ЕДУЩИЙ ГОЛОС В ПОЛИФОНИИ
А. Ровенко
Сохранились свидетельства, что Бах рекомендовал своим ученикам «смотреть на инструментальные голоса, как на личности, а на многоголосное инструментальное сочинение, как на беседу между этими личностями» '. Конечно, приведенное высказывание не выходит, по сути, за рамки общеэстетической характеристики полифонического многоголосия и носит скорее афористический, нежели теоретический характер. Тем не менее, око весьма удобно в качестве отправного момента наших рассуждений.
Каждый из собеседников может быть как яркой, так и посредственной личностью, как считаться с мнением других, так и игнорировать их «высказывания», но от этих
качеств зависит общий характер1 беседы. Композиторы-полифонисты отчетливо сознавали, что не всякую «беседу» можно назвать музыкой. Как бы продолжая высказывание отца, Ф. Э. Бах подчеркивал, что «музыка не должна быть большим сборищем, где все говорят зараз так, что нет разговора, а есть крик, шум, безобразие» '.
Конечно, говорить о звучащих в одновременности мелодических образованиях как о «личностях» можно только условно. Для музыкантов это не более, чем образные ассоциации, привнесенные из смежных видов искусств и, в частности, многофигурных картин живописцев. В этом отношении показательно определение последних Д. Дидро: «... это общество остроумных людей, которые говорят все одновременно, не слушая друг друга... вы хотите установить причину беспокойства, порождаемого картиной. Оно проистекает от одинакового притязания всех фигур на мое внимание»2.
Нетрудно провести аналогию с идеей одновременного сочетания равноправных мелодических голосов, в той или иной формулировке, входящей в большинство определений специфики полифонического вида1 многоголосия. Положение о равноправии голосов в том объеме, в каком оно представлено в существующих определениях полифонии, является, в принципе, не столько теоретическим, сколько эстетическим, так как сущность этого равноправия остается невыясненной. В «Учебнике полифонии» С. Григорьева и Т. Мюллера констатируется, что в полифонической практике «во многих случаях одна из мелодий преобладает над другими, звучащими вместе с ней, является более яркой и значительной»3, то есть тем самым указывается на относительный характер равноправия голосов в полифонии. Однако такой конкретизации распространенного положения явно недостаточно'. Без более глубокого проникновения в существо вопроса теряется понимание специфики полифонического мышления.
Идеальное или абсолютное равноправие мелодических голосов в полифонии практически недостижимо. Поэтому многие исследователи говорят о «более» или «менее» равноправных голосах, что, впрочем, также достаточно неопределенно. Идея равноправия голосов как идеал, предел, к которому стремится полифоническая фактура, является верной, но в практике явление полифонии основывается на фактическом неравноправии голосов. Раскрыть эту идею и выделить проблему ведущего голоса в полифонии —основная цель данной работы.
Розен о в Э. Бах и его род. М., 1912, с. 72.
1 В кн.: Материалы и документы по истории музыки. М., 1934, с. 472.
2 Дидро Д. Об искусстве, т. I, М., 1936, с. 177.
3 Григорьев С., Мюллер Т. Учебник полифонии. М.., 1969, с. 15.
Постановка вопроса о ведущем голосе в полифонии осуществлялась только применительно к подголосочному складу русской народной песни. Поэтому прежде чем приступить непосредственно к рассмотрению вопроса- о роли ведущего голоса в классической полифонии, правомерно остановиться на некоторых особенностях подголоеочното склада '. «Основной принцип этого склада заключается в том, что мелодии одновременно звучащих в нем голосов выполняют различные функции; одна из них является главной, другие—сопровождающими, дополняющими» 2.
В условиях импровизационно-интуитивного устного музыкального творчества достичь стройного ансамбля, слаженности звучания можно было лишь при подчинении голоса каждого участника — одному ведущему. Конечно, следует говорить не об абсолютном подчинении, приводящем к умисонно-октавному звучанию, а об относительном. В данном случае при сохранении в целом мелодических контуров ведущего голоса (в чем проявляется подчиненность мелодий ведущей) делаются от него различные отклонения (в чем проявляется определенная независимость подголосков).
Без постоянной линеарной сопряженности с ведущим голосом, слитное полифоническое многоголосие недостижимо в условиях импровизацио'нно-иятуитивного устного творчества.
Применительно к подголосочному складу русской народной песни не приходится говорить о равноправии голосов. С другой стороны, неправомерно говорить и о слишком строгом и четком разграничении мелодических функций голосов на ведущий и аккомпанирующие. Так, среди общих особенностей народно-полифонического изложения С. Евсеев выделяет «... Возможность получения одним из голосов более ведущего значения (хотя бы временно и в своеобразной форме). Вследствие этого такой голос приобретает наибольшую мелодическую выразительность и подвижность (поручается обыкновенно самому талантливому и опытному «умельцу») 3. Ведущую роль того или иного голоса С. Евсеев связывает, прежде всего, с наибольшей мелодической выразительностью и подвижностью, то есть с повышенной интонационной интенсивностью.
Дух соперничества •— неизменный спутник всякого совместного исполнения того или другого народного напева, и, ес-
1 Нет необходимости детально рассматривать подголосочный склад, так как роль ведущего голоса в нем в принципе выяснена.
2 Бершадская Т. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной песни. Л., 1967, с. 37.
3 Евсеев С. Русская народная полифония. М., 1960, с. 107.
тественно, каждый участник хора может одержать верх в борьбе за главенствующее положение. Кроме этого, известен своеобразный прием мелодического перехвата, когда главный напев начинает звучать в одном голосе, затем передается в другой, третий, (не имитируется, а продолжает излагаться) и так далее, пока части его не прозвучат во всех голосах. Другими.словами, каждому голосу представляется возможность временно стать ведущим; «... Главная мелодия песни всё время сохраняет ведущее значение, независимо от того проходит ли она всё время в одном и том же голосе или переходит из голоса в голос» '.
Таким образом, уже в подголосочно-полифоничеоком складе прослеживается диалектически взаимосвязанное сосуществование противоположных тенденций — необходимость подчинения голосов одному ведущему во имя достижения единства звучания целого — со стремлением, в то же время, каждого не уступать в выразительной силе ни одному голосу, в том числе и ведущему. Исходя из этого, сформулируем в качестве рабочей гипотезы и исходного положения понятие основного признака полифоничноетн, который определим как сочетание в одновременности принципа равноценности выразительной силы интонационного материала по вертикали2 с требованием единства звучания многоголосного целого.
Представим себе идеальные случаи:
1. Абсолютная равноценность интонационного материала по вертикали: в каждый момент во всех голосах ни одна интонация не уступает в этом отношении любой другой, звучащей вместе с ней.
2. Абслютное единство звучания многоголосного целого: каждый голос максимально приспособлен ко всем остальным.
Если первый случай еще никак не свидетельствует о качестве самих голосов, степени, их развитости, индивидуализации, относительной самостоятельности, то приближение ко второму возможно при нивелировке интонационной характерности, нейтрализации тематизма, определяемой диалектическим законом: чем более характерным, неповторимым является мелодический оборот, чем меньше допускает вариан тов, не нарушающих его характера — тем более жестко ведет он себя с остальными голосами.
С позиций требования единства звучания многоголосного целого, возможности сочетания в одновременности одинако,-во ярких! мелодических линий ограничены, хотя таковые име-
1 Бершадская Т. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной песни. Л., 1967, с. 38.
2 Вертикаль в данном и в последующем изложении мыслится не связанной с одномоментным ощущением.
ются (например, совместная реприза двойных и тройных фуг-с раздельной экспозицией; существует, также практика соединения тем, возникших независимо друг от друга). Но, даже если несколько индивидуализированных тем удовлетворительно сочетается в одновременности, всё же особенности каждой из них столь привлекают, что подобное соединение не всегда воспринимается как органичное целое. Не случайно контра-пуяктирование предельно контрастных мелодий — явление довольно редкое в полифонии. В этом случае одна из мелодий либо полностью подчиняет себе другую, либо противоречит ей. Чем более индивидуализированны темы, тем труднее достичь при их соединении нового качества, целостности более высокого порядка.
Применительно к идеальным случаям «абсолютной» равноценности и «абсолютного» единства, основной признак по-лифоничности, как сочетание того и другого в одновременности, может проявиться только по отношению к интонационно нейтральному материалу (тип многоголосия, напоминающий по фактуре аккордовое изложение).
Помимо такого абсолютного типа сочетания равноценности интонационного материала по вертикали и единства звучания многоголосного целого существует другой тип, который можно определить как относительный. Он характеризуется тем, что в каждой отдельной фазе развития полифонической фактуры равноправие голосов отсутствует, то есть, они четко подразделяются на ведущий и дополнительные контрапункты. Равноправие голосов произведения в целом сказывается в том, что каждому периодически поручается как ведущая линия, так и дополнительные контрапункты.
Итак, основной признак полифоничности характеризуется диалектически противоречивым взаимодействием двух полярных моментов, двух противоположностей.
1. Органичность индивидуального развития каждой мелодической линии (высокая степень мелодического единства отдельных горизонталей).
2. Органичность сочетания в одновременности всех мелодических линий (высокая степень единства совокупного целого).
Следовательно, полифоническая фактура может приблизиться либо к одному полюсу (достичь совершенной органичности каждого голоса, но ценой отказа от органичности сочетания их в одновременности), либо к другому полюсу (достичь совершенной органичности сочетания в одновременности всех голосов, но ценой отказа от органичности их индивидуального развития), либо может быть основана на сбалансированном взаимодействии этих полюсов.
Обратимся еще раз к подголосочному складу русской народной песни в связи с намеченными позициями. Для него характерен уклон в сторону преобладания связей всех голосов, проявляющийся в смягченное™ контрастов между ними, в большой слитности и согласованности. Элементы сбалансированного взаимодействия в этих условиях проявляются в приеме передачи ведущей мелодии из голоса' в голос. Добиться более радикального сбалансированного взаимодействия обоих полюсов полифонической фактуры практически можно лишь с участием интеллектуальных факторов формования, которые опираются на нотную запись.
Проблема ведущего голоса в полифонической письменной культуре стоит иначе, чем в подголосочном многоголосии устной традиции. Слуховое воображение в контрапунктическом изобретательстве ограничено и у композиторов, но использование нотной записи значительно облегчает координацию голосов, позволяет расширить многоголосную опору полифонической фактуры '.
Технология полифонического письменного творчества существенно отличается от импровизации многоголосия, опирающейся на интуицию и опыт исполнителей. Для композиторов, наряду с пониманием ведущего голоса как голоса с наиболее интенсивным ритмическим и звуковысотным движением, с использованием нотной записи появляется ведущий голос в ином смысле — неизменяемый конструктивный элемент, к которому приспосабливаются в одновременном звучании другие, изменяемые (например, в этой роли могут выступать кактус фирмус, тема фуги и т. п.). Это не означает, что при восприятии целого неизменяемый конструктивный элемент всегда будет преобладать, в наибольшей степени привлекая к себе внимание. Он может как иметь, так и не иметь этих качеств. Обозначим первое из двух понятий ведущего голоса — интонационно ведущим, второе — конструктивно ведущим голосом. Голос, выполняющий функции конструктивно ведущего, не лишен возможности выступать в то же время в роли интонационно ведущего.
Разграничение функций ведущего голоса на интонационно и конструктивно ведущий позволяет прояснить некоторые аспекты определения сущности полифонического мышления..По
1 «Если рост музыки требовал всё более и более удобной и легко охватываемой нотации, то и обратно, усовершенствование нотации помогало и творчеству и восприятию музыки, облегчая памяти процессы запоминания и увязки летучих звукоотношений». Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963, с. 30.
мысли Б. Асафьева, одна из ее сторон заключается «в ощущении постоянной смены процессов интеграции (воссоединение линий в дружный взаимодейственный комплекс) и дифференциации— своего рода «разложения» или расслоения действующих сил (интонируемых линий) на составляющие их элементы и затем перехода к новообразованиям (реинтеграции)» '. Каким же образом в процессе координации голосов можно добиться не просто механического наложения мелодических линий, а «воссоединения их в дружный взаимодейст-венный комплекс»?
Отвечая на этот вопрос, воспользуемся понятием интона ционной интенсивности. В связи с народно-полифоническим многоголосием, в частности, указывалось, что ведущая роль того или иного голоса обусловливается повышенной интонационной интенсивностью.
Повышенная 'интенсивность — это лишь один из крайних; полюсов, противоположным которому является пониженная 'интенсивность. Между ними находится область средней интонационной интенсивности2. В конкретном музыкальном построении та или иная интонационная интенсивность определяется, в первую очередь, длительностями, которыми осуществляется ритмическое движение и интервалами, которыми осуществляется звуковысотное движение. Установить точные границы окончания средней интонационной интенсивности и начала повышенной или пониженной — часто бывает невозможно, ибо, во-первых, не всегда практически удается учесть все факторы оказывающие на нее то или иное влияние, во-вторых, переход от одной интенсивности к другой во многих случаях совершается постепенно, незаметно. Тем не менее, для каждого полифонического стиля имеются свои объективные.показатели интонационной интенсивности. Так, натри-мер, в баховском стиле средней интенсивностью ритмического движения обладают длительности, совпадающие или приближающиеся к ритмическому значению единицы измерения времени. Оно, как правило, отражено в знаменателе
1 Глебов И. Полифония и орган в современности. Л., 1928, с. 7.
2 Данную триаду следует представлять как одно из частных проявлений общего закона природы и человеческого восприятия. Закон отражает возможность всех явлений и процессов находиться только в двух состояниях: нейтральном — состояние равновесия (нулевое состояние) и направленном — состояние отклонения от равновесия, возможное в две прямо противоположные стороны (положительно и отрицательно направленные состояния). Можно привести и другие примеры проявления этого закона в музыке. Так, Э. Курт пользовался понятием «плотность сплавленности интервалов, выделяя «среднюю» (несовершеннные консонансы), «жесткую» (диссонансы) и «жидкую» (совершенные консонансы) плотности. См. Курт. Э. Основы линеарного контрапункта. М., 1931, с. 262).
размера '. Отклонение от этого значения в сторону уменьшения или увеличения до полной остановки обычно свидетельствует о повышении или понижении интенсивности ритмического движения.
Средней интенсивностью звуковысотного движения обладают интервалы, наследования которых совпадают или приближаются к так называемым общим формам движения. Отклонение от этих интервалов в сторону иххарактеризации или наоборот сжатия, сворачивание общих форм движения вплоть до простой репетиции одного звука обычно свидетельствует о повышении или понижении интенсивности звуковысотного движения. Однако необходимо учитывать то,, что одни и те же показатели способны в различных ситуациях свидетельствовать о различной интенсивности.
Для каждой мелодической линии естественно сгущение и разрежение интонационной интенсивности: более значимый материал оттеняется менее значимым. Без этого невозможна никакая выразительность в мелодии. С такой точки зрения, монотонная мелодия есть не что иное, как линия с постоянной интонационной интенсивностью 2. Любая горизонталь, не страдающая монотонней, содержит участки различной интонационной интенсивности. Так как участки повышенной интенсивности являются решающим фактором в насыщении полифонической фактуры интонационно ведущими полосами, выделим каждый из них как:
а) ритмически-значимый момент — участок мелодической линии, в котором ритмическое движение в той или иной метрической системе осуществляется более мелкими длительностями по сравнению с окружающим контекстом;
б) мелодически-значимый момент — участок мелодической линии, в котором звуковысотное движение в том или ином ладу осуществляется более характерными интервалами по сравнению с окружающим контекстом.
Возможности человеческого восприятия обусловили следующую диалектику в соотношениях категорий а.) и б): по-
1 По справедливому замечанию О. Агаркова «встречаются случаи, когда обозначения размера не соответствуют реально воспринимаемому метру. Так, при размере 4/4 единицей отсчета, соответствующей характеру движения, может быть не четверть, а восьмая или половинная нота. Этот размер в достаточно быстром темпе, при котором как основной пульс воспринимается чередование полутактовых длительностей, следовало бы заменить размером 2/2, а в медленном темпе, где единица пульса — восьмая, обозначается как 8/8».
См. Агарков О. Об адекватности восприятия музыкального метра. — В кн.: «Музыкальное искусство и наука», вып. 1. М., 1970, с. 96.
2 Монотония всегда остается монотонней,.независимо от того, будет ли выдерживаться постоянство повышенной, пониженной или средней интонационной интенсивности.
как правило, к понижению интенсивности звуковы'сотного движения. С другой стороны, повышение интенсивности зву-ковысотно'Го движения приводит, как правило, к понижению интенсивности ритмического движения. Ограничимся несколькими примерами из творческой практики И. С. Баха.
ладово- значимы и момент
Темпово-значимый момент
Темпово-значимый момент
Ладово-значимый момент
Обе полифонические темы распадаются сравнительно четко на два момента, один из которых является мелодически, а другой—ритмически-значимым. Последовательность этих моментов в темах различна. Показателем интенсивности звуковысотного движения в первой теме является последование ез — § —Дх, обладающее повышенной «интенсивной сопряженностью» ' в системе гармонического соль минора. Ритмически-значимый момент данного примера приближается к общим формам движения.
Показателем интенсивности ритмического движения второй темы являются триоли шестнадцатыми в системе отсчета 4/4. С появлением мелодически-значимого момента (хрома-тизмы после общих форм движения) интенсивность ритмического движения понижается.
Обратимся к еще одной полифонической теме.
Ладово-значимый момент
Темпово-значимый момент
1 Термин Б. Асафьева, примененный им к анализу темы до-диез-минорной фуги из 1 т. ХТК. См. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963, с. 48.
В ней показателем интенсивности звуковысотного движения является не «интенсивно сопряженное» последование интервалов (как в примере № 1) и не хроматизмы (как в примере № 2), а довольно обычные, на первый взгляд, квартовые фанфары с нисходящими терциями. Связано это с тем, что ритмически-значимый момент этого примера обладает особо-пониженной нулевой интенсивностью звуковысотного движения, показателем которой является многократная репетиция одного и того же з>вука. В данном контексте фанфаръг несомненно свидетельствуют о повышенной интенсивности.
Естественно, приведенные примеры не исчерпывают всех случаев соотношений ритмически- и мелодически-зна-ч'имы'х моментов в полифонической теме. Возможны темы однородного строения, приобретающие ту или иную значимость лишь в сопоставлении с последующим изложением. В этом случае сгущение и разрежение интонационной интенсивности осуществляется за, пределами темы.
Ладово-значимый момент
Темпово-значиммй момент
Воспользовавшись этими наблюдениями, попытаемся ответить на поставленный вопрос о процессе координации голосов. «Воссоединение их в дружный взаимодейственный комплекс» произойдет в том случае, если при слуховом восприятии образовавшегося многоголосного целого 1) ощущение ритмического движения и развития будет исходить не от одного голоса, а от совокупности всех голосов, 2) ощущение звуковысотного движения будет исходить не от одного голоса, а от совокупности всех голосов. Другими словами, в первом случае необходимо почти непрерывное перемещение тем-пово-эначимых моментов из одного движущегося голоса в другой. Простейшее решение этой задачи возможно с помощью комплементарной ритмики и имитации.
Во втором — необходимо почти непрерывное перемещение ладово-значимых моментов из одного движущегося голоса в другой. Решение этой задачи также осуществимо с помощью имитации. В результате, интенсификация звуковысотного и ритмического движения в одних голосах сопровождается уменьшением таковой в других, что значительно облегчает координацию голосов как в слуховом воображении, так и при восприятии.
10-2102
Вскрывая сущность процесса координации голосов, нельзя не продемонстрировать его на отдельных примерах из практики Баха.
Приведенный фрагмент — звено 'канонической секвенции, где две формы интонационного движения (секундовая восьмыми и терцовая четвертями) объединяют голоса парами. Внутри каждой из них, при остановке в одном ив голосов прозвучавшая 'интонация тотчас имитируется з другом. В данном случае важнее обратить внимание не на имитацион-ность, а на ритмические остановки, во время которых она осуществляется. Взаимодополняемость ритмического и з в у-ко высотного движения обеспечивает слуховому восприятию ощущение интонационного развития, исходящего не от одного голоса, а от совокупности обоих голосов каждой из пар. Фиксация пути слухового восприятия, непрерывно перемещающегося с одного движущегося голоса на другой, позволяет извлечь из четырехголосия, по существу, двухголосную контрапунктическую схему, лежащую в его основе:
контрапунктическая схема
Наблюдаемое явление, как универсальное, проявляется также и в более сложных построениях, но в скрытом виде, скажем, с применением вертикальных перестановок. Поэтому для анализа в некоторых случаях целесообразно извлекать контрапунктическую схему, как показано в примере 6.
Постоянное следование слухового восприятия за интонационно значимыми моментами приводит к эффекту «мнимого» многоголосия. Его действие противоположно действию известного эффекта скрытого многоголосия. Если в последнем «звуковое воздействие одноголосной линии сгущается вплоть до впечатления полифонной ткани»1, то в первом — звуковое воздействие полифонной ткани разрежается вплоть до одноголосной линчи. В случаях, где все голоса достигают равноправия с интонационно ведущим, возникает полифоническая перенасыщенность, что приводит к уничтожению возможности дифференцированного восприятии рельефов мелодических линий в многоголосом целом. В этом есть некоторая1 аналогия упоминавшейся мои ото ни и, с той только разницей, что постоянство интонационной интенсивности! выдерживается не в развертывающейся мелодической линии, а в сочетающихся в одновременности мелодических образованиях.
Итак, конструктивно ведущий голос находится в обратно пропорциональной зависимости к дополняющим его голосам: по насыщенности моментами наибольшей интонационной интенсивности. Это значит, что насыщение конструктивно ведущего голоса только темпово- и ладово-значим.ыми моментами естественно ограничивает возможности насыщения ими дополняющих голосов и полностью подчиняет их ему2. В результате, слушатель будет воспринимать не слияние голосов (единое звучание), а ведущий голос и «аккомпанемент» к нему из дополняющих голосов.
До сих пор, в качестве решающих факторов в насыщении:1 полифонической фактуры ведущими голосами рассматрива-г-лись только метроритм и звуковысотность, но любая музы--кальная структура помимо этих компонентов включает в себя и другие, например, громкость, тембр, фактуру, артикуляцию и т. п. А. Милка в своей диссертационной работе следующим образом трактует эти компоненты: «В создании различных уровней музыкальной структуры звук действует не только как целостное явление, но и в отдельных своих качествах (длительность, высота, тембр, громкость)... определяющихся как составляющие музыкальной структуры... Четыре составляющие (временная, высотная, тембровая, громкостная) — основные. Другие (например, фактурная.
1 Курт Э. Основы линеарного контрапункта. М., 1931, с. 183.
2 Это во всех искусствах: чем ярче архитектурный или живописный мотив, тем больше он связывает художника, так как предъявляет свопе требования к окружающему контексту.
артикуляционная и др.) являются результатом развития основных, производными от них» '.
Верное в общем разделение составляющих на основные и производные является всё же не полным, ибо, без дальнейшей дифференциации составляющих, уже внутр'и основных, громкость и тембр уравниваются в правах со звуковысотно-стью и метроритмом, с чем никак нельзя согласиться. Мет-рорцтм и звуковысотность — средства, выполняющие особую роль. Именно они являются основными носителями информации в музыке, в то время как остальные средства — вспомогательные, способные усиливать или ослаблять действ'ие мет-роритма и звуковысотности. Наиболее действенным является тембровое и особенно громкостное выделение голоса.
Любой голос или тема в процессе исполнения могут быть выделены для слухового восприятия посредством динамики. В этом случае приходится говорить не только об интенсивности звуковысотного и ритмического движения, но и об интенсивности динамического звучания, в процессе исполнения.'™ Однако установить целесообразность динамического выделения голоса в каждом конкретном случае задача не легкая. То или иное ее решение зависит, в первую очередь, от направленности слу;>а исполнителя. Чем более преобладает инерция слышания гомофонно-гармонического письма, тем более он склонен к выделению одного из голосов посредством более акцентного, динамического исполнения2. С другой стороны, применяя определенные исполнительские средства, мы подчеркиваем какие-то моменты музыкальной структуры, то есть, при динамическом выделении голоса, не содержащего ритми-чесК|И- и мелодически-значимых моментов, ведущая роль оставляется за ним, и сводится на нет роль интонационно ведущего голоса.
1 Милка А. Функциональность музыкальной структуры и динамика структурного развития в сюитах И.-С. Баха. Автореферат кандидатской диссертации. Л., 1970, с. 8—9.
2 «Энергия слышания контрапунктического письма совершенно иная, чем гармонического». Курт Э. Основы линеарного контрапункта. М., 1931,
с. 95.
Как в примере 7, так и в примере 8 интенсивность ритмического движения темы (половинными) значительно ниже интенсивности ритмического движения, возникающего от совокупности и взаимодействия дополняющих голосов (в основном, восьмыми). На фоне одного звука темы может произойти трехкратная смена звуков в остальных голосах, и за< время звучания этого тона может возникнуть многократная его перегар'монизаци'я, что, собственно, и происходит со звуком «фа» в первой половине четвертого такта примера 8.
Интенсивность звуковысотного движения контрапунктирующих голосов в примере 8 значительно выше, чем в примере 7. Это приводит к тому, что и динамическая трактовка темы в процессе исполнения должна быть различной.
Если звуки темы выделены динамически, то этим подчеркивается сугубо вспомогательная роль остальных голосов, выполняющих роль орнамента. В этом случае они и образуемая ими гармония оплетают, обвивают звуки темы как плющ, колонну. Такая исполнительская трактовка контрапунктирующих голосов уместна, если они не индивидуализированы,, интонационно нейтральны и представляют собой сплошь общие формы движения, как в примере 7.
Если контрапунктирующие голоса интонационно более насыщены, чем сама тем-а, как в примере 8, то динамическое выделение ее нежелательно. В данном случае уместно подчеркнуть^ педализирующую роль звуков темы по отношению к фактуре сочетаемых противосложений.,
Для звукового потока как вокальной добаховской поли- * фонической культуры, так и инструментальной музыки свободного письма характерна относительная однородность соотношений голосов; расчлененность фактуры достигалась исключительно средствами регистра1, тембра, ритма, агогики и_
артикуляции. В этих условиях композиторы названной эпохи в процессе оформления звукового потока, говоря современным языком, как бы запрограммировали выделяющиеся сами собой мелодические построения (благодаря более интен-:с'ивному звуковысотному и ритмическому движению в сравнении с окружающим контекстом), равномерно рассредоточив И'Х по всем голосам. Поэтому при исполнении музыки такого рода особых усилий в этом от исполнителей не требуется. Зато для восприятия единого целого требуется «гибкость, подвижность и раепределяемость внимания, без чего неосу-, ществимо почти непрерывное перемещение его фокуса с одного движущегося голоса на другой»1.
Несмотря на это в бытовом, повседневном музыкальном сознании педагога часто преобладает идея, что основная цель работы с начинающими исполнителями над полифоническим произведением — научить их выделять каждое новое проведение темы. Не будем углубляться в этот вопрос и приведем п только несколько высказываний выдающихся музыкантов.
Интересно замечание С. Савшинского: «Как ни велико значение темы, фуга в целом не является ее многократным эхом, повторяемым всеми голосами»2.
«Прослушиванию противосложений фуги пианист должен уделять столь же пристальное внимание, как и самой теме, которую не следует выделять (выталкивать). Исполнительское владение полифонией является истинно высоким тогда, когда ясно слышна вся ткань произведения» 3.
Эти примеры еще раз подтверждают, что широко распространенным является положение, согласно которому ведущая роль того или другого голоса непосредственно связывается с проведением в нем полифонической темы. Выясним в связи с этим отношения между понятиями «ведущий голос» и «тема фуги».
С точки зрения технологии сочинения фуги, ее тема—относительно неизменяемый конструктивный элемент, к которому приспосабливаются в одновременном звучании другие, изменяемые. В силу этого голос, в котором она звучит, все-^ гда оказывается конструктивно ведущим. Равномерность рас-
1 С а в ш и н с к и и С. Пианист и его работа. Л., 1961, с. 96.
2 Там же, с. 95.
3 Николаева Т. Прелюдии и фуги Д. Шостаковича в учебном репертуаре училища. — В кн.: «Методические записки по вопросам музыкального образования». М., 1966, с. 282.
пределения значимых моментов по всем голосам полифонической фактуры требует, чтобы ведущая роль непрерывно переходила от одного движущегося голоса к другому и не поручалась исключительно конструктивно ведущему. Насыщение темы фуги исключительно наиболее интенсивными мелодическими ходами не является обязательным. Следовательно, тема, полностью 'Состоящая из общих форм движения и не имеющая сколько-нибудь значительных, выделяющихся мелодических и ритмических моментов, может быть темой фуги и даже, с точки зрения специфики и сущности исследуемой формы полифонического звучания, подобный ведущий голос является желательным, так как представляет свободу в изобретении и насыщении музыкальной ткани в целом выразительными и рельефными мелодическими моментами. Но не противоречит ли такой взгляд как музыкальной теории, так и практике?
Отвечая на этот вопрос, целесообразно первоначально обратиться к требованиям, предъявлявшимся и предъявляемым к теме фуги. В большинстве учебных пособий приемлемой темой для фуги признается только тема, обладающая мелодической рельефностью, достаточной индивидуальностью, узнаваемостью и т. п. (т. е. рекомендуется обязательное насыщение темы фуги наиболее интенсивными мелодическими ходами). Подобный взгляд встречается не только в учебных пособиях. Работая над книгой «Музыкальная форма как процесс», Б. Асафьев еще в 1925 г. высказал мысль, что «... темы фуги должны быть максимально рельефными, упругими и потенциально действенными» '. Если с такими требованиями подойти к полифонической практике, то с неизбежностью следует признать явно неудавшимися, например, некоторые фуги Баха из «Музыкального приношения» и «Искусства фуги», ибо ряд тем, положенных в их основу, по степени индивидуализации значительно уступает высшим достижениям этой области предыдущих лет. Не случайно поэтому существование этм!х произведений часто хотят «оправдать» стремлением Баха создать практическое пособие по футе,
Так, под непосредственным влиянием того факта,что в основу «Музыкального приношения» положена «бледная, вымученная тема» прусского короля Фридриха II, «в которой трудно было обнаружить хотя бы малейшее движение творческой мысли»2, Г. Хубов отказывает данному сочинению
'Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963, с. 47. Известно, что первое издание этой книги было осуществлено в 1930 г., а написана она была' в основном в течение 1925 г.
2 Хубов Г. Себастьян Бах. М., 1963, с. 281.
в подлинной художественной ценности. Ему же принадлежит общая оценка «Искусства фуги», как «философского итога холодных наблюдений» 1, чем также отрицаются художественные достоинства цикла. В этом отношении показательна характеристика последнего В. Золотаревым: «Выразителем и конечным отражением таких ученых изысканий, положивших предел техническому «искусству для искусства1» служит «Кипз! йег Ри^е» Баха', которое представляет собой интересный цикл из 14 разнообразных фуг, построенных на тему, допускающую целый ряд всяческих метаморфоз»2. Даже такой энтузиаст-исследователь творчества Баха, как А. Швейцер о теме «Искусства фуги» пишет, что ее «нельзя назвать интересной...», что «она не рождена гениальной интуицией...», а «... скорее изобретена ради всесторонней ее обработки и обращения» 3.
В данном случае А. Швейцер и его единомышленники пр'авы лишь наполовину: отметив технологический аспект, они упускают из вида художественную прозорливость Баха, подтвердив