Насыбулина В.П. (2018 / 2019 учебный год)




1. Цель, задачи и особенности составления бизнес-плана

Бизнес-план — это письменный документ, который представляет собой стратегический план создания и/или развития бизнеса компании. Он отражает текущее состояние, цели и стратегию их достижения, предполагаемые потребности и ожидаемые результаты развития бизнеса компании.

Бизнес-план — это основной документ инвестиционного проекта, предоставляемый инвестору, в котором в краткой форме и общепринятой последовательности излагаются суть, основные характеристики, финансовые результаты и экономическая эффективность проекта.

В первом случае бизнес-план рассматривается как результат сводного планирования деятельности компании, которое осуществляется схематически, на регулярной основе.

Во втором случае бизнес-план является результатом единовременного планирования, осуществляемого рамках проекта для решения конкретной стратегической задачи.

Главная отличительная особенность бизнес-плана — сводный, системный характер этого документа, что отличает его от других видов ланов, разрабатываемых на предприятии. В нем увязаны характеристики и факторы внешней среды бизнеса с внутренними характеристиками и функциональными сферами деятельности самого предприятия (от маркетинга и сбыта продукции до технологического обеспечения производства продукции).

Бизнес-план выполняет 3 функции:

1. Стратегическую (помогает при разработке стратегии бизнеса, что особенно важно при организации новой компании или определении новых бизнес-направлений);

2. Инвестиционную (помогает определить оптимальные источники и объем внешних инвестиций, найти потенциальных инвесторов);

3. Функцию планирования (позволяет оценить перспективы развития бизнеса и разработать комплекс конкретных мероприятий для их достижения).

Бизнес-план содержит хорошо структурированную и тщательно продуманную систему данных и информации, в которой представлен комплекс важнейших составляющих бизнеса и функциональных сфер деятельности — цели проекта, рынок, маркетинг, производство, менеджмент, финансы и риски, календарный план работ. Их системное описание необходимо, чтобы дать ясную картину того, что представляет собой предприятие, куда оно планирует двигаться и как оно собирается достичь этого.

В самом общем виде выделяют две основные цели разработки бизнес-плана.

1. Внешняя цель: инструмент для коммуникации и привлечения инвестора (кредитора) с целью получения денежных средств из внешних источников.

2. Внутренняя цель: создать реальную плановую основу для управления функционированием и развитием бизнеса компании путем

разработки и непрерывного обновления бизнес-плана.

Главная задача бизнес-плана - показать что, каким образом и в какие сроки Вы хотите сделать, и какие прибыли и убытки при этом Вас ожидают.

Классификация бизнес-планов основана на бизнес-линиях в деятельности организации, ориентации на развитие организации и бизнес-планы специального характера.

Бизнес-планы:

1. Бизнес-линии: продукция, работы, услуги, технические решения, лоббирование интересов.

2. Развитие организации: финансовое оздоровление, стратегическое развитие, слияние, выделение, присоединение.

Специальный характер: политические проекты, эмиссия ценных бумаг, работа на рынке ценных бумаг, социальные проекты.

 

2. Основные требования к структуре и содержанию бизнес-плана

Бизнес-план начинается с титульного листа, затем идет содержание, да­лее — основные разделы и приложения.

На титульном листе бизнес-плана обычно представляется следующая ин­формация: наименование проекта и краткое изложение его сути; название и организационно-правовая форма предприятия, реализующего проект; краткие сведения об авторах проекта (фамилия, инициалы, должность и контактная информация); стоимость проекта; требования конфиденциаль­ности.

Содержание представляет собой перечисление разделов бизнес-плана с указанием страниц. В нем выделяют наиболее важные пункты в зависимо­сти от требований конкретного проекта.

Примерная структура бизнес-плана включает следующие разделы:

  1. «Резюме»;
  2. «Характеристика выпускаемой продукции и оказываемых услуг»;
  3. «Оценка рынка сбыта»;
  4. «Анализ конкуренции и конкурентных позиций»;
  5. «План маркетинга в структуре бизнес-плана»;
  6. «План производства товаров»;
  7. «Организационный компонент»;
  8. «Оценка риска бизнес-плана»;
  9. «Финансовый план»;
  10. «Приложения».

В «Резюме» отражают основную идею проекта и обобщают выводы по разделам бизнес-плана, а также приводят результаты расчетов экономи­ческой эффективности реализации данного бизнес-плана. При составле­нии «Резюме» следует дать ответы на следующие вопросы: для чего и в ка­ком объеме требуются инвестиции, в чем суть проекта и каковы основные параметры проекта? Также целесообразно привести данные о новизне про­екта или его социальной значимости.

В разделе «Характеристика выпускаемой продукции и оказываемых услуг» бизнес-плана описывают товары (услуги), которые организация предлага­ет или намерена предложить рынку.

Раздел бизнес-плана «Оценка рынка сбыта» связан с изучением рынков сбыта и позволяет предпринимателю четко представить, кто, почему и в каких количествах покупает или будет покупать продукцию данной орга­низации.

Цель раздела «Анализ конкуренции и конкурентных позиций» бизнес-пла­на — обоснование выбора стратегии и тактики конкуренции организации в условиях конкретного рынка. Содержание раздела в значительной степе­ни основывается на исследовании деятельности конкурентов и сравнении ее с деятельностью организации.

В разделе «План маркетинга в структуре бизнес-плана» приводят инфор­мацию о маркетинговой стратегии и мар­кетинговом комплексе, и программе действий организации. Важнейшее место здесь занимают аспекты, связанные с со­зданием конкурентоспособного предложения и его постоянным обновлением. Исходным моментом являются определение потребностей целевых покупателей и эффективное удовлетворение их посредством продуктов ры­ночной новизны.

В разделе «План производства товаров» указывают место производства продукции, приводят программу производства и реализации продукции с указанием объемов производства, необходимых производственных мощ­ностей (зданий, сооружений, технологий, оборудования, задействованных в производстве и реализации продукции), условий их приобретения и по­требности в обновлении.

В разделе бизнес-плана «Организационный компонент» приводят данные о руководстве (владельцах) организации (совете директоров, высшем ру­ководстве, а также менеджерах, играющих важную роль в реализации биз­нес-плана). Характеристика организационной структуры управления долж­на содержать обоснование выбора ее типа и основные должностные обязанности представителей высшего руководства.

В разделе «Оценка риска бизнес-плана» указывают факторы, влияющие на величину конкретных видов рисков, связанных с реализацией проекта (технологический, организационный и управленческий риск, риск мате­риально-технического обеспечения, финансовый, экономический и эко­логический риск). Проводится анализ вероятных рисков мероприятия по их снижению.

Раздел «Финансовый план» должен содержать прогноз движения денеж­ных потоков от реализации бизнес-плана (поступления и выплаты по опе­рационной финансовой и инвестиционной деятельности) и описание те­кущего финансового состояния организации. Кроме того, составляют план походов и расходов, в который включают прогноз объема продаж и оценку всех статей расходов, а также данные о предполагаемом объеме инвести­ций по проекту с указанием источников финансирования.

Заканчивается бизнес-план «Приложениями», куда входят все финансо­вые расчеты, документы, подтверждающие и разъясняющие сведения, пред­ставленные в бизнес-плане, а также данные о команде управления пред­приятием, реализующей бизнес-план, предполагаемых или утвержденных инвесторах, экспертах, участвующих в разработке и реализации данного бизнес-плана, рекламный материал и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: