Исследование умственной работоспособности учащихся на уроке




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

Физиолого-гигиеническая оценка расписания уроков

Гигиенические требования к расписанию уроков в школе

*Общая учебная нагрузка должна в неделю составлять:

- 1-4 классы – 25 часов;

- 5 класс- 31 час;

- 6- класс —32 часа;

- 7 - класс— 34 часов;

- 8—9 классы — 35 часов;

- 10— 11 классы —36 часов

* В начальной школе сдвоенные уроки не проводятся.

* Для учащихся 5-9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, по литературе для написания сочинений, уроков труда, физкультуры (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5-9 классов допускаются только при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузы, продолжительностью не менее 30 минут.

* В 10 - 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

* При составлении расписания следует чередовать предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.

* Уроки физической культуры не рекомендуется ставить первыми, особенно в понедельник из-за медленной врабатываемости организма в учебную деятельность и перед предметами, где требуется наибольшая мобилизация работы головного мозга (литература и русский язык, математика, физика). Наиболее рациональным местом в расписании этого предмета является 4-5-й уроки, когда переключение с умственной деятельности на физическую работу снижает утомление и способствует повышению работоспособности.

* Школьное расписание уроков составляется с учетом динамики дневной и недельной умственной работоспособности учащихся.

* В течение дня работоспособность изменяется следующим образом: на первом уроке работоспособность школьников невысока; наивысшая работоспособность отмечается на 2 - З уроке; на 4 уроке появляется тенденция к снижению трудоспособности; на 5 и 6 уроках возможен некоторый подьем активности (рис. 1).

* В течение недели работоспособность изменяется следующим образом: вторник и среда могут быть заполнены более трудными предметами, так как в эти дни самая высокая работоспособность; в четверг работоспособность стабилизируется, или чуть снижается; в понедельник и пятницу работоспособность относительно низкая; в субботу возможно повышение работоспособности (рис. 2).

Ход работы:

1. Выписать в тетрадь дневное и недельное расписание занятий для учащихся вашего класса (таб. 4). Против каждого предмета проставить оценку в баллах, используя ранговую шкалу трудности уроков (таб. 5).

Таблица 4.

Расписание уроков __3 А___ класса

дни уроки понедельник балл вторник балл среда балл четверг .балл пятница балл суббота балл
  Русский   Математика   Русский   Физ-ра   Изо      
  Музыка   Русский   Английский   Руссский   Русский      
  Математика   Чтение   Математика   Математика   чтение      
  Чтение   Физкультура   Окруж. мир   Чтение   Англ.яз      
      труд   Физкультура   Окр.мир.          
                         
Общая сумма баллов            

Таблица 5

 

Ранговая шкала трудности уроков (САНПиН, 1999)

предмет баллы
Математика, алгебра, геометрия  
Иностранный язык  
Физика, химия  
История, экономика, обществознание  
Русский язык, литература, МХК  
Естествознание, ОБЖ, география, биология  
Физкультура, ритмика  
Труд, основы вычислительной техники  
Черчение, рисование  
Пение  

 

2. Оценить соответствие школьного расписания физиолого-гигиеническим требованиям и сделать анализ недельного и дневного расписания.

2.2. Подсчитать сумму баллов за каждый день недели, полученные цифровые данные используют для построения графика, где на оси абсцисс обозначены дни недели, а на оси ординат - сумма баллов за каждый день (рис. 3).

2.3. Выбрать для анализа два учебных дня, полученные данные используют для построения графика (рис. 4).

 

Баллы

дни недели

Пн вт ср чт пт суб

Рис. 3. Изменение работоспособности в течение недели

Баллы

уроки

1 2 3 4 5 6

 

Рис. 4 Изменение работоспособности в течение дня

2.4. Сравнить полученную кривую с динамикой работоспособности в течение учебного дня и недели, используя дополнительную информацию.

З. Если расписание составлено нерационально, предложить альтернативный вариант, соответствующий физиолого-гигиеническим требованиям.

4. Оформление работы. Записать в тетрадь составленное недельное расписание класса, оценить в баллах, построить графики распределения дневной и недельной нагрузки и на основании полученных данных сделать общий вывод.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2

Исследование умственной работоспособности учащихся на уроке

Ход работы:

1. Для изучения работоспособности и выявления развивающегося утомления у детей в процессе учебной деятельности используют методику модификации хронометража. Исследование проводится на 2-3-х учениках.

2. Предварительно следует заготовить протокол хронометража урока по образцу, представленному ниже.

ПРОТОКОЛ ХРОНОМЕТРАЖА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: