно по созданию платформы.

Регионал безопасность. Основные компоненты обеспечения безопасности.

Регион огромный, чрезвычайно значим для мир развития. Нет сбалансированной системы регионал безопасности. Обеспеч безопасности базируется на двусторонних отношениях. СО времен ХВ у США осталось несколько круп партнеров и безопасности: Яп (договор о взаим смотрудничестве бессрочный, оказание США помощи Японии при возникнов опасности вплоть до яд; Юж корея), там у США своя инфраструктур военная, флот, в ЮК американ яд оружие, Яп подключается к амер ПРО. Есть дог с Филиппинами, Таиландом. После втор мир США уменьшили свое военн присутствие, но планируют увелич (типа угроза из Китая). США и Тайвань – 79 г закон об отнош с Тайван, разорваны дип отнош. Но США будет оказ военн помощь с точки зрения обеспеч безопасности. Тесн отнош США и Австрал, 51 – АНЗЮС, не работает, но и австрал и Новая Зел подключены к амер системы безопасности. США стараются поддерживать отнош со всеми странами.

РФ – 2 договора с Вьетнамом(2000) и Юж кореей (92). Не дог о безопасности, но может перерасти, вообще – дог о дружбе. (рисунок у Ани).

Территориальные конфликты.

Тайвань. 90-е гг Китай пытался достигнуть компромисса полит путем с островом. Предлагали принцип «1 Китай, 2 системы». Внутр политика ваша, но на международ арене под Китаем. Проблема сепаратизма др его территорий (Тибет). В Тайване не прав элита, ни народ этого не принимают. Считают себя независ гос-вом. У них постинд эконом, экспортно-ориент. Эконом отнош между ими хорошие – взаимн инвестиции, размещ производств. Официал отношений нет, граждане перемещаются свободно. Военн кризисы – 96 – в тайван проливе в результате учений кит флота возникла напряжен, американцы вмешались, чуть воевать не начали. Кит и Тайвань держут конфликт в сост опасности. Опасно – вовлеч США.

Корейский п-ов.

После ХВ не разрешен. Сейчас в холодной фазе. Дек 91 – соглаш о примерении, ненап и сотрудн. В фев 92 – совмест декларац о безъяд зоне.Юж корея согласилась с устранением американ яд оружия. Планировалось, что перекрестн признание Юж Кореи и КНДР (Росс признала, США и Яп нет). Причины – Ким Ир Сен (Сев Корея) планировал вести переговоры только с США, а не с ЮК. США и ЮК сочли за слабость. Подумали – немного силы и будет более податливым. Но в марте 93 КНДР заявила о преостановке учатия в дог о нераспрост яд оруж. Яд шантаж в вопросах мир урегулир – СК требует определен эконом и полит уступок со стороны ЮК и США, уступки – остановят, нет – продолжат (нужно: соц помощь, гуманитар). Наибольшее приближ к безъяд статусу в нач 2000-х – Ким Ир Сен отказ от яд статуса, получил гуманит помощь и обещ построить мир яд реакторы. Но сорван, 2002 СК объявила о сущ тайной программы по обогащ урана. 2003 вышла из дог о нераспрост, 2007 – испытана бомба, осенью 2007 согласил закрыть программ в обмен на гумнит помощь и вычеркивания из стран изгоев, но не состоялось. Сейчас – раздражитель. Угрозы силового давления на нее остаются.

Др конфликты. Острова Спратли. Вовлечены большинство стран ю-в азии. 230 мелких островов. Претендует Китай, большинство стран АСЕАН и Тайвань. Сан-Франс дог не решил судьбу этих договоров. Страны сами распилили их – спор. С возрастанием мощи Кмитая стал претендовать, а там еще и нефть нашли… Там еще и судоходство прет прямо-таки (вместе с пиратством). У разных стран по несколько островов. Др – острова Сенкаку. Яп и Кит. Официально – у Яп. Китай unlike. В Кит остро вопрос. Др – Курилы. РФ и Яп. Нет мир договора из-за этого конфликта. Итуруп, Шитанаи, Нашир, Хабоман. Важно – российские субмарины бесконтрольно могут там выходить.

 

 

Латиноамериканский регион на рубеже веков

Социально-эконом характеристика. Часть Северной Америки и Южная Америка (от Мексики до юга-юга). Объединены по языку и по культуре. В основном все получили независимость в 19 веке. Субрегионы: Мексика, Центральная Америка (карибский бассейн, панамский перешейк), Южная Америка (Андский, Амазонский, Лаплатский – река). 14% суши. 569 млн чел (10%). В основном демократии (пытались развиваться как демократы с 18в), с того же времени развивается экономика. Нет высокого ВВП, высокой доли НТР - продукта, не много дохода на душу населения. Около 2 трлн $ США – суммарный вклад. Регион проблемный с точки зрения развития экономик.

Проблемы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: